Выступление по теме Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках в рамках внедрения ФГОС нового поколения


Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках в рамках внедрения ФГОС нового поколения
Лобанова Светлана Казимировна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория,
ГОУ РК «С(К)Ш № 42» г. Воркуты, РФ
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Как познакомить ребенка с окружающим миром? Как развивать мелкую моторику? Как адаптировать его к социуму? Конечно же через систематические занятия, как правило, в игровой форме. Желание играть и потребность в игре у детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.
Игра. Значение игровой деятельности для детей с ОВЗ
Данная тема выбрана не случайно. Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50 % от числа детей, испытывающих трудности в обучении. Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:
уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);
речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;
интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая.
Перечисленные выше особенности детей с ОВЗ приводят к тому, что они испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе. Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания младших школьников с ОВЗ. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности. В игровой деятельности — уже хорошо освоенной младшими школьниками дети легче усваивают межличностные отношения, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
В нашей профессиональной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре. Учить, играя, — оспаривать эту заповедь не станет никто.
Известные психологи А. Н Грабов, Г. Я. Трошин высоко ценили игру в деле воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Игру они считали точным показателем проявления детских способностей, возможностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. В игре развивается память, мышление, воображение.
Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:
Соответствие игры возрасту ребенка;
Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
Учет структуры дефекта;
Соответствие коррекционной цели занятия;
Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);
Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Из-за неустойчивого эмоционального состояния детей, недостаточно выбрать один вид игры для поддержания активности детей на занятиях, у педагога должно быть несколько игр разных по корригирующему действию на детей. Время и место игры в плане занятия зависит от выбранной темы и задач занятия. Игра может быть быстрой для стимулирования познавательного интереса, хорошего настроения, развития моторики и подготовки к практической работе, и занимать более продолжительное время при проведении диагностики знаний, практических умений детей. В организации игры с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать такие ситуации, которые обеспечат развитие наиболее слабо развитых качеств, которые наиболее важны для конкретного ребёнка или группе детей. Например, повышать активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенного или агрессивного. Только тогда в работе с ребенком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям.
С целью интеллектуального развития детей, их воспитания, обучения и коррекции на своих занятиях мы применяем различные игры:
Смекалки, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Так формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.
Ребусы — один из видов деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, он способствует развитию воображения, остроумия, находчивости.
Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, головоломки — предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
Игры на планирование: лабиринты, логические квадраты — направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.
Игры на формирование умения анализировать: «Найди пару»; «Найди лишнее»; «Продолжи ряд»; «Загадки»; «Занимательные таблицы» — предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает?» [8].
Использование различных мячей на занятиях, самоподготовке, в свободное время дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребенка (так как ребенок думает, что он играет). Мяч идеальное средство для коррекционных упражнений. Игровые действия с мячом, бусинами, шариками, одно из любимых средств организации детей.
Интеграция физических упражнений, игровых действий. Речевого сопровождения, копирования действий педагога, способствует повышению эмоционального тонуса, что побуждает ребенка к общению. У детей во время таких игр поднимается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.
Подчинение движений тела определенному темпу, определяет амплитуду движений и их выразительность, тем самым координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми нарушениями, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен или замедлен. У них изменен тонус, поэтому включение игр на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании с чисто говорками, стихами. (Игра с мячом «Чего не стало» — попасть маленьким мячом в картинки, назвать их и сказать «чего не стало»; «Назови с разной интонацией» — с воздушными шариками; «катать мяч по парте и проговаривать чисто говорку»; «Физкультминутка», «Я знаю»; «Взять шарф за концы мяч посредине, перекатывать мяч и называть имена»; «Собери бусы» — собрать из предложенных слов предложение при этом нанизывая бусы на шнурок; «Намотай на клубочек» — намотай нитки на клубок и расскажи стихотворение; «Бросать большой мяч об пол, ловить его и считать»; «Посчитаем слова» — бросать большой мяч друг другу и называть слова противоположные по значению).
Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра на уроках математики
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
В своей практике я использую игровые технологии. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении.
Применение игровых технологий направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Главной целью применения математической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения математических игр.
Цели применения математических игр [2]:
•Развитие мышления;
•Углубление теоретических знаний;
•Самоопределение в мире увлечений и профессий;
•Организация свободного времени;
•Общение со сверстниками;
•Воспитание сотрудничества и коллективизма;
•Приобретение новых знаний, умений и навыков;
•Формирование адекватной самооценки;
•Развитие волевых качеств;
•Контроль знаний;
•Мотивация учебной деятельности;
•Формирование универсальных учебных действий учащихся.
Задачи и функции игры на уроках математики
Математические игры призваны решать следующие задачи:
Образовательные:
•Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
•Способствовать расширению кругозора учащихся и др.
Развивающие:
•Развивать у учащихся творческое мышление;
•Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
•Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
Воспитательные:
•Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
•Воспитать нравственные взгляды и убеждения;
•Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.
Математические игры выполняют различные функции [3]:
•Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.
•Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.
•В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
•Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
•Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Игры и игровые формы включаются работу не только для того чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам.
Математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Ее настоятельно рекомендуется использовать на внеклассных занятиях и вечерах. Но эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы саму сущность игры. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.
Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу мне приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве уроков.
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Математическая игра как форма работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса и формирования УУД учащихся. Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. В процессе игры, увлекшись, дети не замечают, что учатся. Игровой мотив одинаково действен для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых. Дети с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме математических играх.
Математическая игра резко отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес большинства учащихся и желание поучаствовать в ней. Так же следует заметить, что многие формы работы по математике могут содержать в себе элементы игры, и наоборот, некоторые формы работы могут быть частью математической игры. Введение игровых элементов разрушает интеллектуальную пассивность учащихся, которая возникает у учащихся после длительного умственного труда на уроках [1].
Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я стараюсь увлечь детей и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я использую математическую игру в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы.
Так на своих уроках я провожу следующие игры по математике:
•Внеклассное занятие по математике «Поле чудес»;
•Игра «Эрудит»;
•«Турнир смекалистых»;
•Игра «Счастливый случай»;
•Вечер «В математике есть своя красота»;
•Внеклассное занятие «Математический калейдоскоп»;
•Викторина «Что? Где? Когда?»;
•Игра "Кто хочет стать отличником?";
•Интеллектуальный марафон;
•Математический турнир «Кто хочет стать миллионером?» и др.
Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.
Предметные, метапредметные и личностные результаты на уроках математики
Систематическое и целенаправленное использование игровых методов даёт определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности. Таким образом, можно с уверенностью говорить о достижении предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты позволяют сформировать следующие умения:
•формирование у детей мотивации к обучению, способности самоорганизации и саморазвития;
•развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
•планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
•осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Познавательные:
•способность добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
•способность осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
•способность осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
•учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
•умение координировать свои усилия с усилиями других;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•задавать вопросы;
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
При четком продумывании, правильной разработке и правильной организации игровых форм, результаты при достижении поставленных целей будут налицо. Игровые технологии являются ценным средством стимуляции познавательной деятельности школьников в процессе обучения. Используя в своей работе игровые технологии, уроки становятся более интересными и полезными.