Статья Игровые приемы на уроках биологии как средство формирования основных УУД у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида

Мерзлякова Наталья Александровна, заместитель директора по УВР, учитель биологии МБОУ «СОШ № 63».

Игровые приемы на уроках биологии как средство формирования основных УУД у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.
«В игре раскрывается перед детьми мир,
раскрываются творческие возможности личности.
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития»
- В.А. Сухомлинский.

Одним из результатов образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД). По А. Г. Асмолову УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые, как пишет В.В. Давыдов, включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора, возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В основе развития познавательных универсальных учебных действий лежит интерес к содержанию изучаемого предмета как главная движущая сила познавательной деятельности обучающихся. В педагогической теории и практике интерес рассматривается как мощный стимул обучения, как эффективное средство познавательной деятельности учащихся, позволяющее учителю сделать процесс овладения знаниями, умениями и навыками более привлекательным.
Обучающиеся специальных (коррекционных) классов VII вида отличаются сниженным интересом к изучаемым предметам и их содержанию, и биология не является исключением. Кроме того, ведущей деятельностью обучающихся к 6-7 классу становится общение. Следовательно, важная задача педагога - сделать так, чтобы интерес к обучению стал потребностью.
Одна из возможностей реализации данной задачи - использование дидактических игр и игровых приемов на уроках.
Приведем некоторые виды дидактических игр (игровых приемов) по классификации Е. В. Карповой:
Развивающие направлены на развитие личности обучающегося;
Коллективные способствуют формированию и совершенствованию коммуникативных УУД;
Подвижные, реализуют потребность обучающихся в двигательной активности, направлены на создание доброжелательной атмосферы;
«Тихие» способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;
«Скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;
Игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
Коллективность позволяет сплотить школьный класс в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую - более сложные.
Соревновательность создает у ребёнка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.
Игра - не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие и многое другое - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.
К игре, как к любой форме деятельности, предъявляются психологические требования:
игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней;
важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к ней;
для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, возраст, усидчивость, организованность учащихся;
содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников, игра должна завершаться получением результатов, представляющих ценность для них.
Учебная игра выполняет ряд функций:
обучающую - даёт знания;
воспитательную - оказывает воздействие на личность обучаемого, развивает его мышление, расширяет кругозор;
ориентационную – учит ориентироваться в конкретной ситуации;
мотивационно – побудительную – мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
Примеры познавательных игр и игровых приемов, направленных на
Формирование и совершенствование коммуникативных УУД:
Конференции, ток-шоу, в том числе: «Есть или не есть – вот в чем вопрос?», «Нужно ли охранять животных?», «Благоустроим город Ижевск», «Если бы не было растений»
Брейн-ринг: обучающимся дается время составить ряд вопросов с тем условием, чтобы ответ на каждый вопрос был односложным (кроме «да» и «нет»). Затем обучающиеся объединяются в пары и каждый из партнеров в течение одной минуты задает свои вопросы товарищу в быстром темпе. Ответы фиксируются в специальных карточках.
«Эскалатор» - обучающиеся осуществляют взаимопроверку терминов, поочередно выполняя роли педагога и ученика.
«Что? Где? Когда?» - работа в группе строится по принципу всем известной игры, когда в течение минуты необходимо найти ответ на вопрос, часто проблемный. Особенно обучающимся интересен прием «Черный ящик». В черном ящике помещается объект или его изображение, а обучающимся дается описание объекта. Например, при изучении раздела «Птицы» возможен такой вариант задания: «Эта птица – морской разбойник. Даже названа она в честь старинных парусных кораблей, на которых пираты часто грабили проходящие суда. И темная окраска оперения схожа с черным цветом пиратского флага. Полет быстрый, стремительный; питается рыбой, но предпочитает не ловить ее самостоятельно, а отбирает у других птиц». (ответ – фрегат).
Творческие задания с элементами театральной деятельности: например – группе дается задание изобразить невербальными средствами молекулу белка, оболочку клетки, процесс опыления и т.п.
Формирование и совершенствование регулятивных и познавательных УУД:
Игры-путешествия, например - «Игра по станциям». Условие - к следующей станции можно двигаться , лишь ответив на вопросы.
«Лабиринт». Обучающимся представлен ряд вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Выбирая соответствующий ответ, обучающийся движется в определенном направлении. Цель – добраться до клетки «выход» за меньшее количество ходов.
«Морской бой». Прием эффективен при закреплении и контроле содержания, имеющего много элементов. Например, характеристика отрядов, семейств, систем органов.
Поставьте крестик на пересечении названия семейства и его характеристики.

Кресто-
цветные
Розо-
цветные
Пасле-
новые
Бобо-
вые
Сложно-
цветные

Ч(5)Л(5)Т5П1






Слива, вишня
яблоня и др.






Ч4Л4Т4+2П1






Соцветие – корзинка






Плод - боб







Филлворды, кроссворды. Обучающиеся специальных (коррекционных) классов VII вида имеют ограниченный словарный запас, низкую грамотность, с большим трудом запоминают термины. Работа с терминологией эффективно может быть построена с использованием различного вида кроссвордов.
Например:
Найдите среди букв ответы на вопросы
О
Р
Г
А
Н
И
Ч
Е
С
К

Н
И
В
О
К
Й
Е
Л
К
И

А
В
К
Р
А
Х
М
А
Л
Е

С
Е
В
О
Д
Ы
О
Д
О
Й

О
Л
Г
У
Д
П
О
Д
С
О

Л
И
А
К
И
Н
Ч
Е
Н
Л

Группа веществ, к которым относятся белки, жиры и углеводы (12)
Растительный белок иначе называется ... (10)
С помощью добавления йода в мутной воде распознается . (7)
После сжигания растений остается зола – это минеральные (4)
Семена какого растения нужно раздавить, чтобы получить жиры (12)
Крахмал относится к органическим веществам, которые называются . (8)
Какое вещество окрашивает крахмал в синий цвет? (3)
Из оставшихся не вычеркнутыми букв составьте слово. Какое это вещество – органическое или неорганическое? Напишите, что необходимо сделать, чтобы обнаружить его в растении?

Кто лишний?
Найди среди птиц лишнюю и объясни, почему ты так считаешь.
1. филин, сокол, сплюшка, сыч
Лишний-___________________________,
Потому что ____________________________
_______________________________________
2. Скопа, сокол, сипуха, сип
Лишний-___________________________,
Потому что ____________________________

Формирование и совершенствование личностных УУД:
Найди ошибку. Дается описание поведения, поступка некоего человека (в виде рассказа, сказки, притчи), в котором обучающемуся необходимо выделить неверные шаги, принципы.
«А как бы сделал я?», «если бы я» - построение модели поведения в гипотетической ситуации, которая позволяет раскрыть, скорректировать моральные аспекты представлений обучающихся.
В заключении хотелось бы сказать, что далеко не каждый урок можно и нужно строить с использованием игровых приемов и элементов, однако применение их, даже и в старших классах вполне оправдано.
В процессе игры у обучающихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и противников, поддерживается интерес к предмету.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: Пос. для учителя./ А.Г. Асмолов - М.: Просвещение, 2011 г.
Выготский Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребенка» Вопросы психологии №6, 1966 г.
Газман.О.С.,Харитонова В.Е. «В школу с игрой»,Просвещение, 1991 г.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. М.: Академия развития, 1997 г.
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Народное образование, 1998 г.
Шмаков С.А. «Игры учащихся - феномен культуры».Новая школа, 1994 г.


15