Статья Интернет-ресурсы как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроке


Интернет-ресурсы как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.
учитель информатики
ГБОУ средней школы №260Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Коршунова Дарья Львовна
Интернет уже давно является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и одним из ведущих средств коммуникации. Но для нас - педагогов всемирная сеть еще и предоставляет уникальные возможности для школьного образования. В интернете содержится практически неисчерпаемый массив образовательной информации, он выступает как средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления. Интернет является уникальным источником активной интеллектуальной и коммуникативной  деятельности школьника, его творческой самореализации, в результате которых у него появляется возможность приобрести необходимые знания, умения, навыки. 
Главная цель работы любого педагога состоит в том, чтобы его ученики в результате прохождения урока поняли материал, смогли его выучить и потом применить на практике. Мы должны не просто дать материал по теме, а заинтересовать ребенка, побудить его к поиску нового. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности.
К основным методам развития познавательного интереса можно отнести следующие:
формирование готовности восприятия учебного материала;
выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета;
стимулирование занимательным содержанием;
создание ситуаций творческого поиска.
А какие же средства для этого использовать? В век стремительно развивающихся технологий заинтересовать ребенка на уроке становится все сложнее. Презентациями и сайтами с текстом и картинками, даже анимированными, уже мало кого можно удивить. Это стало неотъемлемой частью урока. Именно поэтому учителя вынуждены постоянно искать новые приемы работы в соответствии с современностью. Справиться с этой задачей нам помогает всемирная сеть интернет. Поработав на уроке с каким-либо ресурсом, ученик имеет возможность обратиться еще раз к нему дома, изучить более подробно, а может и найти свое применение.
В данной статье я предлагаю Вашему вниманию обзор интернет-ресурсов, помогающих мне на уроке завладеть вниманием учеников и побудить их мыслить нестандартно.
348234019939000Облако слов или графическое представление текста (определения, темы урока, результата обсуждения и т.п), слова которого случайным образом переставлены. Один из самых простых бесплатный онлайн генератор http://worditout.com/, не требующий регистрации.
Возможности:
создавать облака из предложений, документов, веб-адреса или таблицы;
поддерживает кириллицу;
фильтровать текст и решить, какие слова включить в него, а какие нет;
предлагает уникальный макет, вы можете настроить цвета, шрифты и размеры на свой вкус;
можно поделиться своими облаками с другими;
можно вставлять их в свой блог, вики или веб-страницы;
420624044005500Вы также можете загрузить свою собственную копию в виде файла изображения.
Варианты использования на уроке:
формулировка учащимися темы урока по ключевым словам, о чем будем говорить на уроке;
формулировка определения, ключевой фразы на этапе закрепления;
описание объекта по ключевым словам, учащиеся должны угадать объект (чем крупнее слово в облаке, тем оно ярче представлено у объекта);
угадывание рассказа по облаку и т.п.
4244340138684000-1333524384000QR-код или секретная запись. Это двухмерный штрихкод, который состоит из черных (а может и цветных) и белых пикселей и позволяет кодировать до нескольких сотен символов. Все школьники всегда имеют при себе мобильные телефоны, большинство из которых оснащены камерами и позволяют расшифровывать данные коды. Используя qr-код мы не только вносим интригу в урок, но и даем возможность ученикам с пользой использовать свой телефон во время учебы.
424434076009500Онлайн сервисов по созданию штрихкодов в интернете достаточно много и они все интуитивно понятны. Часть (например, http://www.qrmania.ru/, http://ru.qr-code-generator.com/, http://qrcoder.ru/) позволяет только создавать коды в режиме онлайн, копировать картинку или сохранять ее на компьютер, создают код для вставки на сайт. Есть возможность изменять цвет кода, как на примере, определять вид шифруемого содержания и действия компьютера после прочтения кода. Ru.qr-code-generator.com имеет возможность создания динамического кода. После быстрой регистрации можно 428244063246000изменять информацию в коде, даже если он был опубликован.
А есть сервисы (http://decodeit.ru/qr), которые позволяют еще и расшифровать qr-код онлайн на стационарном компьютере без установки специальной программы. Для этого достаточно загрузить с жесткого диска компьютера файл с кодом.
Варианты использования на уроке:
определение темы урока,
организация интернет-квеста,
шифровка задания или результатов работы,
знакомство с различными видами кодирования информации,
вовлечение в изучение истории создания и развития кодов и т.п.
393001518478500Программируем играя. Обучая детей началам программирования, использую логическую flash-игру «Light Bot» (http://noplay.ru/games/491.swf), главным героем в которой выступает светящийся робот. Игроку необходимо составлять команды для робота так, чтобы он, в процессе их выполнения, достиг синего квадрата и зажег его желтым цветом. Если таких квадратов несколько, то требуется зажечь их все, тогда игра переходит на другой уровень. С каждым новым уровнем процесс игры усложняется и становится более интересным. Играть можно онлайн в игровых сервисах, а можно скачать игру на свой компьютер. Есть видоизмененная версия игры: «Light Bot 2.0» - она сделана почти как конструктор, где игрок-разработчик сначала строит путь, а потом составляет программу прохождения этого пути.Интерфейс игры интуитивно понятен. С пошаговым описанием работы с программой можно ознакомиться на странице блога http://zainform.blogspot.ru/2013/06/blog-post.html.
39776404762500Фабрика кроссвордов. На этапе закрепления информации, повторения пройденного или более осознанного запоминания материала использую бесплатный онлайн сервис http://puzzlecup.com/crossword-ru/.
Возможности:
создание кроссворда вручную, когда поле для каждого слова выбирается пользователем,
сгенерировать сетку кроссворда автоматически, перечислив нужные слова,
распечатать готовый кроссворд,
после регистрации сохранить свой кроссворд на сервере.
Данный вид работы с интересом выполняется как на уроке, так и дома, а также хороший вариант для домашней работы.
571547117000Интеллектуальные карты (Mind Map) - они же "карты запоминания", они же "концептуальные карты", они же "ментальные карты", они же "карты ума".... Структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между понятиями или объектами.  Способствует лучшему усвоению и запоминанию.
Карты знаний хорошо "работают" на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом для организации «мозгового штурма».
382968528638500Для создания карт знаний помимо бумаги и карандаша, можно использовать специальное программное обеспечение и сетевые сервисы. Вот некоторые из них:
Bubbl.us
MindMeister.com
Mindomo.com
Drichard.org/mindmaps/
SpiderScribe.net (самый популярный у нас сервис)
Достоинства:
предполагает удаленное взаимодействие
нет ограничения на количество карт
можно работать с разными типами файлов
Недостатки: англоязычный интерфейс.
С помощью данного сервиса можно организовать удаленную совместную работу ребят по одной теме, а на уроке уже рассмотреть и обсудить результат.
Образовательных интернет-ресурсов в сети очень много. Каждый учитель сам выбирает, какие из них использовать на уроке. Надеюсь, что мой опыт будет полезен коллегам и подтолкнет нас к поиску чего-то нового. Желаю всем новых творческих открытий и побед!