Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с задержкой психического развития «Формирование пространственных представлений.


Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с задержкой психического развития «Формирование пространственных представлений.
Кушнаренко О. Н.
Педагог – психолог
МБОУ г Астрахани «СОШ № 61»
Корнилова О. П.
Учитель начальных классов,
МБОУ г Астрахани «СОШ № 61»
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Пространственные представления развиваются у детей медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин. У детей с недостатками развития восприятие пространственных представлений замедленное, а ограниченная восприимчивость, не дифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование пространственных представлений. Между тем, одной из важнейших предпосылок к усвоению чтения, письма, счета является определенный уровень сформированности пространственных представлений. Наиболее востребованным становится учет индивидуально-типологических особенностей в познавательной сфере, к которой относится пространственная ориентация.
Для психической сферы детей с задержкой психического развития типичным является сочетание частично недостаточных высших психических функций с сохранными. У одних детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, и страдает произвольная регуляция деятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания, памяти, мышления. Трудность построения коррекционно-педагогического процесса в условиях специальных образовательных учреждений обусловлена тем, что задержка психического развития является сложным, полиморфным нарушением и затрагивает различные аспекты психического и физического развития. 
Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств и отношений. Понимание логических определений, понятий находятся в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. У детей с задержкой психического развития процесс чувственного познания имеет свои особенности, своего рода сложности. Особенно сложно формируются пространственные представления. Детям данной категории сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести работу в данном направлении. Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия педагогов, работающих с детьми данной категории.
Упражнение 1. «Приветствие»
Совместная работа педагога - психолога и ребенка начитается с приветствия и демонстрации улыбки друг другу и зеркалу.
Упражнение 1. «Найди где?».
Работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам: - выше всего:…; - ниже всего:…; - выше, чем…; - ниже, чем… .
В соответствии с этими представлениями в работу вводятся предлоги: «над», «под», «между»: -  что находится над ?… -  что находится под ?… -  что находится между ?…
Упражнение 2. «Угадай часть тела и запомни ее название».
Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб…; потрогай стопу, колено; посмотри на…; потрогай пальцы, локоть, плечо…». Затем выполнение этих действий переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, локоть…». Затем ребенок закрывает глаза, и все эти задания повторяются. При выполнении задания ребенок называет ту часть тела, которую трогает он или взрослый, или показывает, затем все эти задания повторяются на кукле, потом на картинке. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.
Упражнение 3. «Мы запутались».
Педагог - психолог намеренно показывает не те движения или место на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем упражнения выполняет сам ребенок: он показывает упражнение другим детям и контролирует их выполнение.
Упражнение 4. «Мы молодцы».
Порадоваться успехам, похвалить друг друга.
Коррекционно - развивающее взаимодействие между ребенком и специалистом должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей к усвоению школьной программы.
Список литературы:
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
Дунаева З.М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития // Проблемы диагностики задержки психического развития. М.: Педагогика, 1985. – 327с.
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Путешествие по времени и пространству. СПб., 2002. – 80 с.
Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. - №6., 10 – 18с.
Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., "Школьная пресса", 2004. - 40с.
Семаго М.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000. – 208с.