Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» 3 класс. УМК Школа России


Учитель: Фирстова Галина Михайловна
Предмет: русский язык.
Класс: 3.
УМК: «Школа России» (автор учебника В. П. Канакина)
Тема: Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
Педагогическая цель: Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)
Задачи урока:
познакомить с жизнью и творчеством И. Я. Билибина, учить «читать» картину,
воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа,
развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста,
последовательность в его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными его предложениями,
воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа.
Тип урока: развитие речи
Планируемые результаты:
Предметные:
проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты:
имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи;
логические– осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная.
Основное содержание темы, понятия и термины: Развитие речи. Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);
Образовательные ресурсы: Учебник, с. 41. Репродукция картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», авторская презентация к уроку
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Учитель:
Подровнялись.
Тихо сели.
На соседа посмотрели.
Дружелюбно улыбнулись.
И ко мне все повернулись.
Самоопределение к учебной деятельности
Учитель:
Где работают дружно,
А спорят по делу,
Там и сказке можно
Появиться смело!
-Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся? (в сказку).
-А поможет нам попасть в сказку художник- иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.
-Где вы слышали это имя? (на уроке литературного чтения, когда читали «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника)
-Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, нужно отгадать загадку:
Летела стрела и попала в болото,И в этом болоте поднял её кто-то.Кто, распростившись с зелёною кожей,Сделался мигом красивой, пригожей? (лягушка, из сказки «Царевна-лягушка»)
-Предположите, что будет являться предметом нашей с вами работы? (иллюстрации к сказке «Царевна - лягушка»)
Постановка учебной задачи
-Сегодня мы будем писать сочинение по картине художника – иллюстратора
И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
-Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (учиться описывать картину, правильно строить предложения, составлять текст и др.)
Усвоение новых знаний и способов действий.
Рассказ о жизни художника И. Я. Билибина.
-Давайте сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём.
Слайд 2
...Жил-был художник. Звали его Иван Яковлевич Билибин.
Слайд 3
Он родился 4 августа 1876года в с. Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача.
по щелчку: Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством.Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.
Работал Билибин над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. Весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям.
Слайд 4
Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».
по щелчку: Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство.
Умер Билибин в Ленинграде во время блокады 7 февраля 1942 года.
Беседа по содержанию сказки.
Слайд 5
- Перед тем, как начать работу над сочинением, вспомните содержание сказки «Царевна - лягушка».(переход к следующему слайду)
Слайд 6
Рассмотрите все иллюстрации к этой сказке и расположите их в правильной последовательности.(По щелчку определённая картинка переходит на своё место. Таким образом, постепенно выстраивается сюжетная линия. Дети очень кратко перечисляют основные события сказки.)
Работа по картине.
Слайд 7
-Рассмотрите более внимательнорепродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника.
-Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.
-Прочитайте отрывок из сказки на слайде. (по щелчку появляются строчки из сказки)
«Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела - никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит».
-Чем интересна картина? Поделитесь своими впечатлениями.
- Опишите место, где происходит действие.
-Как попал сюда Иван-царевич?
-Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.
(длинный (народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук…)
-Кого Иван – царевич увидел перед собой?
-Как выглядит лягушка?
-Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича?(удивлён, смотрит с грустью, опечален…) - Почему?
-Опишите лягушку (маленькая, зелёная, совсем не красавица, держит стрелу в лапах, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать…)
-Какой стоит день? Какие краски выбрал художник для написания этой картины? (яркие краски, много света…)
-Посмотрите внимательно, чем необычна эта картина? (похожа на причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…)
Повторение особенностей текста.
-Какие виды текста вы знаете? (текст - повествование, текст – рассуждение, текст – описание)
- Какой текст у нас должен получиться сегодня? (текст-описание)
-Почему?
-Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? (какой? Какая?...)
Составление плана.
-С чего всегда начинаем работу над сочинением? (с составления плана)
-Сколько частей должно быть? Какие? (Три части: вступление, основная часть, заключение.Основную часть тоже можно разделить на части.)
-О чём будете писать во вступительной части? (Какая картина перед нами;куда отправился Иван-царевич и т. д.)
-Как можно озаглавить эту часть? (удачные предложения детей записываются на доску)
-Что вы будете описывать в основной части сочинения? (Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины, настроение картины)
-На сколько пунктов вы бы разделили основную часть? (можно на две: описание главных героев и описание красок картины)
- Как можно озаглавить эти части? (запись на доску)
-Чем закончите сочинение? (можно выразить своё отношение к картине)
-Как озаглавите последнюю часть? (запись на доску)
Слайд 8
Примерный план:
Художник и его картина.
Иван-царевич и лягушка-квакушка. (Описание места действия и внешнего вида героев картины)
Цвет и настроение картины.
Моё отношение к картине.
-Составьте примерный текст по плану. (заслушиваются 1-2 ученика)
Физминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись  давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
V. Закрепление знаний и способов действий.
1.Сочинение по картине.
Самостоятельная работа над сочинением. (Письмо по плану и опорным словам)
2.Проверка работы. Дети читают свои сочинения.
Итог
-Чья работа вам больше понравилась? Почему?
Рефлексия учебной деятельности на уроке–
Слайд 9
Закончите предложения:
Я сегодня узнал…
Я научился…
Мне было…
Я рад…
-Оцените свою работу на уроке (смайликом)
Д.з. Повторение падежей имён существительных
Примерное содержание основной части сочинения:
В центре картины изображён Иван-царевич посреди болота. Кругом лесная глушь. Иван одет в народный русский кафтан, который подпоясан кушаком. На Иване сафьяновые сапоги, шапка с отворотом. Весь его облик говорит об его не простом происхождении. В руках у царевича лук. Стрелу, пущенную Иваном-царевичем, держит в лапках лягушка. Она сидит на болотной кочке. Лягушка-квакушка внимательно смотрит на Ивана-царевича, словно хочет ему что-то сказать. Иван-царевич удивлён и опечален.
Картина написана яркими красками, в ней много света. Необычный затейливый орнамент из жуков, стрел и растительности обрамляет картину. Она похожа на яркий сказочный ковёр.
Используемые источники:
http://www.ostrovskazok.ru/2-aprelya-mezhdunarodniy-den-detskoy-knigi/stichotvoreniya-o-skazkach- стихотворение «Где работают дружно…»
http://www.art-urok.ru/bilibin.htm- материал о И. Я. Билибине
http://kid-game.ru/riddle/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0 - загадка о лягушке
http://www.knigi.dissers.ru/books/1/18935-14.php - Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3 кл. нач. шк. / В. П. Канакина, Г. А. Фомичева. — 2 е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2006. — 142 с
Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по русскому языку»к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (« Школа России») Москва∙ Вако ∙ 2013.