Интегрированный урок (биология + ОБЖ) на тему: Здоровые дети — здоровая нация (8 класс)


Конспект открытого интегрированного урока.
Предметы: ОБЖ, биология
Разработала: Мещерякова А.А.
Класс:8
Тема урока: «Здоровые дети – здоровая нация»
Цели урока:
Сформатировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
Выделить компоненты здоровья человека.
Познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
Развивать самостоятельность, речь, память, мышление.
Воспитывать ответственное отношение к здоровью.
Оборудование:
Мозаика «Режим дня»
Лестница здоровья
Кроссворд «Рациональное питание»
Литература:
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Волгоград: издательство «Учитель».
Основы безопасности жизнедеятельности 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками. Г.П. Попова. Волгоград: издательство «Учитель».
ЦОР.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Урок – калейдоскоп.
Сегодня в нашей школе проходит необычный урок. На нём присутствуют не только дети, учителя, но и гости. Тема урока«Здоровые дети - здоровая нация». На нашем интегрированном уроке разговор пойдет о здоровье.
Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, государству нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, государству нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в искусстве и защищать, если будет нужно, нашу жизнь…
В настоящее время правительство нашей страны большое внимание уделяет вопросам здоровья граждан, но еще большее внимание – подрастающему поколению и поэтому разработан национальный проект «Здоровье».
Таким образом, эпиграфом нашего урока станет фраза «Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации – сила государства!»
На уроке мы вспомним составляющие здорового образа жизни, познакомимся с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
За каждый правильный ответ на уроке вы будете получать – «ЗДРАВИК». Ваша задача набрать наибольшее количество «ЗДРАВИКов».
Ученые установили, что человеку генетической программой заложено жить 100-120 лет. Чтобы достичь этого возраста, нужно помнить, что здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно.
- Назовите, какие компоненты здорового образа жизни помогут подняться на вершину долголетия?
/Ответы детей. Строится левая сторона лестницы/
- Но есть компоненты, которые могут навредить здоровью. Назовите их.
/ Ответы детей. Строится правая сторона лестницы/
100-120 лет
Безопасное поведение Вредные
дома, на улице и в школе привычки
Личная гигиена Наркотики
Двигательная активность Алкоголь
Закаливание Курение
Режим дня
Рациональное питание
А теперь давайте все вместе совершим путешествие по лестнице здоровья.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
Чтобы преодолеть первую ступень, нужно отгадать кроссворд.
В У И Г Т М Л А И Э Е М К М Ж В К И В Б Р А Ц И О Н А Л Ь Н О Е П И Т А Н И Е
О Л Р Д Р Ы Д Л Э Ь Ы Ы И А О Л Е К Е С М Е Н Т Ы Наружный твердый слой зуба. (Эмаль)
Органические вещества пищи, которые могут откладываться про запас. (Жиры)
Органические вещества пищи, выполняющие энергетическую функцию, являющиеся «горючим» материалом. (Углеводы)
Заболевание, связанное с разрушением эмали зубов. (Кариес)
Вещества, необходимые организму в малых количествах, участвующие в обмене веществ. (Витамины)
Вещество, являющееся растворителем, без него не обходится ни один обменный процесс. (Вода)
Органические вещества пищи, выполняющие строительную функцию. (Белки)
Эти вещества должны обязательно входить в состав пищи, нужны для нормального обмена веществ. (Микроэлементы)
РЕЖИМ ДНЯ
На столах у вас лежат пакетики с мозаикой «Режим дня». Ваша задача собрать правильный режим дня школьника.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверяем выполнение задания.
ЗАКАЛИВАНИЕ
1-й ученик
Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной!
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь – окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет…
Не послушались, болеют…
1-й ученик
Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать,
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.
Вместе:
Погодите, ой-ё-ёй!
Крепким стать нельзя мгновенно.
Закаляйтесь постепенно!
- Давайте вспомним основные принципы закаливания (принцип постепенного увеличения дозы закаливающих воздействий; принцип регулярности; принцип учета индивидуальных особенностей организма; принцип многофакторности)
- Назовите средства закаливания (солнце, воздух, вода)
- Ребята, кто знает, при какой температуре воды нужно начинать закаливание? (32 градуса.Температуру снижают на один градус в неделю)
- Приведите пример общих закаливающих процедур. (Душ, купание, загорание)
- Приведите пример местных закаливающих процедур. (Умывание прохладной водой, ножные ванны, ходьба босиком и т.д.)
- Какие процедуры можно принимать не выходя из своей комнаты? (при открытом окне – солнечные и воздушные ванны)
- Как умение одеваться может помочь в закаливании? (одежда должна соответствовать сезону года, нельзя «кутаться», но и нельзя ходить зимой без шапки и куртки, а в теплом помещении ни в коем случае нельзя находиться в теплой одежде)
- В каком возрасте можно начинать закаливание? (с рождения)
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Проведение физкультминутки
Мы бежим быстрее ветра.
Кто ответит почему?
Дима прыгнул на два метра.
Кто ответит почему?
Таня плавает как рыба.
Кто ответит почему?
На губах у нас улыбки.
Кто ответит почему?
Может мостик сделать Лера.
По канату лезу я.
Потому что с физкультурой
Мы давнишние друзья.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Перед вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели его к этому облику.
Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? /Зубы будут неровными/
Как часто и зачем нужно мыть голову? / Чтобы волосы были чистыми, не заводились вши и блохи, мыть 1 раз в 5-7 дней/
Подружка просит вас дать ей свою расческу, чтобы поправить свою прическу. Что вы сделаете? /Вежливо откажете, объяснив, что нельзя пользоваться чужими расческами/
Объясните, почему нельзя грызть ногти. /Под ногтями возбудители различных болезней, яйца гельминтов)
К чему может привести привычка брать в рот несъедобные предметы? /Можно проглотить предмет, можно перекрыть вход в трахею, можно проколоть небо или щеку, заразиться болезнями/
Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы? /Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибковыми заболеваниями/
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОМА, НА УЛИЦЕ И В ШКОЛЕ.
Решение ситуационных задач.
Ситуационная задача 1.
И дома, и в школе в наших домашних делах нам помогают предметы бытовой химии: краска, клей, порошок, чистящие и моющие средства и т.д.
Знаете ли вы правила техники безопасности при применении препаратов бытовой химии?
Задание: определите, кто из взрослых и ребят поступает неправильно, объясните, почему.
Мама попросила дочку убрать со стола и с плиты пищевые продукты, сына – вывести на прогулку собаку, сама стала обрабатывать ядовитыми веществами помещение, надев на себя марлевую повязку.
Папа с сыном обрабатывали раствором ядохимикатов деревья и кустарники в саду от вредителей-насекомых, у них остался раствор. Чтобы не отравиться, они вылили его в пруд. Опаздывая на автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой проводили обработку.
Ситуационная задача 2.
Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.
(Демонстрация видеофрагментов)
Задание: выберите правильные варианты, соответствующие правилам электробезопасности.
Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.
Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.
– Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
(Интерактивное задание по правилам пользования бытовыми приборами).
Ситуационная задача 3.
Каждый человек умеет ценить свой труд, но ведь нужно уважать и труд чужой, считаться с трудом других людей.
Задание: скажите, кто правильно поступает. Выберите правильный вариант ответа – правильный поступок.
У соседей сын очень трудолюбивый. С вечера и до рассвета что-то колотит, забивает, строгает, пилит. Грохот, стук раздается по всем близко находящимся квартирам. Родители не нарадуются такому усердию сына.
Коля каждую субботу выбивает ковер в специально отведенном месте, в дневное время, никому не мешая. Чистота в доме – залог здоровья.
Никита всегда выполняет свою обязанность по уборке квартиры. Он выносит мусорное ведро, доверху наполненное мусором. Пока спускается по лестнице к мусорному баку, из ведра выпадает бумага, шелуха от лука, огрызки…
- Ничего, уборщица уберет, - рассуждает он.
3. Подведение итогов урока.
Мы открыли шесть секретов,Как здоровье сохранить.Выполняя все секреты,Без болезней будем жить.
Удержаться на вершине очень тяжело. Есть ступеньки, которые ведут вниз.
(Демонстрация видеоролика «Губка»)
– Давайте еще раз повторим все правила здорового образа жизни.
( Детичитают правила)
- Ребята, а как вы думаете, достаточно ли только знать правила здорового образа жизни.
Эти правила только тому приносят пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живет по этим правилам. О таком человеке говорят, что он ведет здоровый образ жизни. Мы хотим вам пожелать, чтобы вы достигли вершины долголетия.
Будьте здоровы!