Выступление на конференции в ВОИПРО Литературное краеведение и патриотическое воспитание на уроках литературы

Швачко О.В.

Литературное краеведение и патриотическое воспитание на уроках литературы

Тема: Особенности преподавания краеведения в 5 классе

Любовь к своему народу начинается с изучения истории и литературного наследия своей малой родины - города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С.Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук».

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города с историей и жизнью нашей страны.

Краеведение – важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей; помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.
Литература родного края рассматривается как часть отечественной литературы, а литературоведение как проявление закономерности литературного процесса. Это означает, что литературоведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по литературе и отечественной истории.

Литературная краеведческая работа воспитывает у учащихся уважение к славным традициям своего народа, любви к литературному наследию своего края. Объектами изучения на уроках литературного краеведения в 5классе являются устное народное творчество, стихи , рассказы, историческое и культурное наследие воронежских писателей города, района, края.

«Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков людей прошлого, надо представить себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, их служебные обязанности, почему они поступали так, а не иначе», - писал Ю.М.Лотман. Следовательно, изучение литературы родного края поможет лучше представить себе прошлое, его культуру, традиции, моральные устои и принципы и т.о. понять настоящее.

Цели программы по литературному краеведению:
Формирование интереса и положительной мотивации к литературному наследию Воронежского края.
Воспитание чувства патриотизма, национальной гордости и любви к родному краю.
Развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами литературного краеведения.
Знакомство с дополнительной литературой воронежского края.
Изучение литературного наследия родного края необходимо, чтобы учащийся:
понимал свою связь с окружающим микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
осознавал значимость литературного наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
интересовался жизнью воронежского края;
умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его авторе, литературном произведении, участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Задачи изучения учебного предмета «Литературное краеведение»
учитывая образовательный минимум предмета «литература» в основной школе, дополнить его литературой писателей Воронежского края.
учебная программа по литературному краеведению построена на неразрывном единстве знаний по литературе, истории и внеклассного чтения.
углубление и расширение знаний на основе конкретных фактов из истории литературного наследия Воронежской области;
воспитание уважения к историко-литературному наследию предшествующих поколений родного края, бережного отношения к литературным памятникам.
привитие навыков научно-исследовательской работы с архивными и литературными источниками.
Основные дидактические принципы.
Принцип интеграции. Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.
Принцип вариативности. В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в изучении отдельных тем.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс знакомства глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческой потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.
Реализация принципов научности, целостности, преемственности в обучении и воспитании учащихся..
Литературное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения с практикой. Учащимся предлагается учебный материал по литературе, не повторяющий школьной программы.
Занятия предполагается проводить в форме лекций, презентаций, бесед, встреч с краеведами, современными поэтами и писателями , экскурсий в литературный музей. Одновременно, предусмотрены различные формы самостоятельной работы -  подготовка сообщений, рефератов, презентаций, разработка экскурсий, работа в библиотеках, литературных музеях. В процессе изучения каждой темы предполагается отслеживание уровня усвоения знаний системой тестовых заданий.
Уроки по литературному краеведению призваны обеспечить взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и реально стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.




15