Интегрированный урок русской грамоты и самопознания

Тема: Произведение «Джин из коробки» Киры Булычевой (интегрированный урок литературного чтения и самопознания)
Цели:
1.Учить школьников анализировать художественный текст: отбирать в произведении материал для характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям, речь); учить выделять главное в тексте, сопоставлять факты, делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.
2.Развивать творческие способности учащихся.
3.Учить проводить исследования.
4.Учить относиться по доброму, отзывчиво к людям и животным, стремиться совершать добрые дела.
Речевая разминка:
Были волчата в гостях у галчат.
Были галчата в гостях у волчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И как волчата ,галчата молчат.
 Мобилизирующий момент
1. -Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 4-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.
Гипотеза нашего исследования будет такой – всё в повести Кира Булычева неслучайно.
Что такое фантастика? (Ответы)
1. Объясните лексическое значение слов.
Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений.  Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом.  Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства.  Пилюля- шарик из лекарственного порошка.  Медуза (рисунок) - морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами.  Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо.  Руины – развалины какого- либо строения  Лишайник (рисунок) - низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле. Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу.  Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный.  Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса.  Пустыня Калахари (рисунок) - расположение на глобусе.
-С терминами разобрались, теперь давайте восстановим в памяти ряд событий, о которых идет повествование.
2. Анализ литературных героев.
Назовите главных героев произведения. Где происходят описанные события?
Почему Алиса осталась без присмотра взрослых? Что искали подводные археологи?
Что мечтала найти Алиса, исследуя бухту?
-Докажите, что Алиса и реальный и фантастический персонаж.
Что реального и фантастического в портрете космонавта?
-Космонавт. Описание космонавта.
-С какой целью прибыл на землю?
-Его отношение к жизни.
Вывод: Кир Булычев наделяет Алису и космонавта, как реальными качествами, так и фантастическими для того, чтобы показать, что во все времена существует добро и зло. И что зло можно одолеть, совершая добрые поступки.
Кто разрушил планы космонавта?
Чьи взгляды на отношения между людьми реальны, чьи фантастические?
Почему произведение называется «Джин из коробки»?
Найдите в тексте слова Алисы о дружбе, о друзьях.
Вывод: друзья нужны человеку, именно дружба помогает преодолевать любые преграды. Нельзя рисковать жизнью своих друзей.
3. Блок самопознания
Упражнение «Как поступить»
Участники работают в парах.
Ситуация 1. Ваш класс. В нем 4 человека. В класс приходит новый ученик. Показать, как будете общаться в классе.
Ситуация 2. Вы поссорились с одноклассником. А сидите за одной партой. Изобразите ваши действия.
Ситуация 3. Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия.
Вывод: Из любой ситуации можно найти выход. Особенно если это твой друг.
Презентация о дружбе.
Как показали себя герои произведения? Увидели ли вы дружбу? Какие герои действительно друзья?
Анализ упражнения. о чем нужно подумать и что сделать, чтобы подарить подарок? Что проще: подумать, как действовать, или выполнить действие?
4. Рефлексия
-Что сегодня вы почерпнули нового для себя?
-Напишите, пожалуйста, что вам понравилось ,а что не понравилось.
Д/З:стр.181-187 пересказ.