Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему


Технологическая карта урока русского языка
Фамилия, имя, отчество учителя: Понеделко Надежда Ивановна
Место работы: МБОУ Скородумовская СОШ Каменского района Ростовской области
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема урока: «Буквы о – а в корне -раст- -рос-»
Цели урока:
Образовательные:
формирование у обучающихся представления о правописании чередующихся гласных о – а в корне -раст- -рос- и закрепление полученных знаний.
Развивающие:
развитие коммуникативных навыков и речевой культуру обучающихся, их познавательных и творческих возможностей.
Воспитательные:
воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи
воспитание толерантной личности
Задачи урока:
выработать у обучающихся устойчивые знания для определения правописания чередующихся гласных о – а в корне -раст- -рос-
мотивировать обучающихся на устойчивый интерес к правописанию корней с чередованием
закрепить полученные знания о правописании чередующихся гласных о – а в корне -раст- -рос-
Оборудование: компьютер, презентация с использованием ИКТ, учебник, карточки.
УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012г.
Предполагаемые результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
Инициатива, находчивость, активность при решении проблем.
Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Сотрудничество со сверстниками и учителем. Умение структурировать, классифицировать, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Умение работать по алгоритму для решения учебных проблем.
Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Работать с информацией, использовать знаково – символические средства. Знание о правописании корней с чередующимися гласными, умение выполнять морфемный разбор слов.
Применение изученного для решения задач практического характера.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД Результат
1.Организационный момент.
Цель этапа: настроить обучающихся на восприятие научной информации;
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
Приветствуют учителя, демонстрируют свою готовность к уроку. Личностные: самоопределение,
осознание доброжелательных взаимоотношений, умение организовать свою деятельность Подготовленное рабочее место обучающегося.
2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация на успешность (создание ситуации успеха Цель этапа: повторение изученного материала, проверка домашнего задания, необходимого для получения новых знаний. Организует работу по проверке домашнего задания
Устный опрос.
1)Что такое чередование звуков? 2)Какие звуки могут чередоваться?
3) Какие корни с чередованием вам известны? Расскажите об их правописании.

Диктант с последующей взаимопроверкой: положение дел, полагаться на друзей, прилагать усилия, прикоснуться слегка, касаюсь стены.
Учитель комментирует итоги работы в парах:
Прекрасно! У всех только улыбающиеся смайлики. Значит, у вас все получилось. Молодцы! Надеюсь на то, что новый материал вам тоже будет интересен и что вы его легко усвоите.
Устно отвечают на вопросы учителя.
1) Чередование звуков - это смена звуков в одной и той же части слова.
2) В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование наблюдается в корнях, суффиксах и приставках.
3) Мы изучили корни лож/лаг и кос/касс, написание которых зависит от правила:
Лож/лаг
Пишется –а- при наличии суффикса –а- после корня, иначе – о-
Прилагать, изложение
Искл.: полог
Кос/кас
Пишется –а- при наличии суффикса –а- после корня, иначе - -о-
Касаться, коснуться
Ученики работают в парах. После диктанта обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, после которой поднимают смайлики-оценки. Регулятивные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения.
Познавательные: использование знаково – символических средств. Повторение понятий, необходимых для изучения нового материала. Закрепление.
3.Определение темы и цели урока.
Цель этапа: создание ситуации понимания необходимости новых знаний для решения учебных задач. Учитель создает проблему, предлагая обучающимся учебную ситуацию «незнания», чтобы помочь им сформулировать тему и цели урока.
Учитель:
- Как вы думаете, чем похожи слова зарастает и выросли.
- Какое, на ваш взгляд, условие написание гласных О и А в корнях данных слов?
Примерные ответы обучающихся:
- У них один корень, в котором мы тоже наблюдаем чередование (а// о, ст //с).
- Нам еще не известно условие написание гласных О и А в корнях данных слов.
Обучающиеся определяют тему урока и формулируют цели:
- узнать, когда надо писать А, когда О в корне – раст-рос-;
- научиться обосновывать выбор гласных в данном корне (в изучаемой орфограмме);
- распознавать слова с изучаемой орфограммой, грамотно использовать их в письменной речи.
Познавательные: целеполагание, построение логической цепочки рассуждения, выбор основания для сравнения, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача.
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
4. Изучение нового материала.
Цель этапа: восприятие обучающимися нового материала, его осмысление и первичное закрепление. Учитель предлагает способ решения задачи.
- Чтобы выполнить намеченные цели, обсудите в группе и сделайте вывод о правописании гласных О и А в корне раст-рос.
Учитель предлагает работу в группах (распечатки заданий у каждого на столе).
1группа: растет, росли.
2 группа: выращенный, выросли.
3 группа: подрастает, подросли.
Задание: выделите корень, подчеркните гласную в корне и согласные после неё, отметьте чередование.
Обсудите в группе и сделайте вывод о правописании корня РАСТ, РАЩ, РОС.
В ходе выступления каждой группы записываем слова в тетрадь и графически обозначаем новую орфограмму.
После обсуждения в группах дети отвечают на вопросы:
- Какие чередования происходят в корне?
- Как обозначаем орфограмму?
- Какой вывод сделаем?
Подтвердим правильность вывода, обратившись к учебнику.
- Что нового узнали из параграфа?
- Обобщите наблюдения в виде схемы. Учащиеся работают с предложенным материалом, обсуждают в группах, отвечают на вопросы, делают выводы. Записывают слова каждой группы в тетрадь и графически обозначают орфограмму.
Работа с учебником. Чтение параграфа.
Слова-исключения надо запомнить.
Обобщают, составляют схему.
А
(перед –ст- и –щ-) О
(перед –с-)
расти
выращенный вырос
росли
ИСКЛЮЧЕНИЯ
росток
Ростов
Ростислав
ростовщик отрасль
Познавательные:
Умение структурировать, классифицировать. Умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей.
Личностные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Коммуникативные: аргументация своего мнения. Записи в тетради слов и схемы.
5. Закрепление полученных знаний.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания. Организует работу по закреплению изученного материала.
Наблюдает за работой обучающихся, осуществляет коррекцию их деятельности. Устная работа по упр. 437 (объяснение орфограмм)
Личностные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Познавательные: анализ, работа с источниками информации. Умение действовать по алгоритму.
6.Обобщение знаний.
Цель этапа: обобщение знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция знаний. Предлагает выполнить задание на закрепление полученных знаний на уроке (работа с перфокартой). Делают записи в тетради, осуществляют взаимопроверку, исправляют имеющиеся ошибки, объясняют их. Познавательные: анализировать, синтематизировать. Умение применять алгоритм. 
7. Итог урока (рефлексия)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и класса в целом. Предлагает закончить устно несколько предложений:
Сегодня на уроке я понял…
Сегодня я научился….
Сегодня самым сложным для меня было…
.
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна!
С корнями справились легко
И поработали ударно. Дают эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности участников группы. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка;
адекватное понимание причин успеха или неуспеха;
выполнение моральных норм и этических требований. Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.
8. Домашнее задание.
Цель этапа: нацелить на выполнение самостоятельной домашней работы. Задает домашнее задание. Объясняет порядок выполнения домашней работы. Слушают комментарий учителя для правильного выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник. Личностные: умение организовать свою деятельность.
Коммуникативные: задавать вопросы. Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися.
Приложения
«Буквы о – а в корне -раст- - -рос-» 5 класс
Задание: выделите корень, подчеркните гласную в корне и согласные после неё. Отметьте чередование. Обсудите в группе и сделайте выводы о правописании корня РАСТ, РАЩ, РОС .
1группа. Растет. Росли.
2 группа. Выращенный. Выросли.
3 группа. Подрастает. Подросли.
Проверочная работа с помощью перфокарт «Буквы о – а в корне -раст- - -рос-» 5 класс
А – о в корнях?
1. Выр..стили
2. Подр..сли3. Отр..сль4. Взр..щённый
5. Р..стки6. Разр..статься
7. Пор..сль8. Вр..сли1 2 3 4 5 6 7 8
А О