Технологическая карта урока по ФГОС по теме Решение задач на нахождение части от целого и целого по значению его части


Технологическая карта урока №_____. Число____________
Тема: «Решение задач на нахождение части от целого и целого по значению его части»
Цели: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы, т.е. фиксирование ошибок, собственных затруднений в деятельности по данной теме, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений.
Содержательная цель: закрепление навыков и умений решения задач на нахождение дроби от числа, нахождение целого по значению его части. При необходимости коррекция изученных способов действий – понятия дроби, алгоритма деления типовых задач.
Задачи:
образовательные: уточнить для учащихся понятия эталона образца при работе над ошибками, обеспечить осознанность понятия дроби (что показывает числитель дроби, что показывает знаменатель дроби), повторить алгоритм нахождения части от целого и целого по значению его части, направить учащихся на включение полученных знаний в систему повторения – решение задач на повторение по теме «Числовые и буквенные выражения», решение задач по новой теме «Сложение и вычитание дробей».
воспитательные: формировать внимание, аккуратность в вычислениях и при построении схем к задачам
развивающие: осознать качество и уровень усвоения темы, развивать навыки и самоконтроля по готовым ответам
и по эталону решения, развивать умение правильно употреблять математические термины в устной речи.
Формируемые УУД:
предметные: чётко сформированное умение решать задачи на нахождение части от целого и целого по значению его части, умение применять полученные навыки при углублении и расширении знаний об обыкновенных дробях – действия с учебным материалом в системе повторения.
личностные: умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, умение проследить границы собственного знания и «незнания», умение соотносить полученный результат с поставленной целью.
метапредметные: умение управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умения работать с информацией, с учебными моделями, умение выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, материалы для познавательной деятельности: уровневые задания, карточки для самостоятельной работы, задания для самопроверки, тетрадь для правил.
Дидактическое сопровождение: проблемные вопросы; понятийный аппарат; логические схемы, рисунки; компьютерные материалы.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.
Организационный.
Приветствие. Настрой на работу.
Включаются в рабочий ритм.
2. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).
- определяет требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)
- исходя из решенных задач ранее на самостоятельной работе, устанавливает тематические рамки и основу коррекционных действий. Наводящими вопросами подводит учащихся к теме урока. Получают на руки тетради с результатами, ранее проведенной самостоятельной работой
Записывают тему урока
Слайд №6
3. Этап актуализации. Готовит мышление учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Предлагает учащимся задания, которые активизируют внимание, память и т.д. Выполняют устные задания по слайду, повторяют по тетради для правил – правило нахождения части от целого, нахождение целого по значению его части.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
4. Этап локализации индивидуальных затруднений. Учитель предлагает работу со слайдом, где выполнено условие к задаче I Варианта на нахождение части от целого и предлагается решение с наиболее типичной ошибкой по теме. Анализируют своё решение и определяют место ошибок. Выявляют и фиксируют способы действий (правила), в которых допущены ошибки. (деление значения на числитель или знаменатель дроби.) Слайд 2, слайд 4.
5. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. Устанавливают, что нужно ещё раз уточнить, что такое дробь, что показывает числитель, что показывает знаменатель, уточняют способы записи условия для задачи (краткое или схема). Используют эталоны на слайде 2, слайд 4.
6. Этап реализации построения проекта. Учитель направляет учеников на осмысленную коррекцию своих работ.
Предлагает слайды с эталоном для самопроверки Слайд 3, слайд 5. Каждый учащийся самостоятельно исправляет свои ошибки, допущенные в самостоятельной работе. Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, выступают в роли консультантов. Соотносят свои результаты для самопроверки.
Слайд 3, слайд 5.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
7. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Учитель организует закрепление способ действий, вызвавших затруднения. Для этой цели учащихся предлагается выбрать две типовые задачи по желанию и решить их. Предлагает слайды для самопроверки. Выбирают типовые задачи, обсуждают типовые затруднения, проговаривают еще раз формулировки правил нахождения целого по значению его части и нахождение части от целого.
Слайд 7, Слайд 9.
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Раздает карточки (4 варианта) Выполняют самостоятельную работу аналогичную первой.
9. Этап включения знаний и повторения. Предлагает задания для групповой работы, где применяются правила нахождения части от целого и целого по значению его части для повторения темы «Буквенные выражения» и для изучения следующего раздела «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем». Работают в группах с задачей № 408 (1)
Слайд 11
С задачей № 408 (2)
Слайд 12
И с заданием: «Найдите значение выражения 9с-5d, если известно, что с составляет QUOTE от 152, а число d составляет QUOTE от 48.»

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
10. Учитель сообщает ученикам, что нужно выполнить, почему это нужно выполнить и как это выполнять, какие могут быть сложности, что повторить и на что обратить внимание. Учитель предлагает учащимся познавательные установки:
-на закрепление знаний,
-на углубление знаний,
-на развитие творческого уровня знаний. Слушают информацию, задают вопросы, записывают домашнее задание в тетрадь.
11. Этап рефлексии деятельности на уроке Учитель, поставленными вопросами при фронтальной беседе, направляет учащихся на осознание ими метода преодоления затруднений и на объективную самооценку результатов своей коррекционной, самостоятельной деятельности. Уточняют алгоритм исправления ошибок при решении задач по теме.
Называют способы действий вызвавшие затруднение при работе с обыкновенной дробью.
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Оценивают собственную деятельность на уроке.
Намечают цели последующей деятельности.