Игровые моменты на уроках трудового обучения в 1–2-х классах


На уроках трудового обучения в I– IV классах, как отмечается в программе, должен быть заложен фундамент общетрудовой подготовки. Это предполагает прежде всего воспитание у младших школьников трудолюбия, бережного, экономного отношения к социалистической собственности, формирование основ трудовой культуры.
Выполнение поставленных задач осуществляется в процессе привития младшим школьникам соответствующих представлений и понятий об элементах техники, технологии обработки материалов, организации трудового процесса на производстве, а также формирования у них первоначальных умений по обработке различных материалов ручными инструментами.
Наблюдения уроков трудового обучения показывают, что важнейшие технико-технологические сведения учитель сообщает детям в форме рассказа, беседы. Закрепление же знаний, как правило, организуется с помощью вопросов, которые требуют от учащихся осмысливания теоретических представлений. Формирование трудовых умений происходит в процессе практической работы школьников при выполнении конкретной технологической операции или трудового задания. В этой связи необходимо введение на уроках трудового обучения методов, требующих активного участия самих учащихся в осмысливании трудовых действий, создание таких условий, при которых учащиеся могли бы включиться в деятельность по сравнению, анализу обсуждения. При этом учитель успешно мог бы организовать внимание детей, заинтересовать их, не прибегая к формальным требованиям. В качестве таких методов следует использовать игровые моменты. Их специфика придает уроку трудового обучения исключительный характер, дает возможность воспитывать у младших школьников активность, целеустремленность в выполнении трудового задания, сознательность в усвоении технико-технологических сведений.
Именно игровые моменты позволяют учителю переключать внимание школьников с учебного материала на практическую деятельность, минуя категорические указания. Добиваясь выполнения детьми правил игры, учитель может использовать приемы игры: поставленных учителем задач игровые моменты могут быть введены на любом уроке трудового обучения. Однако учитель всегда должен ставить конкретную цель их использования, например воспитание основ культуры труда, расширение технико-технологических знаний, формирование умений по обработке материалов и т. д. Успех организации игры на уроках трудового обучения во многом зависит от реализации определенных педагогических условий. В качестве основных назовем следующие:
— Взаимосвязь содержания игровых заданий с учебным материалом урока.
— Направленность игры на развитие у детей интереса к изучаемому материалу, формирования у них нравственных качеств.
— Обеспечение в игре активной деятельности детей.
Остановимся подробнее на указанных педагогических условиях.
Поскольку игровые моменты являются одним из методов совместной работы учителя и руководимого им класса, в процессе которых достигается усвоение учащимися определенных знаний и формирование умений, содержание игровых заданий может быть различно, однако оно должно прежде всего отражать учебный материал урока. Вместе с тем известно, что самый сложный материал легчё усваивается младшими школьниками, если он излагается учителем на основе сформированных у них положительных мотивов. Чем больше желания у ребенка участвовать в игре, тем с большим интересом воспринимается изучаемый материал.
Игра предполагает создание атмосферы коллективных отношений, нравственного переживания за товарища, удовлетворения от положительного поступка (самостоятельность решения вопроса, помощь, сотрудничество). Учителю необходимо соблюдать и традиционные нормы, обеспечивающие формирование нравственных качеств — доброжелательность, вежливость, деликатность по отношению к каждому ученику; организацию взаимопомощи и взаимоконтроля; обязательное и тактичное исправление неверного ответа и т.д.
Кроме того, игра направлена не только на пассивное обучение младших школьников. Главные условия ее организации — соучастие каждого ученика в созданной ситуации, включение в логику трудовой деятельности школьников.
Игровые моменты могут быть включены в урок на различных его этапах: во время беседы, постановки трудового задания, организации рабочего места школьниками, подведения итогов выполненного трудового задания. По времени они могут занимать на уроке 3—7 минут. Их организация требует создания игровой обстановки с иллюстрированием наглядных средств, макетов в виде героев сказок, мультфильмов и т.д.
При формировании у младших школьников основ культуры труда (т. е. умения организовать рабочее место, использовать инструменты по назначению, бережно расходовать материалы) наряду с традиционными методами возможно создание игровой ситуации, побуждающей учащихся к активному применению умений в практической деятельности. С этой целью учитель может использовать волшебный футляр , который представляет собой цветовые макеты инструментов (ножницы, шаблоны, линейка, карандаш, шило и др.), материалы, закрепленные на планшете из плотной ткани или картона. Волшебный футляр позволяет школьникам наглядно демонстрировать изученные правила техники безопасности, выбирать инструменты в зависимости от вида работ, их на рабочем столе.
Манипулируя макетами на ограниченной плоскости классной доски как на столе, школьники объясняют свои действия: ножницы нужно положить справа, как их берут правой рукой, линейку — слева, ее удобно передвигать левой рукой. К волшебному футляру при необходимости учитель может обратиться во время практической работы, уборки рабочего места. Привлекательность инструментов-макетов, возможность их демонстрации всему классу с пояснениями способствуют развитию интереса к правильной работе с инструментами. Школьники сравнивают свои действия с действиями товарища, комментируя их рассуждениями.
Игровой момент также эффективен и в тех случаях, когда задание вызывает у детей затруднение. Эмоциональная форма организации, созданная с его помощью, побуждает уяснить причину ошибки, найти правильное решение вопроса. Так, при ориентировочном планировании трудового задания выясняются основные стадии изготовления изделия: подбор материала, выбор инструментов, разметка, заготовка детали исходной формы, выполнение обработочных операций (разрезание, сгибание и т.д.), сборка и отделка изделия.
Уяснив основные стадии изготовления изделия, школьники I—II классов нередко затрудняются в определении последовательности действий и операций. В этом случае помогает поезд из Ромашкова, на вагончиках которого в прорезях вставлен резиновый шнур для крепления предметных карточек. Каждая карточка отображает определенную обработочную операцию, выполненную из заготовки: сгибание, разрезание. Карточки прочно крепятся в вертикальном положении, наглядно показывая последовательность обработочных операций. До начала игры карточки в беспорядке располагаются на “полянке”, чтобы ученики смогли определить последовательность операции и укрепить их на вагончиках соответственно выполнению обработочных операций. При этом на каждом вагончике может находиться по нескольку карточек.
С этой целью при организации практической работы учитель дает задание школьникам: найти карточку с исходной заготовкой и установить ее на первый вагон. После изготовления этой заготовки выбирается следующая карточка. Используя данный игровой момент, учитель в наглядной, увлекательной для детей форме руководит их деятельностью. При этом учащиеся объясняют правила сгибания бумаги, находят наглядное подтверждение точного выполнения операции на предметной карточке.
Поезд из Ромашкова можно использовать и при изготовлении других изделий.
В зависимости от сложности технологии и подготовленности учащихся количество предметных карточек может быть сокращено или увеличено.
В процессе интересных игровых действий средствами наглядности формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при непосредственно прямом обучении. Организация деятельности в таких случаях в наибольшей степени соответствует возможностям и особенностям младших школьников, поскольку учитель заинтересовал детей. Наглядные средства, привлекающие детей красочностью, позволяют учителю научить определять виды материалов, сопоставлять их свойства, выделять общее, производить простейшую их классификацию. Это положение в значительной мере облегчает усвоение младшими школьниками следующих тем: “Ткань, ее основные свойства”; “Ткани растительного происхождения”. Так, для проверки усвоения детьми видов бумаги и ткани учитель рассказывает о том, что царица полевых цветов — ромашка сшила себе платье, лепестки которого сделаны из самых различных материалов, а каких, сама ромашка не знает. “Мы с вами можем назвать эти материалы? А если закрыть глаза и взять лепесток в руки, то можно ли определить материал, из которого он сделан?” — спрашивает учитель.
Чтобы игровой момент прошел интересно, детям демонстрируется ромашка, лепестки которой изготовлены из бумаги, ткани, картона, полиэтилена и других материалов Учащийся с закрытыми глазами определяет материал, из которого изготовлен лепесток, затем аргументирует свой выбор, рассказывает об основных свойствах названного материала. Учащиеся класса контролируют ответ, при необходимости вносят исправления и дополнения. Первоклассник характеризует свой выбор так: “Этот лепесток изготовлен из ткани. Ткань льняная, у нее нити толстые, они сделаны из льна”. И продолжает: “А этот лепесток бумажный. Я его сразу узнал, он шуршит и легко сгибается”. Все дети охотно участвуют в игре и два, и три раза, что ведет к развитию активности, настойчивости в определении материала, его основных свойств. Одни из них угадывают материал, другие — дополняют, поясняют ответы товарища. После использования этого приема учащиеся внимательно относятся к изучению характерных особенностей материалов, с которыми они работают, точно в зависимости от назначения изделия подбирают их.
На основе изложенного правомерно поставить вопрос: всегда ли необходимы и целесообразны игровые моменты?
Практика показывает, что количество игр не должно быть большим. Одной игры на уроке достаточно для достижения учебно-воспитательной цели. Игнорирование же игровых моментов приводит к сухому изложению материала. При этом необходимо заметить, что игровые моменты эффективны в тех случаях, когда учебный материал требует многократного повторения действий детей. Они обеспечивают активность учащихся, предостерегая от использования учителем однообразных методов обучения в усвоении материала. Например, формирование умений определять виды бумаги, подбирать ее в зависимости от назначения требует наряду с традиционными методами обучения использования игровых моментов. Добиваясь, чтобы дети правильно определяли вид бумаги, учитель создает игровую ситуацию с использованием наглядного средства — матрешки 
Учитель говорит, что в гости пришла матрешка, побуждает детей рассмотреть ее: какая она красивая и нарядная, во что одета. Учащиеся обращают внимание, что у матрешки несколько фартуков, они сделаны из различных видов бумаги. “Какие это виды? Кто может назвать каждый вид бумаги?” — спрашивает учитель. Дети находят металлизированную, шагреневую, писчую, чертежно-рисовальную бумагу. Они с интересом рассматривают поверхность бумаги, ее цвет, толщину, вспоминают назначение каждого вида, сравнивают их свойства, технологические правила обработки. Учащиеся вспоминают, что металлизированная бумага — это та, которая покрыта слоем металла, а шагреневая имеет неровную поверхность. Они называют правила разметки, способы соединения бумаги, инструменты и приспособления для работы. Обобщив таким образом знания детей, учитель переходит к изучению новой темы “Картон, его основные виды и свойства”.
Существенная сторона проведения игры — постановка перед учащимися достаточно сложных заданий в игровой форме. Учитель вводит мотивы, побуждающие детей качественно выполнять трудовое задание. Например, формируя у учащихся умение определять ткань в зависимости от ее происхождения и закрепляя навыки определения вида ткани (хлопчатобумажные, льняные), учитель создает следующую ситуацию:
— Ребята, представьте, что мы с вами находимся в магазине “Ткани” и нам нужно подобрать ткань для куклы Тани.
Учитель открывает витрину с полосками ткани.
— Кто из вас приобретет ткань для летнего платья?
Дети выбирают ткань, объясняя при этом:
— Для летнего платья нужна тонкая ткань, чтобы не было жарко. Вот такая.
Она изготовлена из хлопка.
— Это хлопчатобумажная ткань, нити для нее сделаны из хлопка.
При подборе тканей для зимней одежды у детей такое мнение: нужна ткань шерстяная, пушистая, теплая, она изготовлена из шерстяных нитей. Эти нитки сделаны из шерсти, состриженной с овечки.
Успешность включения игровых моментов в урок достигается в том случае, если во время игры учитель обращает внимание на формирование эмоционально-положительного отношения младшего школьника к учебной деятельности. При работе с учащимися I—II классов ними выявлены следующие пути для развития эмоционально-волевой сферы детей:
— формирование темы (“Волшебный футляр”, “Поезд из Ромашкова” и т. д.);
— определение цели этой деятельности;
— организация духа состязательности (кто лучше, быстрее, точнее);
— демонстрация предметных наглядных средств, их эстетическое оформление;
— организация упражнений и практических работ с элементами самостоятельности.
Именно в игре ставится задача организации рабочего места школьника. Объясняется целесообразное размещение инструментов, материалов, ведется постановка перед учащимися задач по взаимопомощи и коллективному участию детей в игре. Учитель также планирует решение воспитательных задач, направленных на повышение чувственности и самостоятельности младших школьников. Вместе с тем применять игры следует в сочетании с различными методами обучения.
В заключение хочется подчеркнуть особую значимость игровых моментов на уроках трудового обучения:
— игровые моменты способствуют успешному формированию трудовых умений, развивают интерес младших школьников к процессу трудового обучения;
— создают возможность применения знаний на практике, что способствует воспитанию у учащихся нравственных качеств;
— активизируют младших школьников: у них появляется желание больше узнать об изучаемых материалах, о современной технике, качественно выполнить трудовое задание.