Урок-практикум Путешествие в страну лилипутов


Урок – практику «Путешествие в страну лилипутов»
Задачи:
​ Обобщить представления и сравнить одноклеточные и многоклеточные организмы;
​ Объяснить взаимосвязь клеток в многоклеточном организме, закрепляя понятия об организме как едином целом;
​ Закрепит умение работать с микроскопом;
​ Заложить основы для дальнейшего развития общебиологического и экологического понятия части и целого: клетка – часть ткани (группы клеток), группа клеток – часть органа и т.д.
Оборудование: рисунки – загадки: «Убежавшее тесто», «Заплесневелый хлеб», рисунки дрожжей, гриба мукора, рисунки учебника. Микроскопы, микропрепараты: инфузории – туфельки, мышечных клеток, строение ветки ивы.
Изучение нового материала.
На Земле существует большое множество разных живых организмов. Это и грибы, и растения, и животные.
Вопрос учащимся: Что же их всех объединяет? Что присуще только живым организмам? Какими признаками живого они характеризуются?
Также мы с вами знаем, что все живые организмы состоят из клеток.
Вопрос учащимся: А как вы думаете, может ли жить организм, состоящий всего из одной клетки? Где вы встречались с этими маленькими, невидимыми одноклеточными организмами?
Рисунки – загадки: «Убежавшее тесто», «Заплесневелый хлеб», рисунки дрожжей, гриба мукора.
Ответы:
В тесто добавляют разведенные в теплом молоке или воде одноклеточные грибы – дрожжи. Молоко или вода – среда обитания дрожжей, сахар – пища. Быстро размножаясь в тепле, дрожжи потребляют сахар, а взамен выделяют в окружающую среду (в тесто) углекислый газ. Тесто начинает пузыриться, подниматься. Из него пекут хороший хлеб и пироги.
Белая пушистая плесень часто представляет собой гриб – мукор. Под микроскопом заметно, что мицелий мукора состоит из бесцветных ветвящихся нитей. Но, в отличие от шляпочных грибов, в мицелии мукора нельзя заметить отдельных клеток. Такой мицелий представляет собой как бы одну разветвленную клетку. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созревают, спорангий разрывается и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся током воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образует мицелий. Как и все грибы, мукор не имеет хлорофилла и питается готовыми органическими веществами. Он находит подходящие условия на продуктах питания.
А теперь давайте посмотрим на страницу 134 учебника, рисунок 98. Там у вас нарисованы дрожжи, о которых мы уже говорили, хламидомонада и инфузория – туфелька.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, встречались ли вам когда-нибудь эти организмы?
Вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариумах. «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Если зачерпнуть немного этой воды, то она окажется прозрачной. Что же вызывает «цветение» воды? В капле такой воды под микроскопом хорошо видно множество различных одноклеточных зеленых водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок. Во время «цветения» мелких луж или водоемов в воде чаще всего встречается одноклеточная водоросль хламидомонада.Хламидомонада – одноклеточная зеленая водоросль грушевидной формы. Она движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки.
А теперь давайте приступим к нашей лабораторной работе и познакомимся с одноклеточными организмами и разнообразием клеток многоклеточного организма. У вас на партах лежат листочки с лабораторной работой. Переписываем ее в тетрадь. Дежурные раздают микроскопы.
Лабораторная работа № 6.
Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
Цель работы: познакомиться с одноклеточными и многоклеточными организмами.
Ход работы.
1. Повтори правила работы с микроскопом (§ 4).
2. Рассмотри рисунок 98, на котором изображены разнообразные одноклеточные живые организмы.
3. Рассмотри под микроскопом предложенные учителем готовые микропрепараты некоторых одноклеточных организмов. Зарисуй клетку – организм, используя готовые микропрепараты.
4. Рассмотри под микроскопом и зарисуй клетки многоклеточного организма, используя готовые микропрепараты: клетки растений, животного.
5. Сделай вывод.
Во время списывания я раздаю микропрепараты, после списывания повторяем вместе правила работы с микроскопом и начинаем работать.
Вывод работы: Клетка одноклеточного организма – самостоятельное живое существо, а клетка многоклеточного организма не может существовать самостоятельно, ее жизнь зависит от других клеток.
Домашнее задание:
§28,29 таблицу на странице 139 заполнить по рисунку 199, прочитав § 29.