«Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения.»


ИТОГОВАЯ РАБОТА
«Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения.»Дунаевой Елены Викторовны,
учителя английского языка
МБУ СОШ №73 г.о.Тольятти

Содержание
1.Введение……………………………………………………………………………3
2.Общие функции игр………………………………………………………………5
3.Виды и содержание игр…………………………………………………………...7
4. Методические предложения по организации и проведению игр на уроках английского языка…………………………………………………………………..13
5.Заключение…………………………………………………………………………14
3
Введение.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» – умение учиться, саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин..
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность.
Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Для того чтобы уроки английского языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС в своей практике я уделяю большое значение играм.
4
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать игровой метод, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.
Цель моей работы :  изучить существующие классификации игр, выявить их эффективность для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка .Задачи:
1. изучить и выполнить анализ методической литературы;
2. изучить и описать основные виды игр, используемые на уроках английского языка;
3. обобщить и сделать выводы о влиянии игр на формирование УУД.
Теоретическая значимость состоит в том, что проанализирован, обобщён и систематизирован материал по использованию игр на уроках английского языка.
Практическая значимость состоит в том, что методические рекомендации учителям английского языка могут быть использованы в преподавании этого предмета в начальной и средней школе.
Научная новизна определяется тем, что различные типы игр на уроках английского языка рассматриваются как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии в области изучения иностранного языка. Таким образом, игры являются современным продуктивным средством обучения, помогающим заинтересовать учащихся и способствующим лучшему усвоению материала.
5
Общие функции игр
Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функции и способов познания ребенком мира взрослых.
Игра - разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость, а также она служит удовлетворением назревших актуальных потребностей личности. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.
Игра - древнее достижение культуры. Она существует столько, сколько существует общество. И жизнь каждого отдельного человека также сопровождается игрой. В наше время игра стала не только самостоятельным видом деятельности, но и универсальным ее инструментом практически во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, управлении, науке и, без сомнения, в сфере образования.
Методические задачи при игре.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
созданию психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечению естественной необходимости многократного повторения или языкового материала;
тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это
6
означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
Мотивационно-побудительная мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность, оказывает положительное воздействие на личность обучаемого, расширяет его кругозор, развивает мышление, творческую активность и т. д.
7
Виды и содержание игр
В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо.Здесь можно привести множество примеров игр
Фонетические игры:
Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.
Playing AirplaneИгра используется для тренировки учащихся в произнесении звука [v].
Teacher: Let’s pretend we are airplanes flying in the sky. (Дети изображают самолетики) What sound do we make? - [ж]. And how about English children? - They say [v]. Let’s fly! (Учитель рассказывает стихотворение, а дети произносят звук [v])
The plane is travelling up in the sky,
Vvv-vvv-vvv,
Moving so fast, and ever so high,
Vvv-vvv-vvv.Over the land, and over the sea,
Vvv-vvv-vvv.But we always come back in time for tea.
Vvv-vvv-vvvИгра"The Old Grey Goose"
Игра используется для отработки звука [θ]Teacher: Can you imagine a goose? Let’s pretend you are geese. Stretch out your necks and hiss. Can you hear anything? No, nothing but [θ-θ-θ]. Let’s play!
8
An old grey goose am I.
Th!Th!Th!
I stretch my neck and cry
At puppies passing by!
I like to make them cry!
Th!Th!Th!
When puppies jump and run,
Th!Th!Th!
I think it's lots of fun!
I'm sure they'd like to be
An old grey goose like me!
Th!Th!Th!
Грамматические и лексические игры:
Данные игры преследуют следующие цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Игра: «Лето»
1. Цель: тренинг лексико-грамматического оформления высказываний повествовательного и описательного характера.
2.УУД, которые формируются в ходе игры:
Личностные: воспитание толерантного отношения к сверстникам.9
Регулятивные: овладение учащимися навыком построения повествовательных и описательных высказываний,
Познавательные: развитие у учащихся умение самовыражения, творческое мышление, воображение и фантазию,
Коммуникативные: воспитание умение слушать и видеть собеседника.
3. План игры:
Преподаватель раздаёт учащимся карточки, на которых написано, что им следует изобразить (всё связано с летом);
Все встают или садятся в круг
Учитель дает целевые установки;
Преподаватель начинает рассказывать историю про лето;
Как только называется то, что написано на карточке 1 из учащихся, он(а) начинает изображать данный объект с помощью движений
Затем учащийся рассказывает на иностранном языке о себе как об этом объекте;
Преподаватель продолжает рассказывать историю, упоминая остальные объекты
Содержание игры (Приложение 1)
4. Достигнутый результат:
Учащимися прочно усвоена лексика по теме, освоено составление повествовательных и описательного характера, развивается толерантность, развивается творческое мышление, развиваются воображение и фантазия.
Игра: Магазин готовой одежды
Игра направлена на развитие грамматических навыков расширения, репродукции и подстановки, лексических навыков подстановки и комбинирования.
2.УУД, которые формируются в ходе игры:
Личностные: воспитывать толерантность, развивать коммуникабельность.
10
Регулятивные: способствовать овладению навыком составления общих и специальных вопросов.
Познавательные: развивать воображение, способность к самовыражению.
Коммуникативные: развитие навыка построения диалога.
3. План игры:
Преподаватель просит учащихся представить, что класс – это магазин готовой одежды;
Учащимся даётся целевая установка;
Между учащимися распределяются роли продавцов и покупателей;
Учащиеся начинают речевое общение, в ходе которого выполняют свои роли: покупатели перемещаются по воображаемым «отделам» магазина, а продавцы предлагают товар и помогают подобрать покупку;
Подводятся итоги о произведённых покупках
Содержание игры (Приложение 2)
4. Достигнутый результат:
Успешно усвоена лексика по данным темам, улучшено взаимодействие партнёров во время построения диалога. Происходит постепенное овладение навыками составления общих и специальных вопросов.
Игра: «Картина»
1. Цель: формирование навыков и умений оформления описательных речевых высказываний.
2.УУД, которые формируются в ходе игры:
Личностные: воспитывать толерантность, эстетическое восприятие мира.
Регулятивные: умение вытроить план своих действий.
Познавательные: развивать внимание и логическое мышление.
Коммуникативные: способствовать овладению учащимися навыком построения восклицательных и описательных предложений.
3. План игры:
Учащиеся садятся в круг
Преподаватель показывает сюжетную картинку или репродукцию и даёт целевую установку
Учащиеся передают репродукцию по кругу, стараясь запомнить её содержание в течение 5-7 секунд, при этом каждый, глядя на неё, должен построить восклицательное высказывание, к примеру, - What an amazing picture! - What a beautiful landscape!, затем картина откладывается в сторону.
11
Ученики по очереди начинают описывать её, стараясь развить мысль предыдущего в 1-2 предложениях
Вспоминая репродукцию, ученики должны в общем разговоре обсудить её сюжет, назвать основное событие, отдельные действия, охарактеризовать героев картины, предположить дальнейшее развитие действия и т.д.
4. Достигнутый результат:
Достигнутый результат полностью соответствует предполагаемому в аспекте овладения детьми навыком построения восклицательных предложений и структурами описания местоположения. Возникают сложности в построении описательных предложений в связи с малым лексическим запасом.
Орфографические игры:
Цель данных игр - упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов.
"Alphabet":
Команда получает набор карточек с буквами алфавита. Когда учитель произносит слово, например, "mother", ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. За каждое правильное слово команда получает очко.
Игра «Paired letters» (Парные буквы)
Учащимся показывают таблицу, и тот, кто составит больше всех слов с помощью данных пар букв, тот и выиграл.
LI BI EA SO YE
AT YI OW LL KI
TI KN NG FE BL
OP CK ST RO ME
CA IN SI AR LO
Вот несколько таких слов, которые можно составить с помощью пар букв из таблицы: strong, yellow, know.
12
Аудитивные игры
Данные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:
научить учащихся понимать смысл однократного высказывания:
научить учащихся выделять главное в потоке информации;
развить слуховую память;
развить слуховую реакцию.
Аудитивные игры в основном проводятся с помощью магнитофона. При этом желательно иметь профессиональную запись (с носителем языка), что повышает эффективность прослушивания. Важно только, чтобы запись предъявлялась однократно, в противном случае игра потеряет смысл.
На магнитофон можно записать небольшой рассказ, в котором намеренно нарушена логическая последовательность повествования. Ученики должны восстановить логику рассказа.saved me. I went alone. Once I went to the forest for a walk with my dog. But the dog knew the way home very well. Only my dog was with me. Suddenly I lost my way. I was afraid.KnowИгра заключается в следующем. На магнитофоне записывается несколько предложении, в которых, например, говорится о том, что человек делает в той или иной профессиональной сфере. Все предложения прослушиваются сразу, без остановки. Среди правильных утверждений попадаются одно или два неправильных или недостаточно точных по содержанию. Ученики должны заметить неточности и исправить их. The builder builds houses and the driver drives cars. The scientist makes experiments but the waiter serves meals. The fitter fits up new machines and the turner turns new metal parts. The conductor conducts the orchestra but the tailor makes clothes.barber dresses hair and the hairdresser shaves and cuts hair. The woodcutter takes care of the forest but the gardener cuts wood. The artist draws pictures and the writer writes books. The milkmaid milks cows but the shoemender mends shoes, etc.Logical Problems/
13
Методические предложения по организации и проведению игр на уроках английского языка
Игра – это своего рода отвлечение от урока, отдых, приносящий пользу. Поэтому проведение игр должно сопровождаться доброжелательной атмосферой доверия и взаимопонимания.
Лучшее время для проведения игры – середина урока, когда дети уже слегка устали. Большинство игр сопровождаются движениями, поэтому могут заменить собой физкультминутки, т.к. способствуют релаксации.
Лучше всего задействовать в игре всех учащихся, но в то же время участие должно быть добровольным.
Многие игры включают в себя использование новой лексики, поэтому её введение должно производиться в начале урока, на предшествующих уроках или в качестве домашнего задания.
Во время проведения игры очень важно создание ситуации успеха для детей, создание положительного эмоционального фона. Поэтому учитель – это своего рода «режиссёр» этих игр. Ему следует при любых затруднениях помогать учащимся и способствовать успешности процесса проведения игры. Недопустимо порицание или наказание учащихся за выполненные по-своему условия игры. Обязательно присутствие поощрения.
При проведении игры могут производиться корректировки её сценария, содержания, т.к. игры не имеют строгого сюжета.
14
Заключение
Данная работа посвящена игре как средству формирования УУД учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения
Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД.
Таким образом, можно сказать, что игра – это наиболее эффективное средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения. Методические предложения по организации и проведению игр могут быть использованы на уроках английского языка.
В заключении можно сказать, что использование игровых технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование новых информационных и игровых технологий в преподавании английского языка является не отъемленной частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования
15
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования -  http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/ 
Фундаментальное ядро содержания общего образования - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 1991.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1996.
Негневицкая Е.И. Раннее обучение иностранным языкам: вчера, сегодня, завтра // ИЯШ. 1987. № 6.
Е.В. Алесина – «Учебные игры на уроках английского языка» (журнал «Иностранные языки в школе, № 4 – 1987) 
И.Е.Коптелова – «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003). 
М.Ф. Стронин – «Обучающие игры на уроке английского языка» (М., «Просвещение», 1981). 
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
16
Приложение 1
Содержание игры (Лето):
Учитель: Probably everyone likes summer, do you agree?
It is a very nice season. Each of you has a card with the word, connected with summer.
Your task is to imagine that you became that thing.
First you should show yourself as this thing with the help of movements.
Then begin telling us of yourself as of this thing.
Other participants should guess, what do you mean.
Полезный вокабуляр и грамматические конструкции
I am made of…
I look (like)…
Butterfly, bee, plant, flower, sky, cloud, weather
Tiny, huge, unusual, pretty, amazing, magnificent, unique, beautiful
А tree, the sun, a ball, a flower, a river, a bird, etc.
I am …
I can …
I like …
You can find me …
17
Приложение 2
Содержание игры Магазин готовой одежды:
Учитель: Now I want you to imagine that our classroom is a shop, where you can find any clothes you like.
I’ll divide you into 2 groups: a group of salesman and a group of customers.
The group of salesman should offer goods to the customers and advise. The customers can try on clothes, ask questions and buy.
Полезный вокабуляр и грамматические конструкции
Can I help you?
What would you like?
Match, fit, suit
It is fashionable\comfortable\suitable
How much does it cost?
Tight/ loose/ size/ colourGlamour, attractive, beautiful, pretty
Trousers, jeans, skirt, T-shirt, shirt, blouse, socks, shoes, trainers, fur coat, hat, cap, jacket, shorts, suit.
Could you…?
18
Приложение 3
Содержание игры:
Учитель, показывая картинку или репродукцию: Now I’ll give you a picture. Each of you should watch it for a few seconds, than hand to his/her neighbour.
While watching you should make up an exclamatory expression about this picture.
Now you should try to remember this picture. We shall describe it in chain.
Listen to your classmates and try to continue their thought in 2 or 3 sentences. Use the structures for describtion.
Полезный вокабуляр и грамматические конструкции
In this picture I can see…
What a …
Probably …In the centre …
In the left/right corner…He/she/they is(are) doing…
Near, beside, above, below
Picture, landscape, scene, people, man, woman, building, street, home, town, village, weather, surrounding.