Педагогические чтения. Развитие ключевой компетенции личностного самосовершенствования на уроках математики в начальных классах.Тезисы.


Технология развивающего обучения
«Развитие ключевой компетенции личностного самосовершенствования
на уроках математики в начальных классах»
Гавринева Ирина Валерьевна
учитель начальных классов

- Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений. Будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
- Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.
- На первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной.
- В настоящее время в начальных классах всё более актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании. Используя технологии развивающего обучения педагогам нужно научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
- Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности».
- Ключевые компетенции обучающегося начальных классов (начальный этап):
учебно-познавательная компетенция;
информационно-технологическая компетенция;
компетенция социального взаимодействия;
компетенция личностного самосовершенствования;
коммуникативная компетенция.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена в тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
- Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.  
- Правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности жизнедеятельности. На подсознательном уровне сообщаю ученику информацию, которая может потребоваться ему в его дальнейшей жизни.
- Готова привести фрагмент урока с использованием технологии развивающего обучения.
- С целью реализации данной компетенции, мною был внедрён такой вид деятельности на уроках математики как решение задач с «лишними данными».
- Во втором классе общеобразовательной школы на уроках математики я провожу уроки по решению задач с «лишними данными». Рассмотрю некоторые из предложенных детям задач.
- «Задача №1. Известно, что зубы надо чистить два раза в день — утром и вечером, а в обед, после еды, надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить зубы 3 раза утром и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда 6 раз. Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?»
- Провожу анализ задачи. На первый взгляд может показаться, что данную задачу можно отнести к общекультурной компетенции, однако в условии прослеживается та грань, которая отвечает именно за развитие общества, а не за его функционирование. Таким образом, дети усваивают уже более совершенные знания.
- «Задача №3. Известно, что когда в помещении ощущаешь запах газа, ни в коем случае нельзя включать свет. Однако вчера в одном доме про это правило забыли жильцы 7 квартир. Это на 6 квартир меньше, чем сегодня про это же правило забыли жильцы другого дома. Сколько всего квартир пострадало от взрыва газа?»
- Сразу же может показаться, что данная задача нарушает этический принцип содержания математических заданий, но не следует забывать и о безопасности жизнедеятельности, которую я также включаю в компетенцию личностного самосовершенствования. Как показала работа над данной задачей, её информативная часть сильно повлияла на самосознание детей, т.к. большинство учеников из предложенных трёх информативных баз особенно запомнили именно эту.
- Следует так же отметить, что работа над такими задачами показала, что «лишние данные» не мешают ученикам при решении задач. Естественно, текст задач получается объёмным, и было бы неуместным использовать данный приём в первом классе, т.к. детям приходится много читать по ходу урока.
- Таким образом, я предложила свои примеры реализации ключевой образовательной компетенции личностного самосовершенствования на уроках математики в начальной школе. Могу привести множество подобных примеров из своей практики.
- Предложенные мною разработки могут быть модернизированы, изменены, дополнены. Всё зависит от уровня готовности учителя и обучающихся класса к реализации компетентностного подхода в своей учебной деятельности.