Статья Использование интерактивных компьютерных моделей на уроках физики

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.
В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения – компьютер, обучающие мультимедийные программы по физике. Мультимедийные программы содержат многочисленные компьютерные модели, позволяющие создавать на экране интерактивной доски, монитора компьютера наглядные запоминающиеся иллюстрации физических опытов, экспериментов, явлений, воспроизводить их тонкие детали, которые обычно ускользают при наблюдении реальных экспериментов. Работа с компьютерными моделями открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.
Компьютерное моделирование позволяет изменять в широких пределах начальные параметры и условия опытов, а также моделировать ситуации, недоступные в реальных экспериментах. В них ученик может изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы, что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности, повышает интерес к изучению предмета.
На своих уроках использую обучающие мультимедийные программы по физике с компьютерными учебными курсами, разработанные компанией «Физикон»: «Открытая физика 1.1» и «Открытая физика 2.5» части I и II, «Физика. 7-11 классы» и компьютерные учебники от компании “Кирилл и Мефодий”.
Остановлюсь на одной из серий.
Курс «Открытая физика» содержит:
Электронный учебник;
Более 350 задач, вопросов;
60 интерактивных моделей;
Систему тестов;
Журнал учета работы учащихся;
Справочные таблицы;
Предметный указатель;
Поисковую систему;
Звуковое сопровождение;
Методическое пособие для учителя.
Все модели в зависимости от использования на уроке мною разделены на несколько групп:
1. Модели – конструкторы.
Например, модель электрической цепи. Модель представляет собой набор элементов цепи, с помощью которых на экране можно моделировать электрическую цепь. На уроках физики в 8 классе при изучении темы «Электрический ток» мы используем эту модель. На компьютере учащиеся моделируют и собирают электрическую цепь, задают параметры источника тока и потребителей тока, а потом проводят опыты: измеряют силу тока, напряжение, рассчитывают сопротивление проводников. Это позволяет быстро и качественно опытным путём подтверждать изученные законы. С использованием данной модели я предлагаю ученикам следующие задания: найти ошибки в изображенной цепи, собрать цепь по образцу, используя приборы. Без мела и тряпки можно по щелчку мыши внести изменения в схему электрической цепи, кроме того, модель позволяет рассчитать значение силы тока и напряжения. На диске сделана видеозапись урока, частью которого является проведение опытов по изучению законов последовательного соединения проводников с помощью компьютерного моделирования.  
2. Модели установок.
Например, модель ядерного реактора, она не только заменяет старую таблицу, где указаны рабочие элементы установки, но и позволяет продемонстрировать принцип действия ядерного реактора.
3. Модели различных физических явлений.
Например, видеофрагмент – ядерные превращения. Ученики 9 класса при изучении темы «Атомное ядро» научились правильно находить неизвестный продукт ядерной реакции, но не всегда верно определяли реакцию синтеза или деления. Эту проблему разрешили с помощью данного видеофрагмента.
Приведу еще один пример. В 11-м классе изучая явление дифракции, мы говорим, что согласно теории Френеля при определенных размерах и расстоянии от отверстия до источника света и экрана в центре светлого пятна находится темное пятно. Ребенку представить это сложно, модель не только это наглядно демонстрирует, но и позволяет изменять размеры отверстия и наблюдать, как при этом изменяется дифракционная картина.
4. Модели опытов.
Например, опыты Фарадея по электромагнитной индукции.
Интерактивная модель представляет виртуальную лабораторию, на уроке с учащимися выполняем опыты Фарадея, приведшие его к открытию явления электромагнитной индукции.
Модель для 7-го класса «Диффузия и Броуновское движение». Дети с замиранием наблюдают, а я поясняю, что два вещества соприкасаются через очень маленькое отверстие и то, через определённое время в результате диффузии они перемешаются. Очень легко ввести понятие динамического равновесия. Броуновское движение в 7-м классе даётся параграфе учебника совсем не интересно. Зато как интересно посмотреть на эту модель и послушать рассказ учителя о ботанике Броуне, который думал, что споры растений движутся, потому что они живые. Броун смотрел на них и летом, и зимой – они всё движутся. Как учёные физики взяли тушь, в которой частички сажи уж точно не живые, а тоже движутся. И с помощью этой модели совсем легко понять причину броуновского движения.
 Использование на уроках физики элементов такой педагогической   технологии   обеспечивает     каждому  ученику формирование положительной мотивации к процессу учения; развитие мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков; развитие навыков работы с физическим оборудованием; развитие ИКТ – компетентности обучающихся; рациональное использование времени на уроке; формирование навыков  самостоятельной, групповой и коллективной работы обучающихся.
      Особенно хочется отметить, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, "живых" опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опыт работы показывает, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят. Качество знаний при этом заметно возрастает.
       От образования сегодня требуется больше, чем вчера. И именно использование на уроках информационных технологий поможет учителю построить учебный процесс более эффективно.

15