Статья Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников при подготовке к ЕГЭ

Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников при подготовке к ЕГЭ
В исследовании PISA грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
*нахождение информации;
*интерпретация текста;
*рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.
Для оценки умения находить информацию используются задания, при выполнении которых учащемуся требуется пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.
Для оценки умения интерпретировать текст учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Для оценки рефлексии на содержание или форму текста необходимо, чтобы учащийся, выполняя задание, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения.
Мы живем в информационной среде. Значительный пласт этой среды представляет множество текстов самого разного вида. Разумеется, это не только письменные тексты, но и речевые высказывания, иными словами то, что говорят окружающие нас люди. Некоторые из этих текстов затрагивают нас непосредственно, и первое, что порой жизненно необходимо сделать, – понять смысл текста. В исследовании PISA понимание текста раскрывается через вполне конкретные диагностируемые умения. Важен итог этого процесса понимания, который по существу моделируется и формализуется в заданиях по оценке грамотности чтения. А он состоит в формулировании своей позиции по отношению к тексту, или в том, что определяется в PISA как рефлексия на него. При этом позиция должна быть аргументированной, основанной на анализе (интерпретации) текста и соотнесенной с другими источниками информации.
Таким образом, по международным стандартам показателем уровня текстовой компетенции учащегося является степень полноты, глубины и правильности понимания текста, через который читатель должен воспринять автора. Эта мысль очень важна при работе с текстами и должна быть усвоена при подготовке к выполнению открытого задания с развернутым ответом: сочинению- рассуждению на основе предложенного текста (з. № 25). С помощью этого задания выявляется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся:
- понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нем);
- определять тему текста, его проблематику и позицию автора;
- комментировать проблемы исходного текста и аргументировать собственное мнение;
- развивать высказанную мысль своего высказывания;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
- соблюдать этические нормы.
Исходя из названных критериев, необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость работы с текстами различных стилей и типов речи, потребность в овладении навыками работы с информацией, представленной в различной форме, а также умениями, связанными с созданием собственного речевого высказывания. Поэтому необходимо обратить внимание на совершенствование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей.
Особые затруднения у выпускников вызывает определение проблемы предложенного текста и ее формулирование, выражение как авторской позиции, так и своей (К1-К4). Не всегда ученики понимают, откуда можно извлечь необходимые аргументы.
Но научить излагать свои мысли нестандартно можно. В жизни мы постоянно сталкиваемся со штампами. Наша речь строится по определенным моделям еще с дошкольного возраста. Неординарное видение мира и тем более умение творчески его оформлять дано отнюдь не каждому, поэтому создание речевых «клише» для подготовки к написанию на экзамене играет скорее положительную роль. Творчески мыслящий выпускник, взяв на вооружение саму идею, все равно напишет по-своему, а ученик средний и слабый может воспользоваться одним из вариантов «клише» для определения и формулирования проблем текста, авторской и своей позиции с образцами стандартного и нестандартного начала.
Итак, текст должен стать стимулом для обсуждения разных проблем. Умение вступать в диалог в широком смысле слова является показателем общей культуры личности. Отсюда вырастает необходимость развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод; учить любой диалог вести этически корректно.
К-1. Формулировка проблем исходного текста.
Обязательно, буквально с первых строк своего сочинения, необходимо обозначить проблему. Как ее вычленить? Уже знаем, что проблема – это основной, наиболее важный вопрос, требующий разрешения по какой-либо теме. Соответственно, проблематика – ряд таких вопросов, на которые находит или просто выдвигает (не находит, а предлагает читателю) ответ писатель. При вычленении проблемы (проблематики) важно не путать понятия тема, идея, проблема, авторская позиция и аргументация. Для оценки перечисленных понятий существуют специально разработанные критерии, поэтому:
1. Определи тему, прочитав исходный текст по примерному вопросу: О чём говорится? Что нам дано?
2. Продумай идею (основную мысль) автора. Задай для этого себе вопрос: Какую мысль автор хотел доказать (показать, рассказать)? Зачем автор написал этот текст? Какую цель он ставил перед собой и читателями?
3. Содержит ли эта мысль вопрос(-ы), побуждающий(-ие) к изучению, разрешению? Важно понять: если авторская идея выявляется именно читателем при анализе текста, то проблема (как основной вопрос) ставится автором (создателем) исходного текста.
Для развития подобных умений решающее значение имеет проблематика текстов, предъявляемых для анализа на уроках русского языка и на ЕГЭ.
В ходе смыслового анализа множества прочитанных текстов вместе с учащимися мы сформулировали перечень наиболее обсуждаемых проблем. Все проблемы перечислить невозможно: они так же обширны, как сама жизнь. Поэтому представлю лишь некоторые.
Семья: проблема памяти о своих истоках, о своем детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?); проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?); Что значит любить свою семью и свою Родину?); проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?); проблема оценки периода детства (Действительно ли детство – «золотой период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?) и др.
Человек и общество: проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?); проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?); проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?); проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?); ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?) проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?); Возможно ли создание идеального общества?); проблема коммерциализации культуры и образования (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры и образования?) и др.
Экология (в широком смысле): проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?); проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?); проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?); проблема сохранения человеческой души (Надо ли воспитывать свою душу и как?) и др.
Отцы и дети: проблема взаимоотношений (Всегда ли родители понимают своих повзрослевших детей, а повзрослевшие дети осознают свою ответственность перед родителями и в чем она проявляется?)
Добро и зло, милосердие и жестокость: какого человека можно назвать по - настоящему отзывчивым?
Война и поведение человека в экстремальных ситуациях: имеет ли право человек и на войне оставаться человеком или его предназначение только воевать?
Подлинное творчество, роль книг: какое произведение можно считать истинным творением искусства? В чем непреходящее значение творчества русских классиков? изменится ли место книги в жизни человека в условиях компьютеризации?
Нравственный выбор: какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев? необходимо ли современному человеку понятие духовности? Проявляется ли нравственная сущность человека в обыденных ситуациях?
Выбор профессии: как не ошибиться в выборе собственного пути?
Родина: с чем связано ощущение Родины у русского человека? какого человека можно назвать истинным патриотом?
Воспитание: как необходимо вести дискуссию, чтобы выглядеть воспитанным человеком?
Подвиг и историческая память: В чем черпает русский человек силу духа, способность к подвигу? зачем человеку хранить память о прошлом?
Спорт: способствует ли спорт воспитанию духа, а не только мышц? Дают ли экстремальные виды спорта возможность выявить истинную сущность человека?
Проблема выражается кратко. Это может быть даже одно предложение повествовательного или вопросительного характера.
А) Варианты стандартного начала.
- Автор текста (если уверены, могут указать жанр: проблемного очерка, лирической зарисовки) размышляет над весьма актуальными (наболевшими, серьезными, вечными) проблемами.
- Автор (можно заменить ФИО ) по- своему ( по-новому, весьма оригинально, своеобразно, очень аргументировано) осмысливает и раскрывает тему…
- Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о…
Б) Варианты нестандартного начала.
Особенность нестандартного начала в том, что в нем сразу раскрывается главная мысль текста. Желательно назвать автора текста.
- Что такое (истинная красота? подлинное искусство? истинное милосердие? истинный патриотизм? настоящий друг? любовь? счастье? гуманизм?..)
- Всегда ли мы можем отличить истинное от мнимого?
- Одинаково ли мы воспринимаем (прекрасное? искусство? милосердие?..)
- Меняются ли со временем представления о (милосердии? добре и зле?..)
- А задумываемся ли мы, что такое красота? В чем величие творений музыкантов, живописцев (зодчих и других народных умельцев)? Умеем ли мы наслаждаться музыкой, оценить великолепие храма? Умеем ли сами созидать красоту?
- Является ли народный промысел подлинным искусством? Какую ценность он имеет в развитии культуры русского народа? Какова роль национальных традиций и необходимо ли их развивать? Как сохранить культурное достояние талантливых мастеров прошлых столетий? Об этом заставляет задуматься автор (очерка, текста, статьи).
- Для чего живет человек? В чем смысл (жизни, подлинного счастья..)? Как не допустить ошибки в выборе собственного пути? Ответы на эти непростые вопросы ищет автор. Проблема, поднятая автором, носит не абстрактный характер – эту проблему рано или поздно приходится решать каждому из нас…
- Родина… Кому не знакомо это гордое слово? А задумываемся ли мы над вопросом, что такое Родина. Широта просторов? Природные богатства? Славные народные подвиги? А может быть, родина – это березка под окном, васильковые луга за околицей или соловьиные трели в роще? У каждого свое понимание родины. Родина – это то, что дорого твоему сердцу. То, что «не променяешь ни на какие заокеанские красоты»…
Как видим, нестандартное начало создает образность, эмоционально обогащает текст и одновременно раскрывает главную мысль, оттолкнувшись от которой можно начать комментарий к сформулированной проблеме.
К 2. Комментарий к сформулированной проблеме.
Чтобы прокомментировать актуальную проблему текста, нужно ответить на вопросы:
а) важна ли проблема, поднятая автором?
б) сталкивались ли вы с подобной (этой) проблемой?
в) интересна ли она молодым, обсуждается ли молодежью?
Г) что зависит от решения этой проблемы?
Комментарий включает характеристику проблемы; анализ микротем и, по необходимости, языковых средств, которые можно рассматривать как форму авторской аргументации, способ воздействия на читателя; способы авторского представления проблемы (автор может рассуждать, рассказывать, цитировать, описывать, приводить примеры, рисовать ситуацию и т.п.). Эмоциональное состояние автора тоже может стать предметом комментария. Комментарий не является простым пересказом текста.
Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание.
В идеале мысль адресанта и мысль, полученная адресатом, должны были бы совпасть. Однако на практике подобное невозможно. Невозможно, чтобы совпадали лингвистические представления и умения автора и читателя, их жизненный, культурный опыт, объем их памяти и знаний и т.д. Недаром Харуки Мураками в романе «Слушай песню ветра» сетует: «... пишешь три дня и три ночи, а написанное потом все истолкуют как-нибудь не так». Однако возможна «условная эквивалентность» восприятия, то есть эквивалентность в большей или меньшей степени. И степень эквивалентности восприятия тем больше, чем выше уровень компетенции экзаменуемого.
Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Клише:
- Статья (проблемный очерк, лирическая зарисовка) такого-то автора помогает читателю
* разобраться… (в том, что…; в поднятых вопросах);
* осмыслить… (проблему…);
* углубляет наши представления… (о том, что такое патриотизм, любовь, искусство…);
* понять… (что…; с чем связано…ощущение родины у русского человека; обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям…); *осознать… (какое произведение можно считать произведением искусства, ответственность родителей и детей друг перед другом);
*если не решать, то…;
*если решить, то…
К 3. Позиция автора исходного текста.
Ее не надо выдумывать – об этом прямо или косвенно сказано в тексте! Достаточным может считаться умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).
Авторская позиция - это уже ответ на поставленную проблему, отношение автора текста к поднятой теме, персонажам. Позиция автора соотносится с вопросом: «К чему он призывает?»
Клише:
- Точка зрения автора весьма определенна (однозначна, убедительна, оригинальна. Автор полагает, что…
* ощущение родины у русского человека всегда связано с малой родиной, местом, где он родился и рос, природой окружающего края: ромашками и васильками за околицей, птичьими трелями в роще, березкой за окном… В общем, с тем, где человек ощущает себя счастливым;
* обогащение русского языка вряд ли происходит за счет наводнения иностранными словами. В нашем языке достаточно выразительных средств, чтобы передать те или иные понятия и чувства. Его метафоричность, многозначность и богатство. Иностранные слова необходимы лишь в той мере, в какой развивается научно-технический прогресс и культурное общение людей;
* подлинным творением искусства можно считать лишь то, в которое вложена душа художника, которое действительно отражает интересы читателя, то произведение (искусство), которое поистине духовно и пробуждает высокие стремления.
К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Выражение аргументированного собственного мнения, т.е. отношения автора сочинения к содержанию текста и позиции автора, оценивается тремя баллами. Разумеется, высказанное экзаменуемым мнение должно соотноситься с проблематикой исходного текста. Ученик зачастую обосновывает справедливость нравственных аксиом, в истинности которых никто не сомневается. «Любите родину», «берегите природу», «помогайте слабому» - нравственная истинность этих утверждений не может быть оспорена; другое дело, что в реальной жизненной практике эти принципы (законы, придуманные людьми) часто нарушаются. Следовательно, смысл аргументации для ученика будет заключаться в том, чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость доказываемой этической аксиомы. В таком случае аргументация чаще всего выступает не как логическое обоснование, а как определенным образом оформленное выражение личностного отношения к выдвинутому утверждению.
Аргументация - это доводы пишущего часть С. Поэтому они «плюсуются» к позиции автора, соотносясь с ней, или опровергают ее, выражая несогласие. Поэтому аргументация находится вне текста. Такую аргументацию называют фоновым материалом (материалом, используемым экзаменуемым для доказательства собственного мнения). Фоновый материал показывает кругозор экзаменуемого, так как факты или примеры приводятся из собственного жизненного или читательского опыта, знания исторических, политических, социокультурных событий.
Основное условие: не повторять мнения автора! Проводить аналогии и брать аргументы лучше из литературных произведений. Аргументом может служить судьба художника, музыканта, писателя, поэта, научного или общественного деятеля. Лишь после этого возможны примеры из жизни.
В работе экзаменуемый может использовать, например, следующие типы аргументов.
I. Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
7. Данные экспериментов и экспертиз.
8. Свидетельства очевидцев.
II. Иллюстративные аргументы – примеры.
1.Конкретные примеры:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример из художественного произведения);
2. Предположительные примеры ( что могло быть при определённых условиях).
III. Ссылки на авторитет.
1. Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.
2. Цитата из авторитетного источника.
3. Мнение специалиста, эксперта.
4. Обращение к опыту и здравому смыслу читателей (слушателей).
5. Мнение очевидцев.
6. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).
7. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Клише:
- С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно.
- Можно поспорить с точкой зрения, выдвигаемой автором…; следует отметить, что... и т.д.
- Автор как настоящий публицист … подводит читателя к очень важному выводу…
- Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)… Он помогает и нам понять (осознать) всю красоту (значимость)…
- Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определенный отклик. Я считаю, что ему это удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения…).

Приложение
Строить и проверять работу лучше всего в соответствии с критериями, по которым ее будут проверять.
Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от абзаца к абзацу!
Памятка 1.
1.Выполнены ли коммуникативные задачи Вступления:
-приглашение к разговору;
-определение темы текста;
-представление автора;
-логичность перехода от вступления к проблеме.
Во Вступлении недопустим пересказ содержания.
2.Сформулирована ли Проблема?
3.Выполнены ли требования к Комментарию? ( 2 примера из текста)
4.Сформулирована ли Авторская Позиция?
5.Изложено ли собственное Суждение о предложенной автором проблеме и согласие/несогласие с позицией автора?
6.Аргументировано ли собственное Суждение о предложенной автором проблеме и его позиции? (2 аргумента)
7.Выполнены ли коммуникативные задачи Заключения:
-завершенность работы;
-связь заключения с текстом, его проблематикой.
Памятка 2.
Помогает как можно точнее понять содержание и основную мысль текста, вспомнить нужную информацию и использовать её для написания сочинения. 1) обращайте внимание на все непонятные слова и выражения; помните о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста;
2) ведите диалог с автором текста; по ходу чтения ставьте вопросы к автору (герою) и выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании;
3) проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста;
4) спорьте с автором, выдвигайте свои контрдоводы;
5) старайтесь выделять в тексте главное, существенное; найдите важную информацию, делайте выписки основных идей, положений, обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом;
6) особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие, “узловые” суждения автора;
7) обращайте внимание на слова, употребленные в переносном значении; это поможет вам не только выполнить задания, связанные с анализом средств выразительности, но и лучше понять прочитанный текст.
Прежде чем сдать работу учителю на проверку, сами оцените свою работу в соответствии с содержанием критериев оценивания, что позволит вам логически выстроить свое рассуждение, увидеть достоинства и недостатки работы.