Интеллектуальный марафон «В пределах разума» для учащихся 5-7 классов

Интеллектуальный марафон
«В пределах разума»
Учитель Субботина ИА
Цель: развитие общеинтеллектуальных умений, формирование навыков саморазвития
Задачи:
Учить применять знания в нестандартных ситуациях.
Развивать межпредметные связи.
Прививать интерес к познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Повышение эрудиции
Развитие культуры речи
Развитие логической культуры
Развитие творческих способностей
Выработка коммуникативных навыков
ТСО: компьютер, проектор, экран.

Добрый день! Сейчас состоится самая интересная интеллектуальная игра. Сегодня мы с вами будем развивать логическое мышление, внимание и память и познакомимся с новым стихотворением - синквейном, которое нам поможет подвести итоги занятия.

Правила игры:
Ведущий читает вопрос, и команда даёт на него ответ после удара гонга.
Право ответа принадлежит команде, которая первая подаст сигнал (зажжёт настольную лампу).
Если ответ правильный, команда получает одно очко, если нет, – вторая команда продолжает обсуждение и по прошествии минуты отвечает. Если правильного ответа не дала ни одна из команд, в следующем раунде разыгрывается уже два очка.
Команда-победительница играет с командой со следующим номером. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится абсолютный победитель.
В игре участвуют 4 команды, в каждой команде выбран капитан.
Капитаны приглашаются к столу для жеребьевки.
(капитаны вытаскивают номера команд)
– Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!
– За красный игровой стол приглашается команда под № 1, за желтый игровой стол – команда под № 2.

Ведущий: Тишина в зале! Разыгрывается одно очко! Итак, внимание, вопрос!
(Читается вопрос.)
– Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за (цвет стола) игровым столом.
Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается одно очко.

Раунд I
На каком материке нет рек? (Антарктида)
Основоположник ракетной космонавтики. (Циолковский)
Где жил и чем занимался самый знаменитый кот А. С. Пушкина? (У Лукоморья, на дубу, пел песню, рассказывал сказки)
В качестве чего в США служила джинсовая одежда? (для работы)
Что означает слово геральдика? (Наука о гербах)
Кисти какого художника принадлежит эта картина? (Суриков, «Взятие снежного городка»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7. Назовите город, где установлен конный памятник Петру I? (Санкт-Петербург)

Выиграла команда №


За зеленый стол приглашается команда №3

Раунд II
“Я знаю, что я ничего не знаю”. (Сократ)
Древнегреческий ученый, чьим именем названа знаменитая теорема в геометрии. (Пифагор)
За сколько дней Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (За 365,4 дня)
Из скольких частей состоит Великобритания? (из 4: Англия, Уэльс, Шотландия, Cеверная Ирландия)
Это такой агрегат, который преобразует энергию, обычную тепловую, в механическую работу. Что это? (двигатель)
К какой из повестей А. Пушкин использовал в качестве эпиграфа фразу: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша»? («Барышня-крестьянка»)
Художник, пейзажист, написавший известную картину «Богатыри»?    (В. М. Васнецов)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Выиграла команда №
За зеленый стол приглашается команда №4

Раунд III
В чем главное отличие зрения собаки от зрения человека? (Зрение человека различает все цвета, а зрение собаки – черный и белый)
Собственноручная подпись. (Автограф)
Черный ящик В этом ящике лежат две вещи, которые с давних пор необходимы тому, кто хочет выразить и сохранить свои мысли. Они являются спутником любого грамотного человека. (ручка и блокнот)
Одно из важнейших мест в творчестве Василия Ивановича Сурикова занимает батальная живопись. Всем известны его картины "Переход Суворова через Альпы" и "Покорение Сибири Ермаком". Есть у Сурикова картина, изображающая взятие одного городка. Об этом событии вы едва ли прочтете в учебниках по военной истории – слишком уж оно ординарно и малозначимо в планетарном масштабе. О каком городке речь? (О снежном («Взятие снежного городка»)).
7.Кто сказал слова “Что и требовалось доказать”. (Евклид)

В финале встречаются команды №___ и №__
1. Один пятиклассник написал: “Пальцев у меня двадцать пять пальцев на одной руке, столько же на другой, да на обеих ногах 10”. Как это так? (забыл запятую)
2. Каким способом стервятники разбивают страусиные яйца? (они роняют на них камни)
3. Игра «Кто хочет стать миллионером» существует во многих странах. В Великобритании, например, максимальный выигрыш за всю время существования игры доставался лишь четверым участникам. В первых трех случаях этот факт вызывал у зрителей только положительные эмоции, а вот четвертый вызвал бурю возмущения. Неприятный сюрприз, зрители почувствовали себя обкраденными, это ли не насмешка судьбы - все это фрагменты газетных статей, вышедших по этому поводу. Чем же была вызвана такая реакция? (Игру выиграл миллионер.)  


Награждение победителей

Рефлексия
В начале урока я пообещала вас познакомить с новым стихотворением под интересным названием синквейн. Причем это стихотворение мы будем писать сами. Слово синквейн произошло от французского числительного пять. Это стихотворение, которое состоит из 5 строчек, написанных по правилам. Сейчас я познакомлю вас с правилами написания синквейна.
1 строчка – это называнием темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение. 2 строчка – это определение темы в двух прилагательных. 3 строчка – это три глагола, показывающая действие в рамках темы. 4 строчка – фраза из четырех слов, показывающее ваше отношение к этой теме 5 строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Сейчас я предлагаю вам подвести итог нашего занятия, написав свое собственное стихотворение.
Игра
Умная, веселая
Соображать, развивать, запоминать
Играл бы всю жизнь
Развитие

Чтение синквейнов.

Литература:
1. Московский интеллектуальный марафон. Сборник заданий 9-11 класс, сост. Л.Б. Огурэ, «Интеллект-центр», - М: 2002 2. Б.Л. Хейфец Сборник интеллектуальных игр, «Интеллект-центр», - М: 2002 3. КВН: методика проведения и сценарии для школ и колледжей, изд. 2, - Феникс Ростов -на-Дону, 2003 4. Сценарии школьных праздников книга 4, - М «Школьная Пресса», 2002


15