Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения


Райхель Т.В.
учитель английского языка
МБОУ «Никольская основная школа Шебекинского
района Белгородской области»
Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения.
Аннотация.
Данная статья посвящена рассмотрению основных способов формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения посредством игры.
Актуальность данной темы заключается в попытке выявления основных способов УУД учащихся на уроках английского языка, их повышения и мотивации на материале различных игр.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений.
Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.
Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Данная статья посвящена рассмотрению основных способов формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения посредством игры.
Актуальность данной темы заключается в попытке выявления основных способов УУД учащихся на уроках английского языка, их повышения и мотивации на материале различных игр.
Слабым местом школы, по признанию исследователей( А.Г. Асмолов) остается ее неспособность научить школьников самостоятельно учиться, а слабым местом языкового образования является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более сложного уровня. Данная готовность обеспечивается сформированностью основных компонентов учебной деятельности по овладению ИЯ и развитием универсальных учебных действий.
В начальной школе недооценивается значение игры как способа обучения иноязычной устной речи. Нельзя форсировать развитие младшего школьника, включать его в учебную деятельность, минуя игровую. Нельзя считать игру ( игру не как развлечение, а как способ овладения иноязычной речевой деятельностью в психологическом смысле этого слова) – пустой тратой времени. Именно в этом виде деятельности формируются основные компоненты самостоятельной учебной деятельности. Впервые об этом написала Е.И. Негневицкая в статье « Раннее обучение иностранным языкам: вчера, сегодня, завтра» в журнале « Иностранные языки в школе».
Оригинальная технология игровой деятельности, разработанная Е.И. Негневицкой формирует способность к самостоятельной деятельности (учебной и речевой).
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.
Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевые игры имеют большие коммуникативные и,следовательно, обучающие возможности для развития устной речи. Ролевая игра наиболее точно воссоздает атмосферу общения.За ее участниками ( учащимися) закрепляется определенный характер, они находятся в определенных отношениях в рамках какой-либо конкретной ситуации, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную.
Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности , создает условия реального общения.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать,спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство коллективизма. Учащиеся активно , увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Можно начать урок с пятиминутной игры, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала . И еще, можно спонтанно прервать урок, когда начинаешь чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации.
Игра в конце урока очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, что возможно подвигнет учеников ожидать следующего урока с нетерпением.
В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо.
Здесь можно привести множество примеров игр.
Фонетические игры:
Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.
Грамматические игры:
Данные игры преследуют следующие цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
Лексические игры:
На уроках английского языка дети постоянно знакомятся с новыми словами и выражениями.
Для отработки нового лексического материала часто используются игры. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Использование игры  на уроках английского языка помогает осуществлять целенаправленное формирование и развитие коммуникативной компетенции у учащихся и, следовательно, способность ориентировать на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника
Таким образом можно сказать, что игра – это наиболее эффективное средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка.
Литература:
1.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1990
2. Данилова Г.В. Английский язык 5-9классы. Обучающие игры /  авт.-сост.   Г.В.Данилова –  Волгоград: Учитель, 2008. – 93с.: ил.
3. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка М., «Просвещение», 1981.
4. Пукина Т.В. Английский язык. 2-3 классы. Игровые технологии на уроках и на досуге. Волгоград: Учитель, 2008.