Методическая разработка предметной недели по биологии


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пафнутовская основная школа»
 
 
 
Утверждаю.
Директор __________ В.В.Надежкина  
Приказ №__
от « » ___________201 г
Методическая разработка
Предметная неделя биологии
Составитель: учитель биологии I квалификационной категории
Сулоева Татьяна Александровна
2017
План проведения предметной методической недели
по биологии
Сроки проведения недели: 30.01.2017- 04.02.2017
Эпиграф : «Чем больше мы познаем законы природы,тем все более невероятными становятся для нас чудеса» ( Ч. Дарвин)
Цель проведения недели: воспитание биологического сознания и формирование биолого-экологической культуры личности.
Программа недели
Мероприятие Тема Ответственный Дата, время и место проведения Примечание
1.Линейка
Открытие недели биологии
Учитель биологии Сулоева Т.А. 31.01.2017
11час 20мин коридор 2. Гимн природе (викторина с элементами беседы) Природа-вечный источник красоты Учитель биологии Сулоева Т.А 31.01.2017
14час 05 мин кабинет биологии 3. Конкурс рекламм
Ох уж эта биология! Учитель биологии Сулоева Т.А, классные руководители 30.01.2017 – 04.02.2017 коридор Работа выполняется на листе ватмана. Срок исполнения 03.02.2017
4. Конкурс кроссвордов Удивительный мир природы Учитель биологии Сулоева Т.А, классные руководители 30.01.2017 – 04.02.2017 коридор Работы сдаются оформленными
Срок исполнения 03.02.2017
5. Познаватель-но-развлекатель-ный праздник для учащихся 5-9 класса
Русское разнотравье Учитель биологии Сулоева Т.А 01.02.2017
14час 05 мин кабинет биологии 6.Интеллектуальная игра
«БИО-интеллект» Учитель биологии Сулоева Т.А, классные руководители 03.02.2017
14час 05 мин кабинет биологии 7. Выставка книг
«Как прекрасен этот мир,посмотри» Учитель биологии Сулоева Т.А 30.01.2017-04.02.2017 коридор 8.Линейка.
Подведение итогов. Награждение победителей. Учитель биологии Сулоева Т.А 04.02.2017
коридор Открытие неделя биологии. Линейка
Каждый из нас, людей Земли, ежечасно, ежеминутно берет от родной Земли свежие силы. Общение с природой необходимо человеку не меньше, чем воздух, пища, вода, чем знания и труд. Это очень хорошо выразил в своем стихотворении Маршак:
Человек — хоть будь он трижды гением —
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства.
У нас есть прекрасная возможность соприкоснуться с природой, ее тайнами.
В нашей школе будет проводиться неделя биологии. Все, кому небезразлична эта область науки, смогут продемонстрировать свои таланты. На выставке книг«Как прекрасен этот мир,посмотри» вы можете подобрать книгу о природе.Во время недели вы сможете себя испробовать в викторине «Гимн природе (викторина с элементами беседы)» 31.01.2017 , принять активное участие в конкурсе кроссвордов «Удивительный мир природы», проявить фантазию в конкурсе реклам «Ох, уж эта биология!».
Но самое интересное событие вас ждет интеллектуальной игре «Био-интеллект» 03.02.2017
Желаю успеха!
РУССКОЕ РАЗНОТРАВЬЕ
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать
Р Рождественский
Цель праздника. Сообщить детям интересные сведения о цветах, способствующие развитию эстетического воспитания и вызывающие желание поближе познакомиться с удивительным миром цветов
План проведения:
1. Встреча гостей участниками праздника
2. Знакомство и осмотр подготовленной выставки «Цветы России»
3. Художественная часть
4. Познавательно-активная часть (викторины, конкурсы, игры и др.)
5 Подведение итогов праздника
Подготовка и оформление.
Красочно оформить зал рисунками цветов, организовать выставку букетов, выпустить газеты типа «Цветы сада». «Полевые цветы» либо монтаж «Цветочные часы».
У входа в класс гостей встречает пара учащихся. Они дарят приглашенным гостям букетики цветов и предлагают до начала праздника осмотреть зал.
В зале звучит классическая музыка, медленно гаснет свет. Фонограмма — шум ручья, пение птиц в несу: Открывается занавес. С помощью диапроектора демонстрируются слайды с видами русской природы, родного края.
Выходят ведущие.
Ведущая Все в зелени. .
Ручей бежит во рву
И день последний наступает в мае
Я падаю в высокую траву,
Как будто бы Россию обнимаю.
Пью запах леса, словно молоко,
И из земли в меня такая сила,
Что даже от России далеко
Во мне останется Россия.
Меня, наверно, удивит Париж,
Заставит Рим торжественно склониться.
В лесах российских благодать и тишь,
Трава зеленая от капелек искрится.
Приду сюда, приеду, как домой,
Остановлюсь у двух берез знакомых,
Запахнет земляникой и рекой.
И я в России, это значит — дома.
Ведущий. Посмотрите вокруг, какой прекрасный удивительный мир нас окружает. У Константина Паустовского есть такие слова: «...и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет. то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе — один из верных признаков любви к своей стране».
(Звунит музыка Г. Свиридова и демонстрируются
слайды цветов.)
Голос за сценой. А сколько хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть раньше не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. Например, он берет крупинку мягкой черной земли, затем он берет дождя дождинку и воздуха голубой лоскуток, и лучик, солнышком прошитый, все смешает потом. Но где, где пробирок и колб, и спиртовок ряды? И вот из одной и той же черной земли, он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой... (В. Солоухин.)
Ведущая. Вы любите цветы? Каждый цветок — как упавшая с неба звезда. Природа- мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни, и поэтому мы, чувствуя эти тонкие вибрации,тянемся всем своим существом к ним, чтобы почерпнуть эту любовь и наполнить ею себя.Ведущий. Цветы украшают нашу жизнь, и наш праздник сегодня посвящается им.
Подснежник.
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
Наверно, сильно припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом жарко стало, -
И он подумал, что пора.
И вылез. А кругом все тихо.
Соседей нет. Он первый здесь.
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть.
Потом, наверно, пожалела:
Уж больно тонок ты, дружок.
И вдруг пошел пушистый, белый,.
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки.
Опять зима, а не весна.
И от цветка на тонкой ножке
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея,
Головку слабую склоня,
Сказал: «Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня!»
Ландыш. Следующий подарок весны — цветок, который мы знаем по древнерусской легенде: Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, но тот отдал свое сердце любимице нолей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши — символ чистоты, любви и грусти.
Ведущая.Ребята,а вы знаете,кто из наших поэтоввоспел этот цветок?
(Ребята из зала читают стихи.)
О первый дандыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
А. Фет
Чернеег лес.
Теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солние раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
С. Маршак
Ландыш милый, ландыш нежный,
Белый ландыш, ландыш снежный,
Наш цветок.
Встал ты меж зеленых створок,
Чтоб тебя, кто только зорок,
Видеть мог.
Колокольчики качая,
В воздухе веселом мая,
Бел и чист.
Ты, как звезды, в травах светишь,
Ты узором тонким метишь
Полный лист.
* * *
О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы, роскошней и пышней.
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей.
* * *
Когда в конце весны, в последний раз, срываю
Любимые цветы, — тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз еще на ланаыши взглянуть...
Кипрей.
Когда на проселке в июльский зной Проходишь ты меж кочками и пнями, Кипрея лепестки перед тобой
Мелькают, словно розовое пламя.
Когда в лесу наткнешься невзначай
На море лепестков в цветочной пыли,
Ты скажешь: «А ведь это Иван-чай,
Его когда-то наши предки пили!»
Фиалка.
В местах сыроватых, где бродят туманы,Где в травах опушек росинки блестят,
Ты в сумерках запах услышишь медвяный —
Ночная фиалка струит аромат.
В Бразилии где-то цветут орхидеи —
Большие, как бабочки, чудо-цветы,
Но северный цветик нам ближе, роднее,
Хоть пышной ты в нем не найдешь красоты.
(Исполняется песня «Васильки». Муз. П. Аедоницкого, ел. Я. Холецкого.)
Ведущая. Василек был завезен в Европу вместе с рожью еще во времена Плиния Старшего. Там издавна он считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из васильков даже входит в изображение государ-1 ственного герба Очень любил васильки Иван Андреевич Крылов. До наших дней дошла такая история. Когда в 1823 году у Крылова случился сильный гипертонический криз, мать императора Александра I, Мария Федоровна, прислала ему букет васильков и пригласила баснописца к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором он быстрее поправится». И действительно, поправившись, Иван Андреевич написал басню «Васильки», где под видом цветка изобразил себя, а под видом солнца — императрицу.
Василькам посвятили свои работы многие художники, например Игорь Грабарь. Эти цветы популярны также в вышивках, где их обычно изображают вместе с колосьями ржи.
Синий василек — хороший медонос, хорошее лекарственное растение.
(Исполняется песня «Ой, ромашка, белый цвет». Муз. А. Анеркина, ел. В. Лашкова.)
Ведущий Девчонка гадает у тихой реки-
Ромашки лучистые губит
И, словно снежинки, летят лепестки:
Любит — не любит — любит.
Ты правду всю знаешь, цветок полевой,
Иль это придумали люди?
За все отвечаешь своей головой:
Любит — не любит — любит.
Ромашка.
Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки.
Как белые звезды средь розовой кашкиОни развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета.
Качает цветы ветерок на лугу.
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу!
Ведущая. Ромашка может не только поведать о девичьих тайнах. Ромашка хороший медонос, используется она и в парфюмерии. Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок, а у тех, кто часто умывается ее крепким отваром, кожа на лице становится бархатистой и нежной.
Народная медицина рекомендует при болезнях горла полоскать его отваром ромашки и пить теплым цветочный чай, заваривая кипятком щепотку ромашки и липового цвета. Все хвори уходят. А, может, вам посчастли-|вится, и вы, внимательно прислушиваясь к тихому трепету ее белых ресниц, откроете для себя еще какую-нибудь тайну.
(Звучит песня «Травы, травы» Муз. В. Шаинского, ел. А. Юшина.)
Затем проводится викторина, состязание на лучшее знание цветов, пословиц, поговорок, загадок. Работает жюри, которое подводит итоги и награждает победителей.
Ведущий. Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, растения. Это все — природа! Наша жизнь неотделима от нее
Ведущая.Все тесно связано вокруг
Примеры мы не станем множить
Цветка ты не заденешь вдруг
Чтобы звезды не потревожить
Дальше можно провести викторину или загадывать загадки,рассказывать о цветах и угадывать их.
Сказки о растениях
1.Какой персонаж очень хотел создать каменный цветок? (Данил-мастер, персонаж П. Бажова)
2. В каком литературном произведении герои летели на воздушном шаре в цветочный город? (Я. Носов «Незнайка и его друзья»)
3. «... и вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок, цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать...». Что за цветок? Кто автор произведения? (А. Аксаков. «Аленький цветочек»)
4. От какого растения приходил в ужас тигр Шерхан? (Огненный цветок. Р. Киплинг «Маугли»)
5. Кто и где описывал «зеркальные цветы»? (К. Булычев «Путешествие Алисы, или Тайна третьей планеты»)
6. Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)
7. Какой писатель заставил цвести подснежники в феврале? (С. Маршак. «Двенадцать месяцев»)
8. В каком балете П. И. Чайковского цветы исполняют вальс? («Щелкунчик»)
9. «...Тут цвели все цветы, какие только растут на Земле, — и весенние, и летние, и осенние. Во всем свете не нашлось бы книжки с картинками пестрей и красивей этого цветника. Герда прыгала от радости, играя среди цветов...». Кто является автором и как называется произведение. Каких цветов не было в саду? (Г. X. Андерсен. «Снежная королева», живык цветов)
10. «...посадила женщина ячменное зернышко в цветочный горшок, и тут же из него вырос большой чудесный цветок...». Кто является автором и как называется произведения. Какой это был цветок и какого он цвета? На лист какого растения жаба поставила скорлупку с девочкой? (Г. X. Андерсен. «Дюймовочка», тюльпан, кувшинка).
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Бить собаку, ругая курицу.
Была бы свинка, будет и щетинка.
Быть бычку на верёвочке.
В холод кошка мышей не ловит.
Видит волк козу - забыл и грозу.
Волк для овец плохой пастух.
Волк коню не товарищ.
Волка на собак в помощь не зови.
Волка ноги кормят.
Волка пожалей - искусает ещё злей.
Волков бояться - в лес не ходить.
Воробьи гомонят - гнёзда завивают.
Ворона хоть и за море летала, а всё белой не стала.
Всяк сверчок знай свой шесток.
Всякая мышь боится кошки.
Говорят, что кур доят.
Горе одного только рака красит.
Дай курице грядку - изроет весь огород.
Жаловалась овца волку на плохое житьё.
Журавль летит высоко, видит далеко.
За гриву не удержался - за хвост не удержишься.
За комаром с топором, за мухой с обухом.
Заговелась лиса - загоняй гусей.
Заяц от лисы, а лягушка от зайца улепётывает.
Знай, сверчок, свой шесток.
И волки сыты, и овцы целы.
И лягушка может утонуть.
Из пушки по воробьям не бьют.
Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.
Каждая курица свой насест хвалит.
Каждая птица своё гнездо защищает.
Каждый кулик в своём болоте велик.
Каждый кулик своё болото хвалит.
Когда влюбишься, и мартышка покажется красивой; когда не любишь, и от лотоса отвернёшься.
Когда кошка уходит, мыши выходят размяться.
Конь бежит - земля дрожит.
Корова черна, да молоко у неё бело.
Корову палкой бить - молока не пить.
Кошка только на мышей и храбра.
Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
Кулик да гагара - два сапога пара.
Кусают и комары до поры.
Либо корму жалеть, либо лошадь.
Либо сена клок, либо вилы в бок.
Ловит волк, ловят и волка.
Лошадь - подарок, и ложка - подарок.
Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.
Любовь зла - полюбишь и козла.
Маленькая собачка - до старости щенок.
Мартышка и без хвоста всё равно мартышка.
Мастер из печёного яйца цыплёнка вытащит.
Метил в ворону - попал в корову.
Можно и с козлом поладить, коль по шёрстке погладить.
Молоко у коровы на языке.
На ловца и зверь бежит.
На насесте своём петух всех сильней.
На обед пичужке довольно и мушки.
На свалке своей петух всех главней.
На свинью хоть хомут надень, всё конём не будет.
На целое яйцо мухи не садятся.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Не велик сверчок, а громко поёт.
Не велика птица - синица, да умница.
Не всё коту Масленица.
Не всякая собака кусает, которая лает.
Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.
Не первую зиму волку зимовать.
Не робей, воробей.
Не убьёшь змею - она ужалит.
Не учи козу: сама с воза стащит.
Одна ласточка весны не делает.
От ворон отстал и к новым не пристал.
Отольются волку овечьи слёзки.
По воробьям из пушки не стреляют.
Пой лучше хорошо щеглом, чем худо соловьем.
Посади свинью за стол - она и ноги на стол.
Прямо только вороны летают.
Птичка невеличка, да коготок остёр.
Рыба с головы гниёт.
С волками жить - по-волчьи выть.
С деньгами - дракон, без денег - червяк.
С паршивой овцы хоть шерсти клок.
Свинья грязи найдёт.
Сказал бы словечко, да волк недалечко.
Скотину водить - не разиня рот ходить.
Собака на сене - сама не ест и другим не даёт.
Собака не знает о достатке своего хозяина.
Соловья баснями не кормят.
Сорока на хвосте принесла.
Старая собака понапрасну не лает.
Стая шакалов может искусать тигра.
Тигр хоть и лют, а своих тигрят не съест.
Тощая собака - позор для хозяина.
У гусыни усов не ищи - не сыщешь.
Хорош заяц белый, а охотник смелый.
Хорошая лошадь, но ест жухлую траву.
Хороший кузнец и лягушку подкуёт.
Через силу и конь не скачет.
Чует волк, где добыча.
Чует кошка, чьё мясо съела.
Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.
Шерсть стригут и шкуру дерут
Историческая викторина
1. Откуда в Россию был привезен картофель? (Из Америки)
2. Как называется основное овощное растение, выращиваемое на Руси до освоения картофеля. (Репа)
3. Какие проблемы ботаники легли в основу работы Михаила Михайловича Пришвина? (У него есть 2 работы, которые посвящены выращиванию картофеля)
4. Родиной подсолнечника является юг Северной Америки. Почему Россия считается второй родиной подсолнечника? (В 1829 году крепостной графа Шереметьева Бокарев сделал первое масло. В России подсолнечник стал являться масличной культурой)
5. Плодами какого растения пытались отравить Дж. Вашингтона, и почему именно данными плодами? (Плодами томата, они считались ядовитыми, как у всех растений сем. пасленовые).
6. Во второй половине XIX века в Крым в первый раз привезли «золотые яблоки». Как мы называем такие «золотые яблоки» сейчас? («Золотые яблоки» с итал. — помидоры)
Загадки
1.Не страшна ей стужа,
Не страшна метель,
Острая вершина,
А зовется... (Ель)
2. Синий пиджак,
Желтая подкладка,
В середине — сладко. (Слива)
3. Цветет позднее всех деревьев,
Лекарственны ее цветы,
Коль их заваришь — то простудой
Болеть не будешь больше ты. (Липа)
4. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? (Рябина, калина)
5. И лист и почки — все врачует,
И сок — целебное сырье.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России — ствол ее. (Береза)
6.Золотое решето черных домиков полно;
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнечник)

7.Что за подвох?
Вдруг на дереве — горох! (Акация)
8. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина, сем. Розоцветные)
9. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (Горох)
10. У закутанных девиц волос ветер шевелит. (Кукуруза)
11. Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редис)
12. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
13. Горел в траве росистой фонарик золотистый. Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик)
ГИМН ПРИРОДЕ
Цели: показать, какое эстетическое наслаждение может доставить мастерское изображение природы; познакомить с картинами известных пейзажистов; создать условия экологического воспитания через эстетические элементы; воспитывать гордость за красоты своей родины.
Оборудование: репродукции картин И. Шишкина и И. Левитана; репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»; книги, посвящённые этим художникам.
Ход мероприятия
Учитель. Выставка рассказывает о художниках и картинах, входящих в нашу жизнь очень рано. Оглянувшись, мы повсюду видим эти картины — картины, написанные самой природой. Великие русские художники на своих полотнах донесли до нас красоту окружающего мира такой, какой она была 100-200 лет назад. Эта выставка расширит ваш кругозор, даст возможность проверить себя, получить настоящее эстетическое наслаждение от созерцания репродукций картин известных художников.
Каждый день, проходя мимо того или иного пейзажа, задумывались ли вы над тем, каким он был 10, 50 лет назад, а каким он будет, например, через 100 лет. Художники, о которых я вам сегодня расскажу, думали об этом постоянно и о том, как сохранить эту красоту для будущих поколений. Своим мастерством они показывают, что природа вечна, если её запечатлеть на полотне.
Начнём мы нашу беседу с вопроса.
Задание 1. На этом стенде расположены репродукции известных картин двух русских художников, назовите авторов и названия картин.
Не все картины, оказывается, мы с вами знаем. Наша беседа-викторина поможет нам расширить кругозор.
Иван Иванович Шишкин. Некоторые из его картин известны нам с детства, это и «Корабельная роща», и «На севере диком». Поэтому вы так смело их назвали, но есть полотна не менее прекрасные, но не такие известные, сейчас мы с ними познакомимся.
Любовь и понимание природы Шишкиным - это не случайное увлечение восторженного созерцателя. Он приходит к природе покорным учеником, он стремится раскрыть, познать её тайны. Его дух поражён величием, романтической силой русской природы.
Ничто не скрывалось от пытливого его глаза, во всём умел он видеть, чувствовать и передавать красоту формы и внутреннее, присущее ей содержание.
Как легко, свободно и солнечно писал Шишкин небеса и дали, как светятся у него облака, каким зноем пышет от таких пейзажей, как «Святой ключ», «Московский полдень», «Сосновый бор», «Дубовая роща». Присмотритесь, краска послушно ложится на холст и преображается то в глинистую землю дороги первого плана, то в сочную зелень листвы, то в пушистые болотные кочки, то в перистое кружево папоротников, то в тончайшие орнаменты ветвей на фоне прозрачного серого неба.
Как великолепно написана могучая «Дубовая роща»! С какой убедительностью и свободой создано это жизнерадостное, поразительно свежее полотно, пронизанное солнцем, овеянное ветром, насыщенное запахами полевых цветов, прелью прошлогодней листвы. «Дубовая роща», «Строевой лес» написаны в реалистической манере, сюжет выбран так, что всё своё внимание художник уделил крупным предметам на первом плане. Здесь нет далей, нет неба. Кора, сучья, камень, трава, мох, папоротник живут своей реальной жизнью.
В этих больших полотнах, как в стройном оркестре, всё слилось в гимн природе.
Переходя от картины к картине, не устаёшь радоваться за мастера, который так многосторонне сумел нам раскрыть красоту родной природы.
А вот и любимая всеми картина «Утро в сосновом бору». Чем она дорога каждому из нас? Что в этой картине притягивает взгляд каждого из вас?
Гениальный мастер сумел в этой картине передать народные сказки, любовь к молодецкой потехе, когда один на один с рогатиной наперевес шёл человек померяться силушкой с лесным хозяином. Она нравится нам поэтическим рассказом о красоте раннего утра в лесу, когда торжественно-прекрасный встаёт золотой день, а позлащённые восходящим солнцем верхушки столетних сосен заводят радостный разговор со свежим ветром. И те чувства, которые возникают в нашей душе, когда мы созерцаем эту картину, только это и имеет сейчас значение, эти чувства вечны и незыблемы.
Давайте перейдём к репродукциям картин известного русского пейзажиста Исаака Левитана. Картина «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтических русских пейзажей XIX века. Создавая картину, Левитан заметил особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны.
В лесу среди деревьев ещё лежит глубокий снег, воздух ещё стынет от мороза, деревья ещё голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, не появились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение
тёплых дней - всё предвещает весну; вся природа, все предметы - всё пронизано ожиданием. Это состояние ожидания по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.
К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять. Никогда ещё прежде он не находил в природе такой счастливой завершённости, как около этого деревенского дома у края дороги на опушке леса.
Выполняя свою картину «Весна. Большая вода», Левитан мог вспомнить своего учителя Саврасова, который за двадцать лет до него произвёл своей картиной «Грачи прилетели» впечатление настоящей весны в русском пейзаже. Такие же тонкие берёзки, выстроенные в ряд, изогнутые и голые; за ними оттаявшая речка и скромные деревянные строения. Только у Саврасова - хмурое, низко нависшее весеннее небо, у Левитана - прозрачная весенняя синева и золотистые лучи на песчаном берегу. Главной темой «Большой воды» Левитана служит трогательно-прозрачная, целомудренная чистота весны и особенно застенчиво-робких, ещё не одетых, голых берёзок. Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят, как те самые берёзы, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо; они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветки сливаются с голубизною неба. Тонким берёзкам противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели. Плавно изогнутый берег ведёт наш глаз в глубь картины, связывает лодку с манящим простором дали и делает природу более близкой человеку.
Ребята, я хочу вас спросить, а какое произведение Исаака Левитана вам больше по душе?
А сейчас следующее задание (задание 2) викторины. Я надеюсь, вы внимательно рассмотрели репродукции картин и без труда угадаете их по фрагменту., (Предлагаются фрагменты картин.)
Задание 3. По описанию угадать, о какой картине идёт речь.
1. Глядя на эту картину, кажется, что каждая чешуйка коры стройных сосен купается в солнечных лучах. Художник великолепно передаёт освещённые солнцем медно-красные стволы, покрытые снизу зеленоватым мхом, густые фиолетовые тени, отбрасываемые ими на траву. Деревья свободно растут на прогретой солнцем сухой почве. Особенность творчества знаменитого пейзажиста заключалась в том, что он умел передать «портретность» того или иного дерева. Крепкие, не похожие друг на друга, цепко держащиеся за землю деревья живут на полотне своей собственной жизнью. (И. И. Шишкин «Сосны, освещённые солнцем».)
2. Художник оценил тихую прелесть старых, искривленных берёз, луж растаявшего снега, церкви и колокольни с облупившейся штукатуркой. Никогда до этого в русской живописи не было картины, где бы так передавались весеннее тепло, свежесть воздуха, словно насыщенного запахами мокрой коры и тающего снега, согретого лучами солнца. Художник впервые с такой убедительностью открыл зрителю, то есть нам с вами, поэтическое обаяние и содержательность самого обыденного типичного русского пейзажа. (А. Саврасов. «Грачи прилетели».)
3. На этой картине изображена широкая, могучая водная гладь, которая заполняет передний план, над ней поднимается высокое синее полузакрытое облаками небо, вдали тянется узкая полоска берега. Облака бесшумно скользят по лазури, и вслед за ними по воде плывут их отражения, тут же рядом движутся их тени; ветер, налетая, колышет тростник и наводит на поверхности озера рябь, - это редкое у художника богатство движения придаёт картине особенно жизнерадостную полноту. (И. Левитан «Озеро».)
Тесты о цветах
1. Какую страну считают родиной розы?ИндиюПерсию +Францию
P.S. Персию в древности называли Гулистан (сад роз)
2. Какой цветок самый крупный на Земле?Цветок раффлезии +Цветок хлебного дереваПодсолнух
3. Какой цветок называют божественным цветком, «цветком Зевса»?ГладиолусГвоздика +Герань
4. Какой цветок, по преданию, вырос из пылинки упавшей звезды?Астра +ЛютикРомашка
5. День какого цветка ежегодно отмечается во французском городе Канны?ВасилекЛилияМимоза +
6. Угадайте, что это за цветок? Его используют в медицине, из его листьев делают салат, а из корней – заменитель кофеМятаОдуванчик +Колокольчик
7. Ни один цветок мира не стоил так дорого. За луковицу этого цветка платили золотом и драгоценными камнями. О каком цветке идёт речь?О пионеО хризантемеО тюльпане +
8. В переводе с греческого название этого цветка звучит так: «цветок дождей». Его родина – Ближний Восток. Он невысок, соцветие – кистевидное. Какой это цветок?КипрейГусиный лукГиацинт +
9. Это и конфета и цветок. Название цветку подарил Гиппократ. Цветок – символ красноречия в Древнем ЕгиптеИрис +ВалерьянаДельфиниум
10. Какие цветы предпочитают жить в водоёмах со стоячей водой?КозлобородникГорицветКувшинка +
11. Первые изображения этого цветка археологи обнаружили на вазах во дворце Миноса на Крите. У христиан этот цветок означает чистоту и является цветком Девы МарииЛилия +Клевер
Викторина о цветах
1. Царица цветов. ( Роза)
2. Он желтым цветком распускается, после цветения сдувается ( одуванчик)
3. Какой цветок связан со словом мед ( медуница)
4. Белый лепесток, посередине желток ( ромашка)
5. Голубенький, чистый этот цветок, а подле сквозистый, последний снежок. ( Подснежник)
6. Почему мать- и –мачеха так называется?
7. Что означает название цветка Гладиолус? ( меч)
8. В каком цветке встречается женское и мужское имя? ( Иван да Марья)
9. В какие цветы, по легенде, превращаются русалки днем?
( в кувшинки)
10. Название какого цветка в переводе означает название головного убора? ( тюльпан)
11. Какие цветы лечат от сердечных болезней, но могут быть и ядом. ( Ландыши)
12. Какие цветы и ее листья используют как лекарство от кашля?
( мать и мачеха)
13. Какие цветы используют для изготовления духов( роза. ландыш, сирень, нарцисс и др.)
14. Какие цветы используют для лечения глазных болезней? ( василек)
15. Какие цветы от 99 болезней? ( зверобой)
16. Самые большие цветы на земле ( Раффлезия)
17. 2 буквы Л и 2 буквы И, в конце буква Я. ( лилия)
18. Почему лютик называют лютиком? ( от слова -лютый, потому что этот цветок – ядовитый)
19. Листья каких цветов могут удержать человека ( Виктории – регии , водного растения растущего на реке Амазонке)
20. Какие цветы носят человеческие имена?
( Роза, вероника, василек, лилия, мальва, маргаритка)
21. Какой герой сказки жил в Цветочном городе? ( Незнайка )Н. Носов
22. Из какого цветка появилась Дюймовочка?( Тюльпана)
23. В какой сказке есть такие слова: « Что ты, баба, белены объелась?»
( « Сказка о золотой рыбке») А. С. Пушкин
24. Какие слова произносила Женя в сказке « Цветик – семицветик»
( «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по – моему вели!) В. Катаев
25. Назовите сказку, где в саду у чудища рос аленький цветочек?
( Называть авторов литературных произведений) Аксаков.
26. Какой цветок украшает герб Японии ( хризантема)
27. Жрицы инков носили на груди золотую эмблему солнца в виде цветка. Какого? ( подсолнуха)
28.На языке цветов роза означает – любовь, тюльпан – гордость, а какой цветок означает болтливость ( колокольчик)
29. Какой « царский» цветок римляне прозвали просто « синенький»
(василек)
30. Какой цветок. согласно легенде, вырос из пылинки упавшей звезды?
( Астра)
На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенья цветов луговых.
нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели!
-Если я сорву цветок,
- Если ты сорвешь цветок,
- Если все: и я, и ты,
- Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Используемая литература:
Интернетресурсы
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ
(И. Агеева)
 
В первом отдыхают,
Пиво попивают.
Ветка толстая - второе,
Может быть совсем сухое.
Вместе всё - он зверь лесной,
Просыпается весной,
Он в норе своей живёт,
Ест он все, что лишь найдёт.
Ловко землю он копает,
А, уставши, засыпает.
Спать без отдыха весь день
Зверю этому не лень.
(Бар + Сук = Барсук)
 
Первое можете в море искать,
Но за него вам нельзя заплывать.
А на втором раньше землю пахали -
Трактора встарь люди даже не знали.
Целое - это животное тоже,
Очень оно на второе похоже.
(Буй + Вол = Буйвол)
 
Называем так домишко,
Хлам где всякий и дровишки.
Буквам место изменить -
Будет рыбка в море плыть.
(Сарай - сайра)
 
Первый в бутылку легко залезает,
Тщательно стенки её отмывает.
А за вторым на рыбалку идём,
Клюнет когда на крючок он, мы ждём.
(Ёрш)
 
Первый рисует фигуры на льду,
А вот второго в конюшню веду.
Третий на крыше два ската скрепляет,
В море четвёртый живёт-поживает.
Пятый приветливо машет крылом,
Небо над лугом его синий дом.
(Конёк)
 
Первый - большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится.
Длинная часть у гитары - второй,
Крепко сжимается левой рукой.
На документах секретных есть третий.
Что же за слово? Подумайте, дети.
(Гриф)
 
С «Б» - он в атаку солдат поднимает,
В дальней Австралии с «В» обитает.
(Комбат - вомбат)
 
С буквой «Р» - помощник-автомат,
Труд любой он облегчить вам рад.
С буквой «Х» - его имеет слон,
Знаменит длиной своею он.
 (Робот - хобот)
 
С первой «С» - огромная я птица,
Что летать не может научиться.
С первой «Ш» - меня должны все знать:
Вальсов много ведь сумел я написать.
 (Страус - Штраус)
 
C «Г» - я хищник полосатый,
Вашим кошкам брат, ребята.
А без «Г» - я учрежденье,
Всё в мишенях помещенье.
(Тигр - тир)
 
С «Л» - на севере живёт,
Быстро нарты он везёт.
С «С» - бывает после лета,
Время года, дети, это.
(Олень - осень)
ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА
 
Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей,  которые из них «убежали».
◘ ГИ _ _ _ _ _   (правила сохранения здоровья)
◘ _ _ _ _ _ _ _ ИУМ   (растение семейства  лютиковых)
◘ _ _ _ _ ОСТЬ  (покорность, смиренность)
◘ ПА _ _ _ _ ДНИК   (огороженный садик перед домом)
◘ ДВУСТ _ _ _ _ А   (охотничье ружьё)
◘ П _ _ _ _ ОК    (небольшой населённый пункт)
◘ _ _ _ _ _ КА   (вкусное прозвище автомобильного руля)
◘ Г_ _ _ _ _  (часть ноги от колена до стопы)
◘ БРА _ _ _ _ ЕР   (охотник вне закона)
◘ ЗА _ _ _ _ КА   (печная дверь)
◘ _ _ _ _ МАНИЕ   (познавание, постижение)
◘ _ _ _ _ _ ЧА    (наблюдательная пожарная  вышка)
◘ ГЛЮ _ _ _ _    (виноградный сахар в плодах,  мёде)
◘ ПО _ _ _ _ _    (окраска поверхностей мелом или известью)
◘ Д _ _ _ _  (рука, ладонь в старину)
(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)
БИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОМОНИМЫ
 
С помощью предложенных подсказок отгадайте  названия биологических объектов или биологические термины, являющиеся многозначными словами.
 
◘ Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.
(Череда)
◘ Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.
(Чехлик)
◘ Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.
(Узел)
◘ Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.
(Рубец)
◘ Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.
(Бархотка)
◘ Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит.
(Борец)
◘ Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые.
(Мушки)
◘ Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза.
(Коромысло)
◘ Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак.
(Грифон)
◘ Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель.
(Водолаз)
◘ Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл.
(Тур)
◘ Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками.
(Секрет)
◘ Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки.
(Телескоп)
◘ Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.
(Клетка)
◘ Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые.
(Немки)
◘ Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава.
(Вахта)
◘ Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок.
(Юла)
◘ Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь.
(Волчок)
◘ Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба.
(Шип)
◘ Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц.
(Перевязка)
◘ Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых.
(Топорик)
◘ Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев.
(Портниха)
◘ Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.
(Кабачок)
◘ Не только шоколадные конфеты, но и грибы.
(Трюфели)
◘ Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги.
(Стопа)
◘ Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.
(Таз)
◘ Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины.
(Лопатка)
◘ Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки.
 
 
ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
 
◘ У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?  
(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)
◘ У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?
(Четыре)
◘ Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?  
(Малина - калина)
◘ Какое животное ходит только буквой «Г»?
(Конь, если это шахматная фигура.)
◘ У какого слона нет хобота?
   (У шахматного)
◘ На каком базаре самый большой шум?
   (На птичьем базаре.)
◘ Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?  
(На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)
◘ Назовите овощ для закидывания плохих актёров.  
(Помидор)
◘ Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?  
(Горох, горошина)
◘ Какой злак может расти ... на человеке?
(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)
◘ Назовите животных-альпинистов.
(Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)
◘ «Экономическая порода» собак - это...
(Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка.)
◘ Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей?
(«Ягуар»)
◘ Какая птица является крупным издателем школьных учебников?  
(Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)
◘ Назовите цветочную позу йога.  
(Лотос)
◘ Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?
(Анютины глазки - цветы.)
◘ Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры.
(Кипарис)
◘ Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?  
(Осы - осиная талия.)
◘ Какое животное и чьё служит образцом для порки детей?
(Сидорова коза.)
◘ Название какой птицы всё время слышится в строительных лесах?  
(Майна - розовый скворец, майна - строительная команда «опускай вниз!»)
◘ Какая водоплавающая птица написала известные книги?
(Гоголь)
БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА
 
◘ Как правильно: пятнистый пятон или питнистый питон?
(Правильно писать пятнистый питон.)
◘ С каким знаком препинания неразлучны все ласточки?
(С точкой - ласточка)
◘ Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа?  
(Курица - Куда?)
◘ Какого рода кольраби? 
(С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)
◘ Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».
  (Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)
◘ Название какой змеи может быть наречием?
  (Уж)
◘ Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?  
(Попугай)
◘ Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?
  (Летающих насекомых - рой.)
◘ Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными? 
(Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)
◘ Кто пишет фразу «держи  дерево» слитно, одним словом?
(Ботаники, держидерево - ветвистый кустарник семейства крушиновых.)
◘ Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»?
  (Если хотите написать название животного-грызуна, то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)
◘ Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»? 
(Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка. Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! А что будет, если в письме к любимой девушке вы назовёте её ласково «косаточкой»?!)
◘ Правильно ли написано слово «телифон»?
(Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.)
◘ Правильно ли написано слово «каретта»?
(Да, если речь идёт о морской черепахе из тропических морей.)
Используемая литература
1.Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки.5-11 классы/авт.-сост. Т.Н. Андреева.-Волгоград:Учитель,2009
2. Л.В. Сорокина. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие.-М.: ТЦСфера,2005
3. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы/авт-сост. Ю.В.Щербакова, И.С. Козлова- М.:Глобус,2010
4. Предметная неделя биологии в школе /А.В.Грабар; под общ. Ред. К.Н. Задорожного.-Ростов н/Д.: Феникс, 2009
5. Интернетресурсы