конспект урока по физике в 7 классе по теме Строение вещества



Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Строение вещества»

Цели:
систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Строение вещества»
развивать интерес к предмету, любознательность.
Формировать навыки взаимопроверки и работы в парах

Оборудование:
Карточки с заданиями, жетоны разного цвета, листы бумаги.



План урока:

Разминка
Давайте повторим.
Знаешь ли ты?
Объясни!
Почемучка
Логические цепочки
Физика в загадках
Подведение итогов
Домашнее задание

Ход урока:

Вступительное слово учителя:
Сегодня, ребята, у нас урок повторения. В ходе урока вы покажите, что вы узнали и чему научились на уроках. Вы будете выполнять разные задания и получать за ответы жетоны разного цвета. За правильный ответ-красный жетон, за правильный ответ с недочетами синий, за неправильный ответ - желтый. Кто наберет больше всего красных жетонов, будет назван – лучшим знатоком физики.
Итак, начинаем. Проведем разминку.

Разминка

На листочках за 1 минуту написать как можно больше физических терминов, с которыми познакомились на уроках физики при изучении темы «Строение вещества»
После выполнения задание проверяется. Вручаются жетоны.

Давайте повторим.

Что мы знаем о строении вещества.

Раздаются листочки с заданием.
Составьте рассказ , вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова и словосочетания.
Ребята соединяют подходящие словосочетания стрелочками.

Все вещества состоят из
Притягиваются; отталкиваются

Между молекулами имеются
Уменьшаются, уменьшается; сжимается

При нагревании расстояния между частицами, объем тела ,тело
Беспорядочно движутся

При охлаждении расстояния между частицами, объем тела ,тело
атомов

Частицы вещества непрерывно и
Одинаковые; разные

Молекулы состоят из

промежутки

Молекулы одного вещества все ., молекулы у разных веществ
Твердом, жидком, газообразном.

Частицы вещества либо, либо .
Увеличиваются; увеличивается, расширяется

Вещество может находиться в трех состояниях:
молекул


За правильность составления предложений ребята получают жетоны.
(Каждый проверяет своего соседа по парте ,используя лист проверки)

«Знаешь ли ты?»

О каком состоянии вещества идет речь?

1.В каком состоянии тело сохраняет свой объём, но не сохраняет формы?
2.Молекулы вещества в этом состоянии беспорядочно движутся в пространстве, находятся на больших расстояниях друг от друга.
3. Молекулы вещества в этом состоянии расположены в строгом порядке и колеблются около определённого положения и не могут отклониться от него.
4.Вещество в этом состоянии не имеет ни формы, ни объёма, хорошо сжимается и течёт.
5.Молекулы вещества расположены близко друг к другу, движутся на месте, а затем совершают «скачок» в новое положение, перемещаясь в пространстве.

Ответы:

1.жидкое
2.газобразное
3.твёрдое
4.газообразное
5.жидкое

Учащиеся пишут ответ на листочках. Затем проводится обмен листочками в парах. Ученик проверяет работу своего соседа.
Ребята проверяют и называют количество правильных ответов.

Объясни!
Далее знания учащихся по теме «Состояния вещества» закрепляются таблицей.
Каждому раздается листок с таблицей, где ребята отмечают свойства значками «+» и «-» и с помощью стрелок объясняют ,почему это свойство имеется.

Состояние вещества
Форма
Объём
Сжимае-
мость
Текучесть
Внутреннее строение вещества






Расположение молекул
1.упорядоченное
2.беспорядочное
Расстояния между мо
Молекулами
1.очень большие
2.маленькие
3.очень маленькие
Движение молекул в пространстве
Взаимодействие молекул
1.очень слабое
2.сильное
3.Очень сильное
































Ребята заполняют таблицу самостоятельно. Потом осуществляется проверка. Самым активным участникам выдаются жетон

Почемучка.

Объясни почему?

1.Савелий находится в свой комнате и делает уроки . Его мама на кухне готовит на ужин . Сегодня на ужин –жареная картошка»-подумал Савелий. Как о том, что мама готовит жареную картошку, узнал Савелий?
2.Почему кусок сахара растворяется в горячей воде быстрее, чем в холодной??
3.Почему две стеклянные пластинки, смоченные водой очень трудно разъединить?
4.Как объяснить фразу «Как с гуся вода» с физической точки зрения?
5.Почему белое белье нельзя замачивать вместе с цветным?

Повторение ранее усвоенных понятий

Логические цепочки «Исключи лишнее слово»

1.Секунда, метр, килограмм, градус, весы.
2.Мензурка, рулетка, спидометр, длина, секундомер.
3.Ручка, линейка, Луна, гром, мяч.

Физика в загадках.
На карточках записывается ответ и указывается « Тело», «Вещество», «Явление», «Прибор».
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал
Без тала, а живёт оно
Без языка- кричит. ( Эхо)

Чудо- птица, алый хвост,
Полетела в стаю звёзд. (Ракета)




Сначала - блеск,
За блеском – треск,
За треском - плеск,
Что это? (Гроза)

Красивое коромысло
Над лесом повисло. (Радуга)



Я под мышкой посижу
И что делать укажу
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать. (Термометр)

Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь , и холодильник
Вам в походе заменю. (Термос)

Зимой греет,
Под окошком гармонь
Горяча, как огонь.(Батарея)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый и всё же
Без него прожить не можем.( Воздух)

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)

Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились, то остановились.
(Весы)

Всем поведает хоть без языка
Когда будет ясно, а когда облака.
(Барометр)


Днём спит, а ночью глядит. (Луна)
Весной тлеет,
Летом умирает
Осенью летает. (Снег)

В круглом домике, в окошке
Ходят сёстры по дорожке,
Не торопиться меньшая,
Но зато спешит старшая. (Часы)


Проверка:

I.Эхо, ракета, термометр, радуга, весы, часы, Луна, батарея, снег, гроза, туча, воздух, термос .
II.Явление, тело, прибор, явление, прибор, прибор, тело, тело, вещество , явление, вещество, прибор.

Карточки проверяются в парах.
За правильные ответы выдаются жетоны.

Рефлексия.
А теперь расскажите, как вы работали на уроке. Понравился ли вам урок? Было ли вам интересно?
Если интересно - поднимите вверх красные жетоны,
Неинтересно-желтый.
Подводятся итоги.
Выставляются отметки. Называется лучший знаток физики.
Он награждается грамотой.

Домашнее задание:

задачи из сборника задач по физике под редакцией Лукашика.№65,№67,№77,№78,№79,№81,№82,
составить кроссворд по теме «Строение вещества»












15