Урок внеклассного чтения в 3 классе Добро в тебе, добро во мне


Урок внеклассного чтения в 3 классе
Тема. Добро в тебе, добро во мне
Цель: формирование нравственных понятий Любовь, Доброта, Поступок.
Задачи: 1. Учить анализировать текст, прогнозировать, совершенствовать качество чтения.
2. Развивать интуицию, мыслительную деятельность, коммуникативные навыки, устную и письменную речь.
3. Пробудить в ребёнке его внутренний мир.
Оборудование: аудиокассета для релаксации; рисунки: солнышко, лучики, тучка, капельки; галерея выражений.
Технология: педагогические мастерские
Ход урока
1. Индуктор
Включается музыка.
Релаксация «Солнышко». Эмоциональный настрой.
Дети закрывают глаза. Учитель в это время прикрепляет на доску «Солнышко».
Когда дети открывают глаза, учитель предлагает посмотреть на солнышко и записать, какие ассоциации у них возникли.
Индивидуальная работа – 1 минута
Работа в паре – 1 минута (дописать, объединить свои знания).
Затем один ученик от пары зачитывает записанные слова, а учитель вписывает их на лучики солнца, не допуская повтора.
2. Реконструкция
Чтение всех записанных слов учителем.
Задание: выберите одно слово, которое вам больше всего понравилось. Пусть оно будет названием вашего маленького сочинения (эссе).
Дети выполняют задание индивидуально, затем все по очереди зачитывают свои сочинения.
3. Афиширование.
Все работы вывешиваются на доску.
Мы говорим об одном и том же, но рассказы получились разными.
А сейчас мы с вами прочитаем рассказ О.Гумировой «Два друга и нищий старик» и попытаемся найти в нём «солнышко».
4. Разрыв.
Ребятам для прочтения выдаётся распечатанный по частям текст
Чтение 1 части (до слов «…обратилась старая больная соседка.»)
Как вы думаете, что ответил Арман и что ответил Сауран?
(Уч-ся высказывают свои предложения, а уч-ль записывает их на доску столбиком.)
Чтение 2 части (до слов «… к ним подошёл нищий старик и попросил накормить его.»)
Чьё предложение совпало? Подчеркните.
Разделите тетрадный лист пополам. Напишите ваше отношение к Арману и Саурану.
Арман Сауран
Уч-ся зачитывают, учитель записывает на доску.
Подчеркните свои записи и после прочтения 3 части дополните столбики слов (не повторяя, а дополняя новыми сведениями)
Чтение 3 части (до слов «Прошло время.»)
Напишите свои предположения, какова будет судьба у каждого мальчика, используя записанные в таблице слова.
Дети работают индивидуально, затем зачитывают свои предположения.
А теперь прочитайте, как сложилась судьба Армана и Саурана по мнению автора.
Чтение 4 части.
Рефлексия. Социализация
Кто же в этом рассказе «солнышко». Почему?
А с каким образом ассоциируется у вас Арман? Почему?
Если Сауран ассоциируется с солнышком, то Арман у меня ассоциируется с тучкой из которой капают дождинки.
Вывешивается «тучка».
На партах у детей капельки.
Работа в группах.
Задание: Написать свои пожелания, советы Арману как стать лучше.
От каждой группы один человек выходит к доске с капелькой, зачитывает пожелания, советы и прикрепляет её под тучкой.
Все эти капельки выпадут на землю и прорастет красивый цветок. Очень бы хотелось, чтобы таких цветов стало больше.
Стратегия «Галерея».
В самом начале урока на стенах, на шторах развешаны листочки с высказываниями:
«Мечты и слова о великом бесполезны».
«Только добрые дела способны сделать человека великим».
«Доброта не исчезнет бесследно».
«Доброта неразрывно связана с делом, с поступком».
«Доброта возвращается в виде доброго отношения людей».
«Дела говорят громче слов».
«Делай добро и ты растворишь зло».
«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет!» (С.Я. Маршак)
- А теперь оглянитесь вокруг, внимательно прочитайте высказывания про себя и выберите то, которое на ваш взгляд, выражает основную мысль рассказа.
Дети собираются группами у выбранного высказывания, обсуждают, высказывают своё мнение, а затем один спикер обобщает высказанное и афиширует.
Итог урока.
Выставление оценок
Домашнее задание
«Два друга и нищий старик» (по О. Гумировой)
1. В одном ауле жили два друга – Арман и Сауран.
Однажды, когда они, собравшись вместе, мечтали о великих подвигах, благодаря которым их имена останутся в веках, к ним с просьбой принести воды обратилась старая больная женщина.
2. Арман ответил, что ему надо готовиться к великим делам, поэтому некогда заниматься такой ерундой. А Сауран молча встал и принёс воды. После этого разговора он стал каждый день заходить к бедной женщине, чтобы помочь ей.
В другой раз, когда друзья снова сидели на пригорке, к ним подошёл нищий старик и попросил накормить его.
3. - Не мешай, - сказал ему Арман, - ты всего лишь нищий старик, а я думаю о том, как накормить всех людей на свете.
А его друг тут же встал, принёс из юрты лепёшку и отдал её страннику. Старик поблагодарил Саурана и сказал:
- Не тот нищий, у кого карман с дырой, а тот, у кого душа пустая. Не тот велик, кто сам о себе так думает, а тот, кого люди таким за дела его считают.
Да разве такой парень, как Арман, станет слушать какого-то бродягу? Целыми днями он говорил и говорил о том, каким будет хорошим и великим, как ему будут благодарны люди за его доброту и заботу. А другой…
Саурану некогда было тратить время на разговоры. Он помогал старым и больным, утешал слабых.
4. Прошло время. Один из друзей стал известен как болтун, жадина и бездельник, а другой, несмотря на молодость, стал одним из самых уважаемых людей в ауле, к мнению которого прислушивались даже старики. Слава о добром и мудром юноше разнеслась далеко по степи. Говорят, люди в его честь даже гору назвали. А вот о втором давно уже никто не вспоминает.