Урок литературного чтения Джонатан Свифт « Приключения Гулливера»


Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Джонатан Свифт « Приключения Гулливера»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология групповой работы
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная:
- введение в круг чтения произведения о путешествиях
- формирование умения определять основную мысль произведения
- формирование навыков беглого, осознанного чтения
- формирование умение давать характеристику героям приключенческой литературы( описание внешнего вида, поступков)
Развивающая:
-совершенствование мыслительных операций: анализа, сопоставления;
- развитие умения аргументировать своё мнение,
-развитие познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти;
-развитие умения давать самооценку своей деятельности;
Воспитательная:
-воспитание способность к сопереживанию
-развитие коммуникативных навыков ( готовность слушать собеседника и вести диалог)
-создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, карточки с заданиями, лист для проведения рефлексии

Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята, гости.
Я предлагаю вам встать, взяться за руки. Давайте почувствуем тепло наших рук, улыбнемся друг другу и пожелаем успеха, хорошего настроения.
Речевая разминка
Настроение у нас хорошее, а теперь мы с вами подготовимся к чтению
Слайд №2
Мотивирование к учебной деятельности
А начнем мы наш урок со стихотворения
Чудо не испаряется, чудо не растворяется,
Рассказанное в сказке, мелькнувшее во сне
В страну чудес волшебную оно переселяется
Его, конечно, встретим в этой сказочной стране
В ней нет границ- не нужно плыть ,бежать или лететь
Попасть туда не сложно, никому не запрещается
В ней можно оказаться- стоит только захотеть
- Как вы, думаете, о чем стихотворение? ( О чудесах)
- А вы хотите оказаться в такой стране? Что нам нужно для этого сделать?
Хотите, я открою вам секрет? Нам нужно просто открыть книгу и мы окажемся там. А девизом нашего путешествия я предлагаю взять следующее высказывание:
Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению
Слайд №3
Все готовы совершить такое путешествие?
Итак, открываем книгу.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Прочитайте название раздела (Зарубежные писатели)
Я вам обещала чудеса, приключения, а в названии раздела об этом ни слова, может быть я что- то перепутала? (Зарубежные писатели тоже пишут фантастические, приключенческие произведения)
Что такое фантазия мы с вами уже знаем. А что такое приключения? Я предлагаю вам подумать и заполнить нашу корзину идей и тогда мы выясним это.
Самостоятельная работа детей, заполнение корзины. Каждый по очереди читает и прикрепляет свою карточку на корзину.
А теперь мы обобщим наши высказывания.
Слайд из презентации №4
Приключение – это захватывающее происшествие, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев, интересное испытание.
- А нужны ли нам приключения, зачем они нам?
Слайд из презентации №5
неожиданность
Высокая значимость происходящих событий для героя
вызов
Концентрация всех необходимых знаний
Получение нового опыта
Построение проекта выхода из затруднения
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну лилипутов .Слайд №6
А как нам это сделать? ( прочитать отрывок из произведения Джонатана Свифта « Путешествие Гулливера»)
Но сначала я хочу вас немного познакомить с автором этого произведения.
Слайды из презентации № 7, 8,9
6.Реализация построенного проекта
Все приготовились к чтению. Как настоящие путешественники мы будем делать остановки по пути. Значит, читать будем с комментарием и беседой. Итак, мы отправляемся в захватывающее путешествие, в неизвестную страну и нам с вами встретятся слова, значение которых необходимо объяснить.
Слайд № 10
1 часть
Почему пробуждение Гулливера было непривычным?
Что необычного произошло дальше?
Кого увидел Гулливер
Что сделал Гулливер и что предприняли лилипуты в ответ?
2 часть
Что построили лилипуты и зачем?
Как вы думаете, о чем читал маленький человек? Как повел себя путешественник. Покажите, как он это сделал
Существует язык жестов. Этот язык помогает людям понять друг друга , даже тогда когда они не могут понять друг друга с помощью слов Существуют такие жесты , которые понятны в любой стране. И Гулливер как опытный путешественник согласился с намерениями маленьких хозяев, кивнув головой, и заверил их в доброжелательном отношении, приложив руку к сердцу.
ФизминуткаЧтобы гостя приветствовать
Нужно всем встать
Дорогому гостю уваженье
Поклон низкий в знак сближенья
Знак согласия очень простой-
Это легкий кивок головой
Не согласны- тоже покажем
Головой сердито помашем
Еще пальчиком мы погрозим
На лице недовольство изобразим
Если сильно рассердились-
Ножкой громко топнем
Обрадовались, развеселились-
Улыбнемся и в ладоши хлопнем.
3 часть
Чем потчевали лилипуты своего гостя?
Почему они принесли ему так много еды?
Ребята, а как вы думаете, можно ли выбить дно у бочки и осушить ее за несколько глотков?
Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется96 см
Сразу сможем ответить на вопрос задачи? 96:12=8 см
Слайд из презентации №11
4 часть.
Что произошло с Гулливером после еды?
Почему корабельный врач не отреагировал на человечков, мешающих ему спать? Как вы думаете , зачем они усыпили Гулливера?
7 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Но наши с вами приключения не закончились. Я предлагаю вам составить характеристику нашего героя « Солнышко героя»






По одному лучику читаем и не повторяем то, что уже назвал ваш товарищ. Для этого надо внимательно слушать собеседника.
8.Включение в систему знаний и повторение
Ребята, а какова основная мысль прочитанного произведения?
Слайд № 13
А теперь нас ждет еще одно небольшое интересное испытание. Я предлагаю вам смоделировать обложку книги, с отрывком из которой мы познакомились.
Работа в творческой группе.
Представление обложки.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Мы с вами закрыли книги. И наше путешествие тоже закончилось. А как его можно продолжить?
- взять книгу в библиотеке и прочитать
- придумать самому продолжение
-доделать нашу обложку и составить план.
А вам хочется его продолжать? Какое у вас сейчас настроение? Какие трудности возникли на уроке. Заполните, пожалуйста, карточки и оцените свою работу на уроке
Слайд №14
У меня для вас есть домашнее задание, но оно будет в необычной форме.
Слайд из презентации № 15
У каждого свое -на конфете.
Спасибо за урок