Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников


Дидактическая игра как средство активизации познавательной
деятельности младших школьников
В развитии познавательной активности младших школьников особое место занимают дидактические игры. Это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности, а когда речь идет о математике, - расширяют представления о количественных и пространственных отношениях, приобретают навыки сравнения, анализа, синтеза.
Особенно важно включать дидактические игры в процесс обучения детей 6 – 7 лет, т.к. насколько учитель сумеет заинтересовать предметом с первых дней обучения, зависят успехи в овладении программным материалом. Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний.
Игровой прием включаю в разные этапы урока и отвожу на игру всего несколько минут – от 5 до 10. Ценность дидактической игры определяю не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику. Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, продумываю следующие вопросы:
Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?
Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
Посильна ли она для учащихся моего класса?
Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
При изучении состава чисел первого десятка, предлагаю такие игры, как: «Угадай-ка», «Открой форточку», «Эстафета», «Лесенка», «Арифметический лабиринт» и др.
В игре «Угадай-ка» дети узнают, из каких двух слагаемых состоит, например, число 8. Выигрывает тот , кто назовет наибольшее число случаев.
Игру «Эстафета» провожу в виде соревнования по рядам. Например, двум рядам одновременно предлагается записать все случаи состава числа 10. Первый ученик записывает один пример, передает задание второму и т.д. Выигрывает тот ряд, который быстрее и без ошибок выполнит задание. Результаты игры представляются в виде таблицы:
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Игра «Арифметический лабиринт» заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме 10 (9, 8 и т.д.)
Каждую из названных игр применяю при закреплении состава чисел первого десятка.
В теме «Нумерация чисел первой сотни» при усвоении порядка следования чисел при счете, порядковых и количественных отношений между смежными числами использую игры: «Считай дальше с любого числа», «Назови соседей числа», «Кто быстрее сосчитает?». Первая игра помогает избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглые десятки: 67, 68, 69, 79. Вторая игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числами. Игра «Кто быстрее сосчитает?» развивает зоркость, внимание.
Для сознательного и прочного усвоения таблиц сложения и умножения использую дидактические игры: «Кто быстрее?», «Кто больше?», «Лото», «Не собьюсь». В игре «Не собьюсь» учащиеся в прямом порядке ведут счет от 1 до 60 (во внетабличном делении и дальше) и вместо чисел, делящихся на 6, говорят: «Не собьюсь».
При проведении игры «Кто больше?» на плакатах или на доске нарисованы две связки воздушных шаров. Под каждой связкой пишется число - ответ. Учитель вызывает представителей двух команд и предлагает с данными ответами составить примеры на деление и умножение. Побеждает та команда, которая больше подберет примеров. Игры аналогичного содержания провожу и по табличному сложению.
Игровая форма управления иногда выражается в привлечении рисунков любимых героев – Незнайки, Буратино, Карлсона и т.д. К этой группе относится игра «Проверь Незнайку». К доске прикрепляется рисунок Незнайки, и тут же записывается несколько примеров с решениями. Некоторые из них (один - два) решены с ошибками. Учитель показывает на какой - либо пример, учащиеся проверяют. Если решение правильное – в классе полная тишина. Если решение неправильное – дети хлопают в ладоши.
Прочному усвоению таблицы умножения способствует игра с сорбонками. Сорбонки – это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, например, 7×8, на другой – 56 (ответ).
Имея набор таких листочков, ученик играет: угадал, не угадал? 5×6=30. Угадал, карточка ложиться в одну сторону. 7×6… Забыл. Карточка
33
откладывается в другую сторону. Постепенно остаются карточки только с неусвоенными элементами таблицы. С ними- то ученик и тренируется по 3 -5
мин несколько раз в день. Высокая эффективность сорбонок объясняется тремя важными свойствами:
- концентрация внимания ученика только на тех элементах таблицы, которые им не усвоены;
- увеличение частоты тренировок;
- раскрепощение памяти в процессе игры, что обеспечивает легкое запоминание.
Использование дидактических игр на уроках математики способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений,
Воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.