Педагогические технологии как средство эффективного формирования готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности

Супрунова Елена Васильевна
Челябинский педагогический колледж № 2
Педагогические технологии как средство эффективного формирования готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности
Изменение формата федерального государственного образовательного стандарта, основанного на переходе от квалификационного к компетентностному подходу, предопределило необходимость в осмыслении и пересмотре целевых, содержательных и процессуальных характеристик в их неразрывном единстве. В связи с этим широко реализуются инновационные процессы в содержании и технологиях образования, которые направлены на повышение качества подготовки специалистов в свете современных требований, а именно на развитие профессиональных компетенций.
Для формирования профессиональных компетенций можно использовать элементы различных педагогических технологий, так как общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его профессионалы были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Из всего многообразия инновационных технологий нами выбраны групповые технологии. Во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом. Это технологии, позволяющие, интегрируясь в реальный учебно-воспитательный процесс, достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету.
Во-вторых, потому что это истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте обеспечивающие не только успешное усвоение учебного материала всеми студентами, но и способствующие интеллектуальному развитию студентов, их самостоятельности, доброжелательности по отношению друг к другу.
В групповой технологии можно выделить групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую (каждая группа имеет свое задание в общей цели). При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль [4].
Форма работы в группах обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых студентов, в основе подхода лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка [2].
Технологический процесс групповой работы проходит несколько этапов: подготовка к выполнению задания, групповая работа и заключительная часть. Подготовка к выполнению группового задания включает в себя постановку познавательной задачи (проблемной ситуации), инструктаж о последовательности работы, раздачу дидактического материала по группам. Групповая работа предполагает знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) и подведение итогов группового задания. В заключительной части, на последнем этапе сообщается о результатах работы в группах, анализируется познавательная задача, делается общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, это как раз те навыки, которые необходимо приобрести каждому студенту для будущей профессиональной деятельности. Преподаватель предлагает группе дополнительную информацию. Во время групповой работы преподаватель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и, если необходимо, оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Групповая форма работы на занятии может применяться для решения почти всех основных дидактических задач [3].
К разновидностям групповых технологий относится групповой опрос, который, как правило, проводится с целью повторения и закрепления материала после завершения определенной темы или раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы студента комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Вопросы составляются преподавателем. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у студентов чувства взаимной требовательности и ответственности за учебу. В системе различных форм групповой познавательной деятельности смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период. Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в группе уже сформированы подгруппы (для групповых занятий), целесообразно оставить их в том же составе. Вся подготовка к смотру ведется в этих подгруппах. Преподаватель заранее составляет перечень вопросов, заданий, практических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. Преподаватель в период подготовки работает в основном с консультантами, через них управляя деятельностью групп. Как правило, общественный смотр знаний открывает председатель жюри, организуется выставка работ учащихся (исторические сочинения, эссе, рефераты, рецензии и т.д.). Члены жюри рассаживаются так, чтобы были видны доска и остальные студенты. Впереди один ряд столов оставляется свободным – для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своими консультантами. После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, задания к текстам документов и т.д.). Часть студентов выполняет работу у доски (хронологические, текстовые таблицы и т.д.), часть – сидя за отдельными столами (работа с текстами документов), часть отвечает с места. После каждого ответа учащиеся с места дополняют его и уточняют. Все ответы и поправки учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа, а в программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки. Вместе с индивидуальными оценками комментируется работа группы. Групповые технологии позволяют проводить учебные встречи с целью повторения изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных групп или одной группы [5].
Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута основана на столкновении разных мнений по наиболее дискуссионной теме. Успех дискуссии во многом определяется темой, которая включает хотя бы две разноречивые позиции. Преподаватель тщательно продумывает задачи диспута, его течение, возможные варианты, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. Следует соблюдать правила ведения дискуссии. Велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, очередностью выступлений и заботься о том, чтобы накал встречи не спадал до конца. Диспут не требует выставления отметок, принятия решений. Его цель – цель – научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать студентам истинность той или иной позиции [5].
В условиях становления новой образовательной парадигмы задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности студентов, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность студентов смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе.
Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы
· это форма самостоятельной работы студентов при непосредственном взаимодействии их между собой, способствующая эффективному формированию готовности студентов к профессиональной деятельности.

Список литературы
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2005.
Давыдов В.Г. Проблемы развивающегося обучения . – М.: Просвещение, 1986.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2005.