Статья. Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах школы VIII вида


«Использование дидактических игр на уроках русского языка
в начальных классах школы VIII вида»
Е. В. Морозова
Учитель начальных классов
ГБОУ школы-интернат № 37
В младших классах одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Особенности умственно отсталых детей влияют на методику проведения игр на уроках русского языка. У таких детей отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малая глубина, диффузность и т.д. Вместе с тем психологи и методисты убедительно доказывают, что появление интереса к обучению у учащихся вспомогательной школы в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.
На уроках русского языка речь, язык становится предметом изучения. Это предполагает опору на логическую способность ребенка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. – Т. 2. – С. 256).
Речевое недоразвитие умственно отсталых детей, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, которые в норме появляются в период от 2 до 5 лет, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание русского языка во вспомогательной школе. Эти трудности особенно четко проявляются на первоначальном этапе обучения.
Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
В практике работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место на уроках русского языка. Однако в методике ее проведения имеются некоторые недостатки. Наиболее существенными среди них являются следующие:
Игра на деле оказывается обычным упражнений с использованием наглядных пособий.
Не всегда учитываются особенности умственно отсталых детей при выработке правил игры.
Не подводятся результаты игры, в связи с чем она теряет одно из своих привлекательных свойств: выявление победителя или победителей
Игра выпадает из общих целей урока, не содействует их реализации.
Смешение дидактической игры и упражнения возникает в связи с общностью учебных задач, которые решают эти методы обучения. Упускается при этом из виду тот факт, что дидактическая игра кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Так в игре «Чей домик» игровой задачей будет определение домика для изображенного на картинке предмета; в игре «Где спрятался звук?» - постановка фишки на соответствующий квадрат; в «Цепочке» - умение ее не порвать; в «Звуковой линейке» - освобождение квадратов от закрывающей их бумажной ленты
Учебной задачей во всех этих играх является формирование фонематического восприятия в различных его проявлениях: установление наличия изучаемого звука в слове («Чей домик?»), определение места звука («Где спрятался звук?»), выделение первого и конечного звука в слове («Цепочка»), распознавание звукового объема слова («Звуковая линейка»).
Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, учащиеся вслушиваются в изучение слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, в результате чего помещают картинку в домик того или иного цвета.
Мыслительные операции, которые осуществляются учениками, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе овладения учащимися игрой после показа игровых действий целесообразно их выполнение совместно с учителем. Надо отметить, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель продолжает помогать им в процессе игровой ситуации. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их развития. Ребенку можно помочь, если упростить материал игры, напомнить последовательность выполнения задания или сократить объем мыслительных операций. Например, при изучении темы «Слова, обозначающие предметы» во втором классе можно использовать лото, на карточках которого изображены предметы одного назначения, но в различных сочетаниях: кружка, чашка, стакан; чайник, кофейник; миска, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, кресло; люстра, лампа и т.д. На карточках, которые дают слабым учащимся, подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать каждый из нарисованных предметов, а в случае выигрыша назвать их и записать названия на доске. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать. После неоднократного возвращения к данному заданию и при накоплении опыта по дифференциации сходных предметов все дети играют без посторонней помощи.
В другом случае можно увеличить количество заданий для слабых учащихся. Так, первоклассники, участвуя в игре «Каждому свое место» получают по три картинки, в названиях которых необходимо установить место заданного звука. При этом сильная группа школьников выделяет звуки в любой позиции, а слабоуспевающие дети, имея соответствующий подбор трех картинок, узнает этот звук только в начале и в конце слов.
Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Так, в разделе «Слог» есть игра «Купи игрушку». Учащиеся получают игрушку (или картинку с ее изображением), если четко произнесут ее название, разделят слово на слоги, определят количество слогов. В дальнейшем можно предложить детям «покупать» сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем – из двух и, наконец, из трех. Количество мыслительных операций остается прежним, усложнение идет за счет вынужденного выбора, требующего мысленного разграничения названий картинок в соответствии с новыми условиями. Игра будет еще более сложной (это вариант для сильных учащихся), если после деления трехсложных слов останутся игрушки, названия которых состоят из четырех слогов.
Все дидактические игры предполагают выявление победителей в лице ученика или группы. Во вспомогательной школе, как показала практика, значимость выигравшего коллектива правильно оценивается уже учащимися первого класса. Групповая игра – соревнование служит хорошим воспитательным средством. Так как коллектив отвечает за каждого своего члена, можно предложить, например, сильным ученикам одного ряда, помочь отстающим, прорепетировать с ними заранее игровые действия. Несомненно, что в организации этой работы большая роль отводится учителю, поскольку помощь детей друг другу протекает под его контролем. Он учит и того, кто помогает, и того, кому эта помощь необходима.
Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.д. Забвение этого условия ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.
Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Учащиеся разгадывают загадки и записывают слова – отгадки, ориентируясь на изученное ранее правило. Здесь коррекционно – развивающие и познавательные поурочные цели прослеживаются достаточно четко. Дети переключаются на новый вид деятельности: выбирают картинки – отгадки, доказывают правильность выбора. Образуется пауза, заполненная интересным и полезным для учащихся занятием, после чего следует выполнение учебной задачи: запись слов – отгадок.
Так же игра с загадками во время знакомства с орфографическим правилом отвлекает внимание школьников от достижения основной цели урока: усвоение нового материала. В результате возникает ложная занимательность, ничего общего не имеющая с пробуждением интереса к самому орфографическому явлению.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?». Учащимся дается время для прочтения по тетради слов, в которых дома нужно было вставить пропущенную орфограмму, подчеркнуть и проверить ее. Затем по команде учителя ребята, по одному с каждого ряда, на доске записывают столбиком слова в порядке их следования в упражнении. Осуществляется перекрестная проверка записанных слов, выявляются ошибки, подсчитываются очки, определяется рад – победитель, который награждается за быстрое и верное выполнение задания игровыми жетонами. Далее каждый ученик сверяет с записью на доске, правильно ли он выполнил домашнее задание. Учитель проходит по рядам наблюдая за действиями детей. Школьникам, успешно выполнившим домашнее задание, а так же тем, кто правильно осуществил проверку, вручаются дополнительные жетоны. Если в ходе урока используют несколько игр, в конце все жетоны предъявляются учителю для получения соответствующей оценки (например, 5 жетонов – отметка «отлично», 4 – «хорошо»).
В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. Например, изучение звука предваряется его узнаванием в стихотворении, в названиях картинок.
Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать школьники.
Если какое-то задание требует от учащихся большего интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для этой цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход урока.
В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.
При излишней возбудимости учащихся игре лучше отвести заключительную часть урока, если ее проводить в виде соревнования, и любую его часть, если каждый ученик совершает игровые действия самостоятельно, вне зависимости от окружающих детей.
Серьезно продуманное и методически грамотное использование дидактической игры поможет учителям сделать процесс обучения русскому языку более интересным, разнообразных по характеру используемых методов и приемов, а учащихся – более активными и самостоятельными.
Существует несколько видов дидактических игр. Наиболее распространенной является игра — соревнование.
При изучении темы «Звуки и буквы» может использоваться игра «Где наш дом?».
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).
Ход игры. Ученик берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произносимом слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, то их поправляют ученики другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.
Примерный материал. Ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
Тема: «Правописание гласных после шипящих».
Игра «Отрицай», «Один — много», «Он — Я».
Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями ча — ща, жи — ши,
чу — щу.
Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика. В каждом столбике столько слов, сколько человек в одной группе.
Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик слов. Слов в столбике столько, сколько человек в группе. Ученики по порядку выходят к доске и изменяют очередное слово. Работу начинают по сигналу учителя одновременно все группы. Выигрывает та из них, которая первой выполнила задание, не сделав ошибок.
Примерный материал. (1) плащ, грач, врач, мяч, ключ, борщ, лещ, меч, луч, обруч, силач, трубач, кирпич, товарищ, калач. (2) еж, уж, ухо, ерш, лужа, лыжа, мышь, нож, чиж, груша, крыша, этаж, калоша, камыш, малыш, стриж, шалаш, ландыш, гараж, карандаш, пляж. (3) стучит, молчит, учит, ищет, летит, тащит, чистит, хочет, плачет, скачет, тратит, выручит, выключит, угостит, встретит, простит, трещит, рычит.
Тема: «Слово».
Игра «Кто? Что?».
Цель. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим предмет.
Оборудование. Предметные картинки: стол, бабушка, паук, щетка, лампа, собака, шар, цапля, ученик, груша, книга, белка, сумка, рыба, мак, майка, кукла, ель, свекла, лента, петух, корова; карточки с вопросами «кто это?», «что это?».
Ход игры. I вариант. Доска делится на две части. В первой учитель прикрепляет карточку с вопросом «кто это?», во второй — с вопросом «что это?». Ученики выходят по порядку к доске, берут картинку, называют предмет, изображенный на ней, и ставят к слову вопрос. Картинка прикрепляется к доске под соответствующим вопросом. Выполнение задания оценивается баллами, которые получает ряд, или отдельный ученик.
II вариант. Учитель показывает предметную картинку. Ученики поднимают карточку с вопросом, на который отвечает слово, обозначающее изображенный предмет.
Игра «Полминутки для шутки».
Цель. Закрепление правописания кличек животных.
Оборудование. На доске написаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Ход игры. Учитель просит ребят внимательно послушать стихотворение и сказать, что не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном.
Жили-были дед да баба А еще была у них
С маленькою внучкою. Курица Буренка.
Кошку рыжую свою А еще у них была
Называли Жучкою. Собачонка Мурка.
А Хохлаткою они А еще — два козла —
Звали жеребенка. Сивка да Бурка!
(Ю. Черных)
Представители рядов должны дописать к названиям животных на доске их клички, а все ученики выполняют эту работу в тетрадях. Правильные записи поощряются жетонами. Выигрывает тот ряд, у которого оказалось больше жетонов.
Игра «Кто первый?».
Цель. Развитие умения изменять форму слова в зависимости от предлога и строить предложения, используя предлоги.
Оборудование. Для каждого ряда предметная картинка и таблица с несколькими предлогами к ней.
Ход игры. Представители каждого ряда по порядку выходят к доске и записывают слово, обозначающее название предмета на картинке, в сочетании с предлогом из своей таблицы. Остальные участники игры в это время обдумывают предложения с данными словами. Когда работа с таблицами закончена, соперники называют придуманные ими предложения. За каждое правильно составленное предложение ряд получает очко. Оригинальное высказывание может быть оценено двумя оценками. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок при записи слов с предлогами и набравший большее количество очков.
Тема «Предложение».
Игра «Подвижные слова».
Цель. Развитие умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов.
Оборудование. Карточки со словами деформированного предложения.
Ход игры. Класс делится на группы. Все получают по катрочке, которую должны держать в правой руке. По команде ученики каждой группы встают в шеренгу так, чтобы из слов, написанных на карточках, получилось предложение. Выигрывает та группа, которая первой построится, составив предложение.