Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели







Шахматный турнир
6 а класс


Провела: Панарина И.Н. учитель математики






















Цели урока:
1) Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями. 2) Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память. 3) Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.
Форма проведения: игра-путешествие.
Оборудование:
шахматная доска,
шахматные фигуры,
шары,
тетрадь с загадками,
задания от Загадая,
надпись “Шахматная страна”,
цветик-семицветик.
Действующие лица: ведущие, девочка-Клеточка, мальчик-Загадай, фигуры – Ладья, Слон, Ферзь, Конь, Пешки, Король.
Ход мероприятия
Ведущий:
Скучно было детворе Ранним утром во дворе. Знаю я одну игру, –  Сказал ребятам Петя. –  Где б я ни был – и везде В неё играют дети. В игре той есть Ладья и Ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех Король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры название угадать?
Ведущий: – Ребята, а вы догадались о какой игре идёт речь? (шахматы)
Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь сразу.
“Не люди, не звери, не часы, а ходят?”
(Шахматные фигуры)
Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и её героями – фигурами, мы предлагаем вам совершить путешествие по Шахматной стране. А очутиться в Шахматной стране нам поможет цветик – семи цветик. Закройте глаза, сядьте поудобнее, путешествие начинается.
(Звучит музыка)
Лети, лети лепесток. Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли - Будь по моему вели. Вели, чтобы мы очутились В Шахматной стране!
Клеточка: – Добрый день, ребята! Меня зовут Клеточка. Меня прислал Шахматный король, чтобы я провела вам экскурсию по шахматной стране. Вы готовы? Тогда внимание! Первая наша беседа будет посвящена Истории возникновения шахмат.
ПОД МУЗЫКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТАРИК ХОТТАБЫЧ, ПРИГОВАРИВАЯ ЗАКЛИНАНИЯ И ОГЛЯДЫВАЯСЬ.
Старик Хоттабыч.: О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие, я попал в дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы жизни!
Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из мудрейших, славные учителя! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Ведущий: – Кто из вас знает, кто изобрёл эту чудесную игру?
Старик Хоттабыч:
– Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по порядку.
Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить. , когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных положений в ней.
Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.
ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться.
1-й РЕБЕНОК:
У кого же мне узнать, Кто мне может подсказать, Где могу я научиться Сильно в шахматы играть? Папа мне сказал:– Сынок, Иди в шахматный кружок. Там научишься играть. И возможно, будешь многих Через время побеждать.
2-Й РЕБЕНОК:
Эта древняя игра Так коварна и хитра, Что без знания секретов Не придёт побед пора. Чтобы в шахматы играть Нужно всё о них узнать, Как различные фигуры Перед боем расставлять. Помнить, как их называть И куда переставлять. Строго правила игры Соблюдать и уважать.
Клеточка:
– Путешествуем дальше и следующая наша беседа, будет посвящена главному, без чего не состоится игра. Это шахматная доска.
Ведущий:
– На ней ведётся шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно рассечена на равные клетки – квадратики. Это – поля. Светлые квадратики – это белые поля, тёмные квадратики – это чёрные поля. (Показ)
Клеточка:
– Это Клеточки – мои сестрёнки. Всех нас вместе шестьдесят четыре. Мои сестрёнки приготовили для вас песенку.
(Исполняется песня)
Клеточка:
– А вот и мой друг Загадай. Он всегда ходит со своей толстой тетрадкой. А называется она “ Загадки из тетрадки”.
В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будете понемногу решать их и научитесь играть в шахматы.
Загадай:
Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски? (квадратная) На каких полях ничего не растёт? (на шахматных) Из каких досок не строят теремок? (из шахматных) В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
1.
Если в шахматы играешь,  То, конечно, это знаешь – Будет лучший результат,  Если ты поставишь
2.
Мы могли на ней бы плыть С русским князем по воде, Но позволено ходить И по клеточкам
3.
Это есть не пораженье, Не фиаско, и не крах, А всего лишь нападенье – Королю объявлен
4.
Быть особо защищённым – У него такая роль, Это правило резонно, Потому что он –
5.
Обитает не в саванне, И не так огромен он, Но такое же названье У фигуры этой –
6.
Он, не цокает, конечно, Но легко перешагнём Через ряд фигур и пешек Этим шахматным
7.
Кто не любит прыг да скок? Кто ходить привык без спешки И берёт наискосок? Ну конечно, это –
8.
Это правило известно, Короля нам есть нельзя, Но свободно можешь есть ты Вместо этого
9.
Вот я выиграл почти, И заранее был рад, Но сопернику зайти Удалось в ничейный
10.
Иногда король с ладьёй Ходят вместе очень ловко, Шахматисты ход такой Называют
Клеточка:
– Продолжим беседу о шахматной доске. В шахматы играют два противника. Их ещё называют Партнёры. Жителей страны называют фигурами. Сейчас мы с ними познакомимся. На свете есть много сказочных стран. Некоторые из них называются "королевствами" – в них правят короли. Шахматная страна – тоже королевство. Мы с вами отправляемся в это королевство и поближе познакомимся с его жителями. (Танец)
Клеточка:
Ну, а сейчас мы познакомимся с Шахматными фигурами.
(Выходят ребята-фигуры)
В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два (выходят два мальчика, в руках держат фигуры королей):
На шапке – пика острая, Завидна моя роль: Всех выше, выше ростом я Конечно, я: (Король)
Мы очень похожи друг на друга и отличаемся только цветом.
Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь дружок, Что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен Король – старина. Зато начеку королевская рать – Задача её – Короля охранять. Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в Шахматном войске важнее вождей.
Клеточка:
- Жители этой страны тоже делятся на белых и чёрных, смотря по тому, какому королю они служат
Ладья
Вот внимательно гляди,  Башня круглая такая, И бойницы сквозь зубцы. По краям доски – (Ладьи) Мы стоим как башенки. Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Слон
У каждого короля нас слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов мы не похожи.
Очень трудно ошибиться: Шапка острая на нас Стоим рядом (не садимся!) И с ферзём и королём. Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!) Он другой не хочет доли – знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой. До конца игры слоны – цвету одному верны.
Ферзь
Мы главные советники королей. Нас называют ферзями.
Стоим рядом с королём, Но не путать со Слоном, И с ладьёй сравнить нельзя Суперсильного: Ферзя.
Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион, И шаг у Ферзя широк. Ферзь может ходить как Ладья и как Слон И прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад А бьёт он и вдаль и в упор. И, кажется, будто Ферзю тесноват, Доски чёрно-белый простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали –  Ты больше внимания Ферзю удели.
Конь
А нас можно сразу узнать – у нас есть и глаза, и уши, и грива.
Мы ушасты и гривасты, Смело скачем сквозь огонь Ну, отгадывай, не хвастай: Да конечно это: (Конь).
Не мила Коню неволя, перед ним простор широк. Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок, Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.
Пешка
Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовёмся. Мы пешки. Сверху – кругленький орешек и воротничок! Нас много – 8 белых и 8 чёрных. Каждая из нас в бою всегда храбро дерётся. И если кто-то из нас отличится в сражении, то может "подрасти" и стать фигурой.
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же Пешка бьёт? Бьёт наискосок!
Загадай
– А сейчас посмотрите на экран и догадайтесь, какие буквы спрятались в словах: Коньки, заслонка, спешка, оладьи?
– Измените одну букву, чтобы получилось название фигуры: бадья, печка, корь, пушка.
Чтоб играть и побеждать Надо доску знать на "пять"! Доску, положив на столик,  Ты представь, что это поле, Только в поле том не грядки- Клетки в шахматном порядке. Этот шахматный порядок Очень прост как ночь и день. Видишь: с белой клеткой рядом Клетка чёрная как тень! Доску правильно клади,  На углы всегда гляди, Чтоб у правого угла Клетка белая была!
Клеточка:
– А сейчас следующая наша страница. Мы поговорим чимпионах мира по шахматам– нашим соотечественниках.
Чемпионы мира по шахматам( произносят участники мероприятия)
Александр Александрович Алехин ЧМ с 1927 по 1935 г.г. и с 1937 по 1946 г.г. Михаил Моисеевич Ботвинник ЧМ с 1948 по 1957 г.г., с 1958 по 1960 г.г. и с 1961 по 1963 г.г. Василий Васильевич Смыслов ЧМ с 1957 по 1958 г.г. Михаил Нехемьевич Таль ЧМ с 1960 по 1961 г.г. Борис Васильевич Спасский ЧМ с 1969 по 1972 г.г. Анатолий Евгеньевич Карпов ЧМ с 1975 по 1985 г.г Гарри Кимович Каспаров ЧМ с 1985 по 1993 г.г.
Стремительное развитие электроники и компьютеров, интернета отразилось на шахматах. С помощью компьютеров стало легче готовиться к турнирам, компьютеры представляют реальную угрозу даже чемпионам мира.
Клеточка:
– На этом, я должна закончить свой рассказ. Меня ждут мои друзья и сестрёнки. Им без меня никак нельзя. До свидания, ребята, до встречи на шахматной доске!
Ведущий:
– Ребята, давайте поблагодарим Клеточку за интересный рассказ и попрощаемся с ней. Но своё путешествие на этом мы не заканчиваем. У каждого из вас будет проводиться урок, который так и называется – шахматы. На уроках вы будете продолжать начатое сегодня путешествие по Шахматной стране. А сейчас, слово предоставляется преподавателю шахмат. (Преподаватель знакомиться с ребятами)
– Среди вас есть ребята, которые принимали участие в шахматном турнире и добились победы. Мы хотим поздравить их и пожелать удачи в освоении более сложной игры.
(Награждение победителей)
Решать готовы любые задачи,  Идти готовы вперед и вперед,  Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет,  Тот никогда и нигде не пропадет.  Мы все добудем, поймем и откроем.  Нам незнакомы усталость и лень.  Лишь тот становится в жизни героем,  Кто сам себя побеждает каждый день.
Старик Хоттабыч:
– Ну, а в конце года, самых внимательных юных шахматистов ждёт новый турнир. Он и определит, кто же из вас является Королём шахмат. Желаем вам удачи в обучении. До новых встреч. До свидания!
(Звучит музыка)

Ѓђ Заголовок 1Ѓђ Заголовок 315