Классный час на тему Добро не наука — оно действие.


АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАРИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Отважное»
Разработка классного часа
Тема: Добро не наука – оно действие.
Автор:
Самойленко Татьяна Константиновна,
учитель начальных классов
МОБУ «СОШ с. Отважное»
Контактный телефон:
E-mail:
с. Отважное
2016 г
Оглавление
Введение Добро не наука – оно действие (конспект) 5-11
Заключение Список использованной литературы и источников 13
Приложение 14
Введение
Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате духовно - нравственное воспитание школьников в семье отходит на второй план. Педагоги и родители должны стремиться не только дать детям теоретические знания, но и развить в них доброту, человечность, любовь к природе и уважение к ближним. Духовно - нравственное воспитание школьников должно стоять на первом месте. Но все чаще в сети всплывают ролики, главными героями которых становятся дети и их жестокое обращение со сверстниками или животными. С трудом верится, что такими они появляются на свет. Жестокими дети становятся позже, а вся ответственность за духовно - нравственное воспитание школьников должна лежать на плечах взрослых людей, многие из которых в настоящее время пренебрегают своим долгом.
В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание. [2., c. 12],
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
При духовно – нравственном воспитании младших школьников стало актуально формирование уровня знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированности моральных качеств личности, умений и навыков соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. [1., c. 5] Классный час проходит в инсценированной познавательно-игровой форме. Совместная работа учащихся над подготовкой сценических постановок – прекрасная возможность дать каждому учащемуся шанс проявить свою творческую индивидуальность, обучая его важному жизненному навыку: умение работать в команде. Работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает учителю увидеть наиболее способных детей, а учащимся – показать свои таланты, способности.
Тема: Добро не наука – оно действие.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.
Задачи:
1. формировать представления о нравственных качествах человека: доброте, отзывчивости, добрых поступках;
2. способствовать формированию этических форм поведения в обществе и при общении друг с другом;
3. формировать умения правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей.
Планируемый результат и формирование УУД.
Личностные:
- учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выделять нравственные аспекты поведения, ориентироваться  в нравственных нормах и правилах.
Регулятивные:
- учить определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу.
Познавательные:
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные:
- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.
Подготовительная работа:
рисунки детей о добре и зле;
инсценировка стихотворений;
выученные стихи и пословицы о добре.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация о доброте, песни и музыка о доброте, стихи, рисунки детей.
Участники: учащиеся начальной школы.
Ход классного часа
На доске эпиграф:
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». (И.Грин).
Настрой на работу. Орг. момент.
Учитель: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.
На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А
Дети составляют слово – "Доброта".
Учитель: Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.
Тема нашего классного часа «Добро не наука – оно действие».
Ученик читает стихотворение: Слово это серьёзное, Главное, важное, То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, Тепло и любовь. В нём стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество, В сердце у многих живёт И о боли других Позабыть не даёт. И оно поважней, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец доброта! [5]
Как вы понимаете значение слова доброта?
Учитель: По определению Сергея Ожегова, «доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Он отметил качества, определяющие доброту: «добродетельный, добропорядочный, добродушный, доброжелательный, добросовестный». [7] Почему то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны такие качества, как сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта это солнце». Как вы думаете, почему писатель сравнил доброту с солнцем? (Ответы.) Именно как солнце доброта излучает из нашей души свет, тепло и жизнь. У солнца нет рук, поэтому оно дарит свет, тепло и жизнь своим особым способом, а у человека для проявления добра есть руки и ноги, умение говорить и проявлять чувства. Добро не имеет проявления, то есть оно просто не существует без каких-то хороших качеств человека. Если вы будете много говорить о том, что надо маме помогать в домашних делах, ей будет от этого легче? (Ответы детей.) А вот если вы молча подметёте и помоете пол, ваша мама будет просто счастлива от вашей помощи, от ваших добрых дел. [4., c. 139]
А случалось ли у вас так, что вы хотели сделать доброе дело и побуждения ваши были добрыми, но потом вам пришлось пожалеть о том, что вы сделали? (Ответы.)
Оказывается, делать добро не так просто, нужно многое предусмотреть, много знать и понимать, чтобы сделанное дело было действительно добрым. Вот послушайте китайскую притчу «Добро без ума».
Когда-то в Китае был император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил: — Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего царства. Он увидел во дворце голубей и спросил: — Зачем вам столько птиц? Император ответил: — У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми. — Кто же кормит птенцов? — поинтересовался мудрец. — Каких птенцов? — спросил император. — У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? — Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал: — У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше! — Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил: — И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, но и добро без ума — не лучше. [8]
Учитель: Как, по-вашему, что должен был сделать император, чтобы мальчишки не стреляли в голубей? (Варианты ответов: объяснить, почему нельзя стрелять птиц; издать указ о наказании для тех, кто не хочет следовать мудрому завету; награждать тех, кто заботится о птицах….) Из наших предположений следует, что добро должно себя защищать, что добро иногда может принимать суровый вид. Нужно научиться видеть добро в основе действий. Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта. 
Игра «доскажи словечко» [Приложение 1] Учитель: Вежливые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доскажите вежливые слова.
Игра «Сад Добра» (выполняется стоя) [Приложение 2]
Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята.
Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками.
- Немало мудрых мыслей, хороших пословиц придумал русский народ о доброте. Давайте их вспомним (дети говорят пословицы)
Жизнь дана на добрые дела.
Про доброе дело говори смело.
Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добро творить - себя веселить.
Если сделал доброе дело, то у тебя на душе будет хорошо. Даже не нужно, чтобы тебя хвалили, - и так будет легко и весело.
Каждый день вы совершаете много хороших дел, но если вы это делаете для похвалы, то грош цена такому поступку. Как вы понимаете это выражение – «Грош цена»? (Ответы)
А вот Агния Барто написала замечательное стихотворение «Три очка за старичка» [6]. Послушайте его.
[Приложение 3]
- Что вы думаете о Ларисе и других ребятах?
Давайте хором прочтём строки из стихотворения, записанные на доске:
А если плата вам нужна, тогда поступку грош цена.
- Очень часто у людей возникает вопрос: «Какой повод становиться добрым, когда все думают только о себе?» Однако, люди злые и думающие только о себе очень несчастны и их жизнь настолько утомительна и напрасна, что стоит пожалеть их. Хорошие же дела всегда оставляют результат, даже если их сразу не видно.
- Чтобы добрые слова отложились в нашей памяти, я предлагаю сделать волшебную ромашку, а на её лепестках написать приветливые слова. Вы их выберете с карточек, которые я вам раздам, и напишите на лепестках.
Практическая работа.
А теперь разделитесь на три группы. Для этого вытащите жетон из коробки и займите место за столом, где стоит флажок вашего жетона. Работать будем по алгоритму: читаем слова, лишнее вычеркиваем, обсуждаем вслух, пишем на лепестках и приносим к доске. [Приложение 4]
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...
Подведение итогов
Ребята, я уверена, что у всех вас доброе сердце, и вы делаете много добра своим ближним. Расскажите об этом всем, продолжив предложение: «Я уважаю себя за то, что сегодня…» 
Дети по очереди высказываются.
Наш классный час подходит к концу. И я хочу вам раздать по маленькому солнышку, которые расположены в лучах этого большого солнца – доброты. [Приложение 5] Я отдаю вам частичку тепла своего сердца. Мне хочется, чтобы вы всегда были солнышками для своих мам, пап, дедушек, бабушек и всех людей, которые вас окружают. Пусть эти солнышки напоминают вам о сегодняшнем разговоре. Как можно чаще дарите окружающим свет и тепло. Звучит запись песни Шуры «Твори добро…». [Приложение 6]
Как бы жизнь ни летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело - Тем живём на земле.
Делайте добро! Это принесет вам счастье. Добро не наука – оно действие.
Заключение
Каждый ребёнок способен чувствовать прекрасное, ценить и творить добро, любить окружающий мир в целом. Очень важно помочь маленькому человеку пробудить эти чувства в себе и развить их, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

Список использованной литературы и источников:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков.- М.: просвещение, 2010.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я.Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразов. учреждений. В 2 частях. / [Т.Л.Белоусова, Н.И. Бостанжиева, Н.В. Казаченок и др. ]; под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2011.
Наука быть человеком. Материалы для классных часов в 1-4 классах. Т. В.Волкова.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
https://deti-online.com/stihi/stihi-agnii-barto/medvezhonok-nevezha/http://agniyabarto.ru/07-06-tri-ochka-za-starichka.htmhttp://www.ozhegov.org/words/7315.shtmlhttp://pritchi.in/china/pritchi_china_16.phpПриложение 1
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ….(здравствуй)
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу … (привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать …(пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте ….(любезны)
Будьте ….(добры)
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну ….(извините)
Если встретилась компания,
не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: ... (до свидания)
Когда я что-то подарю,
Мне говорят:...(благодарю)
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:...(Спасибо)
Приложение2
Игра «Сад Добра» (выполняется стоя)
Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.
- поздороваться при встрече
- уступить место в автобусе пожилому человеку
-жаловаться на всех подряд
- смастерить скворечник
- перебивать взрослых, которые разговаривают
- приготовить маме подарок на 8 Марта
- помочь полить летом грядку на огороде
- сорить в классе и в других общественных местах
- помочь товарищу решить задачу
ТРИ ОЧКА ЗА СТАРИЧКА
Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Вся в цифрах классная доска:
— За помощь маме — два очка,
За помощь брату-малышу
Очко Никитину пишу,
А Горчакову три очка —
Водил он в гости старичка.
— За это мало трех очков! —
Кричит Андрюша Горчаков
И вскакивает с лавки.—
Три очка за старичка?!
Я требую прибавки!
Я с ним провел почти полдня,
Он полюбить успел меня.
Стоит Лариса у доски,
Любовь кладет на счеты
И переводит на очки
Вниманье и заботы.
А две подружки в стороне
Приложение 3
Ворчат, надувши губки:
— И трех очков не дали мне
За добрые поступки!
— И я не этого ждала,
Когда купала братца.
Тогда за добрые дела
Совсем не стоит браться!
Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Ох, даже слушать тяжело,
Не верится, ребята,
Что за сердечное тепло
Нужна кому-то плата.
А если плата вам нужна,
Тогда поступку грош цена!
Будьте добры!
Будьте любезны!
Отдайте моё!
Будьте великодушны! Замечательно!
Превосходно!
Очень плохо!
Отлично!
Благодарю
Извините
Привет
Сейчас ударю Спасибо
Пожалуйста
До свидания
Отстань
Простите
Вы чудесно выглядите!
Я всегда хочу с тобой играть!
Не подходи ко мне! Отойди от меня!
Я тебя люблю!
Я рад тебя видеть!
Спасибо, что ты рядом!
Приложение 4
Практическая работа.


Приложение 5

Текст песни «Твори добро»
Руки твои сильные, - ты защити слабого,Мысли твои верные, - ты научи глупого,Глаза твои, твоя душа добрая и чистая,Дари ее тому, кому больно одному.Припев:Твори добро на всей земле,Твори добро другим во благо.Не за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом.
Твори добро на всей земле,Твори добро другим во благо.Не за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом.
Я долечу до неба, я накричусь досыта,Я расскажу все тайны дня, досветла.Я долечу до неба, я накричусь досыта,Я расскажу все тайны дня, досветла.
Припев:Твори добро на всей земле,Твори добро другим во благо.
Приложение 6
Не за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом.
Твори добро на всей земле,Твори добро другим во благо.Не за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом.
Твори добро на всей земле,Твори добро другим во благо.Не за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом.
Твори добро на всей земле,Твори добро другим во благо.Не за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом.
Твори добро на всей земле,Твори добро другим во благо.Не за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом.
Твори добро на всей земле,Твори добро другим во благо.Не за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом.