Рабочая программа по детской риторике


Рабочая программа
ДЕТСКАЯ РИТОРИКА
1-4 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, учрежденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (С изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);
Примерной Программы начального общего образования.( М., «Просвещение», 2011г.);
ООП НОО МБОУ СШ №1 р.п. Тумботино приказ № 178 от 15 ноября 2013г.
1.2 УМК «Перспектива»
Методические рекомендации для учителя «Детская риторика» (авторы: Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская,Т.М.Ладыженская,Л.В.Салькова,А.С.Киселева,З.И.Курцева,Р.И.Никольская,Г.И.СорокинаО.В.Марысева: БАОАСС. ЮВЕНТА М.2013г.)
Рабочая тетрадь «Детская риторика» 2-4 класс .(авторы: Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская,,Р.Н.Никольская,Т.И.Сорокина: БАЛАСС. ЮВЕНТА М.2014г.)
1.3 Место курса в учебном плане
В учебном плане риторика является частью, формируемой участниками образовательных отношений. Для изучения курса «Детская риторика» во 2 - 4 классе планируется - 34 часа в год, 1 час в неделю.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
2.1 Предметные результаты
Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
1-ый год обучения
Обучающиеся научатся:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.


2-ой год обучения
Обучающиеся научатся:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;
- вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;
- анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;
-определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки;
-оценивать свою вежливость, осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- пользоваться основными способами правки текста;
- подчинять своё высказывание задаче взаимодействия,
-аргументировать свою точку зрения, использовать в качестве доказательства правила;
- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
-анализировать структуру рассуждения, уместно приводить аргументы, делать выводы.
3-ий год обучения
Учащиеся научатся:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
Учащиеся получат возможность научиться:
– анализировать типичную структуру рассказа;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
2.2 Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
–осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
–анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предмет «Детская риторика» направлен, прежде всего, на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, его предметные цели непосредственно относятся к формированию метапредметных результатов. Большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков, значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (инструкции, конкретные рекомендации и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса. Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов: первые связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком), вторые – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п. Кроме того, предмет «Риторика» способствует достижению учащимися личностных результатов (прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта), метапредметных познавательных результатов (выстраивать логическую цепь рассуждений, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде). Это говорит о том ,что Курс «Детская риторика» обеспечивает достижения учащимися личностных и метапредметных результатов .
Системно-деятельностный подход на уроках детской риторики реализуется с помощью образовательных технологий деятельностного типа. Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала прорабатываются два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Данная технология направлена, прежде всего,на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика. Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
2.3 Формы организации познавательной деятельности на уроке.

На занятиях организуется  индивидуальная работа ,фронтальная работа(беседа;обсуждение; сравнение; диктант ),работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
На уроках детской риторики используются наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. 2.4 Организация проектной и исследовательской деятельности.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных результатов: Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений: Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
 Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания  проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. При организации проектно-исследовательской деятельности приходится учитывать интересы и возможности детей каждой возрастной группы
·.
При изучении детской риторики учащимися могут быть выполнены следующие проекты:
1. Проект: « Первая книга». 2 класс.
Тип проекта: информационный, групповой, сроком 1 месяц.
2. Проект: « День твоего рождения».3 класс
Тип проекта: информационный, групповой, сроком 1 месяц. 
3. Проект «Мои друзья». 4 класс.
2.5 Связь курса с организацией духовно-нравственного развития
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Через занятия «Детская риторика» реализуется общекультурное направление в воспитании обучающихся. Выразительное чтение взрослого – это
своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами,расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки. Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения. Художественная литература используемая в курсе детской риторики – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.
Нравственный аспект .Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых и неречевых средств . Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности –коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности и т. д.Развитие коммуникативных умений: формирование качеств, необходимых для общения -формирование умения слушать и слышать собеседника; умением выражение чувства, адресовать высказывания; овладение приемами стабилизации поведения.

Содержание учебного курса:

 Основные понятийные компоненты делятся на 2 блока:
1 блок формирует умение анализировать и оценивать общение; речевой этикет; качества речи;
2 блок формирует умение говорить, слушать, писать, читать умение общаться – речевой жанр.
 Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков.

1-ый год обучения
Общение
Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения.Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Текст. Речевые жанры
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры.
Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
2-ой год обучения.
Общение(17ч)
Наука риторика . Повторение о науке риторика. Понятие о красноречии. Говорим «тихо», «громко», «не тем  тоном». Повторение о речевой ситуации (Кто – адресант?Кто - адресат?). Твои речевые роли (говоришь, читаешь, слушаешь, пишешь). Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем? (объяснения, сообщения и т.д.)
Учимся говорить.  Неподготовленная речь (следить за своей речью, за тем, что и как ты говоришь, кому и в какой обстановке говоришь). Подготовленная речь (с какой целью, о чём, что ты будешь говорить? Что главное хочешь сказать? Ключевые слова, рисунок, схема, план, репетиция выступления). Говорим подробно, кратко (лаконичность, ёмкость, сжатость, обстоятельно, детально). Комплимент (похвала, добрые, приветливые и обязательно правдивые слова). Слушаем. Вдумываемся (сосредоточься, постарайся, запиши, не перебивай, следи за).Похвала. Комплимент .Слушаем. Вдумываемся .
Учимся читать, писать . Читаем учебные тексты (учебные тексты, абзацы). Учимся писать, редактировать (правки письменных текстов, редактирование)
Вежливое общение.   Что такое вежливость? (пожалуйста, извини, спасибо и др.) Вежливо, невежливо, грубо (грубые выражения, воспитанность).  Добрые дела – добрые слова (посмотри на себя в зеркало, добрые дела)  А ты вежлив? Игры и задачи.
Текст (17ч)
Разные тексты .Тексты разные нужны (типы, разновидности текстов)
Диалог, монолог (разыгрывание сцен со сменой говорящих)
Правильная речь.Пиши правильно (орфографический словарь, нормы правильного письма).Произноси правильно (орфоэпический словарь, нормы правильного произношения). Употребляй слова правильно (толковый словарь, разъяснить, истолковать, растолковать).Правила успешного пересказа .Пересказ (краткий, подробный, близкий к тексту). Выбери нужное (выборочный пересказ, начальное предложение, цитата в пересказе). Кратко о книге (аннотация)
Поздравления .Поздравляю кого? Как? и желаю кому? Как? (обращение, поздравление, пожелание). С днем рождения! (начать, сам текст, пожелание). С новым годом! (поздравления от души). С праздником 8 марта! (милым мамам, бабушкам, девочкам)
Учись объяснять и доказывать .Рассуждение и вывод (рассуждать, объяснять, доказывать, вывод). Правило в доказательстве (точное правило, своя точка зрения, цитата в доказательстве).Что общего – чем отличаются .Сравни и скажи (сравнить, различия, напоминание, сходство). Правила сравнения (сопоставимые признаки, форма, величина, окраска).Как строятся сравнительные тексты (параллельные сравнения, одновременно, вначале, затем). Подведем итоги (риторический праздник)
3-ий год обучения
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.



















Тематическое планирование
1-ый год обучения
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Виды деятельности


Раздел: «Общение»
17 часов


1
Тема : «Наука риторика»
4 часа
Знакомиться с учебником- тетрадью и предметом .Выполнять творческие задания.

2
Тема: «Как мы говорим»
5 часов
Разбирать ситуаций, инсценировать беседы с использованием оттенков тона речи с помощью жестов.

3
Тема: «Учусь слушать»
4 часа
Читать по ролям.


Тема: «Вежливая просьба»
2 часа
Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.

4
Тема: «Учусь читать и писать»
2 часа
Моделировать и использовать средства в разных ситуациях общения

5
Тема: « Текст. Речевые жанры»
17 часов
Выделять непонятное при слушании, проверять умения слушать, понимать и запоминать.


6
Тема : «Тема и основная мысль»
3 часа
Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.

7
Тема: «Пересказ»
3 часа
Моделировать и использовать средства в разных ситуациях общения.

8
Тема : «Вежливый отказ»
2 часа
Выделять непонятное при слушании.

9
Тема: «Типы текстов»
1 час
Составлять тексты.

10
Тема : «Рассуждение»
3 часа
Выделять непонятное при слушании, проверять умения слушать, понимать и запоминать.


11
Тема : «Описание»
2 часа
Составлять описания.

12
Тема: «Невыдуманный рассказ»
2 часа
Различать то, что было или придумано .

13
Тема :«Повторение и обобщение»
2 часа

Рассказывать историй.
















Тематическое планирование
2 -ой год обучения
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Виды деятельности

1
Тема «Наука риторика»
4 часа
Творческие задания

2
Тема : «Учимся говорить»
5 часов
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях .
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты.
Называть задачи общения.
Называть некоторые коммуникативные профессии .
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.

3
Тема: «Похвала»
1час
Игра-инсценировка.


Тема : «Слушаем, вдумываемся»
2 часа
Объяснение важности слушания в разных ситуациях общения.

4
Тема :«Учимся читать и писать»
3 часа
учебных текстах.
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.
Объяснять, зачем нужно исправлять текст.
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст,пользуясь изученными приёмами.

5
Тема: «Вежливое общение»
2 часа
Давать определение вежливости.
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

6
Тема: «Разные тексты»
2 часа
Называть признаки текста, типы текстов.
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.
Различать диалог и монолог.
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.


7
Тема : «Правильная речь»
3 часа
Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.


8
Тема: «Правила успешного пересказа»
4 часа
Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста. Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения .
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа. Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста .
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.
Вводить в пересказ эффективные цитаты.
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.

9
Тема : «поздравляю тебя,вас»
2 часа
Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации. Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.

10
Тема : «Учись объяснять и доказывать»
2 часа


11
Тема: «Что общего,чем отличаются»
3 часа
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами
Анализировать сравнительные описания, их структуру.
Называть правила сравнения.
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.
Реализовывать сравнительное описание разными способами.

12
Тема: «Подводим итоги»
2 часа
Рассказывание историй



Тематическое планирование
3-ий год обучения
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Виды деятельности


Тема : «Общение»
8 часов
Называть словесные и несловесные средства устной речи .
Объяснять роль пауз, логических ударений.
Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении .


1
Тема: «Текст»
9 часа
Творческое задание .Игра .Чтение по ролям.

2
Тема : «Речевые жанры»
16 часов
Творческое задание .Разбор ситуаций,инсценировка .беседы с использованием оттенков тона речи

3
Тема : «Повторение и обобщение»
1 час
Игра-инсценировка.




Формы и средства контроля:

Текущий контроль:
- публичные выступления ребёнка;
- участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
- иллюстрирование, выразительное чтение;
- сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
- решение риторических задач;
- знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315


13PAGE \* MERGEFORMAT141515




Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515