«Методические рекомендации по профессионально-прикладной физической подготовке студентов энергетического профиля»


Руководитель физического воспитания
СОГБПОУ «Десногорский энергетический колледж»
Н.Н. Чернышёва
6875780-46037500
«Методические рекомендации по профессионально-прикладной физической подготовке студентов энергетического профиля»
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
Сократ
Электричество шло «бок о бок» с человеком на протяжении столетий. Долгое время таинственные природные явления и взаимодействия тел давали пищу для размышлений философам-материалистам и учёным. 
В наше время в связи с быстрым ростом электрификации существует несколько десятков профессий и специальностей энергетического профиля.
Сегодня «электрическая сила» встала на службу людям. Её эффективное, безопасное использование заслуга квалифицированных специалистов. Именно они помогают проводить «волшебный свет» в наши дома, создавая в них комфорт и уют. 
Электрики - это в первую очередь, специалисты по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту электрического и электромеханического оборудования на производстве и в быту. Сфера просто огромная: все начинается с розеток, автоматических выключателей, бытовой электропроводки, а заканчивается наладкой и монтажом электрооборудования, ремонтом кабельных и воздушных линий электропередач, техническим обслуживанием релейной защиты и автоматики, средств измерения и учета. Этот список можно долго и долго продолжать, потому как сфера обслуживания действительно очень велика. 
В условиях реформ трудовая деятельность становиться все напряженней. Современное производство требует от рабочего не только высокой квалификации, но и хорошей физической подготовки.
Программа физического воспитания в колледжах составлена по видовому признаку. В основу распределения часов положены основные виды спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол и др.), лыжная подготовка, плавание, и виды спорта по выбору на каждый из которых, отведено определённое количество часов. Секционная работа может осуществляться по более широкому набору видов спорта, с учетом их профессионально-прикладного значения. Любой из видов спорта для определённых профессий может быть прикладным.
Прикладной характер физического воспитания базируется на профессиографии – всестороннем глубоком изучении профессии и тех требований, которые она предъявляет к физическому состоянию специалиста и его личностным качествам.
На основе ключевых функций, личностных и двигательных качеств, к которым предъявляются повышенные требования, производится отбор наиболее эффективных средств и методов физического воспитания, в том числе видов спорта и их элементов. При этом ключевые системы и функции определяются по уровню функциональной нагрузки и утомляемости в трудовом процессе.
Основным методом разработки программы профессиональной двигательной подготовки к различным видам труда является составление профессиограмм. Профессиограмма – это описание параметров, характеризующих ту или иную профессию, включая перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику. Строится профессиограмма главным образом исходя из результатов анализа трудовой деятельности, а также опроса наблюдателей, экспертов в данной профессии и специалистов.
 Профессия электрика предполагает наличие определенных качеств, которыми должен обладать человек, претендующий на эту должность. Кроме специального образования, являющегося обязательным, есть еще несколько личных качеств, без которых стать профессионалом невозможно.
Требования к электрикам
Работа электриком очень опасна, поэтому человек должен быть внимательным и ответственным. Эти качества помогут не только избежать аварий, но и сохранить жизнь. Ответственность электрик несет не только за себя, но и за коллег.
Как и любой другой специалист технического направления, электрик должен иметь технический склад ума. Это помогает ему представить схему проводки и быстро найти неисправный элемент.
Скорость реакции также играет немаловажную роль. Быстрое реагирование может предотвратить аварию и уменьшить ее последствия.
Осторожность и аккуратность входят в число личных качеств, которые должны присутствовать у электрика.
Список можно продолжать и дальше, но вышеперечисленные качества являются обязательными, так как влияют не только на качество работы, но и помогают избежать несчастных случаев.
В ремонте и испытаниях сложного электрооборудования характерно восприятие и переработка большого объема зрительной и слуховой информации, большой объем разнообразных двигательных действий, включающих более 2/3 мышц и отличающихся частой изменчивостью двигательных задач и вариативностью состава действий, вынужденными позами стоя, сидя, присев.
Электротехнический персонал, обеспечивающий бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию электрооборудования, может, а чаще должен, при отсутствии подъемных механизмов снимать электроустановки весом 16 кг и более, спускать и поднимать вручную предметы весом до 32 кг, переносить тяжести на руках до 50 кг, на спине - до 80 кг.
Хорошее зрение, правильное цветовосприятие, отличный слух, позволит при испытаниях электрических машин и аппаратов выявить по характеру шума их неисправность.
Важно иметь хороший вестибулярный аппарат, обеспечивающий высокую координацию и точность движения рук.
Неотъемлемыми качествами должны быть ловкость, быстрая реакция, хорошая долговременная память, наглядно-образное мышление, умение сосредоточиться, внимательность.
Необходимы также статическая выносливость мышц рук, спины, ног, навыки переноски и передвижения грузов.
В эмоциональном плане - это работа с повышенной ответственностью, часто в условиях дефицита времени в связи с тем, что энергообеспечение должно быть бесперебойным.
В связи с большим количеством объектов обслуживания на значительной территории, необходим значительный объем оперативной памяти.
Нередки в работе специалиста этой области внештатные ситуации, где необходимо принимать быстрые и эффективные решения.
Характеризуя микроклимат производственной деятельности, отметим широкий ее диапазон в течение рабочего дня и года: от благоприятных условий кабинета до неблагоприятных на открытом воздухе или запыленных, загазованных и влажных помещений.
Обязанности электрика
Обязанности электрика во многом зависят от его разряда и места работы. Но можно выделить несколько обязанностей, которые характерны для этой профессии: обслуживание и ремонт электрооборудования и электропроводки; прокладывание силовых кабелей и проводки; расчет необходимого сечения силовых кабелей; составление схемы электроснабжения помещения; монтаж электропроводки и подключение нового оборудования; усовершенствование схемы электропроводки при подключении новых мощностей. Работа электриком предполагает постоянный контроль за состоянием электропроводки и оборудования без напоминания со стороны руководства. Обязанности работника предприятия могут быть расширены, но все работы, которые он должен выполнять, прописаны в должностной инструкции.
Медицинские ограничения
Профессия электрик имеет достаточно серьезные медицинские ограничения, так как некоторые нарушения в здоровье могут стать причиной возникновения аварийных ситуаций. Электриками не могут быть люди с заболеваниями опорно-двигательной системы, которые могут вызвать нарушение координации движений. Также не допускаются к работам люди с нарушениями зрения, которые не корректируются очками или линзами. Расстройства нервной системы, некоторые заболевания сердца и легких могут стать причиной профнепригодности. Профессия электрик подразумевает также работы на высоте, поэтому внезапный приступ астмы или эпилепсии может стать причиной аварии.
Изучив профессиограмму, поставлены задачи развития общей выносливости, силы мышц плечевого пояса, спины, рук, туловища, совершенствования координации и точности движений рекомендованы соответствующие комплексы физических упражнений и элементы видов спорта.
Виды спорта, по словам профессора В.В.Белиновича, являются наиболее адекватным средством развития и воспитания необходимых трудовых качеств.
Для развития мышц спины всего туловища рекомендована спортивная гимнастика: различные упражнения на перекладине, брусьях, упражнения с отягощениями (гантели, штанга, эспандеры, набивные мячи, резиновые амортизаторы). Также упражнения в парах с сопротивлением партнера, гимнастическая полоса препятствий, лазание по канату с помощью ног и на одних руках. Для формирования навыков в координации движений рук и туловища достаточно эффективным средством решения поставленных задач являются развивающие упражнения, как без предметов, так и с помощью них.
Особое место для координации движений занимают спортивные игры – баскетбол, волейбол.
В баскетболе выделены упражнения, эффективно влияющие на координацию: передачи мяча в парах, на точность передач и быстроту приема, ведение мяча с изменением направления и скорости, броски в кольцо с различных точек одной и двумя руками, да и сама игра в целом очень положительно влияет на координацию движений.
Из волейбола рекомендованы сочетания различных перемещений с передачей мяча сверху и приемом снизу, передачу мяча у сетки и в прыжке через сетку, передачу мяча сверху стоя спиной к цепи, нападающий удар, а сама игра в волейбол послужит совершенствованию зрительной чувствительности обучающихся.
Из раздела легкой атлетики для этих целей можно использовать бег на средние и длинные дистанции, всевозможные беговые упражнения, эстафеты с предметами и без них.
Лыжный спорт воспитывает выносливость и закаленность к холоду, быстроту передвижения на местности в условиях бездорожья и решительных действий.
Самомассаж и корригирующая гимнастика
Для сегментов тела, несущих основную нагрузку при выполнении профессиональных действий, рекомендуем массаж и самомассаж. Выделены основные приемы самомассажа - поглаживание, разминание, растирание, потряхивания.
Самомассаж рекомендуется в следующей последовательности:
большеберцовой мышцы, затем - круговые движения в голеностопном суставе;
икроножной мышцы, затем - сгибание и разгибание ноги в коленном суставе;
пояснично-крестцового отдела, затем - приседания;
кисти, затем - сгибание и разгибание пальцев рук и вращения в луче-запястном суставе;
предплечья, затем - разведение пальцев;
дельтовидной мышцы, затем - вращение рукой в плечевом суставе;
шеи спереди и сзади, затем - 3-4 раза наклоны головы вперед-назад, влево-вправо.
Самомассаж большеберцовой и дельтовидной мышц, а также предплечья, кисти и шеи включает поглаживание, разминание, растирание. При самомассаже икроножной мышцы - применять потряхивание.
Для профилактики утомления глаз одним из лучших упражнений для глаз, значительно ускоряющим процесс расслабления глазных мышц и улучшающим кровообращение, восстанавливающим функциональные свойства сетчатки глаза, рекомендуем двухминутный «пальминг» - искусственное затемнение руками, а так же:
Гимнастика по Колпакову для профилактики утомления глаз
Все упражнения выполняйте с закрытыми глазами!
1. Медленно поднимите глаза к верху и задержите их в этом положении, сосчитав до 5. Затем медленно посмотрите вперед на счет 1. Повторите движение глаз вверх и вперед.
2. Поверните глаза влево, затем вправо с максимальной амплитудой, фиксируя их в этих положениях насчет 1.
3. Поверните глаза влево с максимальной амплитудой на счет до 10.
4. Поверните глаза вправо с максимальной амплитудой на счет до 10.
5. Посмотрите вперед. На счет 1 сведите глаза к переносице и указательными пальцами помогите довести это движение до того момента, когда почувствуете напряжение в мышцах глаз. На счет до 5 разведите глаза в разные стороны и также помогите пальцами довести это движение до появления напряжения в мышцах глаз.
6. Зажмурьтесь и задержитесь в таком положении на счет до 6. Затем расслабьте мимические мышцы лица, откройте глаза и сохраните это положение на счет до 3.
Аутотренинг (мотивационные тексты)
Внедрение в педагогический процесс аутотренинга (мотивационные тексты) позволит овладеть приемами само принуждения к принятию трудных решений и их исполнению. Эти приемы, выраженные в словесной форме, они являются мощным стимулом поведения и приобрели реальную силу в двигательной деятельности. На учебно-тренировочных занятиях выполнение двигательных действий, связанных с преодолением препятствий, уместно предварять словесными само указаниями и само приказами: «Будь увереннее, смелее!», «Будь внимательнее!», «Не ошибись!», «Настройся!», «Войди в состояние готовности!», «Терпи!», «Повысить темп!» и т.п.Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта.
Более пятидесяти лет назад Н. А. Семашко писал: "Не установлением норм нагрузки надо решать вопрос, а регулированием характера постановки работы... Нужно, во-первых, не забывать, что физкультура продолжается 24 часа в сутки... во-вторых, точно дозировать по полу и возрасту физические упражнения..."
Таким образом, физкультура, составной частью которой является профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), - это неотъемлемый элемент научной организации труда (НОТ). Без осознания этого стать профессионалом сегодня почти невозможно.
Список информационных ресурсов:
https://www.google.ruhttp://nsportal.ru/page/poisk-po-saituhttp://profigrama.ru/ - электрик,
http://www.omprofcentr.ru/ - техник-электрик
http://fizkultura-na5.ru/
Бишаева А. А. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 25 с.
ФГОС СПО по профессии 140407.02 электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 736).
ФГОС СПО по специальности 13.02.11Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 831).
Гимнастика по Колпакову для профилактики утомления глаз: www.bibliotekar.ru/487/14.htm
Методико-практическое занятие Тема 8: «Основы массажа и самомассажа». sport.spbu.ru/pdf/study/timetable/mpz/mpz_08.pdfВ презентации использованы фотографии с уроков физической культуры, производственного обучения, фото собственного сочинения.
Приложение 1.
Тесты ППФП
для определения уровня физической подготовленности
Тест № 1. Бег 30 мТест предназначен для определения скоростных качеств испытуемых
Тест № 2. Челночный бег 10 по 5 мТест позволяет определить быстроту и ловкость, связанные с изменением направления движения и чередований ускорения и торможения
Тест № 3. Кросс 1000 мТест предназначен для определения общей выносливости
Тест № 4. Обводка стоек баскетбольным мячом Тест предназначен для определения качества игровых умений и навыков в сочетании со скоростными возможностями, координационных действий занимающихся
Тест № 5. Штрафной бросок Тест предназначен для определения координационных способностей и силовых качеств
Тест № 6. Броски в движении Тест предназначен для определения координационных движений в сочетании с силовыми качествами и прыгучестью
Тест № 7. Метание гранаты. Весом 700 гр. на дальность, с разбега Тест предназначен для определения скоростно-силовых качеств
Тест № 9. Прыжок в длину с места Тест предназначен для определения динамической (взрывной) силы мышц ног
Тест № 8. Прыжки через скакалку Тест предназначен для определения выносливости в сочетании с координационными способностями
Тест № 10. Сгибание, разгибание рук в упоре лежа на полу Тест оценивает силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса
Тест № 11. Подъем туловища за 30 сек (фиксируется количество подъемов) Тест предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища
Тест № 12 Гибкость позвоночника Тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов
Тест № 13. Метание в цель Тест предназначен для определения координационных способностей студента
Тест № 14. Тестирование двигательных качеств, средствами бадминтона Предназначено для определения игровых умений и навыков в сочетании со скоростными возможностями, координационных действий тестируемых
Подача в бадминтоне Тест направлен на определение координационных способностей. Участник получает 6 воланов, размещается в зоне подачи.
Считаются количество попаданий в зону
Удары по волану Тест направлен на общую выносливость, быстроту, ловкость. Участники располагаются друг против друга и выполняют удары только справа и слева
Антропометрические измерения Используется с целью характеристики морфологического статуса испытуемых и его изменения в процессе физических занятий. Измеряется рост (см) и вес (г).
Физиологические методы Применяются для оценки функционального состояния испытуемых. Регистрируются показатели систолического и диастолического давлений, частоты сердечных сокращений (ЧСС) в разные периоды занятий. Измерения ЧСС проводится в состоянии покоя, на пике физической нагрузки и в процессе восстановления методом пальпации. Артериальное давление в состоянии покоя измеряется на плечевой артерии по звуковому методу А.С. Короткова.
Динамика умственной работоспособности Изучается по результатам тестирования кратковременной памяти, внимания, психомоторных показателей (сложная реакция с выбором)
Кратковременная память Для оценки применятся задания на запоминание и непосредственное письменное повторение слов и чисел. Испытуемым предъявляться 10 слов и 10 чисел
Методика оценки внимания по «корректурной пробе» (буквенный вариант) Предназначается для диагностики устойчивости и концентрации внимания испытуемых. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы 5 мин. Объем внимания (ОВ) оценивается по ко-личеству просмотренных букв. Норма - 850 знаков и выше. Концентрация внимания (KB) оценивается по количеству сделанных ошибок
Приложение 2.
Упражнения на мышцы плечевого пояса и вращения головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма.
Вращения головой (повороты, наклоны, круговые движения) нужно выполнять плавно, в невысоком темпе. Лицам старшего возраста или склонным к головокружениям по тем или иным причинам (низкое содержание гемоглобина в крови, повышенное или пониженное давление, беременность и др.) целесообразно выполнять движения головой, стоя возле опоры, либо сидя. Людям с выраженными заболеваниями сосудов (аневризмы, склероз и др.) или шейного отдела позвоночника (шейный остеохондроз и др.) следует выполнять напряжения мышц шеи без осуществления движения. Для этого, например, можно использовать руку в качестве сопротивления и надавливать на нее головой.
Упражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости): наклоны к прямым ногам из положений стоя и сидя, глубокие выпады и др. Эти упражнения схожи с упражнениями на потягивание, но являются более интенсивными и травмоопасными, поэтому их целесообразно применять после предварительного "разогрева" мышц, то есть в завершение комплекса общеразвивающих упражнений. Однако с осторожностью можно использовать упражнения на растягивание сразу после упражнений на потягивание.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук, в упоре лежа (руки на полу, гимнастической скамейке).В различных И.П. – поднимать и опускать руки, описывать ими большие и малые круги в различных направлениях, одновременно, последовательно и поочерёдно; делать круговые движения одним и двумя плечами одновременно, последовательно и поочерёдно; рывки согнутыми и прямыми руками вперёд, вверх и назад, а также сочетания различных движений руками. Эти упражнения выполняются с гантелями, масса которых подбирается в соответствии с физической подготовленностью.
Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительные пружинящие наклоны. Круговые движения туловища. Прогибание, лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лежа в упор, лежа боком, в упор, лежа на спине; поднимание туловища, не отрывая ног от пола; круговые движения ногами (педалирование).
Упражнения для ног. В основной стойке и в стойке с различным положением рук выполняются пружинящие поднимания на носках, полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе – на носках и полной ступне. Выпады вперёд и в сторону – попеременные сгибания и разгибания ног в стойке ноги врозь – приседания на двух ногах.
Из упора присев делать полуприседы на одной ноге, другая в сторону или назад, приседы на одной ноге другая вперёд. Из приседа на одной ноге, другая в сторону – не поднимаясь, менять положение ног не отрывая стопы от пола.
Развивают мышцы ног ходьба широким шагом в приседе – в сторону, назад: с поворотами на 90 и 180*, прыжки в приседе и из приседа вверх. Стоя — различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки на одной и двух ногах, на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и двух ногах на 30—60 м.
Упражнения для укрепления мышц стопы.
Опущение сводов стопы в результате длительного нахождения на ногах характерно для многих профессий. Нередко оно приводит к плоскостопию, что вызывает боли в области стопы, быстрое утомление при выполнении работы.
Укреплению мышц стопы помогают упражнения общеразвивающего характера. Это различные виды ходьбы: на носках, с перекатом с пятки на носок, на пятках, на наружном своде стопы. Ходьба по перекладинам горизонтальных, наклонных и вертикальных лестниц, а также палкам, планкам и канату, лежащим на полу.
Различные виды подскоков на носках, лазание по гимнастической стенке с переходом с одного пролёта на другой; приседание в висе стоя на гимнастической стенке на одной или обеих ногах, с упором на рейку носками, разведение и сведение ног, скользя носками по рейке.
Спортивная ходьба с обязательным соблюдением техники её выполнения.
Упражнения для рук, туловища и ног. В положении сидя, лежа — различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые движения с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук. Стоя лицом друг к стене, и упираясь ладонями — попеременные сгибания и разгибания рук; наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление.
Упражнения для развития ловкости.
Различают 3 этапа в воспитании ловкости.
На 1 совершенствуют пространственную точность и координацию движений без учёта времени.
На 2 воспитывается точность быстрых движений.
На 3 - добавляется изменения условий выполнения движений.
Важны для электриков точные движения руками при относительно неподвижном туловище.
Приложение 3.
Подбор видов спорта и их элементы
Об уровне развития выносливости судят по уровню физической работоспособности. Если расположить виды спорта в порядке уменьшения показателя физической работоспособности, то получится такая последовательность: лыжи, лёгкая атлетика, бег на средние и длинные дистанции, коньки, велоспорт, футбол, гребля, бокс, хоккей, баскетбол, борьба, гимнастика, тяжёлая атлетика.Что касается мышц спины, то они хорошо развиты у штангистов, гребцов, борцов, легкоатлетов-метателей, а мышцы-сгибатели – у борцов, боксеров, гимнастов, гребцов.Устойчивость равновесия самая высокая у гимнастов и акробатов, несколько ниже у борцов, слаломистов, прыгунов с трамплина на лыжах. У прыгунов в воду и занимающихся прыжками на батуте самая высокая устойчивость к сильным раздражителям вестибулярного аппарата. Наименьшая вестибулярная устойчивость отмечена у лыжников, легкоатлетов и боксеров. Наблюдения за спортсменами во время качки на море показали относительно лучшую устойчивость вестибулярной функции у акробатов, гимнастов, борцов и баскетболистов. При этом вегетативная устойчивость зависит от спортивного стажа.
Высокий уровень развития зрительного анализатора у спортсменов-игровиков с большей точностью реакции на движущийся объект как для руки, так и для ноги, с лучшей точностью дифференцирования коротких интервалов времени. Последний показатель высок у боксёров.
Двигательный анализатор также изменяет свою чувствительность под воздействием специальной спортивной тренировки. Так, чувствительность двигательного анализатора высока у спортсменов-игровиков, гимнастов, легкоатлетов-метателей, конькобежцев, а показатель точности мышечных усилий лучше у боксеров, баскетболистов, волейболистов, гимнастов и гребцов.
Кожная чувствительность также высока у спортсменов-игровиков, особенно у баскетболистов и волейболистов. У них же наряду с гимнастами и пловцами велика подвижность в лучезапястном суставе.
Тренировка в спортивных играх даёт большие возможности для развития психофизиологических функций, являющихся ведущими для ряда сложных современных профессий, предъявляющих повышенные специфические требования к высшей нервной деятельности, работе зрительного, кожного и кинестетического анализатора.
По классификации А.Б. Гандельсмана и К.М. Смирнова, все виды спорта делятся на семь групп.
1-ю группу составляют виды спорта, предъявляющие высокие требования к координации движений: акробатика, гимнастика, прыжки в воду и др.
2-ю группу составляют виды спорта, ведущей чертой которых является достижение высокой скорости в циклических движениях: легкоатлетический бег, конькобежный спорт, велоспорт.
Для 3-й группы видов спорта характерна работа на силу и быстроту движений. Группа разбита на две подгруппы: а) виды спорта на перемещение максимальной массы (тяжёлая атлетика); б) виды спорта на создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания).
4-я группа видов спорта в основном направлена на совершенствование функций анализаторов, освоение информации в условиях борьбы с соперником.
5-я группа видов спорта направлена на совершенствование управления различными средствами передвижения с предъявлением больших нагрузок на центральную нервную систему и ведущие анализаторы в связи с необходимостью обеспечения опережающих и предупреждающих действий (мотоспорт, водно-моторный спорт, конный спорт).
Для 6-й группы видов спорта характерно совершенствование высшей нервной деятельности при малых физических нагрузках.
Для 7-й группы видов спорта основным является воспитание способности к переключению в многоборье (современное пятиборье, биатлон).
Приложение 4.
Основные приемы классического массажа и их разновидности
(по В.И. Дубровскому)
Основные
приемы
классического массажа
Разновидности
основных
приемов
классического
массажа Характеристика
массажных приемов понаправлению их
выполнения Какой частью руки
выполняется массажный
прием
Поглаживание
Поглаживание
Гребнеобраное
Щипцеобразное
Крестообразное
Плоскостное
(продольное, поперечное, спиралевидное)
Обхватывающее
(зигзагообразное, кольцевое, поперечное) Ладонью, тылом кисти,
Указательным и большим пальцами, большим пальцем
и ладонной поверхностью,
II— V пальцами, основанием ладони
Растирание Пиление
Смещение
Щипцеобразное
Крестообразное
Плоскостное
(продольное, поперечное, спиралевидное, круговое)
Обхватывающее
(зигзагообразное, кольцевое, поперечное)
Ладонью, большим пальцем
(пальцами), II—IV пальцами, снованием ладони, кулаком
(кулаками), фалангами
согнутых II—V пальцев, локтевым краем кисти,
предплечьем, большим и указательным пальцами
Разминание
Валяние, сдвигание,
Щипцеобразное,
сжатие, надавливание,
вытяжение
(растяжение)
Продольное
Поперечное
Кольцевое
Спиралевидное
Одной рукой (ординарное),
двумя руками (двойное кольцевое, большим пальцем
(пальцами), основанием
ладони, фалангами согнутых
пальцев, подушечками II— V пальцев, локтем и др.
Вибрация Потряхивание
Встряхивание
Сотрясение
Пересекание
Непрерывная
(стабильная, лабильная)
Прерывистая
Ладонью, большим
(пальцами), большим и
указательным пальцами,
указательным и средним
пальцами, основанием
ладони
Ударные
приемы
Рубление
Поколачивание
Похлопывание
Продольное
Поперечное
Локтевым краем кисти,
ладонью (ладонями),
кулаками, локтевым краем
кисти с согнутыми
пальцами и др.