Конспект урока подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе: Теория и практика подготовки к сжатому изложению.


Урок подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе:
«Теория и практика подготовки к сжатому изложению».
Цели урока:
1)Развивающая:
развитие практических умений по использованию приемов сжатия текстов в
процессе подготовки и написания сжатого изложения;
2) Обучающая:
продолжить обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, проверяемых
в рамках итоговой государственной аттестации за курс основной школы;
3) Воспитательная:
а) воспитание уважительного отношения к авторскому слову, художественного
чутья слова и ощущения безусловной ценности родного языка;
б) формирование у учащихся положительной мотивации к написанию выпускного
экзамена по русскому языку в формате ГИА.
Задачи урока:
1) повторить этапы работы над сжатым изложением;
2)закрепить знания о способах сжатия текста;
3) формировать навыки по использованию приёмов сжатия текста на практике;
4)учиться сжимать тексты разных типов речи.
Оборудование:
- ноутбуки,
- раздаточный материал – рабочие тетради
- презентация в программе «PowerPoint».
Ход урока.
1 этап. Организационный момент.
2 этап. Анонс. Целеполагание: Постановка темы и цели урока
Слово учителя: … Сегодня на уроке мы продолжим готовиться к выпускному
экзамену. Тема: Слайд №1
Исходя из темы, предлагаю вместе сформулировать задачи урока, то есть то, что
нам нужно сделать, чтобы подготовиться перед экзаменами к сжатому
изложению. Слайд №2
3 этап. Повторение изученного ранее.
Этапы работы над сжатым изложением: Слайды3-4
(Этапы работы над сжатым изложением повторить устно, в форме беседы).
Приёмы сжатия текста: Слайды3, 5
(Заполнить таблицу, затем проверить и обсудить выполнение задания).
Типы речи: Слайды3, 6
(Закончить заполнение таблицы. Проверить и обсудить).
4 этап. Практическая работа. Слайд 7
Упражнение 1.Слайд 8. Работа с текстом.
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.
И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.
Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.
(По материалам периодической печати, 249 слов)

Порядок чтения и направляющие вопросы:
Первое чтение. Тип речи? Какие будут микротемы? Тезис.
Второе чтение первого абзаца. Аргументы. Первые два аргумента построены на антитезе. Что такое антитеза?
Второе чтение второго и третьего абзацев. Чьё мнение приводится в качестве третьего аргумента?
Чтение третьего абзаца. Что главное в последнем абзаце? Вывод. Запишите его.
Чтение четвёртого абзаца. У вас должен получиться план текста. Зачитайте свои варианты.
Упражнение 2. Слайд 9. Выписать ключевые слова из абзаца. Дополнительное задание. (Комментарий: Дополнительное задание используется впоследствии в качестве домашнего, слабым ученикам достаточно придумать одно задание, аналогичное части В, а остальным – не меньше 3-х. Ребята ориентируются по сборникам для подготовки к ГИА, имеющимся у каждого из них, поскольку «часть В» и прочие содержательные части ГИА им знакомы по другим урокам подготовки к экзамену. Несмотря на то, что в этом учебном году мои девятиклассники всё же пишут экзамен в традиционном формате изложения, мы с ними с самого начала учебного года вели подготовку и к ГИА. (Вполне могло бы случиться, что пришлось бы сдавать ГИА, ведь у наших чиновников от образования всё, как правило, нестабильно в сфере принятия подобных решений, и мы не хотели быть застигнутыми врасплох.) С другой стороны, в каком бы формате не проводился экзамен, навыки написания сжатого изложения, равно как и повторение орфографии, пунктуации, речеведения и вопросов теории языкознания, в любом случае необходимо отрабатывать, о чем шла речь в лекциях изучаемого курса и в чём я сама тоже твердо убеждена.)
Упражнение 3. Слайд 10. Сократить предложение. Проверить.
Упражнение 4. Определить главную информацию в предложении. В сложноподчинённом предложении, как правило, именно придаточную часть можно опустить. Слайд 11
Упражнение 5. Слайд 12. Кто этот человек? Что вы знаете о Дмитрии Сергеевиче? (Почётный петербуржец, крупнейший российский ученый-литературовед и общественный деятель; автор фундаментальных трудов по «Слову о полку Игореве », литературе и культуре Древней Руси, проблемам текстологии, подлинный русский интеллигент, носитель нравственности и образец порядочности и скромности). Преобразовать высказывание Лихачёва в предложение с косвенной речью – ученик у доски.
Упражнение 6: Слайд 13. Преобразовать СПП в простые предложения. Проверить. Дополнительное задание: один ученик – за доску.
Упражнение 7: заменить ССЧ синонимичными глаголами. Какой мы использовали приём? Проверка. Слайд 14
5этап. Подведение итогов. Выскажите мнение о том, что лично у Вас получается, что нет. Было ли что-то полезное на этом уроке? Не было ли Вам сложно? Почему? Каково Ваше настроение? Оцените, по силам ли Вам справиться с основным заданием ГИА, если бы данный экзамен грозил именно Вам, например, завтра?
6 этап. Домашнее задание. (См. дополнительное задание. Слайд 9 и Слайд 16)
Приложение 1.


Рабочая тетрадь
для урока русского языка
по подготовке к экзамену в формате ГИА
«Теория и практика подготовки к сжатому изложению»
ученика (цы) 9 класса
НЧОУ «Дельта»
Ф………………………………
И……………………
I. Теория подготовки к написанию сжатого изложения.
1. Этапы работы над сжатым изложением – устно.
2. Заполните схему.
Приёмы сжатия текста



Как это делать?





3.Закончите заполнение таблицы:
Тип речи: ________________ ________________ ____________
Вопрос: Каков предмет? Что произошло? Почему?
1. Экспозиция МКТ1
( _____________ ) МКТ1
( ____________ ) МКТ1
( ___________ )
2. Основная часть МКТ2 _______
МКТ3 _______
МКТ4.. _______ МКТ2 ______
МКТ3 ______
МКТ4… ______ МКТ2 _____
МКТ3 _____
МКТ4.. _____
3. Заключение МКТ№…
______________ МКТ№…
______________ МКТ№…
_____________
II. Практикум.
Упражнение 1.
Тип речи: ________________________
Микротемы:
1.(Запишите главную смысловую часть первого предложения)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2.а) Цель_________________________________________________________________
________________________________________________________________________
б) А мечта _____________________________________________________________
________________________________________________________________________
в)_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Упражнение 2.
Ключевые слова:__________________________________________________________
________________________________________________________________________
Упражнение 3.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как даже из-за мельчайшей пыли техника преждевременно изнашивается.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Упражнение 4.
1)Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Упражнение 5.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Упражнение 6.
2) Для того чтобы изменить свою жизнь, тебе не нужно ждать понедельника.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3) Если испортится погода, соревнования будут перенесены.________________
_____________________________________________________________________
4) Когда приближался Новый Год, её постепенно захватывало детское ожидание чуда.___________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5) Специалисты, которые изучали эту находку, пришли к интересному выводу.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Дополнительное задание: 1)___________________________________________
2)___________________________________________
3)___________________________________________
4)___________________________________________
5)___________________________________________
Упражнение 7.
Дать подтверждение – ___________________________________;
Привести доказательство – _______________________________;
Проводить исследование – _________________________________;
Совершать исследование – __________________________________;
Проявлять интерес – ___________________________________;
Выдвинуть предположение –________________________________.
Итоги:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваша рефлексия: Выскажите мнение о том, что лично у Вас получается, что нет. Было ли что-то полезное на этом уроке? Не было ли Вам сложно? Почему? Каково Ваше настроение? Оцените, по силам ли Вам справиться с основным заданием ГИА, если бы данный экзамен грозил именно Вам, например, завтра? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________