Занятие для старшей группы Тайны птичьего двора

Ересек топKа арналCан aйымдасKап оKу KызметініS технологиялыK картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы:
Білім саласы - Образовательная области:
Б™лімі - Раздел:
ТаKырыбы - Тема: «Тайны птичьего мира».
МаKсаты - Цель: познакомить детей  с удивительными загадками и тайнами живой природы, расширять их представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц; воспитывать у детей интерес к жизни птиц; воспитывать  бережное отношение к птицам;
Оборудование: перья пуховые и маховые; яйцо, материал для строительства гнезда: трава, береста, мох, пух; картинки с изображением птиц; лупа; голоса птиц в аудиозаписи; картинка с изображением вороны; веер.
Словарь: маховые, пуховые, маскировать, зародыш, питательные вещества
БилингвальдыK компонент - Билингвальный компонент:
Jызмет кезеSдері
Этапы деятельности
Т‰рбиешініS іс - ‰рекеті
Действия воспитателя
БалалардыS іс - ‰рекеті
Деятельность детей

МотивациялыK –лептік
Мотивационно-
побудительный
Я  рада видеть всех детей нашей группы  здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение  сохранилось у вас до самого вечера. А для этого  мы должны чаще улыбаться
Будем радоваться друг другу. -Дети, вы любите разгадывать всякие тайны, загадки? (шёпотом, таинственно).  
-У кого бывают тайны?  
Конечно, у всего на свете бывают тайны.





Дети улыбаются и дополняют: не обижать, не драться.

Отвечают на вопрос воспитателя, что любят загадки и тайны.
Тайны бывают у  рыб, насекомых, зверей, человека, птиц

`йымдастыK –ізденістік
Организационно –поисковый
Рассмотрите картинки и скажите, о чьих тайнах мы с вами будем говорить?

Спрашивает: «Как птицы летают? уточните, какой воздух? Почему птицы умеют летать, а люди не умеют?





Предлагает рассмотреть пёрышки.




-Где на теле у птицы растут эти маленькие, похожие на пух, перья? 
- Зачем маленькие пёрышки нужны птице?

-Где вы видели на теле птицы такие большие крупные  перья?




-Птица в полёте раскрывает крылья и хвост, как веер. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха  и летит.
Физминутка.
-Представьте, что вы птицы и летите по огромному бездонному  небу. Они счастливы, наслаждаются полётом! Но вот птицы устали в полёте и приземлились. - Куда прилетают птицы  отдохнуть?   - Из чего птицы строят гнёзда?

Когда гнезда готовы, самочки откладывают в них яйца. Яйца у разных птиц разные. У страуса яйцо очень большое, у перепелки – в крапинку, а у дрозда яйца ярко голубые. Самка садится на яйца, сохраняя их в тепле, защищая от врагов и непогоды. Ей нельзя отлучаться из гнезда, поэтому самец заботится о ней    и приносит еду. Каждое яйцо находится в твердой скорлупке. Снаружи скорлупа покрыта крошечными отверстиями, через которые проходит воздух. Птенец растет внутри яйца. В положенное время он начинает проклевывать скорлупу своего яйца изнутри, пока она не расколется и птенец не выберется  наружу. Вылупившиеся птенцы маленькие и беспомощные. Они должны оставаться в гнезде. Родители приносят им еду. Вскоре у птенцов начинают расти перья. Когда птенцы подрастут, они улетят из родительского гнезда и в один прекрасный момент построят свои собственные гнезда.
- Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по – одному пальчику  сложите ладони, спрячьте в него птенца. Подышите на него, согревая своим  ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхание. А теперь раскройте ладони – и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам.
Предложить детям подумать: почему в народе так говорится. Всякая птица своим пером гордится. Мала синичка, да коготок остер.  
Рассматривая картинки птиц сообщают, что сегодня будем говорить о птичьих тайнах.

Птицы летают по воздуху. Воздух: невидимый, незаметный, не мешает движениям, можно ощутить при резких движениях, беге, ветре, воздух удерживает ненадолго легкие предметы с широкой поверхностью – лист бумаги, птичье перо.

Рассматривая перышки замечают: одно маленькое, пушистое, мягкое, нежное. Другое большое, имеет плотный стержень, пустой внутри, перья крупные, жёсткие.

Эти перья растут на голове, грудке, спинке птиц.
Эти пёрышки защищают птичку от холода, жары, ветра, они согревают. Их называют пуховые.

На крыльях и хвосте. Такие перья нужны птице для полета, они помогают птице держаться в воздухе. Благодаря таким перьям  птице легко махать крыльями. Их называют – маховые.




Под музыку, дети  бегают по группе, расставив руки в стороны.


Садятся на стулья.

Птицы прилетают в гнездо.

Птицы маскируют гнёзда от врагов, выстилают травой, берестой, мхом, пухом.

Внимательно слушают рассказ воспитателя рассматривают картинки и слайды.






Рассматривают поверхность яйца с помощью лупы. Сверху скорлупа, внутри белок, желток.


















Представляют, что в руках маленький, беспомощный птенец.
Выполняют все, что предлагает воспитатель.











Высказывают свои мнения по предложенным пословицам о птицах.

Рефлексивті – корригидтік
Рефлексивно-
корригирующий
- О ком  мы говорили? - Что вы узнали нового о птицах? - Что было самое интересное на занятии?
Отвечают на вопросы.


К_тімді н‰тиже - Предполагаемый результат:
`Cынады - Воспроизводят: представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
Т_сінеді - Понимают: тайны живой природы
Jолданады - Применяют: интерес к жизни и бережного отношения к птицам,
Пальчиковая игра «Скворечник» (по стихотворению Е. Тараховской). Мы построили скворечник- дом весёлого скворца.  Дети стучат кулачками по ладошке то правой, то левой рукой; упражнение «Домик» (соединить подушечки пальцев обеих  рук, раздвигая ладони «домиком»). Мы повесили скворечник возле самого крыльца Упражнение «Крыльцо» (ладони правой руки положить на кулак левой). Всё семейство вчетвером проживает в доме том.  Показывают четыре пальца на обеих руках; упражнение «Домик». Мать, отец и скворушка – чёрненькие пёрышки. Загибают  поочерёдно пальцы на обеих руках; упражнение «Птички» (сцепить большие пальцы рук, ладони раздвинуть в стороны, растопырив пальцы). Кормит матушка скворчат, целый день птенцы кричат. Левой рукой изображают открытый клюв, правой – закрытый; имитируют движения – «кормит», затем меняют руки. «Мы хотим добавку – муху и козявку»  Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося и закрывающегося клюва ). -Потянитесь вверх, развесьте скворечники на деревья. Надо ещё повесить, скворцов много прилетело. (выше, выше, устраивайте гнёзда). - Раз уж вы помогли скворцу, помогите и другим птицам.