Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах специальной (коррекционной) школы.















Дидактические игры на уроках
русского языка в начальных классах специальной
(коррекционной) школы.





















Набеева Н.В.



1.Дидактическая игра на уроках русского языка.

В начальных классах специальной (коррекционной) школы одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности, скуки.
Часто дети не усваивают учебный материал по русскому языку потому, что не верят в свои силы, считают, что им всё трудно. Такой настрой учащихся мешает работе на уроке: они или совсем перестают работать, или выполняют работу кое-как, допуская ошибки, выполняя работу небрежно, без всякого желания. Игра увлекает детей, помогает им освободиться от чувства неполноценности, в игре они о нём забывают, слабые учащиеся начинают верить в свои силы, становятся более активными.
Игра имеет большое воспитательное значение для школьника, так как приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, учит выдержке, настойчивости, вырабатывает умение быстро ориентироваться, развивает смекалку. Учащиеся любят игры на уроках русского языка, но активное участие принимают в них при условии, если что игра учащимся доступна и понятна.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать школьники.
Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для этой цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесёт определённую разрядку в общий ход урока.
В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.
При излишней возбудимости учащихся игре лучше отвести заключительную часть урока.
На уроках можно использовать разнообразные загадки, лото, задачи, викторины, помогающие усвоению орфографических правил и расширяющие словарный запас учащихся.






2. Дидактические игры.
Игры к теме «Звуки и буквы»
Оживите гласные буквы.
Цель: Развитие умения узнавать слова по опорным буквам, звуко-буквенный анализ.
Записаны 2 столбика, в каждом из которых обозначены только гласные, а согласные буквы пропущены:
- о – а - е - о
- е – о - е - а
- и – о - о – а
- о – о – о - о – а – а
- а – а – а - о – о – а
Нужно вписать согласные буквы, чтобы получились слова.

Путаница.
Записаны слова с изменённым порядком слогов: ро-со-ка, ба-со-ка,
тё-ко-нок, плё-цы-нок, ко-ва-ро, ку-ца-ри, те-нок-лё.
Нужно записать слова в тетрадь, восстановив правильный порядок слогов.

Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает.
Даны «заколдованные слова», в каждое из которых вставлен лишний слог: сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, коранфеты, патустила, балиранки, пинорожки, оребрихи.
Нужно расколдовать слово, прочитав его правильно, без лишнего слога. Прочитав правильно, победитель получает «вкусное слово», которое и является сюрпризом.

Угадай последнее слово.
Цель: активизация словаря; закрепление правописания слов на изучаемое правило.
Не поедет без бензина Я от досады чуть не плачу –
Наша быстрая (машина). Не решается (задача).

Захотели малыши Я откликаться не хочу.
Поточить .(карандаши). Меня зовут, а я (молчу).

Рыболову, вот так штука, Слоник хоботом, как душем,
На крючок попалась ...(щука). Моет спину, моет .(уши).

Собирают ребятишки Белокрылые хозяйки,
В парке жёлуди и (шишки). Над водой летают..(чайки).




Игры к теме « Слово»
Палочка, остановись!
Цель: подбор слов, обозначающих предметы.
Ученик называет предмет (по договорённости это могут быть домашние вещи, одежда, растения и т.д.) и передаёт палочку другому. Тот называет следующее слово и передаёт палочку третьему. Палочка останавливается, если слово названо не по теме или другой грамматической категории. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Живой – неживой.
Записан столбик слов из 7 слов. Кто?
Лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь.
Нужно заменить в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что?
Возможные ответы: липа, рот, коса, мак, капля, мука, дверь.

Кто как кричит?
Записаны названия животных: курица, ворона, воробей, кукушка, лягушка, свинья, утка, кошка, коровка, собака.
Нужно к каждому названию животного подобрать слово, обозначающее, как это животное подает голос.

Кто какой?
Записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа - столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке:
Жадный олень
Трусливый медведь
Хитрая ёж
Пушистая змея
Колючий лиса
Ядовитая заяц
Неуклюжий волк
Рогатый белка
Нужно записать словосочетания.

Кто больше.
Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.
Учитель показывает картинки, а ученики подбирают слова, называющие действия изображённых на картинках предметов.






Квадраты
Цель: отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце.
1



2













3





По вертикали: 1.Населённый пункт. 2. Предмет для рисования красками.
По горизонтали: 1.Сигнал, подаваемый тепловозом или электровозом.
3.Осадки.
(Город, кисть, гудок, дождь.)
По вертикали: 1.Изделие из теста с начинкой. 2. Певчая птица.
По горизонтали: 1.Тепловоз с вагонами. 3.Населённый пункт.
( Пирог, дрозд, поезд, город.)

Игра с мячом.
Цель: Развитие фонематического слуха, умения различать и воспроизводить слоговые структуры с раздельным и слитным произношением гласного и согласного.
Учитель произносит слово, обозначающее один предмет, и бросает мяч ученику. Поймав мяч, ученик называет тоже слово, но обозначающее много таких предметов и возвращает мяч учителю.
Слова: улей, ручей, перо, сук, брат, друг, крыло, лист, стул, воробей, муравей, соловей, дерево, сын.

Запоминайка.
Рифмовка с непроизносимыми согласными. Нужно прочитать и запомнить как можно больше слов.
Солнце, чувство, праздник,
Сердце и проказник,
Лестница и звёздный,
Здравствуйте и поздний,
Грустный и ненастный,
Радостный, несчастный.


Игры к теме «Предложение».
ДА – НЕТ.
Цель: Развитие умения составлять предложения и узнавать предмет по его признакам, местоположению, пользе и т.д.
Класс договаривается, о чём будет идти речь: о предметах в классе, мебели, овощах, птицах и т.д. Один ученик выходит за дверь, а класс задумывает какой-либо предмет. Ученик входит и спрашивает о предмете так, чтобы класс мог ответить словом «да» или «нет». План постановки вопросов может быть записан на доске. Например:
«Он» находится (в классе, дома, в огороде).
«Он» нужен (для письма, рисования).
« он» по цвету (красный, белый).
« Он» по форме (овальный, круглый).
« Он» по вкусу (сладкий, сочный).
Если водящий отгадывает, он садится на место, выбирая другого водящего.


Кто первый?
Цель: развитие умения определять количество слов в предложении.
Учитель читает предложение. Ученики составляют схему этого предложения.


Отгадай, где растёт.
Цель: отработка умения быстро составлять предложение.
Учитель бросает мяч и называет овощ, фрукт, дерево, куст, ягоду. Ученик, поймавший мяч, составляет предложение о том, где растёт это растение, и возвращает мяч учителю.


Где мы были, мы не скажем.
Цель: Развитие умения составлять предложения на основе демонстрируемых действий.
Учащиеся одного ряда хором произносят: « Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» - и начинают изображать ту или иную деятельность ( подметают пол, стирают бельё, копают землю и т.п.). Ученики другого ряда отгадывают их действия и составляют предложения. Затем ряды меняют свои роли.

Таким образом, игры помогают учителю сделать процесс обучения русскому языку более интересным, разнообразным по характеру используемых методов и приёмов, а учащихся – более активными и самостоятельными.