РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ


Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»207264068580
Развитие профессионально значимых качеств – главное условие формирования профессиональной компетентности
Составитель:
учитель 1 квалификационной категорий
О.В. Астапенко
с. Леуши, 2015 г.
Содержание
Введение
1. Понятие о профессиональной компетентности учителя
2. Роль личностных качеств учителя в педагогической деятельности
3. Знания, умения и навыки – основные компоненты в структуре
профессиональных качеств педагога
4. Педагогическое мастерство и его элементы
Список использованных источников

введение
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Педагог должен самостоятельно осознать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Понятие о профессиональной компетентности учителя
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Введенский В.Г. выделяет коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую компетентности, причём последняя является базовой для остальных.
Коммуникативная компетентность педагога – профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой».
Информационная компетентность включает объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.
Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию.
Интеллектуально-педагогическую компетенцию автор рассматривает как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления .Информационная компетентность включает объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.
Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию.
Целевые индикаторы профессиональной компетентности (параметры оценивания)
Профессиональная компетентность учителя определяется умением:
Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и предлагать способы педагогической поддержки,
создавать условия для проявления инициативы школьников.
Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ.
Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования.
Роль личностных качеств учителя в педагогической деятельности
Существует достаточно обширный перечень тех личностных качеств, которыми, по мнению разных исследователей, должен обладать учитель. Вряд ли можно определить качественное своеобразие личности учителя на основе их соединения.
Личностные и профессиональные качества: гражданственность и патриотизм, социальная активность, гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям, подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, эрудиция, духовность и нравственная зрелость, ценностные ориентации, общая культура, конкурентоспособность, трудолюбие и работоспособность, эмоционально – волевые качества, педагогическая направленность, развитое педагогическое мышление, профессиональный долг, педагогический такт, педагогическая культура, потребность в самосовершенствовании.Важнейшими качествами учителя являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовно – нравственная культура, ответственность и общительность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога – мастера – человеколюбие, творчество и умение общаться. Гуманистическая направленность личности педагога – это его мотивы, интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а следовательно, в своей педагогической деятельности он должен осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с людьми на основе субъектности, сотрудничества, любви и уважения. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений следует рассматривать как показатель профессионального мастерства учителя. Педагогическая направленность является базовым образованием в структуре личности педагога, именно она ориентирует его на ребенка как на ценность и на развитие у него индивидуальных способностей.
Другие качества учителя: любовь к детям, профессиональный долг и ответственность, педагогическая совесть и педагогическая справедливость, профессиональная самоотверженность, выдержка и самообладание. Любовь к детям – самое необходимое качество учителя. Однако зачастую любовь к детям воспринимается педагогом очень абстрактно и не отражается в его реальных взаимоотношениях с учениками. Любовь как высшее духовное напряжение человека основана на сознании максимальной ценности другого, бескорыстном и самозабвенном желании ему добра и счастья. Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, а не каким бы он хотел его в данный момент видеть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии. Выдержка и самообладание. Важное для учителя качество - выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением. А ведь ситуации могут быть самыми неожиданными и возникать стремительно и бурно.
Профессиональная совесть учителя – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Из любви, чувства долга и ответственности рождается профессиональная самоотверженность учителя – готовность в служении детям и своему призванию пренебречь эгоистическими интересами и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни. Педагогическая справедливость – это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимых» и «нелюбимых». Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений (9,с.12).
Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки не только ведет к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.
Педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя.
Педагогический такт – чувство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань. В педагогическом такте ценностное отношение к ученикам и нравственные качества учителя (доброжелательность, внимание и понимание, уважение достоинства ученика и своего собственного) соединяются с терпением и выдержкой, умением управлять своим эмоциональным состоянием и принимать обдуманные решения. Быть тактичным – вовсе не означает быть всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки учеников. В педагогическом такте сочетается уважение к личности ребенка с разумной требовательностью к нему. Учитель имеет право на возмущение, даже гнев, но выраженный способами, адекватными требованиями педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности.
Таким образом, ведущими условиями становления профессионально – педагогической направленности личности являются открытие ею своего педагогического призвания и формирование профессионально – ценностных ориентаций.
Знания, умения и навыки – основные компоненты развития профессиональной компетентности педагога
Психолого-педагогические и специальные (по тому или иному предмету) знания – важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки, это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Так как многие теоретико-практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.
Знания: теории и методики воспитания, содержания учебных предметов и методики его преподавания, психолого-педагогические, анатомо - физиолого-гигиенические, методики работы, содержания методов работы с родителями и общественностью, необходимые знания в области политики, истории, краеведения, литературы и искусства, морали, этики, эстетики, атеизма, права, техники и культуры. Умения – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – это компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Умения и навыки педагога:
1. Организаторские: выявлять и организовывать актов класса, управлять им организовывать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, развивать их активность. Осуществлять педагогическое руководство пионерской работой в классе. Организовывать работу с родителями и общественностью.
2. Конструктивные: планировать воспитательную работу, отбирать целесообразные виды деятельности. Планировать систему перспективных линий в развитии коллектива и отдельной личности. Осуществлять индивидуальную программу воспитания каждого ученика в условиях коллектива. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом психолого-физических и возрастных особенностей.
3. Коммуникативные: устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, родителями, учителями. Регулировать внутриколлективные и межколлективные отношения. Располагать к себе учащихся, родителей находить нужные формы общения. Предвидеть результат педагогического воздействия на отношения с учащимися.
4. Исследовательские: изучать индивидуальные особенности учащихся и коллектива. Критически оценивать свой опыт, результаты своей деятельности. Осознанно совершенствовать педагогическое мастерство, самообразование и самовоспитание. Использовать в работе психолого-педагогические исследования, передовой школьный опыт.
5. Творческие: рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать, массово-затейнические, спортивно-туристические.
В.А.Сластенин все педагогические умения объединяет в четыре группы:
1. умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, т.е. изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;
2. умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации);
3. умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие.
4. умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач.
Что представляет собой содержание теоретической готовности учителя, педагога? Она проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.
Аналитические умения представлены такими частными умениями, как:
· анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.);· осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целыми и во взаимодействии с другими элементами;
· находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;
· правильно диагностировать педагогическое явление;
· формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.
Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом.
В состав прогностических умений педагога входят:
· формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;
· отбор методов их достижения;
· предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления;
· мысленная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса;
· предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса;
· конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса.
Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения:
· вычленять поле образовательных проблем;
· обосновать способы их поэтапной реализации;
· планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;
· определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них;
· планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей;
· отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата;
· планировать системы приемов, направленных на стимулирование активности школьников и сдерживание негативных проявлений в их поведении;
· планировать развитие воспитательной среды и связей школы с родителями и общественностью.
Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя.
Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий.
Мобилизационные умения – это умения учителя:
· привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению;
· формировать потребности в знаниях;
· формировать учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности;
· формировать у учащихся активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций;
· разумно использовать методы поощрения и наказания, создавать атмосферу сопереживания и другие.
Информационно – дидактические умения – умения, связанные не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.
Развивающие умения предполагают:
· определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;
· создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся;
· стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (от частного к общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к средству, от качества к количеству, от действия к результату) отношений;· постановку вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний;
· индивидуальный подход к учащимся.
Ориентационные умения педагога связаны с формированием морально - ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения; с формированием устойчивого интереса к учебной деятельности, науки, производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; с организацией совместной творческой деятельности в целях развития социально значимых качеств личности.
Коммуникативные умения - это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники.
Перцептивные умения – это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей). Для реализации этих умений на практике необходимо знания ценностных ориентаций другого человека, которое находят выражения в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний.
Таким образом, выше перечисленные умения могут стать предпосылками успешного развития профессиональной компетентности педагога на всех этапах педагогического процесса в будущем.
Педагогическое мастерство и его элементы
Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Впрочем, классики русской и советской педагогики всегда ставили проблему формирования педагогического мастерства как одну из важнейших в обучении будущих учителей. Невозможно изменить духовный мир личности без влияния опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением воздействовать на учащегося, формировать его потребности и убеждения, способности и практические навыки.
Педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей, потребности в социально значимой деятельности.
Элементы педагогического мастерства:
Гуманистическая направленность:
- интересы;
- ценности;
- идеалы.
Профессиональное знание:
- предмета, его методики преподавания;
- педагогики;
- психологии.
Педагогические способности:
- коммуникативность;
- перцептивные способности;
- динамизм;
- эмоциональная устойчивость;
- оптимистическое прогнозирование;
- креативность.
Педагогическая техника:
- умение управлять собой;
- умение взаимодействовать.
Мастерство в любой деятельности является своеобразным качественным ориентиром, к которому надо стремиться. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер- это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
-609601569720Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как сплав личностно - деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности. Составляющие мастерства педагога, предлагаемые разными авторами, достаточно многообразны и обширны. Но все они могут быть объединены в несколько групп (схема).
Педагогическое мастерство выражается в профессиональной деятельности педагога, следовательно, его можно рассматривать как частный вариант профессиональной деятельности личности и отдельно от личности не существует. Поэтому личностно-деятельностный подход наиболее корректен для понимания сущности педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, отражающее ее духовно- нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.
Педагогическое мастерство - достаточно подвижная система, поскольку в нем отражаются и объективные условия существования личности в обществе, осуществление ею в этом обществе профессиональной деятельности, и субъективные особенности этой личности. Оба этих фактора отличает динамические характеристики.
Таким образом, мастерство неотделимо от творчества — от способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, короче — конструировать учебно-воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность.
Заключение
Важнейшими качествами учителя является гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовно-нравственная культура, ответственность и общительность, трудолюбие и работоспособность. Ведущим условием становления профессионально-педагогической направленности личности являются открытие ею своего педагогического призвания и формирование профессионально-ценностных ориентаций.
Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов:
1. Подготовка в учебных заведениях высококвалифицированных учителей, обладающих как теоретической и технологической готовностью к педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели: осознанный выбор профессии, внутренняя предрасположенность к педагогической деятельности, высокий уровень коммуникативной культуры и профессиональной компетентности.
2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование педагогической деятельности.
Характеристикой высокого уровня профессионализма педагога могут быть: профессиональный статус и следующие умения:
- аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);
- прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);
- проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);
- рефлексивные (самоанализ собственной деятельности); - коммуникативные (владение культурой межличностного общения); Одним из важнейших особенностей для учителя является - овладение ЗУН-ами. Так как психолого- педагогические и специальные знания - важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя. Так как многие теоретико - практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.
Список использованных источников
1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства [Текст]/И.П. Андриади.-М.: Академия, 1999.- 160 с.
2. Зязюн, И.А.Основы педагогического мастерства [Текст]/ учебная пособия для вузов/ И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич. - М.: Просвещение, 1989.- 302 с.
3. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя [Текст]/ И.И.Зарецкая. - М.: Сентябрь, 2002.- 160 с.
4. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/ В.А. Крутецкий.- М.: Просвещение, 1986.- 323 с.
5. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Учитель, 1994. – 150 с.
6. Клемантович, И.К. Новая профессия—социальный педагог [Текст]/ И. Клемантович.- М.: Школа, 1998. - №3.— 14 с.
7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя [Текст]/ Н.В. Кузьмина. — М.: ВЛАДОС, 1992. – 110 с.
8. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст]/ А.В. Мудрик. — Пенза: Владос – пресс, 1994. - 180 с.
9. Никитин, В.А. Начала социальной педагогики [Текст]/ В.А. Никитин. — Тула: Проспект, 1996. - 130 с.
10. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст]/ Н.Н.Никитина. - М.: Академия, 2004.- 256 с.
11. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум [Текст]/ А.А.Орлов, А.С.Агафонова.- М.: Академия, 2004.- 256 с.
12. Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность(Текст)/ А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова.- М.: Академия, 2004.- 208 с.
13. Сластенин, В.А. Учителю о педагогической технике [Текст]/ В.А. Сластенин. – Казань, 1993. – 98 с.
14. Смирнов, С.А.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/ С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2000-512 с.