Доклад на темуРазвитие коммуникативной компетенции учащихся начальной и средней школы на основе проектной технологии с использованием мультимедийной презентации

Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной и средней школы на основе проектной технологии с использованием мультимедийных презентаций.



Коммуникация – это акт общения, передачи информации от человека к человеку при помощи языка и других знаковых систем.

Коммуникативный – относящийся к коммуникации.

Коммуникабельный – общительный, контактный.

«Общение - это процесс взаимовлияния. Это влияние может быть большее или меньшее, скрытое или прямое, положительное или отрицательное. Сила его зависит от духовного богатства личности, от личностных качеств: обаяния (не только внешнего), авторитета и др. Вот почему важно, чтобы учитель был личностью»
Е.И.Пассов

Термин “компетенция” (сompetence) был введён Н.Хомским применительно к лингвистике и обозначал знание системы языка в отличие от владения им в реальных ситуациях общения (performance). Постепенно в зарубежной, а затем и в отечественной методике в противовес лингвистической компетенции Хомского появился методический термин “коммуникативная компетенция” (сommunicative competence), под которым стали понимать способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Коммуникативная компетенция не является личностной характеристикой того или иного человека; её сформированность проявляется в процессе общения.
Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции (Sheils 1993, pp.1-2;Шейлз 1995, с.1-2)
Лингвистическая компетенция (Linguistic competence)- знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;
Социолингвистическая компетенция (Sociolinguistic competence)- cпособность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнёром по общению;
Дискурсивная компетенция (discourse competence)- способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные, связные и логичные высказывания разных функциональных стилей (статья, письмо, эссе и т.д); предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания;
Стратегическая компетенция (strategic competence)-вербальные и невербальные средства (стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась; такими средствами могут являться как повторное прочтение фразы и переспрос непонятого предложения, так и жесты, мимика, использование различных предметов;
Социокультурная компетенция (sociocultural competence)-знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;
Социальная компетенция (social competence)-умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации, а также умение помочь другому поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания партнёров по общению.
В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются базой компетентности человека.
Компетентность- понятие более крупное, чем компетенция.
Рассмотрим сущностные признаки понятия “компетентность”.
Анализ литературы позволяет утверждать, что к основным сущностным особенностям понятия “компетентность” разные авторы относят такие характеристики, как освоенные способы деятельности, или опыт (Т.А.Степанова); меру включенности человека в деятельность (Б.Д.Эльконин); способность (умение) действовать на основе полученных знаний, позволяющую эффективно решать проблемы и типичные задачи (С.Е.Шишов, В.А.Кальней, И.Д.Фрумин, Г.Б.Голуб, Л.М.Долгова, Л.М.Митина и др.) В зарубежной практике компетентность часто заменяется понятием ”квалификация”. Квалификация – это совокупность знаний, умений, способностей, которые необходимы для осуществления деятельности в какой-либо области. При этом важно, что человек обладает способностью успешно использовать квалификацию в самых различных ситуациях, функциях позициях, в одиночку или в группе.
А.В.Хуторский предлагает трёхуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет:
Ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
Общепредметные компетенции, которые относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
Предметные компетенции-частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
В документах по модернизации российского образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых ключевых компетенций школьников должны войти 1)информационная, 2) социально-правовая, 3) коммуникативная компетенция.
В ходе педагогической деятельности у меня возникли противоречия в образовательной системе.
Наше образование требует академичности, к реализации модели учить всех всему, чтобы человек был успешным в любой сфере деятельности. Но на практике это неэффективно. Американское образование утилитарно: американец знает, в какой сфере будет работать, чем будет заниматься. Узкопрофильное образование: необыкновенно глубокие познания в одной области (учитель- исследователь), но нет панорамы знаний. Возникла необходимость найти компромисс между широким академичным и узко утилитарным образованием, между обучением традиционным и личностно-ориентированным.
Я сопоставила обучение между традиционным и личностно-ориентированным.

Традиционное обучение
Личностно-ориентированное обучение

Учитель-субъект, ученик-объект.



+единство содержания
+единство контроля
+единство педагогич.мысли


+система ориентирована на коллективное обучение –эффективна в социальном плане, т.е можно обучить всех
+труд учителя более нормативен, более здоровьесберегающ (экология учительск. труда, гарантии, уверенность);
- не учитывается личность (нужно чтобы развивались личностные качества).
Субъект - субъектные отношения, причём преобладает ученик как субъект.

+уч-ся сами определяют, чему и как учиться; учитель становится на позиции тьютора(поддержка, сопровождения)

- нет единства программ, пед.технологий, учитель более зависим и менее защищён;

- на неё гораздо меньше общ.запрос, это элитарное образование(по интеллектуальным параметрам);
- в рамках классно-урочной системы не осуществимо, возможны только элементы Л/О обученияэлективные курсы.



Возникла необходимость изобрести что-то среднее. Это профильная школа. Модель эта называется компететентностно-ориентированное образование (объединяет черты традиционного и л/о обучения). Основывается на понятии ” компетенция”.
Я пришла к выводу, что компетенция – качество личности, которое существует и развивается в двуединстве: с одной стороны - под влиянием личности, с другой стороны-социума. Значит, развивая компетенцию, развиваем и личностные качества субъекта, и качества, связывающие его с социумом, с жизнью, жизнедеятельностью.

Я стараюсь развить коммуникативную компетенцию на своих уроках. Но в процессе обучения возникает проблема: школьники не могут общаться на иностранном языке.
Тому есть несколько причин:
- ученикам сложно преодолеть психологический барьер в общении друг с другом на чужом языке;
- многое зависит от индивидуальных способностей каждого ученика (внимание, память, речемыслительная деятельность);
- ученик может просто стесняться своих высказываний, переживать правильно он скажет или нет;
- у многих ребят в этом возрасте сложности с произношением (пластины, брикеты, отсутствие зубов), звуки коверкаются, вызывая неудобство во рту и смех одноклассников.

Для того, чтобы избежать эти проблемы особое место при этом я отвожу требованиям к организации учебных занятий в классном помещении или кабинете иностранного языка, к созданию атмосферы общения, коммуникативной среды, к организации групповой, парной и индивидуальной работы обучаемых, к технике формирования групп и пар, к способам и приёмам управления учебной деятельностью в течение учебных занятий.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной и средней школы возможно в условиях деятельностного подхода (activities). Они реализуются с помощью методических приёмов (techniques) и создают упражнения (exercises). Хочу подчеркнуть, что деятельностное задание разрабатываю я, где ставлю коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу для учащихся, которую они будут решать. Методический приём содержит обучающую цель и проблемно-методическую задачу для меня, которая заключается в том, чтобы наиболее эффективно организовать деятельность ученика и помочь ему в ходе решения учебной задачи выйти на познавательный результат, т.е “научиться деятельности”.
Эти задания я выполняю в три этапа
1) подготовительный (pre-activity)
2) исполнительный (while-activity)
3) итоговый (post-activity)
Хотелось бы выделить здесь групповую работу анкетирования (questionnaire). Ученики готовят таблицу с именами учащихся, кого они опросят в анкетировании. Затем они передвигаются по классу и задают вопросы, а другие отвечают. После окончания анкетирования каждый ученик делает вывод по опрошенным ученикам. Учитель в ходе анкетирования внимательно следит за учениками и где нужно помогает ученикам в работе. Я считаю это задание коммуникативным, т.к. с первого этапа ученики ставят задачу – общаться на языке. Задают вопросы, отвечают и конечный итог подводят итог по каждому опрошенному.
Говорение - самый важный аспект в обучении иностранному языку, так как основная, практическая цель изучения иностранного языка на всех уровнях – научиться пользоваться иностранным языком в различных ситуациях общения. На уроке отвожу большее время виду речевой деятельности. Планирую урок так, чтобы сделать разные виды заданий коммуникативными. Мои ученики привыкли к парной, групповой работе, опросникам, исследованиям. На уроках подталкиваю учащихся к использованию языка классного обихода. Второклассники используют такие фразы, как “May I come in ? Sorry, I am late”.
Если что-то забыли “Can I borrow a pen? Here you are.” “ Good bye. See you.” Третьеклассники используют больше лексику классного обихода . “Pardon, I can’t understand you. Can you repeat it?” “Can you help me? Can you repeat it one more time?” “Can you come up to me?” “What is “the book” in Russian? What is “ручка” in English? “What does it mean?” Стараюсь ставить перед собой задачу, чтобы развить коммуникативную компетенцию учащихся:
обучение грамоте и развитие речи, обучение письму и развитие речи, обучение чтению и развитие речи.



Развитие коммуникативной компетенции - главная цель в моей деятельности. Мультимедиа позволяет мне использовать технологию метода проекта. Эту методику я использую 3года.
Какие же типы проектов получили наибольшее распространение в моей практике преподавания иностранного языка:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Монопроект – это разрешение проблемного вопроса одного ученика: Так, например, наиболее значимыми для учащихся являются следующие темы:”Моя любимая буква”,”Домашние животные” “Моя любимая школа”, “Мой выходной”, “История моей семьи”, “Животный мир”, “Знаменитые люди”, “ Школьная форма”.
Коллективный проект – предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся. Огромный интерес у учащихся вызывают такие темы: “Занятия спортом”, “Королевская семья”, “Хотели бы вы посетить Великобританию?”, “Охрана окружающей среды”, “Праздники Великобритании”
Типы индивидуальных и коллективных проектов.
Устно-речевой - это разрешение проблемы в устной форме; это и инсценировка различных сказок ”Теремок”, проведение утренников: “Счастливое Рождество”, организация концерта: “ Мы любим своих мам”, проведение страноведческих праздников ”Хэллоуин”,”День Святого Валентина”, фонетических конкурсов ”Мои любимые стихи”.
Письменный – предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинений, словарей, газет, стихотворений (их переводов с английского языка), создание справочников. Одним из самых интересных проектов для нас является составление энциклопедии “Животный мир”.

Последовательность выполнения проекта:
1. Подготовительный этап. Занятие начинается с краткого вводного слова учителя, который приветствует участников проекта, знакомит учащихся с основными особенностями проектной деятельности, определяет тему презентации – “My favourite animal”.
Основные задачи:
Сформулировать проблему исследования;
Выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по работе с гипотезами;
Обсудить будущие результаты презентации, а именно мультимедийную презентацию с лучшими работами в Power Point.
2. Организация работы.
На данном этапе происходит актуализация уже известного языкового материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами.
1) С целью систематизации и закрепления основной лексики по выбранной теме учащимся предлагаются различные виды упражнений, например, раздаются карточки, где предлагается задание на активизацию необходимых лексических единиц.
2) Предлагается вспомнить названия животных и их видов, какому классу они относятся, их местообитание, чем питаются, описание животных.
3) С целью формирования навыков оформления учащимся предлагается подробный план его написания и образцы.
4) Далее участники проекта, опираясь на усвоенные лексические единицы и новые грамматические структуры, должны написать и нарисовать любимого животного и создать в программе Power Point.
3. Заключительный этап.
Вводное слово учителя, который приветствует учащихся, формулирует цели урока: 1Представить выполненную проектную работу.
2Защитить проект, проанализировать результаты проектной деятельности.
Учащиеся демонстрируют мультимедийную презентацию “My favourite animal”, над оформлением которого они также работали в течение ряда уроков, обсуждают, что удалось и не удалось в ходе проектной деятельности.
Представляются презентации, содержащие интересную информацию о животных, написанные в течение проекта.
Оценка результатов проводится как учителем, так и самими учениками.Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых объектов и т.д. Использование метода проекта способствует развитию самостоятельности учащихся, учит их объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у учащихся развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения. Кроме того, внедрение проектного обучения позволяет привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.
Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых объектов и т.д. Использование метода проекта способствует развитию самостоятельности учащихся, учит их объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у учащихся развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения. Кроме того, внедрение проектного обучения позволяет привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.

Для определения уровня сформированности ключевых компетентностей, использовались разработанные и рекомендованные критерии, позволяющие определить степень сформированности информационных ключевых компетентностей, навыков решения проблем.
Из диаграммы видно, что уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся 3 классов к концу 3четверти 2007-2008уч.г. вырос.

























Кроме того, была проведена оценка занятости учащихся над созданием проектов и мультимедийных презентаций с 2005 по 2008учебный год.


























На 2007-2008уч.г. результат проектной деятельности учащихся 3-х классов очень высокий. И похвально, что 4% учащихся 3-х классов смогли создать мультимедийные презентации. Была проведена диагностика на уровень сформированности когнитивного компонента.




























Уровень сформированности когнитивного компонента тоже очень высокий.
Психологами школы была проведена диагностика с целью оценки уровня психологического климата, который создаёт на своих уроках учитель английского языка Мигербишкина Л.В. в 3-х классах. Проводя диагностику, психологи выявили, что всем учащимся групп 3-х классов, в которых преподаёт Мигербишкина Л.В. присущ высокий уровень школьной мотивации при изучении английского языка. В рейтинге учебных предметов английский язык занимает 3 место, уступая предметам, формирующим у учащихся эстетическую культуру, ведущим компонентом содержания предметов данного типа является эмоциональное отношение учащихся к предмету: ИЗО, физическая культура, литература, технология. Данные приведены в таблице.


Предмет
Количество выборов

1
Русский язык
40 %

2
Литература
80 %

3
Английский язык
76 %

4
Математика
70 %

5
Информатика
65 %

6
Окружающий мир
70 %

7
Музыка
60 %

8
ИЗО
85 %

9
Физическая культура
85 %

10
Технология
80 %


Таким образом, рейтинг предметов следующий:
ИЗО, Физическая культура
Литература, технология
Английский язык
Математика, окружающий мир
Информатика
Музыка
Русский язык





















Наряду с этими показателями можно увидеть, что качество знаний в 3-х классах тоже высокое 81%.






























Немаловажным показателем являются эмоциональные изменения в развитии школьников, о чем свидетельствуют диаграммы: отчетливо видно, что все показатели заметно возросли. Детям нравится, что они могут продемонстрировать, то, что они умеют. Жизнь стала интересней, как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности.
Вывод:
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Как было сказано выше, проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу ученика. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т. е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Предложив создать мультимедийную презентацию учащимся 3-х классов, я увидела заинтересованность в большом проценте детей. Но создать эту презентацию смогли пока 4 учащихся из параллели 3-х классов. Это дети, которые опережают программу обучения - способные дети. Работу выполняли дети с помощью родителей и учителей информатики. Трудности возникли с техникой. У детей не было подготовки работы в программе “Power point”. Но выше я указала, что дети способные. Все трудности они смогли преодолеть. Большой успех в создании мультимедийных презентаций в том, что мы создали учебное УМК для обучения с звуковым сопровождением и анимационным эффектом. Описанный опыт может быть использован для проведения занятий с применением информационно-коммуникационной технологии. В работах Е.С. Полот, Дж.Равен описаны новые информационные технологии создания мультимедийных презентаций в проектной деятельности. После анализа, существующей психолого-педагогической литературы, у нас возникла гипотеза.
Гипотеза: Если 80% учащихся овладеет навыками создания мультимедийных презентаций, то это неизменно приведёт к повышению качества образовательного процесса, и повышению к качеству знаний и будет способствовать к повышению мотиваций к изучению иностранного языка. Учитывая особенности образовательной системы обучения в нашей школе, направленной на информатизацию образования нами была разработана модель выпускника начальной школы, владеющего иноязычной-речевой деятельностью. Модель включает в себя овладением 2-мя ключевыми компетенциями 1) умение создать проект 2) умение создать мультимедийную презентацию.





























В перспективе планируется апробация и дальнейшее применение элективного курса: “ Magic multimedia presentations”.
Актуальность нашей темы самообразования заключается в том, что в современных условиях обостряются противоречия между знаниевой парадигмой и применением знаний на практике. Исходя из документов по модернизации российского образования, стратегической цели нашей школы: ”Формирование открытого информационно-образовательного пространства и организация учебно-воспитательного процесса на основах компетентностного подхода” и ключевой задачи нашего МО “Внедрение ИКТ при обучении иноязычной речевой деятельности” следует заключить, что новизна темы очевидна. Мы смогли создать с параллелями 3-х классов новую технологию – создание мультимедийных презентаций.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry