Особенности процесса формирования коммуникативной компетентности в театрализованной постановке на уроках иностранного языка (немецкого)

Особенности процесса формирования коммуникативной компетентности в театрализованной постановке
на уроках иностранного языка (немецкого)

Коммуникативная компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся
Использование театральной постановки в процессе изучения иностранного языка вполне объяснима, т.к. она служит для формирования иноязычной коммуникации на базе реальной деятельности. Совместное творчество – возможность развивать в детях как коммуникативную компетенцию, так и мотивацию к общению, где каждый играет, пускай и не очень главную, но все же необходимую для него роль.
Этот процесс проходит успешно при создании определенных условий, к которым относятся:
Условия, формирующие мотивационную базу для коммуникации;
Условия, создающие благоприятную коммуникативную обстановку и установку на общение;
Условия, позволяющие обеспечить участников предметным содержанием коммуникации
Для поддержания мотивации у учащихся и коммуникативной компетентности важное место отводится выбору содержания иноязычной коммуникации, т.е. информации, которой обмениваются участники процесса коммуникации. В основе выбора театральных постановок, должны лежать пьесы, интересные для детей, понятные по содержанию, близкие по духу, в них должна содержаться информация, отражающая те или иные социальные явления или процессы. При обмене этой информацией у участников развиваются коммуникативные возможности, от которых зависит успешность коммуникации в реальной жизни и в процессе обучения. Коммуникативные особенности играют важную роль в достижении коммуникативной компетентности.
В ходе работы над театральной постановкой происходит формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативные качества, умения и способности учащихся составляют коммуникативную компетентность, лежащую в основе иноязычной коммуникации наряду с иноязычной компетентностью.
Театрализованная постановка обладает большими обучающими возможностями.
В театрализованной постановке переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров.
Театрализованная постановка обладает большими мотивационно – побудительными возможностями.
Предполагается усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое собственное «я», но через «я» соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет.
Театрализованная постановка предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними.
Театрализованная постановка способствует формированию сотрудничества и партнерства. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается победить робость, смущение.
Театрализованная постановка имеет образовательное значение. Учащиеся в элементарной форме знакомятся с технологией театра. Учитель побуждает из заботиться о реквизите, поощряется всякая выдумка, а для изобретательности открываются большие просторы.
Чтобы театрализованная постановка могла стать средством обучения, она должна отвечать ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности и потребности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие их темперамента. Важную роль при распределении ролей играет учет социально – психологических характеристик учащихся.
При работе над ролью можно использовать индивидуальную, парную и групповую форму подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность.
Существует множество типов упражнений для подготовки театрализованной постановки. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своих детей в зависимости от их опыта.
По завершении театральной постановки должна следовать мотивированная оценка учителем или внешними экспертами как постановки в целом, так и участия каждого ученика. Кроме языковой практики комментируется выразительность ролевого поведения, инициативность ребят.
Действие спектакля развертывается на музыкальном фоне. Специально подготовленная музыка помогает передать настроение героев, улучшает пластику движения «актеров», развивает у ребенка умения слушать и координировать свои движения.
Работа над спектаклем ведется поэтапно, по мере подготовки текстов ролей, которые дети разучивают самостоятельно. Композиция сценария позволяет заменять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и отработать каждую роль или сцену по отдельности.
Инсценировка сказки, где в одно целое соединены иностранный язык, музыка, изготовление костюмов, общение детей, эмоциональные переживания за героев сказки и друзей на сцене – все это способствует повышению интереса к иностранному языку.
Театрализованная постановка усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся, дает возможность использовать имеющиеся знания и опыт, навыки общения в различных ситуациях.
Использование театральных постановок повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к иностранному языку не всех этапах обучения.
15