Конспект урока литературного чтения «Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»» (4 класс)


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 10.05.2016
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4В
Студентка: Синюгина Татьяна
Учитель: Татаренкова Светлана Дмитриевна
Руководитель практики: Жданова Татьяна Викторовна
Тема: «Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».
Задачи урока:
образовательные: расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя;
развивающие: обогащение словарного запаса, развитие связной речи;
воспитательные: воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник литературного чтения 4 класс (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий), презентация.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: познакомить с новым разделом учебника; познакомить с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Дж. Свифта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – объяснять значения слов с помощью словаря в учебнике; читать осознанно текст произведения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – осуществлять контроль хода выполнения работы и полученного результата; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ – ответы на вопросы учебника на основе произведения зарубежной литературы.
ЛИЧНОСТНЫЕ: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке.
ПК ОК ПО У
1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,4.1,4.2 1.2.4.7 1.2.3.6.7 1-12, 21-26
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята!
-Объясните смысл пословицы.
Ум без книги, как птица без крыльев. (слайд 1)
- Пословица означает, что тот, кто не читает книг, вряд ли сможет приобрести полноценные знания. Размышляют.
Рассуждают.
Комментируют.
Объясняют.
2. Актуализация знаний.
- Какой раздел вы изучили?
Проверка домашнего задания.
-Вашим домашним заданием было придумать небольшую историю о путешествии на любую планету Солнечной системы.
-Кто хочет прочитать свою историю?
Спросить 5-6 человек.
Выставление отметок с комментированием. - Раздел «Страна Фантазия».
Читают свои истории.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
Знакомство с новым разделом учебника.
- Прочитайте на с. 159 учебника название раздела, который мы начнем изучать сегодня.
- Как вы его понимаете?
- Сегодня мы познакомимся с новым автором – Джонатом Свифтом. Что вы о нём знаете?
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Свифта.
Портрет (слайд 2)
- Джонатан Свифт – величайший английский сатирик, родился в 1667 г. в ирландском городе Дублине в семье англичан. Джонатан – это имя мальчику дали в честь отца, умершего незадолго до его рождения. Несмотря на сиротское детство, Свифт получил лучшее в то время в Ирландии образование. Обучался (слайд 3) в Тринити-колледже в Дублине, где у него были неприятности из-за нарушения дисциплины. Затем Свифт стал секретарем сэра Вильяма Темпля. Находясь у него на службе, Джонатан написал свои первые сатирические произведения «Битву книг» и «Сказку бочки». Когда в 1699 г. сэр Темпль умер, Свифт стал священником и получил приход в Ирландии (приход - низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих). Он часто ездил в Англию, где занимался политикой и литературой. Свифтом был написан роман, ставший единственным в его литературном наследии, но сделавший его всемирно известным - «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера». Они переиздавались три раза буквально за несколько месяцев, были быстро переведены на другие языки. Затем Свифт становится почетным гражданином Дублина. В 1742 году Свифт пострадал от инсульта и потерял способность говорить. А 19 октября 1745 года Джонатан Свифт умирает. Он был похоронен в (слайд 4) соборе Святого Патрика в Дублине.
Работа над произведением «Путешествие Гулливера».
- Прочитайте название произведения на с. 160 учебника. Знакомы ли вы с ним?
- Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Главный герой – английский врач и моряк Гулливер, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории. Одну из них мы услышим сейчас.
Чтение текста отрывка из произведения учащимися с.160 – 165 учебника.
В ходе чтения проводится словарная работа.
Колчан – футляр для стрел.
Врассыпную – в разные стороны.
Расхрабрились – набрались храбрости, решились.
Помост – возвышение, площадка, сколоченная из досок.
Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе, монархе.
Посол – представитель высшего ранга.
Одурманенный крепким вином – пьяный.
- Понравилось ли вам произведение?
- Как называлась страна, в которую попал Гулливер?
- Какое слово вошло в наш язык благодаря Дж. Свифту и что оно означает? Знакомятся с новым разделом учебника.
- Зарубежная литература.
- Это литература, которая написана за рубежом, т.е. не в России и не русским писателем.
Высказывание мнений.
Высказывания учеников.
Читают текст отрывка из произведения с.160 – 165 учебника.
Ответы детей.
- Лилипутия.
- Лилипут – человек очень маленького роста.
Физ. минутка
4. Первичное закрепление во внешней речи.
Работа с вопросами по произведению. с.165 №1, 2, 3
- О каком приключении Гулливера рассказал Свифт?- Была ли знакома герою страна, в которую он попал? Почему ты так думаешь?
- Как автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном? Найдите и зачитайте.
- Как герой отнесся к лилипутам? Какие его поступки свидетельствуют об этом?
- Что собой представляют лилипуты?
- Вызывают ли они у вас чувство страха?
- Как бы вы себя вели, если бы попали в подобную ситуацию? Отвечают на вопросы.
- О путешествии в Лилипутию.
- Нет, герою эта страна не знакома, потому что Гулливер не понимал, о чем разговаривают лилипуты. Например, гекина дегуль, тольго фонак и т.д.

----------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------

Высказывания учащихся.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Продолжите предложения. (слайд 5)
Сегодня на уроке я узнал …
На этом уроке я похвалил бы себя за …
Сегодня я сумел …
- Какой раздел мы начали изучать?
- С каким писателем вы познакомились?
- Что вы о нем узнали?
Д/З перечитать текст с. 160 – 165, нарисовать иллюстрацию к произведению. (слайд 6) Дополняют предложения.
- Зарубежная литература.
- С Джонатом Свифтом.
Записывают домашнее задание.
Учитель:
Руководитель практики:
Отметка: