Всероссийские проверочные работы как элемент оценки качества образования»


Всероссийские проверочные работы
как элемент оценки качества образования
Пестерева Н.Ю., учитель биологии МБОУ СОШ с. Вознесенки
Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется  формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.
В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы  качества образования являются:  основной государственный экзамен, единый государственный экзамен, национальное исследование качества образования, Всероссийские проверочные работы (ВПР).
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. №1507-р, в Российской Федерации реализуется поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) основного общего образования во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации. В рамках этого процесса начиная с сентября 2015 г. обучающиеся5 классов во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным стандартом.
Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об утверждении графиков проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования на 2016-2017 годы» от 30.08.2016 г. № 2322-05, Приказом Минобрнауки России «О проведении мониторинга качества образования» от 27 января 2017 г. № 69.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
ВПР позволят осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС и послужат развитию единого образовательного пространства в РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с поручением министра образования и науки РФ с 2015 года начинает проведение Всероссийских проверочных работ, как одной из новых форм оценки качества образования.
Всероссийские проверочные работы:
не ЕГЭ, они не являются государственной итоговой аттестацией;
вместо КИМ – варианты проверочной работы;
федеральные контрольные работы без заданий с выбором ответа;
можно сравнить с итоговыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились в школах, отличие в том, что ВПР разрабатываются на федеральном уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами;
вместо демоверсии – образец проверочной работы;
единые подходы к составлению вариантов и единые критерии оценивания в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования(приказ Минобрнауки России от17.12.2010 №1897) с учётом
Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15)) и содержания учебников,
включённых в Федеральный перечень на 2016 / 17 учебный год.
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах в обучении.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учеников
основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе
уровень сформированности универсальных учебных действий(УУД)
и овладения межпредметными понятиями.
Пишут работы школьники в своем классе в присутствии своего учителя.
Проводиться ВПР будут на региональном уровне по модели № 2 в соответствии с письмом Рособрнадзора. Результаты проверочных работ будут вноситься в единую федеральную информационную систему.
Проведение ВПР направлено органам образования
для определения степени реализации ФГОС каждого уровня
на помощь обучающимся, их родителям и   школе с тем, чтобы:
выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);
спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;
позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;
определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;
определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.
Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить уровень
общеобразовательной подготовки учащихся 5 классов в соответствии с
требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения
предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение
межпредметными понятиями и способность использования универсальных
учебных действий(УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной
организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные
траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных
результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы общеобразовательными
организациями для совершенствования методики преподавания биологии на
начальном этапе обучения предмету, муниципальными и региональными
органами исполнительной власти, осуществляющими государственное
управление в сфере образования, для анализа текущего состояния
муниципальных и региональных систем образования и формирования программ
их развития.
Ключевыми особенностями ВПР по биологии в 5 классе являются:
• соответствие ФГОС основного общего образования;
• соответствие отечественным традициям преподавания предмета «Биология»;
• учет национально-культурной и языковой специфики
многонационального российского общества;
• отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки
зрения использования результатов обучения в повседневной жизни и
продолжения образования;
Тексты заданий в вариантах ВПР учитывают формулировки, принятые в
учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых
Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
основного общего образования. Проверяемое в экзаменационных материалах
содержание не выходит за рамки требований ФГОС ООО и не зависит от
рабочих программ и учебников, по которым ведется преподавание биологии
в конкретных образовательных организациях.
В заданиях ВПР будет сохраняться преемственность каждого уровня. Задания составляются по ключевым темам учебного предмета. Педагог может легко сориентироваться по кодификатору проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки.
Приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки метапредметных и предметных результатов для обучающихся 5 класса.
Кодификаторы ВПР для 11 класса составлены на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания ВПР распределяются по уровню сложности
5 класс 11 класс
базовый уровень 80 % 70 %
повышенный уровень 20 % 30 %
Количество заданий 8 16
Время выполнения 45 минут 90 минут

Биология это работа с текстом, как это было на окружающем мире 4 кл. задание- соотнести изображенный объект с выполняемой функцией, знание биологических объектов, умение проводить классификацию по выделенным признакам и т.д.
Определены рекомендации по переводу первичных баллов в 5 классе
в отметки по пятибалльной шкале
.-546104318000Рекомендуется учителю просмотреть образцы ВПР каждого класса и учебного предмета и перестроить работу на уроке на этапах первичного закрепления, самоконтроля, актуализации знаний.
Для педагогов ежемесячно проводятся вебинары, лекторы дают представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности. Образцы ВПР по учебным предметам выложены на сайте
http://www.fipi.ru/vpr 11 класс и https://vpr.statgrad.org 5 класс.