Проект «Формирование учебно-познавательной мотивации на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»


Тема проекта: «Формирование учебно-познавательной мотивации на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО».
Вопрос о мотивации учения есть
вопрос о процессе самого учения.П.Я. Гальперин

Актуальность проекта
Как привить учащимся интерес к обучению? Как активизировать их познавательную деятельность на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Эти вопросы всегда волновали меня. Уверена, что подобные вопросы встают перед каждым учителем. Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? В современном школьном образовании эта проблема является актуальной, что и способствовало выбору темы моего педагогического проекта: «Формирование учебно-познавательной мотивации на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО».
Бесспорно, интеллектуальная активность обучающегося в целом направляется и подчеркивается интересом, который является основным стимулом в учебной деятельности.
В условиях введения ФГОС современная школа призвана решить целый ряд остро стоящих проблем, ведущее место среди которых занимает формирование и развитие учебно-познавательной мотивации как важного фактора успешности обучения.
Актуальность данной проблемы также обусловлена обновлением содержания обучения: одним из требований нового стандарта к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования является «сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности».
ФГОС выдвигает как одно из требований «понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования».  Обновленное лингвистическое содержание школьного курса русского языка требует новых подходов в организации процесса обучения. В соответствии с данными установками мной была определена
Цель проекта:
создание системы работы, обеспечивающей повышение уровня учебно-познавательной мотивации на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме учебно-познавательной мотивации;
выявить уровень мотивации учащихся к русскому языку как к учебному предмету;
определить направления работы, способствующие формированию учебно-познавательной мотивации на уроках русского языка;
апробировать созданную систему работы;
внести коррективы.
    Объектом изучения является процесс формирования учебно-познавательной мотивации на уроках русского языка в условиях ФГОС ООО.
Предметом изучения – педагогические условия формирования учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка. Гипотеза моего исследования такова: уровень сформированности учебно-познавательной мотивации будет характеризоваться устойчивой положительной динамикой, если на уроках русского языка использовать инновационные образовательные технологии.
Практическая значимость работы состоит в том, что инновационные образовательные технологии, применяемые мной, могут быть использованы педагогами в процессе формирования у обучающихся познавательного интереса на уроках русского языка. Участниками проекта стали обучающиеся 5-11 классов
Проект является долгосрочным и рассчитан на 5 лет.
(Слайд) Проект реализуется в 3 этапа
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: (его реализация была осуществлена в конце 2013 года) октябрь - декабрь 2013 года
Основной этап: начало которому уже положено (январь 2014 – май 2018 года) Работа над проектом длится третий год и будет завершена в октябре 2018 года
Заключительный этап (его реализация намечена на период с июня по октябрь 2018 года) июнь – октябрь 2018 года
Подготовительный этап.
Какие они, мои ученики? Яркие, раскованные, информированные. Но встречаются и другие: они пассивны на уроках, им не под силу конструктивный диалог; нет глубокой заинтересованности к познанию, открытию. Наблюдается отсутствие устойчивого интереса к предмету, то есть снижение учебно-познавательной мотивации, и как результат – невысокий уровень успеваемости.  Как достичь положительных результатов в решении данной проблемы?
Я проанализировала психолого-педагогическую литературу по этому вопросу и провела анкетирование среди обучающихся 5-6 классов, которое показало, что в большинстве случаев предмет русский язык не имеет высокой рейтинговой оценки среди других предметов.
(Слайд «Рейтинг учебных предметов», 2013 год)
При исследовании мотивации к изучению русского языка по показателям трех уровней: высокого, достаточного и низкого, получила следующие результаты:
из 15 человек высокий уровень учебно-познавательной мотивации имел лишь 1.
Достаточный уровень - 5 человек.
Низкий уровень - у 9 обучающихся.
Так же было выявлено, что у большинства участников анкетирования доминируют внешние мотивы учения: действуют ради хорошей оценки, поощрения родителей, похвалы учителей.
Основной этап.
    В соответствии с целью своего проекта: определить направления работы, способствующие повышению учебно-познавательной мотивации на уроках русского языка, я остановила свой выбор на применении инновационных образовательных технологий:
информационно-коммуникационных,
элементов технологии критического мышления,
проектных технологий.
Все перечисленные образовательные технологии формируют умение и желание учиться и соответствуют основной идее ФГОС: новые знания не даются в готовом виде, дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они, подобно маленьким ученым, делают свои собственные открытия. Не даром гласит китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка способствует реализации деятельностного подхода к обучению и  позволяет:
развивать самостоятельность обучающихся;
разнообразить формы работы;
активизировать внимание;
повысить интерес обучающихся к предмету
1.1. В своей работе на уроках я часто использую мультимедийные презентации.
Я думаю, что мы все убедились в том, что они способствуют усилению наглядности, эффективности использования урочного времени, что позволяет осуществить принципы развивающего обучения, формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает. 
На своих уроках я практикую использование тестовых заданий, тренажеров на электронных носителях и в сети Интернет в режиме он-лайн. В этом мне помогают электронные образовательные ресурсы: «1С: Репетитор», «Тесты по Орфографии и Пунктуации», «Фраза», универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» издательства Экзамен и официальные порталы: ФИПИ, Грамота.ру, Незнайка.Про и другие.
Данные электронные пособия и ресурсы полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Оригинальная, специально разработанная система тестовых заданий позволяет контролировать уровень владения учебным материалом, дает значительную экономию урочного времени, вносит элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, создает условия для индивидуальной работы, способствует приобретению навыков самоконтроля, самоорганизации.
1.3. Электронные словари и энциклопедии на электронных носителях и в сети Интернет в значительной мере способствуют формированию навыков поиска и отбора информации из различных источников.
На уроках русского языка я пользуюсь такими электронными пособиями, как «Школьный курс русского языка», энциклопедия Кирилла и Мефодия, а также различными электронными словарями. Например, Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Уникальная поисковая система осуществляет поиск по заголовкам статей, по выделенным словам, система перекрестных ссылок позволяет найти толкование упоминаемых слов. Словари и энциклопедии on-line – на порталах Академик.ру,  Грамота.ру,  Глоссарий.ру».
2. Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается формирование учебно-познавательной мотивации, является технология развития критического мышления, элементы которой я применяю в своей работе.
2.1. Сделать наглядными мыслительные процессы позволяет кластер, как эффективный способ графической организации материала. Это своего рода - отражение нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий логична и проста: вокруг ключевого слова, которое является «сердцем» темы нужно наглядно расположить слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, логически связанные с центральной темой (модель «планета и её спутники»). В процессе составления кластера у каждого «спутника» может появиться новый «спутник». В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.
(Пример составления кластера представлен в видеофрагменте)
2.2. Быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза является синквейн. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, теме урока. Интересно его использование в качестве средства творческой выразительности.
Технология выполнения синквейна довольно проста:
1 строка – 1 ключевое слово, тема.
2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка – 3 глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.
4 строка – фраза из 4 слов, показывающая собственное отношение к теме.
5 строка – синоним или ассоциация из одного слова.

(Пример составления синквейна по теме «Язык и общество. Язык и культура» представлен в видеофрагменте)2.3. Следующий прием критического мышления, который я так же успешно использую на своих уроках - "Кубик Блума". Этот прием универсален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
Каждая грань подразумевает выполнение определенного действия.
Правила таковы: Учитель или ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А мне, как учителю, этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. 
(Показ фото на слайдах)
3. Ничто не дает такого простора для творческой инициативы учащихся и педагога как проектная деятельность, которая подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
«Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить», - это тезис, который вполне может служить девизом для участников проектной деятельности.
Мои обучающиеся выполняют разные виды проектов (по содержательной специфике): исследовательские, информационные, ролевые, игровые, творческие, ознакомительно-ориентировочные, в разных формах (по количеству учащихся): индивидуальный, парный, групповой.Создание или защита проекта может быть как элемент на уроке, но иногда мы проводим целые уроки-проекты, которые, как правило, проходят всегда ярко и плодотворно.
Заключение
Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приемов развития мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к изучаемому предмету, что подтверждают повторные промежуточные результаты мониторинга формирования учебно-познавательной мотивации.
На сегодняшний день видно, что рейтинг учебного предмета русский язык заметно повысился.
Как видно из диаграмм, наблюдается увеличение количества детей с достаточным уровнем учебно-познавательной мотивации: с 30% до 60 %. Рост количества детей с высоким уровнем мотивации я пока что нахожу недостаточным: с 7 % до 14%.
Работа над проектом продолжается, поэтому я выделила задачи, которые собираюсь реализовывать в ближайшее время:
продолжать изучение и внедрение в практику своей работы методик обучения, способствующих формированию учебно-познавательной мотивации на уроках русского языка;
внедрять в практику своей работы наиболее эффективные формы и методы, элементы образовательных технологий;
ввести регулярный мониторинг эффективности применяемых методов работы на уроках;
вносить коррективы в поставленные задачи и направления работы.
Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации помогает повысить познавательную активность и ведет к росту качества знаний и уровня обученности.
Перед вами результаты успеваемости за три года по каждому из моих трех классов.
Это отражается в результатах ГИА.
По результатам ЕГЭ из 7 выпускников, сдававших русский язык, успеваемость 100%, 14% обучающихся получили более 80 баллов, 28% - более 70 баллов, 42 % - более 60 баллов.
Повышение уровня учебно-познавательной мотивации способствует активизации творческого начала. Мои ученики – активные участники и победители, призеры предметных олимпиад, чемпионатов, конкурсов.
«Единственный путь, ведущий к знаниям  - это деятельность» - говорил Бернард  Шоу.
Это актуально и для нас, и для детей.
Спасибо за внимание!