Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром на тему Тайны птичьего мира (Старший дошкольный возраст)

Тема: "Тайны птичьего мира".
Программное содержание: пополнить и закрепить знания детей о птицах, продолжать формировать познавательный интерес, продолжать знакомить с тем, как птицы устраивают свои гнёзда, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память, речь детей, самостоятельность, воспитывать интерес к занятию, любознательность, доброжелательность, умения слушать товарищей, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: картинки с изображением птиц, маховое и пуховое перо (по количеству людей), гнездо, картинки с изображением разных гнёзд и птиц (для игры), яйца и лупы ( по количеству детей), музыка «Голоса птиц в утреннем небе», письмо (2 шт.), открытки ( по кол-ву детей), картинки-опоры по тайнам птиц.
Ход занятия.
-Ребята, сегодня у нас гости. Дети приветствуют гостей: С‰леметсіздерме.
-Подарите свои улыбки нашим гостям.
Приветствие в кругу:
Собирайтесь дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.

-Сегодня мы будем говорить о том, что уже знаем, делать то, что умеем и узнаем что-то новое и интересное.

(Раздаётся стук в дверь).

-Ребята, кто-то к нам спешит, пойду, посмотрю (Иду к двери и возвращаюсь с письмом). Приходил почтальон и принёс для нас письмо. Ребята, а вам интересно узнать от кого письмо? (Да). Тогда послушайте внимательно загадку. Если мы правильно назовём отгадку, то узнаем, кто нам прислал письмо.

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей- торCай)

-Кто же нам прислал письмо? ( Нам прислал письмо воробей). От кого письмо мы узнали, а как узнать содержание письма? (Нужно открыть конверт и прочитать письмо)
-Давайте откроем скорее конверт и узнаем, что всё-таки в нём.
-Проходите, пожалуйста, на свои места. (ОтырыSдар, балалар).

Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята, я маленький воробей. Злая колдунья заколдовала птиц нашего края, только мне удалось спастись от неё. Чтобы расколдовать моих друзей, вам нужно раскрыть какие-то три тайны. Пожалуйста, помогите моим друзьям».
-Ребята, что же нам делать? (Надо помочь воробью и его друзьям). Как же расколдовать его друзей? (Раскрыть какие-то тайны).
-Ребята, вы любите разгадывать всякие тайны? (шёпотом, таинственно). 
-У кого бывают тайны?  (тайны бывают у  рыб, насекомых, зверей, человека, птиц)
Конечно, у всего на свете бывают тайны.
-Рассмотрите картинки и скажите, о чьих тайнах  мы с вами сегодня поговорим? (Мы будем говорить о птичьих тайнах)
-Да, сегодня мы раскроем некоторые тайны птиц. (Птица-Kaс)
- Я принесла пёрышки,  которые какие- то птицы потеряли, давайте их рассмотрим (одно перо маховое, другое - пуховое);
Предлагаю детям пройти к столам и рассмотреть пуховое перо.( Перед детьми на столах лежат перья). (Перо-Kауырсын).
-Ребята, это перо какое? (Перо маленькое, пушистое, мягкое, нежное.)
-Где у птицы растут эти маленькие, похожие на пух, перья?(Эти перья растут на голове, грудке, спинке птиц).
- Зачем маленькие пёрышки нужны птице? (Эти пёрышки защищают птичку от холода, жары, ветра, они согревают)
- Как можно назвать эти пёрышки, если согревают, похожи на пух?  (пуховые). Повторяем хором и инд.-но.
Предлагаю детям рассмотреть маховое перо.
-Что вы можете сказать об этом пере? (Это перо большое, имеет плотный стержень, пустой внутри, оно крупное , жёсткое)
-Где вы видели у птицы такие большие крупные  перья? (  на крыльях и хвосте).
-Зачем птицам эти большие перья?  (такие перья нужны птице для полета, они помогают птице держаться в воздухе. Благодаря таким перьям  птице легко махать крыльями.)
- Как называются перья, которые помогают птице махать  крыльями?  (маховые). Повторяем хором и инд.-но.
-Птица в полёте раскрывает крылья и хвост. (Показать картинку «Птица в полёте). Хвост становится большой и широкой, поэтому может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха  и летит (пауза, обвожу всех взглядом).
-Мы с вами раскрыли первую тайну птиц. Узнали, почему птица может летать.

Психогимнастика «Птицы».
-Представьте, что вы птицы и летите по огромному бездонному  небу  (включаю музыку, дети  бегают по группе, расставив руки в стороны). Они счастливы, наслаждаются полётом! Но вот птицы устали в полёте и приземлились (дети садятся)
- Куда прилетают птицы  отдохнуть?  (птицы прилетают в гнездо); ( Гнездо-aя).
- Из чего птицы строят гнёзда? (показать гнездо).
-Хорошо или плохо птенцу в таком гнезде?
--Что хорошего? (тепло, уютно, можно спрятаться, , мягко).
-Что плохого? (может птенец  выпасть, может хищная птица забраться и утащить птенцов).
- Скажите, гнёзда птиц хорошо видны животным, человеку?
- Почему  птицы прячут, маскируют свои гнёзда?
-Да, ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Об этом нам расскажет Данил (читает стих.-ие)
Нет, гнезд не будем разорять, Вот слово всех ребят, Пусть птичьи песенки опять В саду у нас звучат!
-Вторая  тайна – это строительство и маскировка гнёзд (Показать картинку «Гнездо»).
Физминутка.
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
Дид. игра « Найди птице её гнездо»
Детям предлагаются картинки с изображением различных гнезд (на дереве, на земле в траве, в дупле, на крыше, на скалах) и птиц (проходят к столам).
- У вас на столах лежат картинки с изображением птиц и гнёзд. Ваша задача поместить птицу в нужное гнездо. Приступайте к выполнению задания. (Включаю запись голосов птиц).
- Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Кто справился, поднимите руки. Быстро просматриваю выполнение.
 - С заданием справились, все правильно. Сейчас, я предлагаю рассказать нашим гостям о том, где какая птица строит себе гнездо. (Дети рассказывают). (Предлагаю ребятам убрать картинки на место).
-Самая большая тайна, которая интересует всех: что произошло раньше –яйцо или птица.  А вы как думаете? Видите. Нет единого мнения на этот счёт. Птичье яйцо – тоже великая тайна. (Яйцо-жaмыртKа)
- Давайте рассмотрим яйцо .Чем покрыто яйцо? (Яйцо покрыто скорлупой).
- Что вы можете сказать о  скорлупе? (  Скорлупа твёрдая, но хрупкая).
-Если скорлупа твёрдая, почему птенец, который развивается в яйце, не задыхается?   (Слушаю предположения детей)
Предлагаю рассмотреть поверхность скорлупы через лупу. (Дети рассматривают).
-Что вы видите? (Маленькие дырочки)
-Правильно, снаружи скорлупа покрыта маленькими отверстиями, через которые проходит воздух.
- Что находится внутри яйца?  (Желток и белок) (Разбиваю яйцо в тарелку, показываю всем детям).
-Внутри желтка находится крошечный зародыш.
-Во что превратится зародыш? (В птенца).
-Если из зародыша получается птенец, зачем тогда белок?  А желток зачем? (слушаю предположения детей).
- Хотите узнать тайну желтка и белка? (Да). Предлагаю ребятам послушать.
- В белке находится необходимый запас воды для жизни птенца, а в желтке - питательные вещества. Через маленькие отверстия в скорлупе воздух поступает в яйцо. Им дышит растущий внутри яйца птенец. В положенное время птенец начинает проклёвывать скорлупу своего яйца изнутри. Он проклёвывает скорлупу всё больше и больше, пока, наконец, она не расколется  и птенец не выберется наружу.
-Ребята, что находится в белке? Что находится в желтке?
-Кто появляется из яиц птиц ? (Из яиц появляются птенцы). (Птенец- балапан)
Психогимнастика «Птенец» (Предлагаю детям встать в круг).
- Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по – одному пальчику  сложите ладони, спрячьте в него птенца. Подышите на него, согревая своим  ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло. А теперь раскройте ладони – и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам.
Предлагаю пройти на свои места.
 -Вот мы с вами прикоснулись к третьей тайне птиц: чудесное превращение  яйца в птенца. (Показать картинку «Яйцо и птенец).
-Ребята, какие открытия мы сегодня сделали? Давайте назовём их. (Дети перечисляют, воспитатель показывает картинку). Вспомните, о чём говорилось в письме? (В письме говорилось, что мы должны раскрыть три тайны и тогда сможем расколдовать друзей воробья.) Ребята, как вы думаете, мы справились? (Да).
Раздаётся стук в дверь.
-Кто-то к нам опять спешит. (Воспитатель уходит и приносит другое письмо). Ребята, к нам пришло ещё письмо и опять от воробья. Давайте узнаем, что в нём. (Воспитатель открывает конверт и читает).
-Дорогие ребята, я хочу вас поблагодарить (РаKмет, балалар). Вы помогли моим друзьям и расколдовали их. Теперь мы можем все вместе летать, играть, петь и веселиться. Вы очень добрые и отзывчивые дети. За вашу помощь мои друзья просили вам передать небольшие подарки- открытки. (Воспитатель раздаёт детям открытки).
- Ребята, у птиц есть ещё много разных тайн. Сегодня мы узнали только три тайны, но при следующих наших встречах, мы будем дальше узнавать и раскрывать тайны птичьего мира.
-Ребята, а кому вы можете рассказать эти тайны, с кем ими поделиться? (Ответы детей). Я думаю, что вашим родным и друзьям, будет интересно узнать тайны птичьего мира.
-Я благодарна вам за прекрасную работу. РаKмет, балалар. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (Дети прощаются с гостями: Сау болыSыздар).




















Занятие по экологии
«Тайны птичьего мира».
Воспитатель: Андрюшечкина О.В.

Старшая группа




Заголовок 115