Исследовательская работа по географическому краеведению «Дорога к храму»


Муниципальное казенное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
с. Ерыклинск
Мелекесского района Ульяновской области





Слет юных краеведов Мелекесского района
«Дорога к храму»



Исследовательская работа
«Ерыклинские церкви:
прошлое, настоящего и
будущее»


Авторы: учащиеся 8 класса
Чеботаева Екатерина,
Серачева Юлия,
Панкова Анастасия,
Картушин Александр
Полякова Юлия
Шершин Максим и др.

Руководитель:
Шершина Марина Александровна
учитель географии, 1 кв.категории











Ерыклинск, 2012



Содержание стр.

Введение.........
Проблемы, цели, задачи, ожидаемые результаты
1. История православных храмов на Руси.
1.1.Устроение Храмов...
1.2.Внешняя форма храмов
1.2.1. продолговатая четырехугольная (вид корабля)
1.2.2. форма креста....
1.2.3. форма звезды
1.2.4. форма круга..
2. Храмы Ерыклинска
2.1.Первая церковь в Ерыклинском остроге.1650-е годы......
2.2.Спасо-Преображенская церковь. 1794 год
2.3.Перестройка церкви.1851 год.
2.4.Строительство нового каменного храма.1906 г
2.5. Келейская (келейная) церковь
2.6. Строительство нового Спасо-Преображенского храма..
2.7. «Астрицкая» (австрийская) церковь.
2.8. Часовня в честь иконы Казанской Божьей Матери у святого источника.
3. Жертвы политического террора в СССР священнослужители.
Заключение
Приложения:
Символика храмов
2) Церкви и соборы г.Ставрополь и уезда.
3) Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви






Введение

И брожу, восхищённый, по храму-чертогу,
И душа красотой веселится.
Будь я Богом – покинул бы небо, ей-богу,
Чтоб в жилище таком поселиться!
В.Шефнер
История основания населённых пунктов России, имеет свои особенности. И одной из них, является то, что основание населенного пункта - будущего села, слободы или города почти всегда начиналось со строительства храма.
Церкви и храмы сплачивают людей в горе и в радости, становятся основным источником нравственности на фоне общей бездуховности.
   Данная работа нацелена на обобщение сведений, содержащихся в различных источниках, о храмах в целом, о церквях нашего села, их судьбах, архитектуре, роли в жизни ерыклинцев, а так же поиск информации о судьбах служителей церкви.
     Работая над данной темой, мы изучили имеющуюся литературу, средства Интернета, фотографии и воспоминания старожил села.
Самую обширную группу источников составили материалы полевых краеведческих исследований, собранные в ходе экспедиций в 2010-2012 г.г.
Сбор полевого краеведческого материала производился методом глубинного интервью с основным («ключевым») информатором (Картушиной А.Ф. 1918 г.р.) с последующим дополнением полученных интервью по отдельным вопросам у вторичных информаторов (Пятерикова Т.Н., Котева Е.В., Чертопятова Г.А. и др.). Также применялся метод включённого наблюдения.
Другим способом сбора информации были видео- и фотосъемка, позволяющие во всей полноте фиксировать вещные атрибуты культуры (предметы культа и бытового обихода, одежду, интерьер помещений).

Научная новизна работы заключается в том, что историко-краеведческое исследование храмов нашего села предпринимается впервые. Полученные сведения могут использоваться на уроках краеведения, географии, истории, МХК, ИЗО, во внеклассной и внеурочной работе, для развития музейного дела в школе.
Проблема: Необходимость повышения духовно-нравственного потенциала обучающихся в светской школе.


Цели проекта:
Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Задачи:
Совершенствование методик исследовательской работы в области краеведения;
Расширить тематику экскурсионной работы школьного музея.
Обмен опытом работы в рамках туристско-краеведческого движения.
Ожидаемые результаты:
Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций.
Оформление новой экспозиции школьного краеведческого музея по теме «Ерыклинские храмы: вчера, сегодня, завтра».
Выпуск специального номера школьной газеты «Ерышка» в июле 2012 г.(на Казанскую) о ерыклинских церквях
1. История православных храмов на Руси
        Начиная  работу над данной темой, мы решили выяснить, что же такое храм (церковь), как появились первые христианские храмы и когда они пришли на Русь и каких видов они бывают.
     Словарь русского языка С.И. Ожегова и «Большой толковый словарь русского языка» дают примерно одинаковые толкования слова храм: «Храм - здание для богослужения, церковь». «Храм - здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов». Сухие строки определений не дали нам полного представления о храмах, и мы обратились к другим источникам. В «Книге о церкви» мы прочли, что храм - это дом Божий, дом молитвы. Бог Вездесущий присутствует везде, но в православном храме особенным образом: православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью. Молитвы, непрестанно возносимые в храмах, сближают между собою два мира - видимый и невидимый.
     Первый храм, по преданию, устроил Моисей. Он поставил шатер и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в нее. Скрижали с десятью заповедями Господь повелел хранить свято. Израильтяне сделали для них красивый ящик - ковчег. Ковчег разместили в главной части скинии, которая называлась «Святая святых». Никто не имел права входить в Святая святых.
1.1.Устроение Храмов


 Христианский храм, как и скиния, имеет свое внутреннее устроение. Вот основные части храма:
1.Притвор, или преддверие храма.
2.Неф, средняя часть храма, где люди молятся Богу.
3. Алтарь или Святая Святых, главная часть храма.
4. Престол в центре алтаря, на котором пресуществляются Святые Дары для Причастия.
5. Жертвенник, где приготовляются дары.
6. Иконостас, перегородка из икон, отгораживающая алтарь от нефа. Средние двери в иконостасе называются Царскими Вратами.
7. Солея - возвышение перед иконостасом, по боковым сторонам солеи могут размещаться клиросы для хора.
8. Амвон - выступ посреди солеи, на который выходит диакон для чтения Евангелия, а также священник для проповеди и причащения народа.
Символика храмов в Приложении 1.
1.2.Внешняя форма храмов.

Православные храмы имеют различную внешнюю форму:
1. продолговатого четырех угольника (вид корабля).
2. форму креста.
3. форму звезды.
4. форму круга.
1. Продолговатая форма храма в виде корабля выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а церковь-корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани Царства Небесного кроме того, указанная форма храма обозначает, что Церковь спасает нас от вечной погибели, подобно тому, как Ноев ковчег спас от потопа людей не отступивших от Бога.
2. Крестообразная форма храма указывает, что в основание Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.



3. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.
4. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно. “Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея” (Мф.16,18) говорит Сам Спаситель.     
Чаще всего храм строился в форме корабля, «продолговато устроенным, на восток обращенным». Это связано с тем, что Церковь, словно корабль, спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн моря житейского, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного.
    В XV-XVII веках появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц. Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками.
Рядом с храмом или вместе с храмом над
его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху. 
Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).       
 3. Храмы Ерыклинска.
Наши православные предки твёрдо знали, что без Божьей помощи и благодати, самовольно, у них ничего не получится. Вначале, как правило, люди выбирали красивое место и начинали там строительство храма: строили деревянный храм или часовню. Если деревянный храм стоял несколько лет или даже десятилетий без происшествий и пожаров, то на его месте возводили каменный храм. И название храма так же может о многом рассказать современникам, так как освящение храма в честь святого происходило именно в том месяце и в тот день, когда отмечался праздник этого святого.
2.1.Первая церковь в Ерыклинском остроге. 1650-е годы.
...Ерыклинский острог стоял под горою в лощине и по величине много уступал городу Белому Яру. «вследствие его меньшего объема, некоторыя здания, какь церковь с дворами притча, не могли поместиться в середине, а потому построены были вне острога у северных проезжих ворот»

Карта, нарисованная Изволовым в1717г.
Чертёж с карты Изволова.
2.2. Спасо-Преображенская церковь. 1794 год.

В 1794 году на средства прихожан была построена СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Двухпрестольная: значит, он посвящён главному престолу - Преображению Господа на горе Фавор перед своими учениками, когда Он показал им Свою Божественную природу и предельному- во имя Казанской Божьей Матери.
Известно, что здание было деревянное, на каменном фундаменте, а колокольня была каменной

2.3. 1851г. Перестройка церкви.
2.4. Новый каменный храм.

В 1902 г. был спроектирован и в 1906 г. построен новый каменный храм. По воспоминаниям одной из жительниц Ерыклинска он был белым, но большинство старейших жителей села рассказывают, что строили из красного кирпича, который изготавливался из местной глины. До сих пор в селе то место, где изготовлялись кирпичи до 30-х годов 20 века, называется «кирпичными ямамами».

2.5. Келейская (келейная) церковь.

Указом императора Николая I от 6 декабря 1850 года была образована Самарская губерния. В ее состав вошел и Ставропольский уезд Симбирской губернии. Что представляло собой старообрядчество на землях, вошедших в состав Самарской губернии, накануне и в момент ее образования? Анализируя отчетность, которую составляли в Саратовской, Симбирской и Оренбургской губерниях в 1848-1850 гг., мы видим, что гражданские власти довольно слабо представляли себе действительное положение дел, и, кроме того, имели весьма смутное представление о старообрядческих согласиях и толках. Было выделено лишь три группы старообрядцев: поповцы, беспопоповцы, приемлющие брак и молитву за царя, и беспоповцы, не приемлющие брак и молитву за царя.

В Ставропольском уезде старообрядцы жили преимущественно в селах Нижнее Санчелеево, Выселки, Ягодное, Новая Майна, Хрящевка, Никольское на Черемшане, Крестовые Городища, Красный Яр, Белый Яр, Суходол, Малая Кандала, Головкино, посаде Мелекес, пригороде Ерыклинск. Здесь встречались белокриницкие, беглопоповцы, поморцы, особенно много было спасовцев. В остальных селах и деревнях число их было незначительно.

В Ерыклинске проживало несколько семей старообрядцев- келейников.
Келейничество- особый род отхода от мирской жизни без монастыря и пострига, но с соблюдением безбрачия и монашеского подвижничества, приспособленный преимущественно к сельским условиям. Они строили отдельное жилище келью на краю Ерыклинска, у леса. Рассказывали, что если сын или дочь, не вступившие в брак, выразили желание отойти от мирской жизни, жить отдельно от семьи, то родители обязательно строили им особые хатки-келии, где они и жили. Причём, выходили из кельи они редко. Все они строго соблюдали посты, понедельничали (не ели скоромного не только по средам и пятницам, но и по понедельникам), а иные из них и всегда употребляли только постную пищу.
Потомки келейников (семьи Лазаревых, Серковых и др.) и сейчас проживают в Ерыклинске, и отличаются «диковатым» характером, они необщительны, в дом к себе не пускают, ходят, опустив глаза и голову, часто не здороваются.
(С келейничеством связаны были судьбы многих известных подвижников благочестия, вышедших из крестьян. Так, старец Иларион, Троекуровский затворник, получил духовное воспитание в избушке своего деда-келейника (с. Зеньково Раненбургского у. Рязанской губ.), а позднее сам келейничал. Келейницей была дочь тамбовского крестьянина будущая игуменья Евгения, основательница Тихвинского монастыря в г. Бузулуке Оренбургской губ. (он возник из объединения двух келейниц со своими группами в одну общину). У чернички в соседнем селе научилась читать по-церковнославянски Священное Писание и Псалтирь крестьянка Евфимия Моргачева (из с. Нижнего Ломова Рязанской губ.), затем и сама стала сельской келейницей; а через много лет игуменьей Серафимой и др.)
В 1910 г. был утвержден проект на строительство старообрядческого молитвенного дома. Так в заречной части села была построена «келейская», как говорят ерыклинцы, (келейная) церковь.
Многие присоединялись к православной церкви в результате «увещеваний» приходских священников- мессионеров (Приложение 3). 

2.6. Строительство нового Спасо-Преображенского храма.
В 1915 г. построен новый каменный храм Спасо-Преображениский.
Колокольня оставалась старой, из камня, а поповский дом, остальные постройки строились заново- из дерева.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Здания (слева и справа) старой школы когда-то были церковными. Фото 1950-х г.г.
Вид с Вознесенской горы.

2.7. «Астрицкая» (австрийская) церковь.

Белокриницкое согласие иначе называлось австрийской иерархией в связи с образованием на территории Австрийской империи. В XVIII в. ни Россия, ни Турция не дозволяли староверам учреждать свою иерархию. Но император Австрии Иосиф II издал в 1783 г. грамоту на право русского народа, переселяющегося из Турции в австрийскую Буковину, иметь свое духовенство и свободно исповедовать свою веру. Последователи австрийской веры расселились в том числе и по Среднему Поволжью.
В Ерыклинске «астрицкая» церковь была построена на «большой площади» (ныне это верхняя часть улицы Песочная, напротив колхозного автогаража).

2.8. Казанская церковь.
Особо почитаемым местом для ерыклинцев считалась часовня в честь иконы Казанской Божьей Матери рядом со святым источником.
Существует несколько версий, почему была именно тут построена часовня и названа Казанской. Вот одна из них.
Когда в начале 30-х годов Спасо-Преображенская (и во имя Казанской Божьей Матери) церковь была разграблена и разрушена, то одна икона, Казанская, пропала совсем. Все иконы растащили коммунисты по домам (они и сейчас у их потомков находятся дома), а этой ни у кого не было.
Однажды косил мужик на берегу Черемшана траву, а рядом бил холодной ключевой водой родник. Решил он отдохнуть, умыться да водицы испить, как вдруг увидел: плывёт по воде икона- та самая, в честь Казанской Божьей Матери. Потянулся он к ней, да не тут-то было: не даётся в руки ему икона. Тогда побежал он в село за самой набожной женщиной И икона подплыла ей прямо в руки. Вскоре у родника построили часовню и назвали её в честь иконы Казанской Божьей Матери.
В советские времена часовню снесли, а родник засыпали землёй. Через несколько дней родничок пробился. Тогда пригнали тракторы и сравняли его вновь с землёй, засыпав глиной, песком и щебнем. Но источник вновь пробился на волю, к солнцу, к людям. Много лет боролись с родником местные жители (не приезжие- местные!!!), засыпали его даже навозом с ферм, лишь бы верующие не ходили молиться на святой источник. Но всё равно сквозь грязь людскую и земную родник пробился и живёт!
Сейчас на месте часовни стоит небесно голубого цвета беседка в виде часовни, где паломники могут отдохнуть и набраться сил перед дальней дорогой.

Беседка на месте часовни в честь иконы Казанской Божьей Матери.

Сам родник- это не просто место, где можно набрать святой воды, это настоящий храм под открытым небом! Не верите? Приезжайте, увидите сами. Столько икон (и современных, и старинных) нет даже в некоторых сельских церквях!

Последняя церковь была разрушена в 1933-35 годах. Очень хочется верить, что в недалёком будущем кто-нибудь возведёт в нашей деревне церковь, и вновь Ерыклинск будет селом. С настоящим храмом, батюшкой, к которому можно будет прийти, покаяться, посоветоваться, поделиться самыми сокровенными тайнами.

3. Жертвы политического террора в СССР священнослужители

Печальная участь постигла не только церкви, она не обошла стороной священнослужителей.
Вот несколько фактов, которые мы обнаружили в Интернете.

Протоиерей Петр Иванович Франтовский
Расстрелян в 1927 году.
Протоиерей Петр Франтовский родился в 1875 году в с. Кротовка Бугурусланского уезда Самарской губернии в семье священника. В 1892 году определен псаломщиком в с. Матвеевку Бугурусланского уезда. В 1894 году перемещен в с. Красный Яр Ставропольского уезда, где в 1896 году утвержден в должности учителя церковноприходской школы. 6 августа 1896 года рукоположен во диакона к церкви пригорода Ерыклинска; в 1897 году перемещен в с. Красный Яр. 17 марта 1905 года определен экономом в Епархиальное женское училище Симбирска. 4 октября 1906 года рукоположен во священника в с. Низовку Ардатовского уезда. В 1910 году награжден набедренником. В 1911 году перемещен в с. Кобелевку Алатырского уезда. В 1919 году перемещен в с. Большую Кандарать Карсунского уезда (в наст. время - Карсунского р-на). В 1922 году награжден наперсным крестом. О. Петр был женат, у него было пять человек детей. Жена - Мария >Александровна Покровская, 1876 года рождения. Дети: Олимпиада, 1897 года рождения; Алексей, 1899 года рождения; Александр, 1900 года рождения; Орест, 1903 года рождения; Серафим*, 1904 года рождения; Ольга; Вероника; Галина, 1910 года рождения. В 1933 году о. Петр осужден тройкой ПП ОГПУ СВК по ст. 58-10 УК РСФСР к пяти годам лишения свободы. В момент ареста о. Петр проживал в с. Арбузовке Ульяновского района. Но, по утверждению дочери о. Петра Ольги, он был расстрелян ещё в 1927 году.


Священник Михаил Дмитриевич Снегирев
Расстрелян 20 февраля 1938 года в г. Ульяновске

Священник Михаил Снегирев родился в 1889 году в с. Мулловка Ставропольского уезда Самарской губ. (в наст. время - Мелекесского р-на). В начале 1900-х г.г. служил в Ерыклинском храме.
В момент ареста, 1937 году, проживал в г. Мелекессе.

Церковный староста Петр Антонович Борисов
Расстрелян 17 февраля 1938 года в г. Ульяновске
Петр Борисов родился в 1886 году в с. Ерыклинске Ставропольского уезда Самарской губ. (в наст. время - Мелекесского р-на).
В 1937 году, в момент ареста, проживал там же- в Ерыклинске.

Церковный староста Сергей Дмитриевич Кобозов
Расстрелян 17 февраля 1938 года в г. Ульяновске
Сергей Кобозов родился в 18бб году в с. Ерыклинске Ставропольского уезда Самарской губ. (в наст. время - Мелекесского р-на).
В 1937 году, в момент ареста, тоже проживал в Ерыклинске.
Заключение         
      Работая над данной темой, мы узнали много нового и интересного о храмах нашего села. История храмов - это история нашей малой Родины, без знания которой не может быть и настоящей любви к Родине.
Родина - земля наших родных и наших предков. Любить Родину - значит ведать ее прошлое, жить ее настоящим, болеть и молиться о ее будущем. Родина и храм - два понятия, тесно связанные между собой. Постепенно из небытия возвращаются в нашу жизнь многие духовные святыни. Это вселяет надежду и веру в то, что современная молодежь сможет впитать в себя духовные ценности и не допустит глумления над нравственными основами своего народа.


Источники информации:
1.Большой толковый словарь русского языка. Гл. редактор С.А. Кузнецов - СПб.: «Норинт», 2003.
2.Интернет-ресурсы:

Церкви и соборы г.Ставропольского уезда. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

О Франтовском [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

О миссионерской деятельности отставного матроса 31-го флотского экипажа Д.  Русанова за прошлый  1871 год по Николаевскому  уезду // Самарские епархиальные ведомости (СЕВ). -1872. - № 8. -С. 115. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Словарь русского языка. С.И. Ожегов - издательство «Русский язык».1994.
4. СD-диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». 2006.
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.
Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения "святая святых", "святилище" и "двор", так и христианский храм издревле разделялся на три основные части:
алтарь,средняя часть храма, или собственно "церковь", притвор: для священнослужителей, совершавших богослужение,для молящихся верных, то есть уже крещеных христиан; для оглашенных (т.е. только готовившихся принять крещение), и кающихся.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа. "Небо на земле" - ещё одно название алтаря. Главнейшие предметы в алтаре:
Святой престол
Жертвенник
Горнее место
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас. Солея  возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение.
Амвон  полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. Клиросы  конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Клиросы символизируют пение ангелов, восхваляющих Славу Божью. Притвор - есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Папертью - называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Церкви и соборы г.Ставрополь и уезда.
с.Александровка АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ Однопрестольная, теплая, здание и колокольня каменные, построена на средства прихожан в 1888г., освящена в 1890г. Фонды содержат: переписку о постройке церкви. ф.1 оп.12 д.2964 лл.1-5 ф.32 оп.7 д.2913 лл.1-139; оп.29 д.234 л.36; д.237 л.5; д.315 л.6; д.402; 1884– 1890гг.
с.Бирля МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Двухпрестольная, во имя Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. Здание и колокольня деревянные, на каменном фундаменте, рассчитана на 700 человек, построена в 1881г. на средства прихожан, освящена в 1882г. ф.32 оп.29 д.222 л.76; д.307 л.5; д.317 л.5; д.388 л.6; д.564 л.9 1881г.
ЧАСОВНЯ Деревянная, построена в1890г. Фонды содержат: переписку, журнал, рапорт о постройке часовни. ф.32 оп.7 д.3366 лл.1-11 1890г.
с.Благовещенский Сускан КОСМОДАМИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Двухпрестольная во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, Благовещения Пресвятой Богородицы. Здание и колокольня деревянные, на каменном фундаменте, на 1000 человек, построена в 1897г. на средства прихожан вместо сгоревшей в 1868г. первой церкви. Фонды содержат: рапорты, прошения, журналы о постройке церкви. ф.32 оп.8 дд.395,2052;оп.16 дд.8, 17, 27, 39, 41, 55, 60, 186, 190, 193; оп.29 дд.222, 246, 388 1868 – 1897гг.
с.Бригадировка КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Однопрестольная, здание и колокольня деревянные, построена в 1859г. на средства прихожан. В 1908г. построена каменная церковь. Фонды содержат: копия проекта, переписку о строительстве церкви. ф.32 оп.29 д.234 л.53 1859г.; ф.1 оп.12 д.4646 лл.1-5 1908г. д.Высокий Колок ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ Двухпрестольная, во имя Святой Троицы, св.Дмитрия Салунского, здание и колокольня деревянные, на каменном фундаменте, построена в 1891г. на средства прихожан. Фонды содержат: проектную документацию 1890г. ф.1 оп.12 д.3247 ф.32 оп.7 д.3369; оп.16 дд.4, 187, 194; оп.29 дд.315, 405 1890 – 1891гг.
с.Выходцево МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Однопрестольная, здание и колокольня деревянные, построена в 1855г. на средства прихожан, прежняя церковь сгорела в 1848г. В 1868г. составлен и утвержден проект новой церкви. ф.32 оп.8 дд.132, 219, 395;оп.16 дд.1, 2, 3, 4, 5, 8, 17, 27, 44, 187, 194; оп.29 дд.101, 121, 142, 234, 315 1855г.; ф.1 оп.12 д.2135 1868г.
СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ Трехпрестольная, во имя Святой Троицы, Архистратига Михаила, Покрова Богородицы, здание и колокольня каменные, построена в 1905г. ф.32 оп.16 д.187 л.49 1905г.
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ Двухпрестольная, здание и колокольня каменные, построена в 1908г. на средства прихожан. В 1909г. утвержден проект новой церкви. Фонды содержат: проектные документы 1868, 1909гг. ф.32 оп.7 д.4310 лл.1-40; оп.16 д.194 л.94 1908 – 1909гг.
с.Головкино ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Двухпрестольная, во имя Вознесения Господня, Иоанна Богослова, здание каменное двухэтажное, с каменной колокольней, построена в 1785г. на средства графа Григория Орлова. ф.32 оп.8 дд.132,219,395; оп.16 дд.1, 2, 3, 5, 9, 21, 26, 48, 59, 191, 195 1785г.
с.Грязнуха МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Однопрестольная, здание и колокольня деревянные, на каменном фундаменте, построена в 1883г. на средства прихожан, освящена 15.09.1885г., реставрирована в 1897г. ф.32 оп.29 д.246, 317, 388, 564; оп.16 д.186,190,193 1883г.
с.Дмитровское Помряскино КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Однопрестольная, здание и колокольня каменные, на 500 чел., построена в 1816г. помещицей, надворной советницей Анной Наумовой. В 1840г. при пожаре церковь сильно пострадала, в 1841г. реставрирована помещиком Николаем Наумовым. В 1908г. перестроена колокольня. ф.32 оп.8 дд.132, 395; оп.16 дд.1, 2, 3, 5, 9, 21, 26, 48, 59, 191, 195 1816 – 1841гг.
с.Елховка ЧАСОВНЯ Фонды содержат: проектную документацию за 1867г. ф.1 оп.12 д.2021 лл.1-6 1915г.
с.Ерыклинск СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Двухпрестольная, во имя Казанской Божьей Матери, здание деревянное, на каменном фундаменте, с каменной колокольней, построена в 1794г. на средства прихожан, в 1851г. перестроена. В 1902г. был спроектирован и в 1906г. построен новый каменный храм. В 1910г. утвержден проект на строительство старообрядческого молитвенного дома. В 1915г. построен новый каменный храм. Фонды содержат: проектную документацию, переписку о строительстве. ф.1 оп.12 д.4126, 4817 ф.32 оп.7 д.4398, 5160; оп.8 дд.30,132, 395; оп.16 дд.1, 2, 3, 4, 5, 8, 17, 27, 55, 60, 186, 190, 193; оп.29 дд.222, 246, 388 1794 – 1910гг.

с.Красный Яр БОГОРОДИЦКО-СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Однопрестольная, построена в 1848г., здание и колокольня деревянные, освящена в 1849г. В 1913г. построен новый храм. Фонды содержат: проектная документация, переписка о ходе строительства. ф.32 оп.7 д.4980; оп.8 д.395; оп.16 дд.1, 2, 3, 5, 9, 21, 26; оп.29 дд.135, 236, 347,556; 1848 – 1913гг.

с.Лебяжье ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Здание, колокольня деревянные, построена в 1754г; в 1848г. перестроена, освящена; в 1906г. построена новая церковь, 14.12.1908г. освящена. Фонды содержат: план строительства, переписку о ходе строительства. ф.1 оп.12 д.4231 ф.32 оп.7 д.450; оп.8 д.395; оп.16 дд.1, 2, 3, 4, 5, 10, 44, 186, 190, 193; оп.29 д.101, 122, 142, 222, 388 1754 – 1906гг.
с.Мулловка ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Трехпрестольная, во имя Казанской Божьей Матери, Николая Чудотворца, Рождества Христова; здание и колокольня каменные, построена в 1804г. на средства помещика С.Г.Мельгунова. ф.32 оп.8 д.395; оп.16 дд.1, 2, 4, 5, 8, 17, 27, 54, 58, 188а, 192; оп.29 дд.135, 347, 381, 453, 556; 1804г.
с.Никольское-на-Черемшане КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ Двухпрестольная, во имя Казанской Божьей Матери, Николая Чудотворца; здание и колокольня каменные, построена в 1794г. на средства бригадира Н.А.Дурасова, освящена в 1794г. ф.32 оп.8 дд.319, 395; оп.16 дд.1, 2, 3, 4, 5, 8, 27, 55, 60, 186, 190, 199; оп.29 дд.91, 152, 215, 375 1794г.
с.Русский Мелекесс ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ Однопрестольная, здание и колокольня деревянные, построена в 1792г. на средства прихожан. ф.32 оп.16 дд.3,4,5,8 1792г.
с.Рязаново КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ Однопрестольная, здание деревянное, построена и освящена в 1791г. на средства помещика Цызарева. В 1876г. пристроена новая колокольня. ф.32 оп.7 д.3472; оп.8 д.214, 395; оп.16 дд.1, 2, 3, 4, 5, 10, 55, 60, 186, 190, 193; оп.29 дд.222, 246, 388, 564 1791 – 1891гг.
с.Сабакаево НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ Однопрестольная, здание и колокольня каменные, построена на средства прихожан и мелекесского купца А.А.Таратина в 1898 –1899гг. Фонды содержат: план 1896 – 1898гг., переписку, проектную документацию. ф.1 оп.12 дд.3725, 3434 ф.32 оп.16 дд.186, 190; оп.29 д.388 1896 – 1898гг

Приложение 3
Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви среди старообрядцев в Самарской епархии последней трети XIX века. Ч.2

Уже в конце 1860-х гг. в составе Самарской епархиальной миссии появились своего рода «штатные» миссионеры, которых руководство епархии периодически направляло для собеседований со старообрядцами в селения, «наиболее зараженные расколом».
  
Решением Консистории первым «штатным» миссионером был назначен отставной матрос 31-го флотского экипажа Дмитрий Русанов, заявивший о себе как опытный полемист в диспутах со старообрядцами. Ежегодно, с сентября текущего и по май очередного года Русанов без устали «колесил» по деревням и селам родного, Николаевского и, по поручению епископа, других  уездов, смело и находчиво отстаивал «истины православия» в спорах с самыми авторитетными учителями местных поповцев, беглопоповцев, поморцев и спасовцев. Малообразованный, но даровитый от природы, начитанный в религиозных вопросах, Русанов обычно добивался успеха в острых спорах со старообрядческими начетчиками. Родившийся и воспитывавшийся в старообрядческой семье, в ответ на упреки бывших единоверцев, он в духе христианского миролюбия и прощения отвечал, что Иудой себя не считает, и как блудный сын возвратился к своей матери - православной церкви .(встречался со староверами сел Большая Глушица, Малая Глушица, Аннин верх, Красный Яр.... А в мае он встречается со старообрядцами Ставропольского уезда сел Никольское - на Черемшане, Ягодное, Хрящевка, Крестовые городищи, Борма, пригорода Ерыклинск и др. 1890-е гг. показывает, что численность старообрядцев, присоединившихся к православной церкви, все эти годы возрастала, хотя и неравномерно. Многие присоединялись к православной церкви в результате «увещеваний» приходских священников. 














13PAGE 15


13PAGE 141815