Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же интересе к предмету.
Практика показывает, что успехи в учебе напрямую зависят не только от природных способностей, но и от стремления и настойчивости ученика, от его желания и умения учиться. Не секрет, что менее способный школьник с высоким уровнем мотивации может достичь (и достигает) более высоких результатов в учебе, чем очень способный, но с низкой мотивацией. Формирование учебной мотивации у обучающихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
Возникает вопрос: как повысить эффективность учебного процесса, и каким образом повысить интерес к изучаемому предмету, в частности, к математике?
Наиболее полно решить задачу повышения положительной мотивации учения позволяет вовлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность. Этот метод органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, поскольку дает учителю возможность работать индивидуально с каждым отдельно взятым учеником.
Работу над проектом нужно начинать с выбора темы исследования, которая должна быть интересна учащимся и должна побуждать их к получению нового знания.
Например, в 5 классе при изучении темы «Единицы измерения длины» можно предложить ребятам познакомиться со старинными мерами длины на Руси и единицами их перевода. Для того чтобы заинтересовать обучаемых данной тематикой, можно предложить учащимся проблемный вопрос. Например, каковы были истинные размеры Конька-горбунка в сказке П.П.Ершова? Взятая из реальной жизни проблема, знакомая и значимая для ребенка, подтолкнет его к поиску информации и исследованию. При этом учитель руководит, направляет и координирует деятельность своих учеников. В результате проделанной работы учащиеся должны самостоятельно получить реальный и ощутимый результат. Можно подтолкнуть ребят к проведению эксперимента с привлечением одноклассников и членов семьи. Для этого достаточно поставить перед ребятами следующий проблемный вопрос: «Почему старинные меры длины имеют приближенные значения?» В ходе работы над проектом учащихся можно разбить на группы и предложить им разноплановые задания. Например, одна группа собирает информацию по старинным мерам длины, другая - проводит практическую работу, третья - подбирает задачи с данными единицами длины, четвертая – ищет примеры в художественных произведениях, пятая – раскрывает смысл русских пословиц и поговорок, в которых встречаются версты, сажени, аршины и другие меры. Тем самым, исследовательская деятельность становится метапредметной. Дети, «погружаясь» в проблему, систематизируют знания по математике и переносят их на другие учебные предметы, например, литературу.
Именно подбор тем проектов должен способствовать формированию положительной мотивации к изучению математики. Кроме того, предлагаемая тематика должна соответствовать возрасту обучаемых. Так, в 7 классе темой исследования может стать следующая - «Математики меняют мир». Она позволит учащимся понять, что окружающий мир меняют не только строители и садоводы, дизайнеры и модельеры, но и математики. Работая над таким исследованием, школьники узнают о том, как математики создавали компьютер, закладывали основы цветного фотографирования, восстанавливали Лондон после пожара, взламывали фашистские коды «Энигмы» во время Второй мировой войны и многое другое. Такие эмоционально окрашенные темы не могут не вызвать интерес у большинства обучающихся. У них появляется желание принять участие в проекте, тем самым повышается мотивация к учебе. В результате работы над исследованиями, связанными с историей математики, у учащихся углубляются представления о культурно-исторических ценностях учебного предмета, о практическом значении данной науки.
Особенно интересными для обучающихся старшего возраста оказываются темы на стыке предметов. Так, например, исследовательский проект «По законам красоты» объединяет не только математику, но и предметы гуманитарного цикла. Следует отметить, что тема «Золотое сечение» не рассматривается в курсе школьной математики. Но во внеурочной деятельности, на занятиях кружка в 8 классе целесообразно уделить ей внимание. В основу исследования может быть положен следующий вопрос «Могут ли математические расчеты объяснить красоту?» Данный проект включает в себя различные формы деятельности:
- подготовка презентации по теме «Золотое сечение»;
- экскурсия по родному поселку (городу) с целью изучения архитектуры;
- практическая работа по исследованию пропорциональных зависимостей, положенных в основу архитектурных сооружений;
- создание эскиз-проектов своего дома с учетом пропорций «золотого сечения».
По желанию можно рассмотреть применение «золотой пропорции» в композиционном построении поэтических художественных произведений, а также при выборе правильного ракурса в фотосъемке.
Несомненно, работа над исследованием по данной теме трудоемкая, но она позволит учащимся не только расширить свои знания, но и перенести их на другие области, Такой проект способствует формированию эмоционально-личностного отношения к математике, литературе, изобразительному искусству.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность является эффективным средством повышения учебной мотивации при изучении математики. Ученик включается в активный познавательный процесс, самостоятельно осуществляет сбор необходимой для решения поставленной проблемы информации, планирует возможные варианты ее решения, делает выводы, анализирует свою работу. Участие в проектах значительно повышает уровень практического владения математическим языком, а главное, формирует навыки самостоятельной и ответственной деятельности, что является немаловажным условием для успешного овладения математикой.