Рабочая программа ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации для специальности Экономика и бухгалтерский учет


Департамент образования Ярославской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
Переславский кинофотохимический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
Для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
2016
Рабочая программа учебного модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский кинофотохимический колледж
Разработчики:
Фадеева Т.И. – преподаватель учебной дисциплины «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», высшая квалификационная категория
Рассмотрена на заседании кафедры Экономики и права Рассмотрена научно-методическим советом колледжа Утверждаю Заместитель директора по УР
Протокол №__от_____2011 г. Зав. кафедрой___________ Н.В.Соловьева Протокол №__от____2011 г. Ст. методист____________ Н.Д.Вахромеева_________Е. В. Белова
«____»____________2012 г.
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________
/_____________________/ Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________
/______________________/ _________ /___________/ «____»____________201_г.
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________
/_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________
/______________________/ _________ /____________/
«____»____________201_г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4. условия реализации рабочей программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
17
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
6. Лист согласования
20
24
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа междисциплинарного курса профессионального модуля ПМ.01 – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности
38.02.01 Экономика, бухгалтерский учет базовой подготовки
в части освоения основного вида профессиональной деятельности:
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК -1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК-1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 23369 Кассир.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт: документирования хозяйственных операции и ведения бухгалтерского учета имущества организации;
уметь:
-обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
-разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
-проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы; отражать проводками хозяйственные операции по учету денежных средств и расчетно-кассовых операции;
-оформлять документацию по учету поступления, использования и выбытия основных средств НМА;
- проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
- проводить учет материально-производственных запасов;
- проводить учет затрат на производство продукции;
- проводить учет готовой продукции;
- владеть навыками делового общения.
знать:
- правила ведения бухгалтерского учета;
- порядок работы с планом счетов бухгалтерского учета;
- порядок ведения учета денежных средств и расчетно-кассовых операций;
- порядок ведения учета имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
- основы делового общения.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы междисциплинарного курса:
всего – 306 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 234 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 154 часа;
из них практических занятий – 55 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 80 часов;
производственной практики – 72 часа (две недели).
Итоговая аттестация: экзамен (квалификационный)
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися навыками документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
ПК.2 Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации
ПК.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК.8 Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК.10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
часов Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 1.4. ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организаций МДК 1. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации 234 154 55 10 75 5 Производственная практика (по профилю специальности), часов 72 72
Всего: 306 154 55 80 72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ПМ 1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. 154 МДК 1. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации. Содержание 2 Введение. 1
Основные цели и задачи изучения МДК 01.01. Содержание дисциплины, структура курса. 2 2
Тема 1.1. Характеристика первичных бухгалтерских документов. Требования к оформлению документов. Содержание 14 1
Правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций. Понятие первичной бухгалтерской документации. Виды унифицированных форм первичных бухгалтерских документов их классификация. Требования к оформлению документов. 2
3
2 Понятие о реквизитах. Порядок работы с унифицированными первичными бухгалтерскими документами: таксировка, котировка. Составление ведомостей учета затрат (расходов) – учетных регистров. 2
3
3
Организация документооборота. Номенклатура дел. Порядок хранения и передача документов в архив. Порядок исправления ошибок в документе. 2 3
4 Ответственность за нарушения правил оформления первичных бухгалтерских документов. 2 3
Практические занятия 1 Заполнение накладной, доверенности, приходного и расходного кассового ордера, счета - фактуры. 2
2 Составление таблицы классификации документов. 2 3 Заполнение товарно-транспортной накладной, счета-фактуры. 2 Тема 1.2. План счетов. Порядок работы. Содержание 14 1 План счетов бухгалтерского учета. Субсчета. Забалансовые счета. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета. 2
3
2 Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре. 2 3
3
Понятие активных, пассивных и активно-пассивных счетов. Понятие синтетических и аналитических счетов. Связь между счетами и балансом. 2
3
4 Принципы и цели разработки рабочего плана счетов, порядок работы. 2 3
Практическое занятие 4 Составление таблицы классификации счетов (основные счета, регулирующие счета, распределительные счета, калькуляционные счета, сопоставляющие и забалансовые счета). 2 5 Открытие активного, пассивного счета. 2 6 Открытие активно-пассивного счета. 2 Тема 1.3. Учет денежных средств. Учет расчетно-кассовых операций. Содержание 22 1 Ознакомление с нормативным документом о «Порядке ведения кассовых операций в РФ». Инструкция ЦБ РФ от 4 октября 1993года №18. Цели, задачи, принципы учета денежных средств. 2
3
2 Безналичный характер расчетов между организациями. Документация по оформлению банковских операций. 2 3
3 Переводы в пути счет 57. 2 3
4 Учет денежных средств на расчетном и специальных счетах 2 3
5 Учет кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету. ПБУ 3\2000 2 3
6 Порядок ведения кассовых операций. Документальное оформление. 2 3
7
Кассовая книга, ее назначение, порядок оформления. Отчет кассира, его назначение, порядок оформления. 2
3
Практические занятия 7 Оформить расчетно-платежную ведомость на выплату заработной платы.
Выписать препроводительную ведомость на сдачу денежных средств в банк.
2 8 Составить авансовый отчет.
Оформить кассовую книгу. 2 9 Составление бухгалтерских проводок по теме: «Расчеты с персоналом по оплате труда» 2 10 Составление бухгалтерских проводок по теме: «Денежные средства на расчетном счете». 2 Тема 1.4. Учет основных средств и нематериальных активов. Содержание 20 1 Понятие, классификация основных средств. Состав и задачи учета ОС. 2
3
2 Документальное оформление операций по учету поступления и использования ОС. 2
3
3 Учет выбытия и аренды основных средств. Учет арендованных и сданных в аренду основных средств. Оценка и переоценка основных средств. Порядок начисления износа (амортизации) основных средств. 2 3
4 Синтетический и аналитический учет основных средств. 2 3
5 Понятие, классификация, оценка НМА. Состав и задачи учета НМА. Порядок начисления износа (амортизации) основ НМА. 2 3
6 Синтетический и аналитический учет нематериальных активов. 2 3
Практическое занятие 11 Расчет амортизации основных средств.
Составление проводок. 2
12 Расчет амортизации нематериальных активов. Составление проводок. 2 13 Расчет переоценки основных средств, составление бухгалтерских проводок. 2 14 Решение задач по учету арендованных основных средств. 2 Тема 1.5. Учет финансовых вложений. Содержание 14 1 Понятие, классификация, оценка финансовых инвестиций. Учет вложений инвестиций в уставный капитал других организаций. 2 3
2 Учет долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. 2 3
3 Учет финансовых вложений и ценных бумаг. Счет 58 «Финансовые вложения» 2 3
4 Реализация ценных бумаг в организации. Учет прибылей и убытков от финансовых вложений. Отражение операций по учету движений ценных бумаг в организации. 2 3
Практические занятия 15 Составление бухгалтерских проводок по теме: «Паи и акции» 2 16 Составление бухгалтерских проводок по теме: «Долговые ценные бумаги» 2 17 Составление бухгалтерских проводок по теме: «Учет вкладов в уставные капиталы других организаций». 2 Тема 1.6. Учет материально-производственных запасов. Содержание 16 1 Понятие классификация, основные задачи учета материально-производственных запасов. ПБУ 5\01 «Учет материально-производственных запасов». 2
3
2
Документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов. Оценка производственных запасов при поступлении и выбытии (метод себестоимости каждой единицы, средней себестоимости, ФИФО). 2
3
3 Учет материалов на складе и в бухгалтерии. Фактические затраты при приобретении производственных запасов. 2 3
4 Синтетический учет движения материалов. Учет транспортно-заготовительных расходов. 2 3
5 Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками. Неотфактурированные поставки, учет материалов в пути. 2 3
Практические занятия 18 Расчет оценки производственных запасов по методу средней себестоимости и методу ФИФО. 2 19 Составление бухгалтерских проводок по учету материально-производственных запасов. 2 20 Решение ситуационных задач по учету материалов в пути и неотфактурированных поставок. 2 Тема 1.7. Учет затрат на производство продукции. Содержание 24 1 Принципы организации учета затрат на производство; задачи учета затрат на производство; классификация затрат на производство. 2 3
2 Учет расходов по элементам затрат. Учет расходов по статьям калькуляции. 2 3
3 Система счетов для учета затрат на производство. 3 3
4 Документальное оформление, учет и распределение израсходованных в производстве материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Методы учета материальных затрат. 2 3
5 Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции вспомогательных производств. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Сводный учет затрат на производство. 2 3
6 Понятие расходов организации их группировка. Учет текущих операций и расчетов. Учет потерь и непроизводственных расходов. Учет и оценка незавершенного производства. 2 3
7 Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Организация аналитического учета затрат. 2 3
Практические занятия 21 Расчет затрат на производство. 2 22 Составление бухгалтерских проводок с использованием счетов 20, 23, 25, 26, 28, 96, 97. 3 23 Технология распределения общехозяйственных и общепроизводственных затрат. Калькулирование сокращенной производственной себестоимости 2 24 Калькулирование полной производственной себестоимости продукции, составление проводок. 2 Тема 1.8. Учет готовой продукции и ее продажи Содержание 12 1 Характеристика готовой продукции, оценка, синтетический учет; номенклатура готовой продукции. 2 3
2 Технология реализации готовой продукции (работ, услуг). Учет выручки от реализации продукции (работ, услуг). Понятие отгруженной продукции. Договор поставки. 2 3
3 Учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Учет продажи продукции. Документы по учету продажи. 2 3
4 Определение финансового результата от продажи продукции 2 3
Практические занятия 25 Заполнение договора поставки.
Расчет процента отклонения фактической себестоимости отгруженной продукции, сумма отклонения. 2 26 Составить бухгалтерские проводки по учету готовой продукции. Решение ситуационных задач по определению финансового результата от продажи. 2 Тема 1.9. Учет дебиторской и кредиторской задолженности и расчеты с подотчетными лицами. Содержание 6 1 Учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчета. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. 2 3
Учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами. Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами. 2 Практические занятия 27 Решение задач по расчетам с подотчетными лицами, по учету расчетов с работниками по прочим операциям. 2 Курсовая работа
Темы:
Бухгалтерский учет основных средств
Бухгалтерский учет нематериальных активов.
Учет денежных средств в организации.
Особенности учета операций на валютном счете.
Бухгалтерский учет материально-производственных запасов.
Организация бухгалтерского учета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции.
Бухгалтерский учет готовой продукции и ее продажи.
Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами.
Бухгалтерский учет финансовых вложений.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками. 10 3
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
Работа с единой нормативной документацией: ФЗ «О бухгалтерском учете», с Положениями по бухгалтерскому учету.
Изучение Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организации.
Составление таблицы «Классификация унифицированных форм первичных бухгалтерских документов».
Составление схемы «Виды реквизитов».
Составление таблицы «Классификация учетных регистров».
Составление таблицы «Требования, предъявляемые к оформлению документа».
Проверка первичных бухгалтерских документов.
Составление конспекта на тему: «Порядок хранения и передача документов в архив».
Изучение вопроса «Ответственность за нарушение правил оформления первичных бухгалтерских документов».
Изучение нормативной документации «Инструкции по применению плана счетов».
Подготовка конспекта на тему «Принципы разработки рабочего плана счетов».
Разработка рабочего плана счетов на примере предприятия.
Составление схемы «Построение активных, пассивных, активно-пассивных счетов».
Изучение вопроса «Связь между счетами и балансом».
Ознакомление с нормативной документацией «О порядке ведения кассовых операций в РФ».
Изучение вопроса «Учет кассовых операций в иностранной валюте».
Составление конспекта на тему «Безналичный характер расчетов между организациями».
Изучение вопроса «Порядок ведения кассовых операций».
Оформление отчета кассира.
Составление бухгалтерских проводок по счете 50, 51, 52, 55, 57.
Составление схемы «Классификация основных средств».
Расчет переоценки основных средств.
Расчет износа нематериальных активов.
Изучение вопроса «Виды оценки основных средств».
Составление проводок по счету 01, 02,08.
Составление таблицы «Классификация нематериальных активов».
Составление проводок по счету 04, 08, 05, 76, 51.
Составление конспекта по теме: «Ценные бумаги».
Составление проводок по счету 58, 76, 80.
Составление блок-схемы «Классификация, оценка финансовых инвестиций».
Изучение нормативной документации ПБУ5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Составление проводок по счету 20, 23, 25, 26, 28, 96, 97.
Составление конспекта «Документальное оформления поступления и расхода материально-производственных запасов».
Изучение вопроса «Учет товарно-заготовительных расходов».
Составление таблицы «Классификация затрат на производство».
Составление конспекта на тему «Сводный учет затрат на производство обслуживания производства и управления».
Изучение вопроса «Калькулирование и себестоимости продукции».
Расчет себестоимости продукции.
Калькуляция затрат на производство.
Изучение вопроса «Организация аналитического учета затрат».
Составление конспекта на тему «Номенклатура готовой продукции».
Составление проводок по счетам 40, 41 ,42,43, 44, 45.
Изучение Договора поставки товаров.
Ознакомление с документами по учету продажи.
Подготовка к экзамену квалификационному. 80 Тематика внеаудиторной работы.
Составление и зарисовка схем, изучение вопросов дисциплины путем подбора дополнительной литературы и использование Интернет-ресурсов. Составление таблиц классификаций, конспектирование вопросов, недостающих в содержании курса. Выполнение практических заданий, работа с нормативными документами. Подготовка к контролю знаний Производственная практика по профилю специальности
Виды работ:
Познакомиться с Уставом предприятия, определить цели, задачи и функции предприятия.
Изучить схему организационной структуры бухгалтерии предприятия и сделать её описание.
Изучить должностные инструкции работников бухгалтерии и определить роль и функции каждого работника в достижении уставных целей.
Ознакомиться с учетной политикой предприятия.
Изучить график документооборота на предприятии.
Участвовать в разработке рабочего плана счетов организации.
Изучить порядок составления учетных регистров;
Изучить порядок проведения таксировки и контировки, изъятия хранения бухгалтерских документов;
Порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, исправления ошибок в первичных документах и учетных регистрах.
Изучить организацию учета кассовых и банковских операций, денежных средств на специальных счетах и кредитов.
Изучить особенности работы с валютой.
Изучить порядок составления сводных регистров по учету наличных денежных средств.
Изучить порядок составления сводных регистров по учету безналичных денежных средств
Изучить порядок составления сводных регистров по учету валюты, кредитов.
Изучить учет и документальное оформление поступления основных средств и НМА.
Изучить учет начисления амортизационных отчислений основных средств и НМА.
Изучить учет содержания, ремонта, аренды основных средств и лизинговых операций.
Изучить учет и документальное оформление поступления основных средств и НМА.
Изучить учет начисления амортизационных отчислений основных средств и НМА.
Изучить учет содержания, ремонта, аренды основных средств и лизинговых операций.
Изучить учет и документальное оформление поступления материально-производственных запасов.
Изучить учет и документальное оформление списания материалов, учет транспортно-заготовительных расходов.
Изучить порядок учета затрат и калькулирования себестоимости продукции различных видов и отраслей.
Изучить система учета производственных затрат, сводный учет затрат на производство.
Изучить отражение на счетах потерь, брака, непроизводственных затрат, отражение на счетах и в регистрах затрат незавершенного производства.
Изучить распределение затрат обслуживающих и вспомогательных производств на виды выпускаемой продукции,
документирование и отражение на счетах реализованной продукции, расчет, учет и распределение коммерческих расходов.
Изучить учет финансового результата от продажи готовой продукции.
Составление корреспонденции по учету текущих операций и расчетов.
Составление кррреспонденции счетов по учету расчетов с работниками предприятия.
Составление корреспонденции счетов по учету расчетов с подотчетными лицам. 72 3
Экзамен (квалификационный) 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Бухгалтерский учет», «Учебная бухгалтерия».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов:
- рабочий стол и стул для преподавателя;
- рабочий стол и стул для обучающихся;
- доска классная;
- комплект учебно-методической документации;
- нормативная документация;
- таблицы, схемы;
- вычислительная техника.
Технические средства обучения:
- компьютеры, подключенные к сети Интернет;
- DVD плеер, телевизор.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику по профилю специальности в действующих промышленных предприятиях, предприятиях выполняющих работы или оказывающих услуги. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест при прохождении практики по профилю специальности должно отвечать требованиям, установленным для предприятий такого рода в Российской Федерации. С предприятиями-базами практики заключаются договоры на проведение практики студентов.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная учебная литература
Бабаев Ю.А., Петров А.М., Макарова Л.Г. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2010
Кондраков П.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - М., Инфра-М, 2011 г..
Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.П. Хахоновой. - Ростов н/Д: Феникс, 2010 г.
Бухгалтерский учет. Учебник В.М. Богаченко, П.А. Кириллова, Москва, Проспект, 2011 г.
Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах. – М.: Проспект, 2011.
Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. – М.: Рид Групп, 2011.
Дополнительная учебная литература
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 г. № 402-ФЗ
Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств, приказ МФ РФ от 22.09.93 № 40.
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. Приказ МФ РФ №94-н от 31.10.2000г.
Положение о документах и документообороте, утверждено МФ РФ 29.07.93г. №105.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98 №60н от 9.12.98 г.)
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000 № 2н от 10.01.2006 г.)
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99 № 43н от 6.07.99)
Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98 № 57П от 25.09.98 г.)
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99 № 32П от 6.05.99 г.)
Положениепо бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99 № ЗЗП от 6.05.99 г.)
Положениепо бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 05/01)
Положениепо бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 06/01 № 60П от 2.08.01 г.)
Положениепо бухгалтерскому учету 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», приказ МФ РФ от 19.11.02 №114П.
Положениепо бухгалтерскому учету 19/02 «Учет финансовых вложений», приказ МФ РФ от 10.12.02 № 126П.
Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г.
Журналы «Бухгалтерский учет», «Главбух»
Информационные ресурсы СПС Консультант Плюс, Гарант
Интернет-ресурсы:
Сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru
Справочник бухгалтера: законодательство, методические указания sprbuh.systecs.ruСправочная правовая система «Гарант»- www.garant.ru4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Организация учебного процесса и преподавание профессионального модуля в современных условиях должны основываться на инновационных психолого-педагогических подходах и технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки обучающихся.
Освоению данного модуля должны предшествовать дисциплины из общего гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов, таких как: «Математика», «Статистика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Экономика организации». Для систематизации знаний по междисциплинарному комплексу МДК 01.01 «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» преподавание профессиональных модулей ПМ 02. «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации», ПМ 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» должны проводиться параллельно с освоением профессионального модуля ПМ 04. «Составление и использование бухгалтерской отчетности».
В процессе обучения основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, а так же самостоятельная работа обучающегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы профессионального модуля.
Для успешного освоения профессионального модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» каждый обучающийся обеспечивается учебно-методическими материалами (тематическими планами семинаров и практических занятий, учебно-методической литературой, типовыми тестовыми заданиями, ситуационными задачами, заданиями и рекомендациями по самостоятельной работе и курсовой работе).
Лекции формируют у обучающихся системное представление об изучаемых разделах профессионального модуля, обеспечивают усвоение ими основных дидактических единиц, готовность к восприятию профессиональных технологий и инноваций, а также способствуют развитию интеллектуальных способностей.Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.
Самостоятельная работа студентов проводится внеаудиторных часов, составляет 1/3 от общей трудоемкости междисциплинарного комплекса. Самостоятельная работа включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов по выбранной теме, проведение исследований по курсовой работе, отработку практических умений, и способствует развитию познавательной активности, творческого мышления обучающихся, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации, формированию общих компетенций.
Оценка теоретических и практических знаний студентов осуществляется с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач, оценки практических умений. В конце изучения профессионального модуля проводится экзамен квалификационный, кроме того, материалы профессионального модуля « Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», включаются в государственную (итоговую) аттестацию по специальности 08014 Экономика, бухгалтерский учет» базовой подготовки.
Производственную практику (по профилю специальности) необходимо проводить как итоговую (концентрированную) практику по завершению модуля. Базами производственной практики являются торговые предприятия и организации, с которыми техникум заключает договор о взаимном сотрудничестве. Основными условиями прохождения производственной практики в данных предприятиях и организациях являются наличие квалифицированного персонала, оснащенность современным технологическим оборудованием
Практика по профилю специальности проводится под руководством преподавателей и специалистов предприятия-базы практики. Руководитель от колледжа назначается приказом директора из числа преподавателей профессионального цикла. В обязанности преподавателя-руководителя практики входит: контроль выполнения программы практики, оказание методической и практической помощи студентам при отработке практических профессиональных умений и приобретения практического опыта, проверка заполнения дневника по производственной практике.
Руководители практики обучающихся от предприятия-базы практик назначаются приказом руководителя предприятия до начала практики, из числа специалистов имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемого профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» и специальности 08014 «Экономика, бухгалтерский учет» базовой подготовки. Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
5.1 Контроль и оценка результатов освоения профессиональных компетенций
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы - принимать первичные бухгалтерские документы на любых видах носителей, осуществлять их проверку по существу, по форме и арифметически, исправлять ошибки;
- заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета;
- передавать первичные бухгалтерские документы в текущий архив; Входной контроль:
- тестирование
Текущий контроль:
- устный и письменный опрос;
- заполнение документов;
- тестирование по темам МДК;
Рубежный контроль:
- контрольные работы по темам МДК.
Итоговый контроль по разделу:
- контрольная работа по разделу модуля.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации - понимать, анализировать, конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
- обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета. Входной контроль:
- тестирование
Текущий контроль:
- устный и письменный опрос;
- решение ситуационных задач;
- оценка участия в ролевых (деловых) играх и тренингах;
- тестирование по темам МДК;- контрольные работы по темам МДК;
- выполнение рефератов, докладов;
- участие в исследовательской, творческой работе;
- оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;- отчеты по практическим работам.
Рубежный контроль:
- контрольные работы по темам МДК.
Итоговый контроль по разделу:
- контрольная работа по разделу модуля.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы - проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
- производить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета - проводить учет основных средств, наматериальных активов, долгосрочных инвестиций, финансовох вложений и ценных бумаг, материально-производственных запасов, затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, готовой продукции и ее реализации, текущих операций и расчетов. 5.2 Контроль и оценка результатов освоения общих компетенций
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. объяснение социальной значимости профессии товароведа-эксперта;
проявление точности, аккуратности, внимательности при экспертизе потребительских товаров;
стремление к освоению профессиональных компетенций, знаний и умений (участие в предметных конкурсах, олимпиадах и др.); Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля;
активное участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии. достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. организация собственной деятельности в соответствии с поставленной целью
определение и выбор способов (технологии) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами; Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля;
- оценка за решение проблемно-ситуационных задач на практических занятиях;
- устный и письменный экзамен;
- положительные отзывы руководителей производственной практики от предприятий-баз практики.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. определение и выбор способа разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями;
проведение анализа ситуации по заданным критериям и определение рисков;
оценивание последствий принятых решений; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. поиск и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. корректное использование информационных источников для анализа, оценки и извлечения информационных данных, необходимых для решения профессиональных задач;
владение приёмами работы с компьютером, электронной почтой, Интернетом, активное применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля;
- выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсовой работы (проекта);
- выполнение исследовательской творческой работы.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - эффективное взаимодействие и общение с коллегами и руководством;
- положительные отзывы с производственной практики.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля;
- участие в ролевых (деловых) играх и тренингах;
- выполнение заданий учебной и производственной практики.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - ответственное отношение к результатам выполнения профессиональных обязанностей членами команды;
- проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы; ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - владение механизмом целеполагания, планирования, организации, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности и коррекции результатов в области образовательной деятельности;
- владение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля;
- участие в ролевых (деловых) играх и тренингах; - выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсовой работы (проекта);
- выполнение исследовательской творческой работы;
- выполнение заданий учебной и производственной практики.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности; Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля;
- выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсовой работы (проекта);
- выполнение исследовательской творческой работы;
- выполнение заданий учебной и производственной практики.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - участие во внеаудиторных мероприятиях патриотической направленности;
- применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ
Программа согласована
Наименование организации Ф.И.О. представителя работодателя Подпись, дата
МП