«Методы и приёмы подготовки к сжатому изложению в рамках ГИА в 9 классе»


МОУ Павловская СОШ № 3



Реферат
на тему:
«Методы и приемы в ходе
обучения учащихся к
сжатому изложению ГИА
по русскому языку»


Выполнила:
учитель русского языка
Писарева В.Т.







2011.


План.
1.Изложение – часть экзаменационной работы в 9 классе.
2.Методы и приемы в ходе обучения к сжатому изложению( Конспект урока) .
а) перечень речеведческих понятий, которым должен овладеть учащийся;
б) критерии оценки изложения;
в) приемы компрессии текста;
г) порядок работы над изложением.
3.Итог урока.
4.Литература.


































1.

Тема выбранного мною реферата – « Методы и приемы в ходе обучения учащихся к сжатому изложению ГИА по русскому языку». Я считаю, что данная тема очень актуальная, потому что сжатое изложение составляет 1 часть экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе. Поэтому на данный вид работы необходимо уделять достаточно большое внимание .
Изложение – это работа по развитию связной речи.
В Госстандарте общего образования по русскому языку введено коммуникативное содержание обучению предмету , включающее в себя усвоение речеведческих знаний:
1) формирование навыков анализа текста с точки зрения содержания ( темы и основной мысли), структуры, языковых средств, выяснение средств связи предложений в тексте.;
2) формирование и развитие навыков речевого общения речевого общения на двух уровнях:
а) на репродуктивном уровне учащийся должен адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения , воспроизводить текст с заданной степенью свернутости и т. д.
б) на продуктивном : создавать тексты различных стилей и жанров.
Изложение используется для следующих целей :
1) обучение логике;
2) обогащение и совершенствование словаря, фразеологии и синтаксиса;
3) обучение жанрам и стилям;
4) использование изучаемых грамматических средств языка в собственном тексте;
5)содействие развитию логического мышления и познавательного интереса.
По особенностям структуры исходного текста рассматривают:
1) изложение – повествование ( с определенным сюжетом, описанием конкретных событий, развивающейся последовательностью);
2) изложение – описание ( описание явлений природы, предметов и условий труда, портретных характеристик);
3) изложение –рассуждение ( изложение какой – либо критической или публицистической статьи).
Изложение повествовательного характера представляет собой текст, изображающий события или явления, совершающиеся одно за другим, а не одновременно. Это рассказ о том, что произошло, случилось. Главное средство этого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы. Предложения повествовательных текстов не описывают действия и явления, а повествуют о них, таким образом, передается само событие, действие, тесным образом связанное с пространством и временем .
Изложение – описание сложно для учащихся в первую очередь тем, что , как правило, в текстах, данного типового значения всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предметы и их признаки. Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными, вплетаясь в авторскую речь, они выполняют многообразные стилистические функции. Так, пейзажное описание рисует атмосферу действия .
Выделяют разновидности описания ( описание предмета, места, состояния природы, состояние человека). Чтобы воспроизвести текст, являющийся описанием, учащимся необходимо осмыслить :
1) какие детали предмета выделяются для его показа ;
2) какие признаки этих деталей указываются;
3) какие средства языка использованы.
Работая над текстом рассуждения, учитель должен обратить внимание учащихся на следующие моменты:
1) целью рассуждения является выяснение какого – нибудь понятия , доказательство или опровержение какой – либо мысли, следовательно , это цепь умозаключений на определенную тему , изложенных в последовательной форме;
2) основная сфера применения рассуждения – научная, научно-популярная литература, но часто встречается в художественном и публицистическом стиле;
3) типичное построение рассуждения : тезис, доказательства, вывод.


Конспект урока.
Тема урока : Методы и приемы в ходе обучения учащихся к сжатому изложению ГИА по русскому языку.
Цель : познакомить учащихся с критериями оценки изложения, со способами сжатия текста, с алгоритмом работы над изложением;
формировать умения и навыки применения этих знаний на практике;
развивать логическое мышление , устную речь учащихся;
воспитывать познавательный интерес к предмету.

Ход урока.

1 Оргмомент. Сообщение темы и целей урока
2. Объяснение нового материала.
а) Слово учителя. Ребята, на экзамене вам предстоит выполнить письменную работу ( сжатое изложение) объемом не менее 90 слов. Это 1 задание -С1. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Задание выполняется на бланке №2. Для успешного выполнения работы вы должны владеть следующими речеведческими понятиями:
1. Тема и основная мысль текста.
2. Средства связи предложений в тексте.
3. Виды информации в тексте : главная и второстепенная.
4.Смысловые отношения между предложениями в тексте.
5. Абзац и его строение.
6.Приемы сжатия текста.


-По каким критериям будет оцениваться ваша работа?
б) Наблюдение по таблице пособия « Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме».
Максимальное количество баллов, которые можно получить за изложение,
- 7.

По критерию ИК1 – максимальное количество баллов-2. Экзаменуемый получает их, если он передал основное содержание прослушанного текста, верно отразив все важные микротемы.
ИК2 - Это критерий , оценивающий наличие сжатия прослушанного текста в изложении.
При выставлении оценки по критерию ИК2 эксперты будут исходить из того, что экзаменуемый на определенном пространстве текста может использовать как несколько разных приемов компрессии ( и содержательных, и языковых вместе или только содержательных, только языковых в отдельности), так и один из них ( один из содержательных, один из языковых).
Среди содержательных приемов компрессии( сжатия) текста основными являются :
1) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации ( исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);
2) Свертывание исходной информации за счет обобщений ( перевода частного в общее).
К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся :
1. Исключение:

- Исключение повторов;
- Исключение одного или нескольких из синонимов;
- Исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
- Исключение фрагмента предложения ;
- Исключение одного или нескольких предложений .

2. Обобщение:

- Замена однородных членов обобщающим наименованием;
- Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение

- Слияние нескольких предложений в одно;
- Замена предложения или его части указательным местоимением;
- Замена сложноподчиненного предложения простым;
- Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

ИК2– 3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста ( исключение, обобщение , упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста или если экзаменуемый применил 1 прием сжатия , использовав его на протяжении всего текста.

ИК3 – Это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.
Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создает на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста.

ИК3 – 2 балла ставится в том случае , если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения : логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Практическая грамотность и фактическая точность его письменной речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом.(Наблюдение по таблице)
ГК1 Соблюдение орфографических норм.
Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки – 2 б.
Допущены 2-3 ошибки – 1 б.
Допущены 4 ошибки – 0 б.

ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2б.
Допущены 3-4 ошибки – 1б.
Допущены 5 ошибок – 0б.

ГК3 Соблюдение грамматических норм.
Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка – 2б.
Допущены 2 ошибки – 1б.
Допущены 3 ошибки и более – 0б.

ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2б.
Допущены 3-4 ошибки – 1 б.
Допущено 5 ошибок и более – 0б.

ФК1 Фактическая точность сочинения .
Максимальное количество баллов-2.
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение – 10.

Каков алгоритм работы над сжатием текста?
1) определяем количество микротем;
2) вычленяем основную мысль каждой микротемы;
3) выбираем приемы сжатия.

3. Формирование умений и навыков.
а) Тренировочные упражнения на определение темы и основной мысли, средств связи, видов информации в тексте ( главной и вспомогательной), приемов сжатия текста.
1.
Подумайте, какие слова нужно подставить , чтобы связать предложения в тексте? ( Для связи предложений служат союзы и союзные слова, вводные слова и конструкции, лексический повтор, местоимения и т. д.)

Иногда люди задают вопрос: « Для чего нужны зоопарки?» .. что это способ удовлетворить свой интерес к особенностям братьев меньших. .. что придумали подобные заведения исключительно на потребу публике в ущерб несчастным запертым в клетках животным. Зоопарки посещает множество людей.
Изначально зоопарки .. создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ. .. к этой важной функции добавилась еще одна - размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли.
2.

Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Запишите сокращенный вариант предложений.

1. Многие вещества биологического происхождения , основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
2. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот « как без воздуха» , но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

3.

Восстановите правильную последовательность предложений.

1. Было пасмурно, тепло, дул ветер.
2. Зимой 1935 года мы шли с Луговским по пустынной Массандровской улице в Ялте.
3. Они останавливались толпами на перекрестках , как бы раздумывая, куда бежать дальше.
4. Обгоняя нас, бежали, шурша по мостовой , высохшие листья клена.
5. Но пока они перешептывались об этом, налетал ветер, завивал их в трескучий смерч и уносил.
4/
Работа над сжатием текста.( работа с таблицей)

Текст
Упрощение
Обобщение
Исключение

(Много лет тому назад в Италии) в семье музыканта родился мальчик, которого звали Галилео Галилей. В детстве он любил играть самодвижущимися моделями, даже сам их мастерил.
(Семнадцатилетним юношей )Галилео по совету отца поступил в Университет и занялся изучением медицины. (Однако эта наука не увлекла молодого человека. Его интересовали исследования в области техники), поэтому юноша оставил учебу в университете и стал штудировать труды древних греков –( Евклида, Архимеда , Платона, и особенно углубленно ) постигал точные науки: математику, физику, астрономию.
Галилей сделал ряд важных открытий.( Он исследовал и обосновал , как находить центр тяжести тел, открыл законы падения, изобрел особые весы для измерения плотности тел. Свои исследования и открытия Галилей изложил в форме писем к ученым мира. Галилей своими руками построил
Галилео Галилей родился в Италии. Он с детства любил играть самодвижущимимя моделями, и сам их иногда мастерил.





































Галилей сделал ряд важных открытий , которые изложил в форме писем ученым мира: он обосновал ,как находить центр тяжести тел, открыл закон падения тел, изобрел весы для измерения плотности тел, построил зрительную трубу и обнаружил пятна на Солнце. Его имя стало известно во всем мире.








По совету отца Галилей поступил в Университет на медицинский факультет и стал самостоятельно изучать физику,математику,астрономию.


зрительную трубу и первым ее использовал для наблюдения за небесными светилами. С ее помощью он обнаружил пятна на Солнце, горы на Луне, увидел фазы планеты Венеры., открыл четыре спутника Юпитера.)
( Астрономическими наблюдениями и выводами) из них Галилей подтвердил учение Коперника о том, что Земля вращается и движется вокруг Солнца,( а не стоит на месте, как утверждало религиозное учение. Галилея вызвали в Рим, где находился церковный суд.)
(Галилей предстал перед судом). Церковники , прибегнув к угрозам, принудили ученого отречься от своих идей (и установили за ним надзор до конца его жизни). Однако Галилей не признал себя виновным в ереси.








За то, что Галилей подтвердил ученик Коперника о вращении Земли вокруг Солнца, его отдали под суд инквизиции.

















Церковники угрозами заставили ученого отречься от своих идей, но они не смогли добиться того, чтобы Галилей признал себя виновным в ереси.





5.







Послушайте текст , напишите на его основе сжатое изложение.

1. Первичное знакомство с текстом.
Цель: зафиксировать в памяти учащихся основные положения текста. Во время первичного чтения важно, чтобы учащиеся не просто слушали, а слышали текст. В связи с этим можно предложить ответить на ряд вопросов, связанных с темой , с главной идеей текста, с определением типа речи и стиля. Вопросы задаются перед чтением или записываются на доске.

2.Беседа по содержанию . Составление плана.
Цель : представить учащимся поэтапную работу над изложением, сформировать ясное понимание конечного итога работы. Составление плана требует:
а) деление текста на смысловые части;
б) определение темы и главной мысли каждой части;
в) словесная формулировка каждого пункта плана;
г) оформление плана;
д) соотнесение плана и исходного текста.

3. Языковой анализ текста.
Цель: ознакомить учащихся с путями использования речевых средств и тем самым подготовить их к письменной работе , подобрать синонимы для текста изложения , опорные слова, указать на правописание трудных слов.
Языковой разбор – это объяснение мотивов отбора речевых средств писателем , их расположения , способов употребления в исходном тексте . В процессе работы над текстом совместно с учащимися рассматривается большое количество лексических синонимов, при необходимости обращается внимание на правописание трудных словосочетаний , конструкций.

4.Пересказ текста изложения.
Цель : помочь слабым учащимся в подготовке к работе.
Пересказ текста непосредственно перед его написанием является традиционным.
5.Вторичное чтение текста.
Цель: заострить внимание учащихся на особенностях авторского стиля, использовании выразительно-изобразительных средств

Текст.
« Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.
Цель всегда конкретна , измерима и достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать , что нужно сделать , чтобы этого достичь.
А вот мечта – другое дело. Это что- то волшебное . Мечта всегда связана с чем – то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом . Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов все будет хорошо.
И это , как ни странно , работает! Психологи объясняют это тем, что человек , мечтая, подсознательно сам создает себе условия для действий , которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания , как бы предлагая отходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно еще, не выиграет ли тот , у кого исполнение мечты откладывается .
Например, мы мечтаем съездить в далекую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идет, и мы постепенно все больше узнаем о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьезнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.»

6.Работа над текстом.
Какие приемы компрессии текста можно использовать во всех микротемах?

Первую микротему можно сжать за счет упрощения - замены части предложения синонимичной конструкцией : « может показаться парадоксальным» - « парадоксально»
Во втором абзаце необходимо применить один из основных приемов компрессии текста – исключение второстепенной информации ( исключение конкретных примеров) Этот прием удачно сочетается здесь с синонимичной заменой : « в любом случае» - « навсегда»
Третья микротема исходного текста может быть переделана с помощью приемов как содержательного , так и языкового сжатия текста. Из приемов содержательной компрессии можно использовать исключение несущественной информации ( исключение слова « безусловно» в третьем предложении третьего абзаца. )
Среди языковых приемов нужно применить исключение фрагмента предложения , имеющего поясняющее значение( « с тем , что принято называть нравственным идеалом» ; « в то, что в конце концов все будет хорошо»)
При передачи содержания четвертой и пятой микротем также можно использовать упрощение и исключение.

Сжатое изложение.

« Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.
Цель конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать для того, чтобы достичь цели.
А вот мечта – это совсем другое, волшебное. Она всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Мечта не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, а она наполняет человека верой в лучшее.
И это , как ни странно , работает. Человек создает условия для действий и становится ближе к желаемому. Даже жизненные препятствия ему не помеха. Важно только набраться терпения .
Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и становится лучше и добрее.»

4. Подведение итогов урока.
- Какие типы упражнений мы выполняли на уроке подготовки к сжатому изложению?
Были выполнены упражнения на определение видов связи предложений в тексте, на определение главной и второстепенной информации, на расположение предложений в логической последовательности. Также проводилось наблюдение над видами компрессии( упрощение, обобщение, исключение)и формировалось умение применения изученных знаний на практике при написании сжатого изложения.


Литература.


1. ГИА 2010.Русский язык. Новая форма Государственной итоговой аттестации в 9 классе.- В., и.п. Лакоцетин С.С. , 2010.
2. Григоренко О.В. Русский язык . Тесты для подготовки к ГИА.- В., Научная книга, 2007.
3. Сычева В.П. ГИА. Русский язык .9 класс. Государственная итоговая аттестация . – М., издательство « Экзамен», 2008 .
4. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 ( С) .- М., издательство
« Экзамен», 2008.
5. Практикум для подготовки к ГИА по русскому языку. – В., « Интерком», 2011.
6.Готовимся к ГИА . Итоговое тестирование в 5, 6, 7, 8 классах. -Я., « Академия развития», 2010.