Педагогический проект «Развитие личности ребенка в процессе декоративно-прикладной деятельности и проектирования»


Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
город Ханты- Мансийскмуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Созонова Ю.Г.»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНО–ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
Автор:
Комракова Лариса Юрьевна
Учитель изобразительного искусства и черчения
Учитель высшей квалификационной категории
2012
2. Аннотация
В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается, что система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие молодежи, ее творческих способностей, умений самореализации.
Обучение учащихся декоративно-прикладному искусству и проектированию ориентировано на гуманитарную культуру, опирается на содержание основного образования, где осуществляется непрерывность образования.
Эстетическая ценность декоративно-прикладной деятельности учащихся  заключается в познании народного творчества, сохранении связи времен, исторической памяти поколений, народного мировоззрения.
Важнейшей функцией образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры. Воспитание формирует образ человека культуры, его родовые культурные качества, в числе которых приоритетным является художественное творчество. Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность. Эта особая роль эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, эстетическое освоение и отражение действительности в процессе художественно-творческой деятельности.
Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, творить.
Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна ни творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной, педагогической. Эстетическое воспитание влияет на личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, которое является важным фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность школьника.
В современных условиях, в связи с ориентацией образования на воспитание человека культуры, возникла потребность возрождения
культурных ценностей народа. Возрождение культурных ценностей народа и приобщение школьников к национальной культуре народов России имеет неоценимую значимость в современных условиях развития общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования, формирует устойчивое понимание у школьников о развитии материальной и духовной культуры, о значимости человека в приумножении культурных ценностей, помогает понять полигамность образов народного творчества,  как основы коммуникаций людей разных национальностей и исторических эпох, подтверждает причастность личности к материальному и духовному миру своего народа, к общечеловеческим ценностям. Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней целостностью и нравственной, духовной устойчивостью на всем протяжении своего существования.
В структуру Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации входят образовательные области "Искусство" (музыка, ИЗО, МХК), "Ознакомление с окружающим миром", "Технология", включающая "Изобразительное искусство и художественный труд", "Обязательные занятия, занятия по выбору", Внеурочная деятельность, направления которой составляют «Художественно-эстетическое», «Научно-познавательное», «Патриотическое», «Общественно-полезная деятельность», «Проектная деятельность», что дает возможность обеспечивать формирование личностных качеств учащихся в соответствии с общечеловеческими идеалами, культурными традициями народов Российской Федерации. Составной частью каждой из этих образовательных областей является декоративно-прикладное искусство. Широкий выбор представленных в Базисном учебном плане областей дает возможность углубленного изучения учащимися декоративно-прикладного искусства как неотъемлемой части мировой художественной культуры для эстетического воспитания.
3. Актуальность
В связи с современными социокультурными потребностями общества возникли новые проблемы гражданского, духовного, нравственного, профессионального самоопределения личности. В системе мер, обеспечивающих развитие стран и народов, культуры и духовности, образование считается ключевым компонентом, к качеству которого предъявляются серьезные требования. Особую актуальность в последнее время приобретает проблема эстетического воспитания подрастающего поколения, возрождение традиций культуры народов Российской Федерации, особенности традиций разных видов декоративно-прикладного искусства. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Глобальной задачей в современном мире является создание единого европейского пространства. С какими ценностями войдем мы в мир европейской культуры? Как выбрать правильный путь выпускнику нашей школы? Как сориентироваться в современном мире?
Важнейшей функцией отечественного образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры общечеловеческой (классической), этнической (региональной и национальной), где формируется образ человека культуры, его родовые культурные качества. Сегодня в условиях становления системы образования художественно-эстетическое воспитание школьников приобретает особую роль. Это обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни. Однако, вопросам приобщения учащихся к национальной и региональной культуре, ремёслам, развития их художественно-прикладных способностей и умений уделяется недостаточное внимание.
Актуальность изучения народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания усиливается в связи с необходимостью сглаживания возникших межнациональных противоречий. Эстетическое воспитание, приобщение детей к творчеству - надежный путь формирования человека высокой нравственности и культуры.
Процесс познания и радость творчества в народном искусстве неотделимы друг от друга, тесно переплетены. Именно поэтому его роль в эстетическом, трудовом, нравственном воспитании подрастающего поколения велика.
Сегодня художественно-эстетическое воспитание является важным звеном целостного образования. Это обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество, уровень художественного образования, развитие художественных способностей и эстетическое воспитание школьников.
4. Цели и задачи проекта
Цель проекта :
Формирование знаний, умений и навыков;
с условием перехода к идеологии развития на основе лично-ориентированной модели образования через исследовательские, проектные и творческие методы обучения.
Задачи проекта :
- Выявить, учесть и развить творческие способности;
- Развить индивидуальные познавательные способности каждого обучающегося;
- Максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт обучающегося;
- Фронтально приобщить обучающегося к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
5. Содержание проекта
В Конвенции о правах ребенка особо подчеркивается, что государства-участники согласны в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
- «развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
- воспитание уважения к правам человека и основным свободам, … его культурной самобытности, … к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
- воспитание уважения к окружающей природе»
Содержание образовательно-воспитательного процесса необходимо направлять на освоение учащимися приоритетных направлений базовой культуры – культуры жизненного самоопределения; нравственной культуры; интеллектуальной, экологической, физической и художественной культуры в «целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства».
Основным условием культурно-личностного творческого развития школьников является активное включение их во все виды деятельности – от исполнительской до творческой. Решение этих задач осуществляется «в образовательных учреждениях дополнительного образования (…на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества…». Результат процесса обучения (знания, умения, практический опыт творчества) направлены на преобразование и улучшение социальной среды учащегося, так как формирование творческой личности возможно лишь в процессе творческой деятельности. Искусство является способом практически-духовного освоения мира, образной моделью человеческой жизнедеятельности. Художественно-творческая деятельность в известном смысле рассматривается как модель творческого процесса вообще. На всех возрастных этапах она выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение человека, важнейшим средством приобщения его к общечеловеческим духовным ценностям через собственный опыт. «Искусство рождается тогда, - писал В.А. Фаворский, - когда человек любит делать вещи и в этих вещах передавать свою любовь к родной природе и людям». Исчезали цивилизации, уходили мастера, многие из которых не оставив своих имен, но оставив в наследство будущим поколениям сотканные, вышитые, расписанные ткани, ковровые и керамические изделия, резьбу по дереву и камню, и многое другое. Это искусство и сегодня поражает яркостью, красочностью и особым жизнеутверждающим характером, делающее нашу жизнь красивей, уютней и теплее.
На формирование ребенка влияет жизнь общества, «пространство социума», культурное пространство народа и этноса, природа. Каждый ребенок, как и взрослый человек – «это личность, тысячами нитей связанная со своим временем, со своей ближней и дальней средой, с народом, к которому он принадлежит, с человечеством; - это индивидуальность со своим видением мира, места человека в этом мире, со своей единой внутренней жизнью». Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-образная модель мира, в которой отражаются актуальные грани, части, аспекты мира и его основных элементов: человека, общества, цивилизации, природы». Каждый отдельный художественный образ – «это клеточка единого организма – художественного образа мира». Важнейшей функцией эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления. «В художественном образе как форме мышления, - писал Герасимов А.С., - сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации.
Большой акцент делается на использование аудио-, видео- и интерактивных ресурсов.
С появлением компьютеров в школе внедрение компьютерных технологий сегодня стало доступно учителю и учащимся.
Компьютер позволяет решить следующие проблемы:
-индивидуализация и дифференциация
- мотивация обучения
- дефицит времени
Для того, чтобы подготовить ученика к активному овладению декоративно-прикладного искусства я стараюсь уже с 5 класса использовать разные формы обучения, связанные с Интернет-ресурсами такие как мультимедийные проекты учащихся , видео-файлы, рекламные материалы, презентации, проектирование, конструирование и моделирование. Информационные технологии позволяют сегодня создать на уроке творческую среду и наполнить содержание обучения материалами, которые демонстрируют современные средства изображения и актуальный искусствоведческий материал, интересный современным подросткам.
Разработка собственных мультимедийных материалов презентационного характера является процессом довольно трудоемким и требующим особых навыков. Однако это позволяет создавать особую обстановку на уроке – атмосферу творчества, которая способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, приводит к повышению качества работы.
Мною накоплено большое количество творческих проектных работ и
мультимедийных презентаций. Программы кратковременных курсов: «Батик» для оформления кабинета и выставок в школе, «Ниткография», «Интерьер и приемы его декорирования».
Эффективность содержания обучения декоративно-прикладному искусству определяет степень проникновения художественных ценностей в поведение и деятельность детей, в индивидуальный опыт, мировоззрение, поведение. Исследования по проблеме детского художественного творчества доказывают, что освоение детьми различных видов искусства стимулирует формирование их художественно-творческой деятельности. Занятия декоративно-прикладным искусством развивают зрение, осязание, художественно-образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную среду, раскрывают творческий потенциал личности.
Проект – это самостоятельная работа обучающегося по определенной теме, связанной с изучением декоративно-прикладного искусства, конструирования и моделирования.
Формирование знаний, умений и навыков с переходом к идеологии развития на основе лично-ориентированной модели образования, через исследовательские, творческие методы обучения.
- поиск и отбор информации в Интернете;
- использование различных форм представления информации;
- погружение в историю;
- самостоятельная поисково - исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- изучение и анализ специализированной литературы.
Совместная творческая деятельность учителя и учащихся
Организационно-подготовительный этап.
Создание технологической карты
Последовательность (этапы) выполнения проекта
Заключительный этап
Подведение итогов
Защита проекта
№ п/пСтадия выполнения проекта Деятельность учащихся Деятельность учителя
Организационно-подготовительный этап
1 Поиск проблемы Слушает учителя, анализирует
услышанное Ставит перед
учащимися проблемы; предлагает
банк проектов;
раскрывает требования
к проектам, технологию их выполнения
2 Выборы обоснование проекта Осуществляет маркетинговые исследования; выявляет потребности, интеллектуальные и материальные возможности самого и школы Наблюдает
за учащимися; консультирует; контролирует; участвует в принятии решения
3 Анализ предстоящей деятельности Анализирует предстоящую деятельность, разрабатывает «звездочку» обдумывания Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
4 Разработка различных вариантов выполнения проектов Истории проекта, рисунки, схемы Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
5 Выбор оптимального варианта Выбирает из многих вариантов Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
6 Подбор материала Разрабатывает «звездочки», обдумывание «материалы», «оборудование» Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
7 Разработка технологического процесса и конструкторско – технологической документации Выбирает, анализирует рациональную технологию, составляет технологическую карту, чертежи, схемы, эскизы, осуществляет конструирование, моделирование Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
8 Организация рабочего места Подбирает и размещает на рабочем месте, материалы, инструменты и приспособления Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
Технологическая карта
1 Выполнение технологических операций Подбирает режим обработки; осуществляет контроль; качество обработки изделия Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
2 Самоконтроль своей деятельности Осуществляет самоконтроль своей деятельности, вносят изменения в технологический процесс Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
3 Корректирование технологического процесса Корректирует последовательность, режим обработки, последовательность сборки Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
4 Соблюдение технологической трудовой дисциплины, культуры труда Контролирует технологический процесс; соблюдает технологическую и трудовую дисциплину, контролирует организацию рабочего места Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
Заключительный этап
1 Контроль и испытание изделия Осуществляет контроль и корректировку параметров изделия, производит испытания изделия Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
2 Корректировка документации Подготовка документации к защите (проект, чертежи, рисунки, эскизы, технологические карты) Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
3 Экономно-экологическое обоснование Рассчитывает себестоимость изделия. Проводит экологическую экспертизу Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
4 Мини - маркетинговые исследования Разрабатывает рекламу, товарный знак изделия, поиск реализации товара Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
5 Подведение итогов Самоанализ достоинств, недостатков проекта, самооценка, перспектива производства
Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.
6 Защита проекта Доклад, демонстрация, ответы на вопросы Слушает, участвует в оценке проекта
Последовательность (этапы) выполнения творческого проекта.
Название этапа Содержание работы
Постановка
проблемы Учитель ставит перед учащимися проблему, предлагает банк проектов: раскрывает требования к проектам, технологию выполнения и критерии оценки
Исследование идеи Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (книги, журналы, теле- и видео, реклама), учащиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации
Обоснование
темы и проекта Определение темы проекта. Анализ предстоящей деятельности – составление «звездочки обдумывания»
Исследование объекта,
проектирование Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование (выполнение набросков), эксклюзивное проектирование моделей. Изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн – анализ.
Развитие идей Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием:
- выбор материалов, инструментов, оборудование;
- предварительные экономические расчеты, себестоимости;
- мини - маркетинговые исследования;
- экологические ограничения и достоинства проекта;
- конструирование-моделирование, изготовление изделия.
Планирование Разработка национальной технологии и изготовление с учетом требований дизайна. Уточнение и построение четких планов. Разработка технологических карт.
Организация и технология
изготовления проекта Организация рабочего места. Конструирование, технологическая обработка материалов.
Экологическое обоснование Проведение экологической экспертизы изделия. Подсчет себестоимости изготовленного изделия, предлагаемой прибыли и сроком окупаемости. Разработка рекламы товарного знака изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проектов.
Подведение итогов Подготовка документации к защите. Самооценка проекта (достоинства и недостатки, самооценка результатов). Перспективы производства.
Защита проекта Доклад, демонстрация, ответы на вопросы.
Ресурсы
Информационные ресурсы: Интернет, видеофильмы, телепередачи, мультимедийные курсы.
Организационные ресурсы: план, чёткая организация урока, внеклассных мероприятий.
Мотивационные ресурсы: поиск проблемы, анализ предстоящей деятельности, разработка различных вариантов выполнения.
Кадровые ресурсы: педагогические работники школы.
Научно-методические ресурсы: методическая литература, курсовая переподготовка, обобщение педагогического опыта.
Материально-технические ресурсы: «Закон об образовании»,» «Новые государственные стандарты по изобразительному искусству».
Таблицы ТСО, обучающие диски, мультимедийное оборудование.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Государственный стандарт по технологии, Устав школы.
7. Партнеры
Моя творческая лаборатория – результат многолетнего поиска, вдумчивого освоения инновационных технологий, смелого внедрения научно- методических новинок.
Сущность моей педагогической деятельности заключается в формировании прочных, осознанных знаний учащихся, развитии творческих, индивидуальных способностей школьников через оптимальное сочетание форм, методов и средств обучения, конструирование уроков различного типа.
Руководствуясь в своей работе принципами гуманистической педагогики, осуществляя обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, успешно обеспечиваю надлежащий уровень базового стандарта.
Отвечая на запросы учащихся и их родителей, я постоянно работаю над повышением качества обучения и воспитания на основе обновления содержания образования, применения современных педагогических технологий и совершенствования своего педагогического мастерства, своего научно-профессионального уровня. Являясь слушателем многих курсов повышения квалификации, проводимых АУ ДПО ИРО, мне удается воплощать в реальность передовые педагогические идеи.
Внедрение проекта не требовало больших финансовых и материально-технических затрат. Самое сложное было заинтересовать учителей различных предметов в выполнении обучающимися межпредметных проектов
Я - человек постоянно ищущий, очень восприимчива ко всему новому и интересному, преподаю свой предмет в соответствии с современными требованиями, результативно использую свои личностные и профессиональные резервы, работаю по законам творчества, используя собственный творческий потенциал.
А дети доказывают мою компетентность победами на различных школьных, городских, окружных творческих выставках, конференциях, конкурсах.
Коллеги оценивают меня как человека, обладающего профессиональной гибкостью чуткого, умеющего сопереживать и оказать поддержку в трудную минуту; родители – как отзывчивую, думающую и творчески действующую личность; учащиеся – как доброго, знающего товарища, с которым можно добиться успеха.
8. Целевая аудитория
Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социуме и адаптации в нём. Поэтому целью школьного образования сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация выпускников. Для этого необходимо отойти от «классического» формирования знаний, умений и навыков и перехода к идеологии развития на основе лично-ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. Среди них метод проектов рассматривается как основной вид учебной деятельности.
Отбор участников основан на принципе добровольности и заинтересованности в расширении знаний по представленным видам декоративно-прикладного искусства ориентировано на создание изделия или макета в материале
Критерием развития эмоционально-образной сферы выступает комфортность учащегося в образовательном пространстве, его увлечённость и интерес к тому, что он делает.
Критерием развития деятельностной сферы рассматриваю умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.
 На разных этапах урока, в зависимости от конкретных целей и задач я использую разнообразные интерактивные ресурсы.
Например:
аудиоматериалы, которые позволяют развивать навыки аудирования,;
видеофильмы, приобщающие учащихся к культуре страны , региона, мировой художественной культуре;
мультимедийные обучающие программы, помогающие развивать художественный и эстетические навыки;
видеопроектор помогает излагать новый материал увлекательно; использовать разные виды мультимедийных ресурсов
Основные субъекты, вовлечённые в осуществление педагогического проекта – обучающиеся 5-9 классов.
В свою творческую работу вовлекаю все больше и больше учеников. Больше всего мне нравилось проводить с ними дизайн-анализ несложных изделий: кусочки ткани, бисер, кожа, пластиковые бутылки, вторсырье и многое другое. Школьники чувствовали себя настоящими исследователями. Для работы по методу проектов разработан целый комплекс упражнений, работая над которыми обучающиеся получают не только какие-то знания, но и удовольствие. Какое удивление появлялось у учащихся 5-6 классов, когда они узнавали, что из картона и коробок от радиоаппаратуры они будут создавать макет средневекового замка, но не все одинаково, а так, как они придумают сами. У 7 классов темы проектов становятся все более серьезными: макет «Русская изба с интерьером», папье-маше «Игрушка», папье-маше «Волшебный поднос». Вот здесь и приходится задумываться об использовании методов проектов. Так как я не являюсь строителем, сантехником, электриком и т.д., метод проекта могут позволить учителю и учащимся выходить не только за пределы предмета, но и за пределы школы.
План реализации проекта
На первом этапе (2008-2009 г.г.). Поисково-ознакомительный. Изучались проблемы преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе. Проектирование и ДПИ в начальной школе (скульптура, изделия из папье-маше, построение)
На втором этапе (2009-2010 г.г.) Анализировались литературные источники, осуществлялось изучение состояния проблемы, степени ее разработанности, определялась методология исследования, разрабатывалась ее методика, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи, методы исследования. Изучалось состояние художественно-эстетического воспитания в современной школе.
На третьем этапе (2010-2011 г.г.) Проводились практические и теоретические занятия по проектированию и моделированию в 5 классе, уточнялись теоретические позиции, определялось содержание опытно-экспериментальной работы, проводилась экспериментальная проверка содержания обучения декоративно-прикладному искусству как на уроках, так и в кружковой деятельности.
На четвертом этапе (2011-2012г.г.) Проводились практические и теоретические занятия по проектированию и моделированию в 6 классе. Определялась база, проверялись эффективные педагогические средства обучения, активизирующие умения и навыки обучающихся во время занятий декоративно-прикладным искусством, проектированием и моделированием. (макет из бумаги «Средневековый замок)
На пятом этапе (2012-2013 г.г.) Проводились практические и теоретические занятия по проектированию и моделированию в 7 классе (Макет русской избы). Осуществлялись анализ и обобщение полученного исследовательского материала, проверялась, уточнялась интегрированная модель сравнение контрольных и экспериментальных групп) обучения декоративно-прикладному искусству учащихся, разработка методических и наглядных пособий. Проводилась теоретическая и практическая работа по оформлению проектов коттеджей и внутренней планировки интерьера по строительному черчению в 9-10 классах с использованием программы 3home deluxe.
10.Ожидаемые результаты
Стабильные результаты своей качественной успеваемости на протяжении нескольких лет. Отсутствие неудовлетворительных результатов по ИЗО и черчению по итогам учебного года.
Высокие результаты ГИА.
Большое количество призовых мест на ежегодных городских , окружных и Всероссийских конкурсах детского творчества.
Разработка мультимедийных презентаций проектов по ИЗО, ДПИ, моделированию и конструированию учащимися к тематическим урокам
Доступность используемых материалов для проектов
Заинтересованность учащихся 5-9 классов в участии школьных олимпиад по ИЗО и черчению
Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся
Предлагаемый опыт предназначен для учителей ИЗО, МХК, технологии, родителей и классных руководителей, которые заинтересованы в личностном росте своих учеников и детей, стремятся помочь ребенку в процессе формирования социально активной личности, пробудить в нем потребность в самореализации. Из данного опыта могут быть взяты отдельные темы, творческие игры, проектные работы, диагностические методики, упражнения, а так же программа курса «Развитие личности ребенка в процессе декоративно-прикладной деятельности и проектирования»
Оценивание результатов проектной деятельности:
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи участников проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;
рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика изготовления проекта;
творческий замысел
В результате работы по проектной методике в течение года,  мною отмечены следующие положительные результаты обучения:
учащиеся самостоятельно освоили изученный материал по теме,  расширив тем самым кругозор;
совершенствовали навыки работы с разным материалом (текстиль, картон, бумага, металл), отбора, систематизации, представления информации;
повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт работы в парах,  группах сменного состава;
состоялось и развивается эффективное сотрудничество учеников с учителями информатики, истории, литературы, иностранного языка, МХК;
наблюдается повышение интереса и желания учеников продолжать работу и популяризировать ее среди сверстников (проведена мини-выставка в кабинете ИЗО для 5-7 классов).
Мною разработаны:
Программа элективного курса «Черчение с элементами инженерной графики» для 9-11 класса
Разработан и апробирован спецкурс для обучающихся 10 класса «Черчение с элементами начертательной геометрии и инженерной графики»
Создана система индивидуальной работы с обучающимися для участия в городских, окружных, региональных и Всероссийских конкурсах ; есть победители городских, окружных, региональных и Всероссийских конкурсов детского творчества.
Рабочая программа дополнительного образования «Юный художник» для 7-8 класса
Диагностический тест по черчению для выпускника 9 класса.
Сценарий интеллектуальной игры «Брейн-ринг» для 5-6 и 7-8 классов
Тестовые задания по ИЗО для учащихся 5-7 классов
Тесты для проведения самостоятельной работы по «Искусству» для учащихся
5-7 классов
Учащиеся являются постоянными участниками, победителями и призерами городских, окружных, региональных и Всероссийских конкурсов детского творчества:
Темы
Фамилии
Год участия возраст участников Результат
Награды
1. Всероссийский фестиваль «Пасха красная» Туманова
Наталья
Гуженко
Елизавета
Петросян
Вероника
Кашина Алина 2012
11-13 лет 1 место
1 место
3 место
3 место
Диплом
Диплом
Диплом
Диплом
2.Городской конкурс «Правила дорожного движения знай и соблюдай» Нанивская
Ксения
Малых Артем
Кашина Алина
Тристан
Екатерина
Блинова
Екатерина 2011
10-12 лет
2012
12-13 лет
3 место
3 место 2 место
2место
3место Грамота
Грамота
Грамота
Грамота
Грамота
3.Окружной конкурс экологических листовок в рамках окружного экологического марафона «Моя Югра - моя планета» Пьянкина
Екатерина
Медведева
Елена
Низамова
Алла 2012
12-14 лет 1 место
1 место
1 место Грамота
Грамота
Грамота
4.Конкурс Главы города Ханты-Мансийска «Создание эмблемы 430-летия города Ханты-Мансийска» Краснопевцева Надежда
Низамова
Алла
Краева
Елизавета 2011
12-14 лет 1 место
1 место
1 место Диплом
Диплом
Диплом
5.Конкурс «Адрес детства-город Ханты-Мансийск» Гаевская
Елизавета 2011
11-14 лет 2 место Диплом
Результаты участия в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников
В 2010 году приняло участие 34 учащихся с 5 по 8 класс. На каждой параллели по 3 победителя.
В 2011 году приняло участие 42 учащихся с 5 по 8 класс. На каждой параллели по 3 победителя.
В 2012 году приняло участие 60 учащихся с 5 по 8 класс. На каждой параллели по 3 победителя.
Результаты уровня качества знаний за последние 5 лет
Учебный год Классы Качественная
успеваемость
2008-2009 5-7 92%
2009-2010 5-7 94%
2010-2011 5-7 95%
2011-2012 5-7 96%
2012-2013 5-7 98%
«Почетные грамоты, благодарности и награды»
№ Название документа Содержание Кем выдан Когда выдан
1 Почетная грамота
Думы города Ханты-Мансийска За добросовестный труд и высокий профессионализм и в связи с празднованием Дня учителя Председатель Думы города Ханты-Мансийска 2009 год
2 Почетная грамота Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - ЮгрыЗа многолетний плодотворный труд, профессиональные успехи и большой личный вклад в дело воспитания и образования подрастающего поколения Директор Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры2009 год
3 Благодарственное письмо Главы города Ханты-Мансийска За многолетний труд и в связи с празднованием 430-летия г.Ханты-Мансийска Глава города Ханты-Мансийска
2011 год
4 Благодарственное письмо
Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска За творческую инициативу, профессионализм и активную жизненную позицию Департамент образования
Администрации города Ханты-Мансийска 2011 год
5 Благодарственное письмо За добросовестное отношение к работе в молодежно-трудовых отрядах на территории г.Ханты-Мансийска Муниципальное учреждение «Молодежный центр» 2012 год
6. Почетная грамота Комитет по образованию города Ханты-Мансийска За трудолюбие и верность благородному делу в организации летней оздоровительной кампании Комитет по образованию города Ханты-Мансийска 2010 год
7. Благодарственное письмо Департамента образования
Администрации города Ханты-Мансийска За воспитание чувства любви к родному краю, подготовку призера конкурсной программы «Адрес детства-Ханты-Мансийск» Департамент образования
Администрации города Ханты-Мансийска 2011 год
8. Благодарственное письмо профсоюза работников народного образования и науки РФ За многолетний плодотворный труд, талант и мастерство.
Горком профсоюзов 2012 год
9. Грамота Комитет по образованию города Ханты-Мансийска «Мастер –золотые руки» -качественную подготовку учащихся по начальному техническому моделированию Комитет по образованию города Ханты-Мансийска 2011 год
11. Перспективы дальнейшего развития
Проектный метод обучения ориентирован на проявление и формирование именно творческих способностей учащихся, но этой же цели отвечают и некоторые модули содержания изобразительного искусства. Речь идет о декоративно-прикладном творчестве, художественных ремеслах, обучение которым имеет ярко выраженную художественно-эстетическую направленность, способствует формированию активности к саморазвитию. Современные исследователи считают основным в воздействии творчества на человека его способность развивать познавательный, созидательный, ценностно-ориентационный и коммуникативный потенциалы личности.
В свете последних изменений в обществе и требований к
образованию поступает социальный заказ от государства и родителей.
В ходе изучения образовательной ситуации социального заказа были вычленены следующие противоречия:
между заявленным уровнем профессионального самоопределения
и низкой мотивацией учащихся к осознанному выбору профессионального и образовательного маршрута;
между необходимостью осознанного выбора
профессионального маршрута и незнанием учащихся своих
способностей, индивидуальных особенностей возможностей;
между многообразием современных профессий и низкой информированностью учащихся о мире профессий.
Перспективы дальнейшего развития проекта – это создание условий для расширения системы представлений о мире профессий, через содержание программы курса «Твоя профессиональная карьера».
12. Литература
Белова Е.С. Одаренность: раскрыть, понять, поддержать. - М.: Педагогика, 1998.
Болотов В.А., Сериков В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе», «Педагогика № 10, 2003.
Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. – М.: 1997.
Дьяченко О.М. Одаренный ребенок. – М.: Педагогика, 1997.
Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Педагогика, 1996 .
Лейтес Н.С.Способности и одарённость в детские годы. - М.: Знание, 1997.
Матюшкин А.М. Загадки одарённости. – М.: Школа-пресс, 1993.
Моляко В.А. Творческая одарённость и воспитание творческой личности. – М.: Прогресс, 1997.
0бухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. / / Народное образование, №10, 1999.
Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С Полат - М., 2000.
Рензулли Дж. С. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
Туник Е.С. Опросник креативности Рензулли // Школьный психолог, 2004. - № 4. - с.14-17.
22.Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М.: Школа-пресс, 2000.
23.Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М.: Педагогика, 1996.