Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и социально-педагогического общего и специального (коррекционного)образования


Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов
( итоговая работа)

Исполнитель:
Кичигина Елена Валерьевна,
Учитель начальных классов МОКУ
Падунская специальная
( коррекционная) школа – интернат
VIII вида

Консультант:
Загляда Людмила
Ивановна
методист, доцент кафедры



Кемерово 2013
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение........................................................................................... 3-4
Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания.
Роль игры в воспитании личности..5-6
1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.7-11
1.3 Принципы и эффективность дидактической игры12- 15
Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе.
2.1. Цели применения дидактических игр16-17
2.2. Применение дидактических игр на примерах обучения в начальной школе.18-32
Заключение ..33

Литература.................................................................................................34








Введение
С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой - указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры- таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.
Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.







Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания.
1.1. Роль игры в воспитании личности
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы
Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем», «Наоборот» и др.
В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке»,- говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры. Проблема процесса обучения заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли по мере своего развития организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры дополняя их все большим количеством правил, которые бы содержали не только техническую направленность, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия нравственности, а в комплексе не дали угаснуть ребячьему интересу к игре.
Тонкость заключается еще в том, что взрослый (будь то педагог или родитель) не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства, его управление игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам почти незаметен, в его атмосфере, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается доверие между ними и воспитателем, взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которое они испытали в процессе игры- это, составляя сущность педагогического сотрудничества, должны помочь в разрешении проблем процесса обучения.
Дидактические игры - одно из средств всестороннего развития личности.










1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр на определенном этапе проявляется цель. Игровые действия становятся целесообразными: приступая к строительству “туннеля” в “горах” или к лечению “больного” ребенок знает, что и как он будет делать и что получится в результате игры. Точно так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят цель - выиграть. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за рамки игры, заключена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится и не решается.
Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для воспитателя, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.
В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.
Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они выполняют обычные учебные действия - считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, - но выполняют эти действия в игре.
В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по географии, биологии, истории, математике или другим предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и упражняются в счете, узнают расположение частей света или получают сведения о строении растений.
Ясно, что во втором случае дидактическая “нагрузка” значительно меньшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение дидактического материала, а воспитательные задачи, использование знаний в разлтчных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями. Такие игры используются чаще во внеурочное время и на уроках в начальных классах для отдыха от напряженной интеллектуальной работы.
В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществлятся с использованием игровых моментов. Так, учитель может обратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы и какие звуки обозначают эти буквы и т.п. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993.
При изучении нового материала в дидактические игры в начальных классах вносятся моменты творчества. Так, С.И. Волкова рекомендует при изучении во II классе геометрических фигур стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились. Использование творческой игры на уроках русского языка организуется с целью расширения знаний детей, а главное - развития способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях. Например, на занятиях русским языком для этого используют включение в игру работы со словарями, сочинения на свободную тему. На уроках родного языка в начальной школе нередко используются такие игры, как составление предложений из двух-трех слов, мало связанных по смыслу; выражение мысли другими словами; придумывание заглавий к тексту; перечисление синонимов, омонимов, слово исключений и др.
В современных условиях на уроках кроме игр-соревнований и драматизации проводят игры-имитации, моделирующие определенные отношения реального мира. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия',2002.
Ю.З. Гильбух описывает уроки-игры, характеризуя их такими положительными качесвами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор разделяет их на учебно-ролевые и соревновательные. Для первых характерно максимальное включение воображения. Они разделяются на несколько видов:
с принятием учащимися определенных ролевых функций - масок;
с использованием сказочного сюжета;
с фантазированием;
деловые игры - основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993..
Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
Ориентация: учитель прелставляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.
В последние десятилетия медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры.
Однако даже к компьютерным играм если и не вводит их в мир современных технологий, то хотя бы показывает характер отношений человека с техникой в обществе будущего.
Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке с целью проверки и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые организуются с учащимися во внеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к нравственно - эстетическим ценностям, политике, труду и др. Так, в начальных классах с детьми разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр, проводят игры - практикумы по освоению “техники” жестов, обращений, разговора по телефону и т.д.
В целях эстетического воспитания используют театральные игры: кукольный театр, драматизации сказок, художественных произведений.
В последние годы в нашей стране получают распространение терапевтические игры, т.е. игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения и облегчения или даже устранения некоторых физических и физиологических аномалий. Их эффективность в дошкольном и школьном возрасте очень велика. Используются они и в работе со взрослыми. Однако особенно часто они применяются в младшем школьном возрасте.
1.3 Принципы и эффективность дидактической игры.
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:
Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто подобное, а не как на какое-нибудь дело.
Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.
Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
Игры должны проходить под наблюдением воспитателя.
При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993. С. 325.
Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
Основные дидактические принципы
Принципы, на которых основывается дидактическая игра, имеют много общего с основными принципами обучения в школе.
В.И Логинова относит к этим принципам:
-принцип развивающего обучения;
-принцип воспитывающего обучения;
-принцип доступности обучения;
-принцип системности и последовательности;
-принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;
-принцип индивидуального подхода к детям.
К вышеперечисленным принципам В.И Логинова, рассматривая обучение как принцип всестороннего развития личности ребенка, добавляет принцип прочности знаний, который рассматривается как связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью детей (игрой, трудом), т. е. как необходимость упражнения детей в применении полученных знаний на практике, а также учета индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом, ребенок, овладевая навыками учебной деятельности в форме игры, осваивает и основные способы выполнения учебных заданий. Ситаров В.А. Дидактика М. 2002 - с. 134.
Представленные принципы являются основой для определения образовательного содержания, которое должен освоить школьник. Впервые подобная опытно-экспериментальная программа была разработана известным отечественным методистом Е.И. Тихеевой.
В дальнейшем проблема определения оптимального содержания воспитательно-образовательной работы решалась в исследованиях А.М. Леушиной, А.П. Усовой, Т.С. Комаровой.
Согласно современным исследованиям Т.И. Бабаевой, В.И Логиновой, З.И. Михайловой, содержание знаний об окружающем мире должно включать три раздела (блока):
мир природы
мир людей
мир предметов
Наиболее сложным и менее разработанным является вопрос о приобщении ребенка к социальному миру в связи со значительной переоценкой ценностей в современном обществе.
В процессе дидактической игры предполагается решение следующих задач:
-обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний;
-развитие мышления ребенка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;
-развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.
В современных работах рассматриваются различные формы дидактических игр, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:
Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.
Передача информации от детей - взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.
Равноправный поиск взрослыми и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения или экспериментирования.
Целесообразное сочетание игровой и трудовой деятельности в образовательном процессе приобретает особое значение в духовном развитии детей младшего школьного возраста, обособление которой от игры происходит постепенно и представляет собой итог естественного развития игровой деятельности детей.








Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе.
2.1. Цели применения дидактических игр.
Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М. 2001 - с.199:
-интеллектуальное развитие младших школьников;
-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;
-приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;
-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;
-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;
-углубление уже усвоенных ранее знаний;
-переход движения от поверхностного отражения, т. е. познания лишь самого явления, к раскрытию законов и закономерностей данного явления;
-объединение знаний в категории и системы;
-их связывание и превращение из раздробленных рядов в системно построенные «роды»;
-приобретение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим субъектом.
-превращение знаний в более дифференцированные и точные;
-переход ученика от слитных малорасчлененных понятий и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний;
-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности и применялась с целью усовершенствования и развития личности.
Полученные учащимися знания в результате дидактической игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить младшие школьники.









2.2. Применение дидактических игр на примерах обучения в начальной школе.
Все дети разные. Они поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы отличаются друг от друга, а так же отличаются друг от друга своим отношением и настроением к какому либо уроку. Значит и подходы в обучении должны быть различными не только с педагогической точки зрения, но и психологической.
Например, вначале учебного дня мы погружаем детей в “атмосферу Эгригора”, т.е. дети берутся за руки и желают друг другу доброго дня, хорошего настроения и активной работы на уроке. Когда дети чувствуют положительную энергию друг друга – настроение и отношение к учебному процессу у них повышается. Далее применяем перед уроками быстрое тестирование Лютера. Предлагаем на выбор детям восемь цветов – ребенок подбирает более подходящий к его настроению тест. В зависимости от его выбора строится урок индивидуально к каждому ученику и отводится определенная роль игры – или ведущая, или второстепенная (теневая).
Во всех классах младшие школьники эмоционально отзывчивые на постановку учебных заданий путем использования рифмовок, стихов, кроссвордов, рисунков, ребусов, загадок, исправления “ошибок” учителя, нахождение лишних предметов. На своих уроках обучения грамоте мы заготавливаем такие рисунки, где дети должны догадаться, на что похожа буква, т.к. ассоциативно материал помогает быстро и легко запомнить изучаемую букву; готовим ребусы, которые получают дети в “волшебном” конверте. По следующим картинкам дети выделяют звук, который встречается во всех предложенных им словах. Что касается исправления “ошибок” учителям или сказочного героя, то на уроке обучения грамоте или чтения, читаем отрывок текста, изменяя некоторые слова. Дети должны исправить их, учитывая смысл всего отрывка. Предлагаем литературную викторину типа вопросников, викторину в картинках и обязательно кроссворд, который очень полюбился детям. Так же на уроках чтения используем книжки-малышки, которые стимулируют интерес к чтению. В них помещаем короткие стихотворения, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки.
На уроках математики используем математическую мозаику, лото, “необыкновенное домино”, игру “Качели” для усвоения темы “Состав числа”
Чтоб на качелях качаться, Надо числом сравнятся. Если слева сели пять, Сколько клоунов справа позвать;
занимательную мозаику, веселые считалки, “Цветочные счеты”, “Считаем на компьютере” и т.д.
На уроках окружающего мира проводим игры – путешествия, игры – экскурсии, которые способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязь в природе. Примерами таких игр могут быть: “Путешествие по природным зонам”, “Путешествие на родину комнатных растений”, “Путешествие по нашему организму”, “Путешествие в лиственный и хвойный лес” и т.д. Очень любим уроки – викторины, на которых используем загадки, кроссворды из загадок, например по теме “Полезные ископаемые”:
Росли на болоте растения, А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
На уроках русского языка используем круг, разбитый на сектора. Около каждого сектора прикреплен сказочный герой с конвертом в конверте очередное задание.
Например,
1) Отгадайте загадки (по теме)
2) Составьте со словарными словами предложения
3) Ответьте на вопросы: что такое речь? Какая бывает речь? и т.д.
4) Познакомьтесь с правилом
Или на доске прикреплено солнце с лучами, а на лучах задание.
Игры “Попугайчики”, “Эхо” развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.
Мы не девочки, не мальчики, Все сейчас мы попугайчики. Попугай, не зевай, Вместе с нами повторяй:
“Соне в оконце светит солнце” и т.д.
Широко используем на своих уроках “электроигры”. Их можно использовать на всех уроках: математика, письмо, русский язык, окружающий мир, трудовое обучение и т.д. Картинка нарисована на листе ватмана, кружки вырезаны. Таблицы и электроблок прикрепляем на доске, а в парных кружках записываем состав числа, который в сумме (разности, произведении, частном), дают число, записанное в букете у белочке, на яблоке у ёжика или в середине цветка.
Эффективно использование на уроках занимательные задания, в выполнении которых принимают участие двое учеников, сидящих за одним столом или соседними столами. При этом каждый ученик становится соперником, конкурентом. Для проведения занятий нужны не сложные парные карточки, на которых записаны задания.
Для постановки учебного задания используем разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть Буратино, Угадайка, Поросенок Хрюша и Степашка, Чип и Дейл, Веселые человечки и просто дикие и домашние звери, которые ведут детей на экскурсию в лес, парк, тайгу и знакомят со своими друзьями и врагами, с образом их жизни. С большим интересом встречаются дети с куклами, которые одеваются на руку. Ведь с ними можно “общаться”, т.к. они кивают головой, наклоняются, хлопают руками и т.п. Если таких кукол несколько, то с их помощью разыгрываются речевые ситуации, драматизация прочитанного на уроках чтения и развития речи, а на уроках ознакомления с окружающим миром – сценки нравственного характера.
Неизменный интерес вызывают сюжетно-ролевые игры, связанные с профессией, в которых ребенок действует как взрослый. В зависимости от ситуации это могут быть индивидуальные и коллективные игры. Например, “Я – учитель”, “Я – почтальон”, “Мы – путешественники”, “Мы – строители”.
Очень нравится детям интегрированные уроки обучения чтению и письма, математики и природоведения, русского языка и ознакомления с окружающим миром.
В итоге результаты работы хорошие. Первоклассники безошибочно и осознано читают, каллиграфически правильно пишут, свободно общаются друг с другом, высказывают собственные мысли.
Особое внимание хотелось бы уделить каллиграфии ученика. Традиционным методом обучить детей письму удается, но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. В трудах Выготского “Мышление и речь” сказано, что “понятие образуется, когда сформируются ощущения”. И следуя опыту Потаповой, мы решили понятие о букве формировать через ощущения.
Обучение письму условно делится на три этапа. 1 этап – развитие мускульной памяти, 2 этап – развитие тактильной памяти, 3 этап – закрепление полученных сведений с помощью трафарет и букв.
Одним этапом из обучения является развитие тактильной памяти. Для этого мы из наждачной бумаги вырезали буквы и наклеили на картон для каждого ученика. Шероховатая поверхность буквы действует как раздражитель на нервные окончания указательного пальца.
Как учащиеся работают с наклеенными буквами? Указательным пальцем правой руки ученики ощупывают букву в направлении письма. Двигая пальцем по буквам, ребенок, как бы ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различия, элементы букв, направление письма.
Приведем фрагмент урока, на котором был использован игровой момент.
Например, на уроке обучению грамоте дети познакомились со звуками [б], [б']. На уроке письма работа была продолжена: учащиеся работали с кассой букв и слогов, пальчиками ощупывали букву б, запоминали написание букв, их элементов и соединения. Буквы дети ощупывали, используя игровой момент:
Учитель: Посмотрите на карточку и назовите, какие это буквы (это заглавная буква Б и строчная буква б).
- Что изображено рядом с буквами? (Рядом с буквами нарисованы баранки). Предварительно дети читали в “Азбуке” предложение о ручной белке, которая брала с рук баранки.
- Ребята, вы уже наверное догадались, что к нам в гости пришла белка? Как вы догадались? (Рядом с буквами нарисованы баранки – угощение для белки)
- Мы угостим белку и поможем ей сделать запас на зиму. Приготовим пальчики. Первой идет белка. Она указывает грибные и ореховые места. За ней идем мы.
В то время когда пальчик “ходит” по букве – “носит белкины запасы” ученик запоминает начертания всех её элементов, соединения букв. Учитель со своей стороны внимательно следит за тем, чтобы направление пальчика, ведущего по буквам, было правильным.
После этого дети играли друг с другом, проверяли, как пальчик “ходит” по буквам, закрывали глаза и пробовали узнать букву по её началу, строили с помощью геометрических фигур домик-склад для белки и заштриховывали его.
Приведу пример игры учащихся II класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Украсить елочку шарами.
Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары.
В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают “правила в стихах”. Например, каждый урок обучения грамоте мы начинаем с алфавитной песенки: АБВГДЕЁ – постираем мы бельё, ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем, НОПРСТУ - погуляем по мосту, ФХЦЧШЩ – вот такая чаша, ЪЫЬ – не запомнятся никак, ЭЮЯ - вот такая моя семья. Используем стихи на каждую букву алфавита А - Вот два столба наискосок, а между ними поясок. Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки. У нас есть коллекция скороговорок на каждую букву алфавита Чистоговорки присутствуют на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма. Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. В работе используем книгу Елкиной “1000 загадок”. Кроме загадок в стихах используем загадки – шутки. 1. Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза? 2. Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев? и т. д. Игры “Доскажи словечко”
“Чей ребенок”


У белки – бельчонок
У галки - ..

У мыши -
У свиньи - .

“Чья жена?”


Лев – львица
Гусь - .

Слон - слониха
Индюк -

“Кто где спит?”,
“Кто где работает?”.

С целью формирования активности детей можно предложить самим придумать предложения с продолжением. Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью. Кроме обычных кроссвордов используем кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд. Например: “Игрушки” (по стихотворениям А.Л. Барто). Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков <,>, используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу. (показать Петушка). Приемы, которыми мы пользуемся для повышения интереса к учебному материалу: ^ 1. Прием “Привлекательная цель” Например, помоги Петушку выбраться из лабиринта чисел (а цель учителя - закрепление последовательности чисел первого десятка). ^ 2. Прием “Удивляй” Например, дети какой длины будет луч, чтобы на нем уместилось самое большое число? Назовите самое большое число. 3. Прием “Отсроченная отгадка” В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос “Какой город славится “поющим” животным?” ^ 4. Прием “Фантастическая добавка” Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
РАСУСТ /страус/
ДУЗЕМА /медуза/
КУТИЛА /улитка/
КРИКОЛ /кролик/

^ 5. Прием “Лови ошибку” Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (светофорчик, хлопок и т.д.), но и доказать почему ошибка и как её исправить. На уроках письмо обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы. ^ 6. Прием “Свобода выбора” На уроках обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из тетради на печатной основе. Прием безотказный – ни одного скучающего лица. ^ 7. Прием “Драматизации и театрализации” В азбуке Н.М. Батеньковой много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Или разыгрываем сценки на учебную тему, как в математике Н.Б. Истоминой диалоги Миши и Маши. ^ 8. Прием “Да-нетка” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга. Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Нам нужно правильно организовать формирование учебной деятельности. В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре. Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий: 1. Учебная задача должна совпадать с игровой; 2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию; 3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
Приведем пример, как на уроке математики, а затем обучения грамоте развиваем различные характеристики произвольного внимания и отрабатываем счет предметов, навык чтения. 1. Раскрась предметов столько, сколько написано под рисунком и т.д. 1. Развитие слуховой памяти игра “Учитель-ученик”. Работа в парах. У детей карточки с набором слов. Первый читает медленно, задача второго найти закодированное слово, которое получается из первых букв каждого слова: Сын облако кошка - СОК Мама искра родина - МИР 2. Развитие ассоциативной памяти: Прием “Шифровка” Учитель читает слово, дети рисуют значки. Или учитель говорит слово, дети - определение. Утро - туманное Кукла - , а затем подписывают к определениям исходные слова. 3. Задания на развитие пространственного мышления: Посмотрите внимательно на рисунок и ответьте на вопросы:
Если поросенок пошел на одну клетку влево, сколько морковок он нашел?
Видите ли вы на картинке овощ, о котором говорят “Сто одежек и все без застежек”?
В какую сторону надо идти поросенку, чтобы найти огурец?
4. Задания на развитие логического мышления:
Рассказы с перепутанными предложениями
Составь картинку из частей
Распредели картинки по порядку.
Продолжи закономерность.
В основе всех приемов лежат действия детей: действия с фигурами, с предметами, со словами, с числами. Ведь не зря гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю - я понимаю”. Мы применяем много игр с использованием детской продуктивной деятельности: “Сложи букву, цифру” из палочек, вылепи из пластилина, сложи из ниток и т. д.
По результатам психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:
умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;
обогащать впечатления детей с целью развития их игр;
обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
уметь организовывать начало игры;
широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д.р.;
создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;
уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения);
регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;
предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
учить детей обсуждать игру и оценить её.
Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей. Важно сохранить эту свободу и непринужденность. Продуктивное общение учителя с детьми в условия игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к детям через свою роль.









Заключение
Итак, познавательно-игровая деятельность на уроках:
Обеспечивает доступность изучения программного материала;
Активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность младшего школьника;
Развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка;
Помогает серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого ученика.
На уроках где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работе. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми.
В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития личности.







Литература
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: - Просвещение, 1995г.
Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: - Просвещение, 1988г.
Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.: - Педагогика, 1980г.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 12 – 14.
Давайте поиграем. Под ред. А.А. Столяра. М.: “Просвещение”, 1991.
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: “Просвещение”, 1989.
Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: “Академия развития”, 1997.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: “Просвещение”, 1990.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М, 1988.









13PAGE \* MERGEFORMAT14315




Заголовок 115