Семинар — практикум Проблемы личностного роста старших подростков и их самореализация через социализацию



Тема: «Проблемы личностного роста старших подростков и их самореализация через социализацию»
1.Обоснование проблемы.
Изменения социально-экономической ситуации в России, произошедшие за последние десятилетия, привели к негативным последствиям в различных сферах жизни, которые отразились на социализации детей и подростков. Негативной тенденцией в жизни общества является кризис института семьи, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост подростковой безнадзорности , беспризорности и преступности. Анализ данных, раскрывающих негативные последствия проблем семьи, экономики и социальной сферы свидетельствует, что кризисные явления в социальной сфере продолжают усугубляться.
Весь подростковый период связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый период раньше, другие позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Личностный рост - это развитие социально-психологической компетентности личности, т.е. способности человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.


Личностная нестабильность и подростковые проблемы.
Личностная нестабильность проявляется чаще всего в частых сменах настроения, аффективная «взрывчатость», т. е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания. Характерна нравственная неустойчивость и самооценка. Как писал Л. С Выготский, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного неподвижного».
Пубертатный кризис.
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых вызывает интенсивное физическое и физиологическое развитие.
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4 – 7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими и неловкими.
Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще, в старшем подростковом возрасте эмоциональный фон неровный, нестабильный.
К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к



физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». У старших подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее половое созревание.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в завершающем периоде подросткового возраста резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из – за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба. – все растраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Известны случаи нервной анорексии: девочки стремясь, стать изящными, соблюдают строгую диету, а затем совсем отказываются от пищи и доводят себя до полного истощения. Подростков страдающих таким своеобразным заболеванием, принудительно кормят и лечат в больницах.
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых доверительных отношениях с близкими взрослыми при теплых доверительных отношениях, которые должны, разумеется, проявить и понимание и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающие худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие подростка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют
На образ физического «Я» и самосознания в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим обычно более уверенны в себе и держатся спокойнее (хотя различия меду девочками не слишком заметны, и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков сроки созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстниками. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с более поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражение. Такие подростки более возбудимы и суетливы, излишне разговорчивы и пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.
Подростковые реакции.
Старший подросток обладает сильными иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность, по мнению Д.Б. Эльконина, выражается в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождения от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста
Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» - характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Выбирая, себе занятие по душе, подросток удовлетворяет потребность в самостоятельности и познавательной потребности.
Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пересекаться со школьным, как считает А.Н. Леонтьев, обучением могут только интеллектуально - эстетические, и то не все. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию – истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов и т.д.это наиболее ценные с точки зрения развития подростка увлечения, но они иногда усложняют жизнь детям и их родителям. Бывает, что поглощенные любимым делом подростки запускают учебу в школе
Лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что – то организовывать, руководить сверстниками. Они меняют кружки, спортивные секции, классные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером.
Телесно – мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие – нибудь искусные мануальные навыки. Помимо спорта это вождение мотоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской и т. д. в основном это увлечения мальчиков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями. Но нередко они заинтересованы не столько в самом процессе занятий, сколько в достигаемых результатах.
Накопительские увлечения – прежде всего коллекционирование во всех его видах. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью (например, при коллекционировании марок), со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней), желание следовать подростковой моде (собирание наклеек, этикеток) и т.д.
Самый примитивный вид увлечений – информативно – коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда, получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками – во множестве контактов, позволяющих такой информацией обмениваться. Это пустые многочасовые разговоры в привычной уличной компании или со случайными приятелями, созерцание происходящего вокруг (от витрин магазинов, до уличных происшествий), длительное просиживании перед телевизором или видео магнитофоном. По телевидению часами может просматриваться все подряд, но особенно – фильмы детективно-приключенческого жанра, боевики. Вся информация усваивается на достаточно поверхностном уровне, иногда тут же передается другим и забывается, заглушаясь следующей порцией. Это время препровождение трудно назвать увлечением в собственном смысле этого слова, но оно характерно для определенной части подростков. В среде подростков, содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией. Безусловно, подбор интересного занятия для подростков, организация части его свободного времени благодаря кружкам или секциям не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты. Но тем не менее это – один из наиболее действенных путей их профилактики.

Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношение с родителями. Ведущей деятельностью в этот период, подчеркивает Е. А. Личко, становится интимно – личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходство, понимание и принятие своих собственных переживаний и установок. Друг умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда старший подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать и стремиться как можно к более полному пониманию, при котором тебя, не смотря ни на что, любят и ценят.
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но круг их общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков, как установили М. Аргайл и М. Хендерсон, может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того не всех подростков принимают в группы, часть из них оказываются изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные подростки, излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы


Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, - еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т. п. но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиций родителей.
В тоже время для подростков характерно стремление эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах, стремятся иметь собственные денежные средства, рассматривают возможности заработать. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из–за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. контроль может быть принципиально различным. Крайние, неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать, которые подросток не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или появления, каких – либо талантов; ребенок как единственно близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время; сын неудачника – отца должен идти его путем и реализовать мечты 20 – летней давности. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз.
Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще, противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.
Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или с учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые отношения.

Итак, опираясь на теоретический материал, накопленный мировой психологией мы можем сделать выводы, что старшие подростки испытывают следующие проблемы в плане личностного роста:
Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом;
Приспособление к физиологическим изменениям своего организма;
Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола;
Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость;
Появление желания нести ответственность за себя общество;
Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.




2. Круглый стол «Определения проблем личностного роста старших подростков по результатам анкетирования».

Для определения проблем личностного роста старших подростков проведена анкета в 8 – 9 кл. По списку – 97 чел., обследовались – 80
Анкета
Вы быстро изменяете свои взгляды на жизнь?
Как Вы воспринимаете новинки современной жизни?
Как воспринимают новизну ваши ровесники?
Как воспринимают новинки современной жизни ваши родители?
Как воспринимают новинки современной жизни ваши учителя?
С окружающими Вы быстро находите общий язык?
Легко ли Вам общаться с окружающими?
Как Вы реализуете себя? Что помогает Вам в саморазвитии?
Что мешает реализовать себя?
Результаты
1. Вы быстро изменяете свои взгляды на жизнь?
Да – 70%, Нет – 30%
Как Вы воспринимаете новинки современной жизни?
Хорошо – 100%
Как воспринимают новизну ваши ровесники?
Хорошо – 100%
Как воспринимают новинки современной жизни ваши родители?
Хорошо – 90%, Равнодушно – 7%, С опаской – 3%
Как воспринимают новинки современной жизни ваши учителя?
Не знаю – 63%, Хорошо – 37%
Вы быстро находите общий язык с окружающими?
Да – 80%, Когда как – 10%, Нет – 10%
Легко ли Вам общаться с окружающими?
Да – 70%, Когда как – 27%, Нет – 3%
Как Вы реализуете себя? Что помогает Вам в саморазвитии?
Обучение, спорт, занятия по интересам (кружки, компьютер, музыка, чтение), «работаю».

Что мешает реализовать себя?
Не хватает времени;
Много задают;
Проблемы с общением;
Слабое физическое развитие;
Трудно дается обучение;
Трудно освоить компьютер;
Родители.
Заключение
Опираясь на полученные результаты, можем сделать следующие выводы:
Основное количество подростков довольно быстро меняет свои взгляды на жизнь, мы знаем, что в подростковом возрасте нет ничего постоянного, 30% имеют устойчивые взгляды, в данном случае могут проявиться особенности характера или же у подрастающего поколения уже сложились на данном возрастном этапе свои идеалы и ценности.
Новинки современной жизни все респонденты воспринимают «хорошо», так как, именно подростки, необычайно чувственны, в познании жизни ищут новизны, острых ощущений; стараются постичь неизведанное; каждый в тайне мечтает испытать что – необыкновенное.
Каждый из опрошенных учащихся, считает, что его сверстники также хорошо воспринимают современный прогресс и в этом они правы.
Родители в значительном большинстве (90%) позитивно относятся к новинкам современной жизни, 7% - равнодушно, 3% - с опаской.
А вот, насчет учителей мнения разделились, только 37% ответили «хорошо», 63% - «не знаю». Видимо, в общении с подростками учителя довольно консервативны и сдержаны.
90% учащихся легко находит общий язык с окружающими, только 10% испытывают трудности.
В следующем вопросе сказываются противоречия подросткового возраста, потому что даже те кто легко находит общий язык с окружающими испытывают трудности в общении. Это подтверждается и в следующем ответе «Что мешает реализовать себя?» - подростки указывают «Проблемы с общением».
Ведущая мотивация – учебная. Основные увлечения спорт и занятия по интересам.
Проблемы самореализации - Не хватает времени; много задают; проблемы с общением; слабое физическое развитие; трудно дается обучение; трудно освоить компьютер; родители.
Рекомендации для дальнейшей работы.
Особое внимание уделить проблемам, связанных с общением; провести родительское собрание; по результатам проконсультировать учителей.




3.Тренинговое занятие для старших подростков
«Уверенность»
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми.
В общении выделяются три взаимосвязанные стороны: Коммуникативная – состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия, распределения функций; влияние на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона влияет на процесс восприятия друг друга партнерами по общению.
Количество участников 10 – 12 человек. Предполагаемое время проведения – 60 минут.
Цель: Создание благоприятного социально - психологического климата. Развитие коммуникативных качеств участников. Снятие психологических зажимов. Формирование установки на активную творческую работу и приятия собеседника. Провести самоанализ и наметить пути саморазвития
1. Разминка
Упражнение «Контакт»
Упражнение способствует развитию коммуникативных качеств, созданию эмоционального комфорта, помогает обрести уверенность в отношениях с противоположным полом.
Участники разбиваются на две группы и становятся в два круга. Закрывают глаза и вытягивают руки перед собой, затем по команде участники, осторожно продвигаясь вперед, находят руки друг друга, смыкают руки (устанавливают контакт). После этого, открывают глаза ,рассматривают и оценивают, как установили контакт.
2. «Назначается чувство»
Упражнение способствует развитию креативности, спонтанности интеллектуальных способностей ,выражению эмоций и чувств, это активное двигательное упражнение, поэтому оно подходит как в качестве разминки, так и для любой части тренингового занятия.
Оборудование: стулья, карточки с названиями чувств «ревность», «страх», «удивление», «счастье»
Участники сидят в кругу. Их разбивают на группы по 4 человека. Каждой группе «назначается» чувство, эмоция, состояние (например, ревность, страх, удивление, счастье). Стульев должно быть на один меньше, чем участников.
На 1-м этапе ведущий говорит: «Поменяйтесь местами «ревнивцы».
Правилами запрещается оставаться на своем месте, если назвали твое слово, и нельзя обратно садиться на свой же стул. Ведущий дает команду «Начали!» и называет первую эмоцию. Участники, которым досталась «ревность», встают и пытаются перебежать на другой стул, в это время ведущий занимает свободный стул. Теперь ведущим становится другой участник (повторяется 2–4 раза).
На 2-м этапе ведущий предлагает не просто назвать психическое явление, а использовать свои индивидуальные возможности по следующим пунктам (по очереди):
а) показать эмоцию, чувство, состояние невербально;
б) описать ситуацию (вполне конкретную), в которой проявляется эта эмоция, чувство, состояние;
в) дать словесное описание данного явления (формулировку).
«О ЧЕМ Я ДО СИХ ПОР МОЛЧАЛ(а)»
Оборудование: ручка, чистый лист
Множество проблем во взаимоотношениях возникает потому, что мы не говорим того, что думаем, и не думаем того, что говорим. Это упражнение предоставляет возможность написать всё, что не высказано: слова симпатии, нежности, страха, гнева или разочарования. Нередко мы не только проглатываем слова, но и подавляем связанные с ними мысли и чувства, и в результате, они становятся нам недоступны.
Этот тип писем позволяет участникам ясно увидеть и заново продумать те желания и претензии, которые до сих пор выражались лишь косвенно. Если отношения с кем-то стали серыми и однообразными, формальными, напряженными или неустойчивыми, то такого рода письмо может послужить началом поворота к лучшему.
Ведущий. Как часто мы поступаем в соответствии с девизом: «Слово серебро, молчание золото»? Иногда эта стратегия бывает эффективной, а иногда является шагом, который может разрушить отношения.
Выберите отношения, которые вы цените и хотите видеть разнообразными и наполненными. Кто выступает в этих отношения вашим партнером: ваш супруг, ребенок, коллега, друг, кто-то еще?
Можете ли вы решиться сообщить этому человеку нечто такое, что до сих пор оставляли невысказанным? Нередко наше молчание является, по сути, попыткой быть тактичными и деликатными. Однако в жизни ценится еще и спонтанность, открытость, честность.
Можете ли вы сейчас решиться и написать одному из значимых для вас людей письмо, в котором сообщите нечто такое, что до сих пор по каким бы то ни было причинам оставалось невысказанным? Для этого у вас есть 20 минут.
«ПРЕВРАЩАЕМ ПРОБЛЕМЫ В ЦЕЛИ»
Это упражнение предназначено для работы в тренинге со взрослыми. Оно дает участникам возможность составить общее представление об их повседневных проблемах и сформулировать наиболее важные из них в виде целей.
Оборудование: ручка, лист бумаги, бланк с вопросами
Ведущий. У каждого из нас есть свои проблемы. Некоторые из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но, к счастью, многие наши проблемы могут быть решены, если мы сможем представить их для себя в виде целей, которых хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это.
1. Составьте список проблем, которые вы хотели бы как можно скорее решить. Следующие вопросы помогут вам в этом (желательно раздать список вопросов каждому участнику).
– Что я действительно хочу делать, иметь, чего хочу достичь?
– Что еще может доставить мне удовольствие?
– В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?
– Что в последнее время занимало мои мысли, тяготило или сердило меня?
– На что я чаще всего жалуюсь?
– Что создает мне больше всего забот?
– Что дает возможность чувствовать себя уютно?
– Что меня больше всего расстраивает?
– Что стало последнее время меня раздражать?
– Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?
– Что мне надо изменить в себе?
– На что у меня уходит слишком много времени?
– От чего я быстро устаю?
– Как я мог бы лучше распределять свое время?
– Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?
Не обязательно отвечать на все вопросы, это лишь вспомогательный материал.
2. Теперь выберите и опишите проблему, которую вы хотели бы решить прежде всего. Представьте ее как можно более конкретно.
3. Сформулируйте цель, которую вы могли бы достичь. (Очень может быть, что проблема уже сформулирована в виде цели, тогда тренер просит еще раз ее обозначить.) Подумайте, что вам надо сделать для того, чтобы ваша проблема перестала существовать или по крайней мере стала бы менее острой? Опишите решение вашей проблемы по пунктам. Что вызывает затруднения? Как вы могли бы их преодолеть? (Можно предложить выбрать конкретный день.)
Упражнение «Кто поможет и как»
Эти упражнения формируют способность просить о помощи, которая на самом деле складывается из многих умений:
Цель: Понять, что без помощи не обойтись; попросить именно о той помощи, которая нужна; поблагодарить за помощь; найти того, кто действительно может помочь; включиться в работу людей, которые оказывают помощь, не быть пассивным «принимателем» помощи.
Это упражнение можно проводить с детьми разного возраста, главное предложить ситуации, которые были бы интересны и соответствовали возрасту. Предложите детям рассмотреть следующие ситуации и ответить на вопросы: кто или что может помочь человеку; как просить о помощи?
Ситуация 1. Подросток пишет домашнее сочинение и не знает написание слова. (Спросить у взрослых, у старшего брата или сестры, посмотреть словарь, позвонить знакомому, другие варианты).
Ситуация 2. Девочка первый раз идет в магазин и не знает, в правильном ли направлении она идет. (Спросить у прохожих; вернуться домой, и попросить проводить, другие варианты).
Ситуация 3. Вы купили в магазине пачку творога, а когда открыли ее дома, оказалось, что продукт испорченный. (Вернуться в магазин и попросить продавца поменять товар, другие варианты)
Ситуация 4. У вас болит живот и голова, но вам неудобно рассказать об этом, и вы надеетесь, что пройдет само. (Сказать кому-то из взрослых, позвонить «03», пойти в поликлинику, другие варианты)
Ситуация 5. Вы поссорились с другом (подругой) и не знаете, как помириться.(Варианты)
Ситуация 6. Вас обидели в школе, но многие считают, что вы сами в этом виноваты. (Мнение)
Пусть подростки придумают свои ситуации и предложат их группе для решения.
Игра «Имитация» («Поезд»)
Ведущий. Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первыйвторой. Первые номера хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый второй первый второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали. Убыстряем темп. Еще быстрее.
Примечание. Кто-нибудь обязательно сбивается, и ведущий инициирует аплодисменты всех участников.
Рефлексия
Цели: Создание благоприятного социального психологического климата. Формирование установки на активную творческую работу. Подведение итогов усвоенного материала, взглядов на жизнь, итогов работы над собой
Ведущий. На завершающем этапе нашего занятия, представьтесь перед участниками группы. Для этого необходимо составить «резюме», а именно написать и озвучить:
Имя (так, как Вам оно нравится ), возраст (насколько вы себя чувствуете); 2) любимое занятие (хобби); 3) черту характера, которая нравится в себе, и черту характера, которая не нравится в людях; 4) для чего ты здесь; 5) чему хочешь научиться; 6) чего хочешь добиться;
7) чему научился (лась) Учащиеся зачитывают свои «резюме», им разрешается задавать друг другу вопросы. Ведущий говорит участникам слова благодарности, восхищается ими. Происходит обсуждение. Участники приходят к выводу: мы все разные, но нас объединяет желание добиться успеха, уверенности, овладеть приемами психорегуляции эмоционального состояния.

4. Деловая игра (родительское собрание)
Тема: «Проблемы в развитии личности подростков»
Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового периода, определить и конкретизировать проблемы личностного роста, обсудить пути самореализации через социализацию. Обсудить решение психологических проблем и создание условий для личностного роста через организацию взаимодействия участников.
Для доклада используется материал методико-теоретических основ семинара.
Подростки при анкетировании указали следующие проблемы самореализации - Не хватает времени; много задают; проблемы с общением; слабое физическое развитие; трудно дается обучение; трудно освоить компьютер; родители.
Мы знаем, семья – это самые близкие друг для друга люди. В подростковом возрасте многим детям в тягость семейные взаимоотношения, теряется взаимопонимание, и родители становятся им помехой в плане самореализации.
Попробуем выяснить, почему это происходит. Родителям нужно ответить на вопросы, результаты будут фиксироваться на графике.
(Строится график на оси ОХ – возраст, на оси ОY – количество часов в недельный интервал).
Сколько примерно времени в неделю Вы уделяли своему ребенку на развитие творчества, общие трудовые дела в 3- 4 года? (8 часов)
Сколько примерно времени в неделю Вы уделяли своему ребенку на развитие творчества, общие трудовые дела в 5-6 лет? (6 часов)
Сколько примерно времени в неделю Вы уделяли своему ребенку на развитие творчества, общие трудовые дела в 7-10 лет? (3 часа)
Сколько примерно времени в неделю Вы уделяли своему ребенку на развитие творчества, общие трудовые дела в 11-12 лет? (1 час)
Сколько примерно времени в неделю Вы уделяли своему ребенку на развитие творчества, общие трудовые дела в 13-15 лет? (1 час)
На графике мы видим, как стремительно с возрастом снижается взаимодействие родителей с ребенком, на этом фоне снижается взаимопонимание и взаимодоверие, наблюдаем дефицит внимания. Ориентируясь на крайние точки, сравним, на сколько уменьшилось время общих творческих дел, достроим график до прямоугольника. Закрасим желтым фоном зону взаимопонимания. Синим дефицита внимания. Вот в такой пропорции теряется взаимодействие родителей с ребенком - желтая зона, где вы будете решать личностные проблемы вместе; синяя зона – это улица, друзья, случайные знакомые, где теряется ваше влияние на ребенка.







А теперь ответьте на вопрос: «Кто несет ответственность за эти результаты?»
Дефицит внимания восполняется привлечением подростками к себе внимания громким голосом, кривлянием, музыкой и т.д.
Недостаток развития творческого мышления ведет к неудовлетворенности личности, проявления негативизма через речь, через поведение.
Обратимся к результатам анкетирования учителей, работающих в старших классах.
Анкета
Какие проблемы испытывают старшие подростки в плане личностного роста?
Как старшие подростки реализуют себя через общение?
Пути решения подростковых проблем

Результаты
Какие проблемы испытывают старшие подростки в плане личностного роста?
Страх перед будущим(платное обучение);
Страх перед выбором будущей профессии;
Образованность и воспитанность сейчас непристижны;
«и жить торопятся, и чувствовать спешат»;
Нет заинтересованности родителей;
Заниженная или завышенная самооценка;
Слабые коммуникативные качества.
Как старшие подростки реализуют себя через общение?
Участие в олимпиадах, конференциях;
Совместная подготовка классных часов, интеллектуальных конкурсов;
Участие и общение во внеклассных мероприятиях;



Обсуждение фильмов, концертов;
Интернет, сотовые телефоны;
Нецензурные слова, сленг;
Грубость;
Агрессивность.
В заключении родительского собрания, можем сделать вывод, что у подрастающего поколения действительно есть негативные проявления личностных качеств через общение - это нецензурные слова, сленг, грубость, агрессивность. Но нужно отметить, что во внеклассных мероприятиях, требующих творческого подхода или в дополнительных мероприятиях учебного характера, старшие подростки проявляют себя с положительной стороны.
Подведем итог и наметим пути решения подростковых проблем, опираясь на мнение родителей и учителей.
Пути решения подростковых проблем:
Организовать досуг;
Создать органы самоуправления;
Вовлекать подростков в общие коллективные, творческие дела;
Развивать дополнительное образование (кружки, секции в школе, в ДК)
Обращаться к психологу, для решения проблем;
Проводить индивидуальные беседы, учитывать индивидуальные особенности подростков;
Родителям больше общаться со своими детьми (доверительные беседы, общие творческие дела, организовать трудовую деятельность), произносить просьбы о помощи
Учить подростков правильно общаться и дружить;
Организовать посещение музеев, выставок, предприятий.

Мини – анкета «Общение в лицах»
Уважаемые коллеги!
Внимательно посмотрите на прелагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы.
1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким лицом чаще общается с вами ваш ребёнок?
3. Каким, по-вашему, мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?












МОУ СОШ №21 с. Обильного
Георгиевского района Ставропольского края





Семинар – практикум

«Проблемы личностного роста старших подростков и их самореализация через социализацию»


подготовила педагог – психолог
Аганова Ольга Александровна


30.03.2007 год






Упражнения для профилактики конфликтов


Упражнение «Конфликт»

Участники сидят по кругу. Ведущий кладет в центр круга два листа бумаги с красным и черным заголовком «Конфликт – это»

Инструкция: «Давайте дадим коллективное описание «портрета» конфликта. На одном листе я попрошу каждого из вас написать свое определение этому явлению, делая акцент на отрицательном воздействии конфликта на человека и его отношения с другими людьми, а на другом листе – наоборот , напишите определения конфликта, указывая положительные стороны этого явления».

Звучит медленная музыка, участники выполняют задание. После того, как коллективное описание «портрета» конфликта зафиксировано, проводится анализ этого материала. В ходе анализа и обсуждения необходимо обратить внимание на типологию конфликта.

Вопросы к участникам:
Какими могут быть последствия конфликтов?
Каким может быть положительное воздействие конфликта на человека?


Ассоциации

Участники сидят по кругу. В руках ведущего мяч.

Инструкция: «В фокусе вашего внимания – конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств, образов. Мы все слышали о конфликте. Давайте исследуем, как конфликт, отражается на внутреннем состоянии человека. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, с чем ассоциируется для него слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?»

После первого ряда произвольных ассоциаций можно провести модификации, используя его и на последующих занятиях.

Если конфликт – это музыка, то какая?
Если конфликт – это погода, то какая?
Если конфликт – это животное, то какое?
Если конфликт – это человек, то какой? и. т. п.
Далее ведущий просит членов группы встать и с закрытыми глазами подержать перед собой то, что в их представлении является «конфликтом» (образом конфликта), прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется.
Вопросы к участникам:
Для чего мы делаем эти упражнения?
Важно отметить, что ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словом «конфликт». Для того, чтобы управлять и конструктивно разрешать определенный конфликт, необходимо знать характер своих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение.

Упражнение «Снимаем маски»

Участники сидят по кругу.
Инструкция: «Чтобы уладить конфликт, необходимо точно знать истинные мотивы людей, а не их претензии или позиции. Честность - вот идеальная основа для улаживания конфликтов. Нелегко настроиться на честность в наступательной и оборонительной стратегии поведения. Во время конфликта мы иногда сами не понимаем, кто мы. Очень важно настроиться на искренность, то есть не прятаться за маской, а быть самим собой».

Ведущий предлагает участникам выбрать маски с названиями:
безучастности;
прохладной вежливости;
высокомерной неприступности;
агрессивности;
послушания или угодливости;
простодушно – чудаковатой веселости;
деланной доброжелательности.
(Названия масок могут повторяться)
Каждый участник выбирает себе пару для инсценировки конфликтной ситуации, с соответствующей маской. Инсценирование заканчивается «Живой фотографией»: маску нужно удержать на лице не меньше двух минут.
После выполнения упражнения, все участники обсуждают индивидуальные способы поведения в конфликтных ситуациях, мешающих искреннему, открытому взаимодействию.

Вопросы к участникам:
Какую роль вы играете в жизни?
Как ваша роль (или маска) влияет на поведение в конфликте?
Как ваше настоящее Я повлияло на ход конфликта?



Упражнение «Очищаем шелуху»


Участники сидят по кругу.
Инструкция: «Конфликт имеет много обличий. Истинная проблема скрывается за многими кажущимися. Чтобы ее решить, нужно как с луковицы, слой за слоем снимаем с конфликтной ситуации шелуху, чтобы за ненужным мусором отыскать реальную проблему.
Итак, устройтесь поудобнее. Определите какую конфликтную ситуацию вы будете рассматривать в этом упражнении. Представьте себе, что проблема – большая луковица. Постарайтесь увидеть мысленным взором огромную луковицу. Чтобы очистить шелуху с луковицы, узнать истинную причину возникшего конфликта, мы должны знать три волшебных слова: остановиться, присмотреться, прислушаться».

Остановиться – значит осмыслить происходящее.
Задайте себе вопросы:
С чем я имею дело?
Каково мнение или претензии другой стороны?
Что от меня ждут?
Что будет дальше7
Присмотреться к кому – либо – значит увидеть за чьей то маской или ролью истинное лицо человека.
Задайте себе вопрос:
Что я вижу7
Прислушаться – значит одновременно воспринять информацию другого и услышать свой внутренний голос, наше внутреннее Я.
Теперь очистим слой шелухи с проблемы и посмотрим, что скрывается внутри. Ознакомьтесь с новым слоем. Остановитесь, присмотритесь, прислушайтесь.
Можно считать, что открывшаяся под первыми слоями проблема и есть реальная причина конфликта. Вам удалось отделить позицию и интересы другой стороны от ее потребностей и мотивов? Ведь в этом и есть суть конфликта. После упражнения идет обсуждение.


Упражнение « Икс и игрек»

Участники стоят в кругу.
Инструкция: «Опустите глаза вниз. По хлопку все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпал, пара отходит в сторону. Так повторяется то тех пор, пока вся группа не разделиться на пары затем нужно договориться , кто в паре будет «икс», а кто – «игрек».

1 этап. «икс» занимает место на стуле, «игрек» встает перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача – отследить свое внутреннее состояние во время упражнения. «игрек» давит на ладони «икса», «икс» сопротивляется (30 сек). Стоп! Поменяйтесь местами.
2 этап. «Икс» и «игрек» встают спиной друг к другу. «Игрек»изменяет позу так, чтобы расслабиться и перевесить вес своего тела на спину партнера. «Икс» удерживает вес «игрека» (30 сек). Стоп! Поменяйтесь местами.
3 этап. Аналогично, только партнеры компенсируют вес друг друга.
4 этап. «Икс» и «игрек» встают лицом друг к другу и соединяют ладони рук дуг друга. Фиксируют позу (30 сек)».

Во время обсуждения упражнения ведущий обращает внимание на то, что в конфликтных взаимоотношениях некоторые люди чувствуют себе дискомфортно при «давлении» словами, интонацией, авторитетом статусом. Поэтому многие пытаются избежать конфликта. Их стратегия поведения – избегание. Другие люди, напротив, получают удовольствие от сопротивления и прибегают к стратегии соперничества или противоборства. Некоторым свойственна стратегия приспособления к партнеру, стремление уступить ему. Распространенная стратегия компромисса – известна каждому. Во время выполнения упражнения участникам удалось компенсировать вес своих тел. Но насколько удобна такая позиция в жизни, когда каждый несет бремя? Наконец стратегия сотрудничества – выигрывает каждый.
Вопросы к участникам:
В каком виде поведения в конфликте партнер давит?
В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?
Какая позиция взаимодействия была для вас наиболее комфортной?
Как вы обычно ведете себя в реальных жизненных ситуациях?


Упражнение «Кто хочет съесть апельсин»


Участники сидят по кругу. Ведущий показывает апельсин и спрашивает их: «Кто хочет съесть апельсин?» Обнаруживается несколько желающих. Ведущий провоцирует конфликтную ситуацию: апельсин один, а желающих его съесть много. Что делать? Все желающие образуют малый круг. Им предлагается высказаться, как разрешить конфликт.

Упражнение направлено на закрепление знаний о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях и выявление индивидуальной доминирующей стратегии каждым участником.

По ходу выполнения упражнения ведущий останавливает диалог конфликтующих сторон, задавая вопросы участникам – наблюдателям из внешнего круга:
Могли ли быть другие виды поведения в этой ситуации – более полезные для участников - и почему?
Как данный вид поведения в конфликте влияет на эмоциональное состояние участников?
Как можно охарактеризовать данный стиль поведения с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения сотрудничества в отстаивании интересов других?

Заключительным в обсуждении должен стать вопрос о том, какая стратегия поведения является наиболее конструктивной для взаимоотношений людей?



Упражнение «Дискуссия»

Участники делятся на две группы. Ведущий предлагает одной из них найти положительные стороны стратегии противоборства как стиля поведения в конфликте, привести примеры из жизни, когда эта стратегия была адекватной. Вторая группа получает задание – найти отрицательные стороны этого вида поведения в конфликтных ситуациях, проиллюстрировав свои доводы примерами.
Во время обсуждения обратить внимание на то, что один и тот же вид поведения эффективен в одной ситуации и действует разрушительно в другой.












Особенности одаренных детей.
Параметры оценки.

Разумеется, ни один одаренный или талантливый ребенок не похож на другого, но приводимые ниже шесть областей или сфер одаренности (таланта) охватывают способности большей части детей. Перечень указанных сфер был составлен в процессе работы с одаренными детьми.

1. Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способность к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач

2. Сфера академических достижений.
Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и хорошо запоминает то, что ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать.
Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр, знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы и календари)или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.
Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно – следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.

3. Творчество (креативность). Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по – своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много предположений по поводу конкретной ситуации; способен по – разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно – прикладных занятиях и играх.







4. Общение и лидерство. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям4 другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи в решении задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

5.Сфера художественной деятельности.
Изобразительное искусство: ребёнок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьёзно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет, какая из двух нот ниже или выше.

6. Двигательная сфера. Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине)4 прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т.п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы)

Суммируя, можно сказать, что в целом одаренные дети обладают преимуществом почти по все параметрам развития. Некоторые более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, другие более высокие и здоровые, чем средний ребенок, они легче учатся и легче усваивают материал. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине), более склонны к соревновательности и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость. В сферах отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития и результаты их деятельности имеют уникальный характер.

Материал подготовила педагог – психолог СОШ №21 с. Обильного Аганова О.А.
Литература: Одаренные дети. Под. ред. Бурменской Г.В. М. «Прогресс» - 1999 г.




:: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ РЕЗЮМЕ




Ошибка
Почему важно ее избежать

Не указан код города
У иногороднего работодателя может не оказаться под рукой кода Вашего города, и он предпочтет позвонить тем, кто не забыл указать код.

Ни один из Ваших телефонов не показан в резюме, которое доступно корпоративным клиентам.
Если работодатель или рекрутер не может Вам позвонить, то как он обсудит с Вами свою вакансию? Обсуждение по e-mail гораздо более трудоемко.

Указана нереальная дата рождения
Возраст – один из сильнейших факторов, влияющих на найм кандидатов.

Не указана сумма ожидаемого дохода или указана заведомо нереальная сумма, например, 1 доллар в месяц
Если Вы не определились, какой доход хотели бы получать, то работодатель за Вас это точно не сможет сделать. Скорее всего в этом случае Вашим резюме заинтересуются MLM-предприниматели или те, кто ищет сотрудников, “готовых на любую работу”.

Не заполнена графа "образование"
Если Вы умеете заполнять нашу форму, то, значит, какое-то образование у Вас есть. Работодатель хотел бы о нем знать.

Много сокращений в названии учебного заведения.
Такие аббревиатуры, как Св.ВППУК (при всем уважении к данному университету) еще не стали общеизвестными во всероссийском масштабе. Поэтому не поленитесь расшифровать название своего учебного заведения. Это полезно еще и потому, что точное название Вашей ALMA MATER может стать тем ключевым словом, по которому Вас найдут.

Не заполнена графа "опыт работы"
Даже если у Вас не было никакого опыта, нет ничего страшного в том, что Вы это укажете. Если Вы не работаете по найму или совсем не работаете, то об этом тоже хорошо бы сообщить. Найдите возможность указать это в нашей форме.

Неправильно заполнено поле "summary" (обобщенное описание профессионального опыта).
Это поле отображается в подзаголовке Вашего резюме. Это первые слова, которые читает работодатель или рекрутер, когда получает Ваше резюме. Поэтому опишите себя кратко, емко, точно, чтобы ему захотелось читать дальше. У многих получается неплохо.

Много орфографических и синтаксических ошибок
А Вы, когда станете работодателем, возьмете на работу малограмотного или небрежного соискателя?

Не указаны названия учебных заведений или организаций
Даже если названия фирм, где Вы работали, неизвестны мировой общественности, все равно их следует указать. Закрытость и таинственность в этом вопросе не прибавит доверия к Вам.

Половина резюме составлена по-русски, половина – по-английски.
Производит негативное впечатление на большинство читателей. Первая мысль, что человек хочет показать себя лучше, чем он есть на самом деле.

В разделе ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ очень кратко описаны основные обязанности.
Не заставляйте работодателя гадать, чем Вы занимались на предыдущих рабочих местах. Ведь он хочет иметь хоть какую-то гарантию, что Вы имеете нужный ему опыт. Если дано поле заполнено плохо (или совсем не заполнено), то, скорее всего, Ваша кандидатура его не заинтересует.

Неточно или небрежно указан профиль деятельности организаций, в которых Вы работали или работаете сейчас.
Для работодателя и рекрутера важно не только то, что Вы умеете и знаете, но и в каких коллективах Вы сформировались как профессионал. Если Вы стесняетесь указать профиль деятельности своих компаний, то это наводит на мысль, что ничему серьезному Вы там научиться не могли.

Неправомерное использование больших и маленьких букв.
В интернете текст, набранный большими буквами, воспринимается как крик. Поэтому не стоит набирать свое резюме сплошь большими буквами. От этого оно не выиграет, а наоборот, проиграет, поскольку читать его будет трудно и неприятно, как трудно и неприятно слушать, когда тебе кричат в ухо.
Другая крайность, это когда весь текст набирается маленькими буквами. Особенно недопустимо, если маленькими буквами человек набирает свою фамилию, имя и отчество. В русском языке имена и фамилии пишутся с большой буквы в знак уважения. А как можно уважать человека, который сам не уважает себя?

Необъяснимые разрывы в трудовом стаже.
В России совершеннолетие начинается с 18 лет. Начиная с этого возраста, каждый человек либо учится, либо где-то работает, либо совмещает то и другое. Длительные отпуска бывают в связи с необходимостью ухаживать за ребенком. Но так, чтобы несколько лет человек совсем ничем не занимался, бывает крайне редко. Как сказал один наш клиент (работодатель): "Если у соискателя в резюме разрыв в стаже больше года, то я подозреваю, что он сидел в тюрьме или тяжело болел". Подумайте, нужно ли Вам попадать под такие подозрения.








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315