Конспект урока по русскому языку на тему сложные предложения с различными видами связи (9 класс)


Сложные предложения с различными видами
союзной и бессоюзной связи
9 класс
Цели:
познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;
формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;
отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимов и др. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые технологии: на уроке применяются компьютерные технологии (мультимедийная презентация PowerPoint, компьютерное тестирование).
Ход урока
I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1.Анализ предложения. (слайд 3)
Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (Г.Березко)
- Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.
- Сделайте вывод о способе связи предложений
/Грамматические основы: дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера.
[ ] ; [ , (где… ) , ].
Части этого предложения соединяются при помощи бессоюзной и союзной подчинительной связи. /
- Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи. Подумайте, о чем же пойдет речь сегодня на уроке, какие цели мы должны поставить перед собой в начале урока.
/Уч-ся формулируют тему и цели урока./
- Итак, тема нашего урока: «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи». (слайд 4)
2. Слово учителя(слайд 5)
Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.
В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы:
I. Сочинение + подчинение.II. Сочинение + бессоюзная связь.
III.Подчинение + бессоюзная связь.
IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.
IV. Закрепление
1. Анализ предложений.(слайды 6, 7)
-Рассмотрим примеры предложений с разными сочетаниями видов связи. (Анализ предложений. Составление схем.)1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин)
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).
2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна. (И. Гончаров)
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной; повествовательное).
3) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И.С.Тургенев)
(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).
4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное)
2. Работа с учебником.
Закрепление пунктуационных правил (упр. 245 устно, упр.246)
3. Конструирование предложений. Работа в группах.(слайд 8)
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы (на доске).
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
4. Компьютерное тестирование. (Тест создан с помощью программы MyTestX)

V. Д/З: § 18, упр. 248
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Учащиеся продолжают предложения) (слайд 9)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я попробую…
У меня получилось…
Я смог…
Мне захотелось…