Конспект урока Подготовка к сжатому изложению


Урок русского языка в 9 классе.
Тема: Приёмы сжатия текста
Цель урока:
1. выявить принципиальные различия между подробным и сжатым изложением;
2. формирование знания способов и приёмов сжатия текста;
3. прививать интерес к научным исследованиям.
Оборудование: план-конспект урока, аудиозапись, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал.
План-конспект урока.
I. Вступительное слово
Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста, попытаемся ответить на вопрос, касающийся важности научных исследований.
Итак, подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.
Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей, но основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения.
Краткий пересказ выявляет степень понимания текста. Поэтому овладение навыками сжатия текста, применение их во время ОГЭ – залог успешной сдачи экзамена.
II. Знакомство со способами и приёмами сжатия текста.
- Выделяют три способа сжатия (компрессии) текста:
1. Замены:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения простым.
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь
цели.
(В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели.)
Замените придаточное условия предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.
Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
(Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.)
А какой здесь приём сжатия мы можем применить?
На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки.
( На лугу росли цветы) (замена однородных членов обобщающим словом)
2. Исключения:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синонимов.
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Многие вещества биологического происхождения имеют жидкокристаллическую структуру.
(исключение придаточной части)
Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова:
подоконник – то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»
Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном. (исключение фрагмента предложения)
1.На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. 2.Они шли,
должно быть, издалека. 3.Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. 4.Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы.
На полевой дороге я повстречал девушек. Они шли, весело переговариваясь, но заметили меня и замолчали, поджали губы.
(Используется прием исключения факультативной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 2-м предложении исходного текста). Используется и способ слияния двух предложений, 2 и 4 в одно, путём исключения факультативной информации.)3. Слияния:
• слияние нескольких предложений в одно.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является
устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.
«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и
по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».
В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.
III. Этапы работы с текстом
1. Этап определения темы текста.
Ответ на вопрос: «О чем текст?» Как определить тему?
Тема определяется различными способами:
по началу текста;
по ключевым словам;
по ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям героев (автора)
по заглавию текста
2. Этап определения идеи текста.
Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»
Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста;
настроение, которое вызывает прочтение текста;
отношение автора к событиям, героям;
наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
3. Этап определения структуры текста.
Композиция текста – построение текста.
Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста
4. Этап абзацного членения текста:
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.
Определите микротему каждого абзаца.
(По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца)
Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию, без которой можно обойтись.
5. Этап моделирования сжатого изложения
Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические средства соединения частей текста: повтор, однокоренные слова, синонимы…
лексико-грамматические: указательные ; притяжательные местоимения;
слова , замещающие содержание предшествующих
 (союзы, союзные слова, частицы, наречия)
IV. Беседа по картинам
- Знакома ли вам эта картина? Кто на ней изображён?
(Эта картина «Последняя встреча» Анастасии Кичигиной. Пушкин и Иван Пущин, два лицейских друга, в объятиях друг друга во время ссылки в Михайловское последнего) - А что вы скажете об этой картине?
(Эта картина Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» нам тоже знакома. Она является как бы продолжением первой. Её украсила любимая няня поэта, которая была первой слушательницей его произведений). - А какие пушкинские строки хочется произнести сейчас?
(Да, эта была последняя встреча двух друзей. Пущин за участие в восстании 1825 года был отправлен в Сибирь, куда ему Пушкиным были присланы эти строки)V. Анализ текста.1. Слушаем текст в аудио записи первый раз.
- Какова тема текста? (Встреча двух лицейских друзей Пушкина и Пущина в Михайловском во время ссылки первого).
- Какова идея текста? (Пущин хотел показать важность и силу дружбы между ним и лицейским другом Пушкиным)
- Сколько абзацев вы определили в тексте? Как начинается каждый из них?
2. Слушаем текст второй раз и определям микротему каждого абзаца
- Какие виды предложений преобладают в тексте?
- Какие способы и приёмы сжатия можно применить в первом абзаце?
(исключение фрагмента предложения и неважных второстепенных членов)
3. Работа по вариантам над абзацами
4. Чтение сжатых абзацев (микротем)
- Какие способы и приёмы сжатия вы применили во втором абзаце?
(Исключение предложений, несущих второстепенную информацию;
исключение второй части БСП;
исключение деепричастных оборотов и второстепенных членов)
- Какие способы и приёмы сжатия вы применили в третьем абзаце?
(К предыдущему способу и приёмам добавляем способ слияния нескольких предложений в одно – в последнем)
Итак, при сжатии предложенного нам текста, в основном, оказался приемлем какой способ?
(Способ исключения и в конце текста – способ слияния)
Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо — править не нужно. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босяком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим! Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал о заиндевевшей шубе и шапке.
Было около восьми часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один — почти голый, другой — весь забросанный снегом. Наконец, пробила слеза — мы очнулись. Совестно стало перед этой женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, — чуть не задушил ее в объятиях.
По И. И. Пущину
Сжатый текст
Кони несутся среди сугробов, опасности нет. Вдруг крутой поворот. Мы вломились в притворённые ворота и засели в снегу.
Пушкин выбежал на крыльцо в одной рубашке. Я взял его в охапку и затащил в комнату. Нашей радости не было конца.
Прибежавшая старуха застала нас в объятиях. Наконец мы очнулись. Я тотчас узнал его добрую няню и чуть не задушил её в объятиях.
VI. Итоги урока.
- Чему был посвящен наш урок?
- Что надо для успешного сжатия текста?
(Понимание исходного текста и владение навыками сокращения текста)
- Какие способы сжатия текста рассматривали?
(Замена, исключения, слияния)
Текст. Географические названия.
(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.
(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.
(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.
(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут
Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
1) О чём говорится в этом тексте?
а) о страхе древних людей перед богами;
б) о переселении древних людей;
в) о названии рек;
г) о завоевательных войнах древности.
2) Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?
а) почти невозможно установить их происхождение;
б) они почти никогда не менялись;
в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;
г) в них отражена история древних междоусобиц.
3) Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?
а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;
б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;
в) названия рек невозможно перевести на другой язык;
г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.
4) Закончите план этого текста.
1) Названия рек - _______________________________ .2) Древние люди боролись за _____________________ .3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .4) Два предположения о том, почему _______________
Примерный вариант выполнения задания №4.
1) Названия рек - старейшины в мире географических названий.
2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.
3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.
4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.
5) Дополните этот фрагмент примерами из текста.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
Примерный вариант выполнения задания №5.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
6. Работа по написанию сжатого изложения.
1.(Запишите главную часть первого предложения.)
________________ ___________________ _______________________
2. Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .
3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда
сохраняли (что?) __________ .4. Мы не знаем, почему ________ .5. Может быть, они __________ _____________ _____________ .6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________
Имена рек – старейшины в мире географических названий.
Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.
Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.
Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне , переходя от поколения к поколению.
7. Повторение грамматики. Синтаксис сложного предложения.
Задание: записать предложения, составить его схему, дать комментарий.
А) Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
(«Смерть Поэта») [ – = ]1: [ – = ]2, и [ – = ]3
Предложение с разными видами связи: бессоюзной (2-е предложение указывает на причину того, о чем сказано в 1-м; средство связи – интонация) и сочинительной (средство связи – соединительный союз и).
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...
(«Выхожу один я на дорогу...»)
Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными
образа действия. Параллельное соподчинение. Средства связи – подчинительный союз чтоб.
8. Итоги урока.
- Чему был посвящен наш урок?
- Какие приёмы сжатия текста рассматривали?
- Что включает в себя таблица, которую рассматривали на уроке?
- Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?

Домашнее задание.
Повторить теоретический материал урока, написать сжатое изложение по упр.187