Программа по народно-сценическому танцу


МБУ ДО «ЦДТ» автозаводского района
Детский клуб «Шанс»
Хореографическая студия «Союз»
Дополнительная общего развития программа
по народно-сценическому танцу
Пятилетний срок обучения.
Возраст от 10-11 до 15-16 лет
Данная программа разработана педагогом дополнительного образования
Высшей категории Сычевой Светланой Викторовной.
Г. Нижний Новгород
2016г.
Информационная карта
Полное наименование программы Дополнительная общеобразовательная
программа «Союз»
Территория, представившая программу Город Нижний Новгород, Автозаводский район
Наименование проводящей организации МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»
Адрес организации г. Нижний Новгород, ул. Львовская 3а.
Форма проведения Учебно-тренировочные занятия, открытые уроки, конкурсы, праздники
Цель программы формирование знаний, навыков, художественного выражения учащихся, проявляющих интерес к художественно-эстетическому выражению хореографического искусства через народно-сценический танец.
Сроки проведения 7 года
Место проведения Структурное подразделение «Шанс»
Официальный язык программы Русский
Общее количество участников Всего 16, из них:
Дети – 15
Педагог – 1
География участников Город Нижний Новгород, Автозаводский, Ленинский районы
Условия участия в программе Добровольное
Условия размещения участников Хореографический зал оборудованный: зеркалами, гимнастическая скамейка, хореографические станки (стационарные, мобильные (по договору)).
Краткое содержание программы Рекомендуемые разделы для общего обучения по современному танцу.
Раскрытие, содержание разделов.
Содержание и результативность обучения по годам.
ПОЯСНИТЕТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Многофункциональность педагогической деятельности в детском хореографическом коллективе требует от педагога не только высокой квалификации, творчества, но и личностно – профессиональный подход как к конкретному уроку, так к приоритету общей направленности коллектива. А именно: физическое развитие своих воспитанников и развитие профессионально значимых качеств; результаты в концертной деятельности, раскрыть индивидуальные способности личности, сформировать творческие способности и т. д. Данная программа помогает педагогу решить возникающие вопросы, связанные с организацией детей и содержанием занятий на любом этапе обучения.
А так же методически грамотно ориентирует в организации педагогического процесса, создание максимально адаптированной, для овладения техникой движений экзерсиса, образовательной деятельности по народному танцу, как система упражнений у палки, воспитание танцевальной культуры и овладение основами народно-сценической хореографии.
В программе методический материал изложен последовательно, от простого к сложному, что позволяет освоить навыки основных упражнений экзерсиса и варианты их развития, улучшить технику исполнения, и раскрыть художественную выразительность исполнения народно-сценической хореографии, без которой не возможно существование танца в принципе.
Цель: формирование знаний, навыков, художественного выражения учащихся, проявляющих интерес к художественно-эстетическому выражению хореографического искусства через народно-сценический танец.
Программа разработана на основе методических издательств авторов: Г. Гусев, Т. Ткаченко, А. Климов, А. Лопухов, В. Беглай, И. Бриски. А также многолетнего опыта работы с детьми, на курсах повышения квалификаций, творческих лабораториях.
Направленность образовательной программы.
Программа «Основы детской хореографии студии танца «Танцуй» имеет художественно-эстетическую направленность, ориентированную на формирование эстетической культуры воспитанника, развитие его художественно-творческого потенциала в условиях обучения основам танцевального искусства.
СОДЕРЖАНИЕ
В процессе преподавания данной дисциплины экзерсис преследует следующие задачи:
- развитие двигательного аппарата, эластичность связок и определённых групп мышц, недостаточно занятых в классическом танце;
- тренировка нервной системы, играющей ведущую роль в регулировании всей деятельности двигательного аппарата;
-повышение технического уровня танца, работа над координацией, музыкальностью, ловкостью, точностью движений;
- физическая и эмоциональная подготовка к восприятию на середине зала движений различных народно-сценических танцев;
- развитие танцевальной выразительности, формирование манеры исполнения танцев различных национальностей, воспитание танцевальной культуры.
Исполнение разучиваемых элементов народного танца должно быть художественно-выразительными, как и сам танец.
Музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру и стилю танцевального движения.
Курс занятий народно-сценического танца делится на три этапа:
- ознакомительный - 1год обучения (10 - 11 лет)
- базовый- 2 года обучения (12 - 13 лет)
- углубленный - 2года обучения (14-17 лет)
Формы организации учебного процесса
Урок – традиционная форма организации учебного процесса. Но возможно использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, концерт перед родителями, участие в фестивалях, смотрах. При проведении уроков по народно-сценическому танцу, необходимо руководствоваться следующими моментами:
постепенное увеличение физической нагрузки;
чередование темпа нагрузки;
равномерность нагрузки на обе ноги;
свободное дыхание и самочувствие учащихся.
При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:
объем материала;
степень его сложности;
особенности класса, как исполнительского коллектива.
При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:
определить новый материал, ввести его в различные комбинации;
определить музыкальный материал, его размер, характер.
При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей.
На практических занятиях очень важно:
переводить на русский язык все иностранные термины;
объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
равномерно распределять физическую нагрузку и чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль над работой мышц;
воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Музыкальное оформление урока народно-сценического танца.
Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные, так и тренажные упражнения. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Правильно подобранный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его национальности, характеру, рисунку, темпу. Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, чтобы основное внимание учащихся было бы направлено на движение. На первоначальном этапе обучения необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком, позднее  его можно разнообразить.
В каждом классе в зависимости от возрастной  категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.
Музыкальный материал на уроке по народному танцу является носителем национальной принадлежности данного конкретного лексического материала; соответственно музыки учащиеся учатся правильно исполнять характер и манеру движения. С помощью музыки движения приобретают художественную окраску, а исполнение наполняется эмоциональным содержанием.
ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Подготовительная часть (теория) 5-10 мин.
Разогрев 5-10мин.
Упражнения у палки 15-20 мин.
Экзерсис у палки 10-15мин.
Экзерсис на середине зала 10-15 мин.
Комбинации 10 мин.
Импровизация 10 мин
Рекомендуемые разделы
№ Тема Содержание
1 Подготовительная часть Терминология, применяемая при изучении народно – сценического танца. Ориентирование в танцклассе по точкам и рисункам.
1.1 Позиции,
положения рук. От1до3 п.р. соответствуют позициям классического танца.
4п.р. – ладони сбоку на поясе;
5п.р. – руки скрещены перед грудью;
6п.р. – заведены за голову, согнутые в локтях
7п.р. – заведены за спину
Положение рук: подготовительное, руки раскрыты в сторону, руки раскрыты в сторону на высоте между 2 и 3п.р.
1.2 Позиции, положения ног Пять открытых позиций ног соответствуют позициям классического танца
Пять свободных позиций ног находятся в направлении прямых линий.
Две закрытые: 1и 2 п.н.
Положения ног: нога вытянутая, согнута; подъём вытянут, сокращён; нога на ребре стопы (внутренней и внешней стороны); нога на ребре каблука (сокращённый подъём); низкие, средние, высокие полу пальцы; нога на носке1.3 Постановка, положения корпуса Корпус ровный, от талии наклон вперёд, от талии наклон назад, от палии в сторону (вправо, влево)
1.4 Положения головы Прямо, поворот (право или лево), наклон (право, влево, вперёд, назад)
1.5 Положения кисти. Кисть повёрнута ладонью вниз, вверх, кисть опущена вниз, поднята вверх.
2 Разогрев Разогрев выполняется в медленном темпе. Для укрепления силы в ногах, прессе использовать груз на ногах и на поясе.
2.1 Упражнения для улучшения гибкости шеи Наклоны головой во все направления, по кругу. Повороты головой.
2.2 Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов Растяжка и скручивание плечевого сустава, круговые движения, махи.
2.3 Упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья. скручивание локтевого сустава, круговые движения, махи.
2.4 Упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кистей и предплечья. Сжатие, расжатие, скручивание, согнутые кисти (вверх, вниз)
2.5 Упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника Наклоны, перегибы, в положениях: лёжа, сидя, стоя
2.6 Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра Растяжка , наклоны вперёд, выпады. , в положениях: лёжа, сидя, стоя
2.7 Упражнения для улучшения подвижности коленных суставов Приседание (пятки от пола не отрывать), полуприседание (1п.н. выворотная – коленки вместе; прямая 2 п.н. – коленки вместе).2.8 Упражнения для улучшения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы Подъём на полу пальцы, растяжка, перекаты с носка на пятку и обратно, скручивание на выворотность стопы.
2.9 Упражнения у палки для растяжки и формирования танцевального шага Растяжка, растяжка с перегибами корпуса.
2.10 Упражнения для исправления осанки Постановка корпуса в положениях: лёжа, сидя, стоя
2.11 Прыжки со скакалкой На двух ногах, со сменой ног по позициям, скручивание плечевого сустава, круговые движения, махи.
Одной ноге, с высокоподнятыми ногами, прыжок «мячик».
3 Экзерсис у палки Комплекс упражнений, которой отличается логикой, целесообразностью построения и подбора движений.
Перед началом необходимо объяснить понятия: «опорная нога» и «рабочая нога», исполнение «крестом» и в «чистом виде»; исходное положение , которое включает позицию ног, положение корпуса, рук, головы.
3.1 preparation (подготовительное движение) Preparation исполняется перед каждым упражнением экзерсиса. Ему предшествует определение исходное положение. По мере изучения движений различных народно-сценический танцев в preparation включаются их элементы (характерные положения рук, головы, корпуса), за чёт этого ему придаётся национальный окрас.
Preparation исполняется на 4 такта-2/4 (3/4) или 2такта 4/4. Далее на 2 такта, а затем 1 такт – 2/4.
Изучается как самостоятельное упражнение на 8 тактов 2/3, ¾ или 4 такта 4/4. Такая продолжительность позволяет сосредоточится.
3.2 Demise plies, grand plies.
(полуприседания и полные приседания) – плавные, резкие,
grand plies «винтовое»
grand plies «кольцевое» Demise plies, grand plies развивает эластичность связок, укрепляет мышц, развивает выворотность, укрепляет коленный сустав, подготавливает к прыжку, исполняются по всем позициям народно-сценического танца. Методика исполнения аналогична методике выполнения этих упражнений в классическом танце. Отличительные особенности в исполнении – они бывают как плавные, мягкие, так и резкие, отрывистые. Некоторые из них включают перегибы корпуса, различные переводы стоп из позиции в позицию, а также в учебной комбинации могу чередоваться по выворотным, не выворотным и закрытым позициям.
Все виды Demise plies, grand plies комбинируются между собой. Комбинации могут строиться между собой по принципу от простой формы приседания к сложной или по принципу контраста – мягкое (плавное) приседание чередуется с резким (отрывистым). Может исполняться в характере всех народно-сценических танцев.
3.3 Battements tendus (упражнения для стопы )
Battements tendus развивает подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах, укрепляет ахиловое сухожилие, икроножную мышцу и мышцы стопы; помогает развитию координации.
Исполняется по 1,3, 4,5 позициям ног. Музыкальный
размер 4/4, возможно 2/4 и 3/4.
Может исполняться в характере всех народно-сценических танцев.
Разновидности:
- Battements tendus с переводом стопы с носка на ребро каблука,
- Battements tendus с ударом (подъёмом) пятки опорной ноги,
- Battements tendus в сторону с поворотом рабочей ноги в закрытое положение,
- Battements tendus с выносом ноги на каблук (каблучный),
- Battements tendus с tombs
(tom be – падать)
- Battements tendus с поворотом бедра,
- Battements tendus с мазком полупальцев по полу.
3.4 Battements tendus jet’s
(малые броски) Battements tendus jet’s – развивает мышцы голени и стопы, способствует развитию коленного и тазобедренного суставов, повышает способность чётко выполнять мелкие и сильные движения.
Battements tendus jet’s имеют различные формы исполнения. Резкие могут исполнятся на высоту 15, 35. 45 градусов в учебной комбинации.
Музыкальный размер 2/4. Исполняется по 1,3,4,5 позициям ног.
Разновидности:
- Battements tendus jet’s с ударом пятки опорной ноги,
- Battements tendus jet’s с demise plies, музыкальный размер может быть ¾.
- Battements tendus jet’s с «сокращением стопы» рабочей ноги,
- Battements tendus jet’s с одним ударом стопы по 5п.н.,
- Battements tendus jet’s с двумя ударами стопы по 5п.н.,
- Battements tendus jet’s с tombs
- Battements tendus jet’s с короткими ударом по полу носком или ребром каблука (pikes)
- Battements tendus jet’s balansoir- Battements tendus jet’s с подскоком
3.5 Round des jamb
(круги ногой по полу или по воздуху) Round des jamb – развивают подвижность тазобедренного, коленного, голеностопного суставов как рабочей, так и опорной ноги.
Исполняется по 1,5 п.н.
Музыкальный размер 2/4, ¾, 6/8
Разновидности:
- Round des jamb par Terre. Упражнение представляет круг носком по полу.
-Round de pied par Terre-круг ребром каблука по полу.
- Round de jamb, Round de pied на demit plies,
- Round de jamb, Round de pied en Tear - на45градусов.
- Round de jamb, Round de pied с подворотом опорной ноги,
- Round des jamb со скачком,
- Round de jamb, Round de pied «восьмёркой»
- Grand round de jamb (исполняется в полном приседании).
3.6 Подготовка к «голубцу» «Голубец» - удары стопой одной ноги о стопу другой. Некоторые удары стопой называются «ключами». Удар происходит внутренними сторонами каблуков. Удары бывают одинарные и двойные.
Исходная позиция: 1,5 п.н.
Музыкальный размер ¾
Варианты:
- Подготовка к «голубцу» одной ногой с одним ударом,
- Подготовка к «голубцу» одной ногой с двойным ударом,
- Подготовка к «голубцу» двумя ногами с одинарным ударом,
- Подготовка к «голубцу» двумя ногами с двойным ударом,
Все виды подготовки к «голубцу» комбинируются между собой.
3.7 Flick-flak (упражнения с расслабленной стопой) Folic-flak – развивает подвижность коленного сустава, тренирует голеностопный сустав к быстрому сокращению и расслаблению, готовит к исполнению чечёточных движений.
Подготовительное упражнение: мазок «к себе» «свободной» стопой;
удар «от себя» - «сокращённой» стопой.
Все виды flick-flak комбинируются друг с другом, а также с другими чечёточными движениями, упражнения на выстукивание, pas tortille.
Музыкальный размер: 2/4, ¾.
Разновидности:
- Flick-flak (исходная позиция ног 5-ая)
- Flick-flak со скачком на опорной ноге (исходная позиция ног: рабочая нога подводится к щиколотке опорной ноги спереди, колени обеих ног согнуты),
- Flick-flak со скачком и переступанием (исходная позиция ног аналогично предыдущему упражнению),
- Flick-flak с tom be (исходная позиция ног аналогично предыдущему упражнению),
- Double-flak (исходная позиция ног 5-ая),
-«Веер» - маленькие броски рабочей ноги от колена с вытянутой или расслабленной стопой.
3.8 Упражнения на выстукивания Исполняется с напряжённой стопой, развивает силу и подвижность стопы, готовит к дробным движениям.
В основе выстукиваний лежат удары: всей стопой, каблуком, полупальцами. Удары бывают короткие рабочая нога отскакивает от пола, не выше уровня щиколотки) , чёткие, сильные, припечатывающие (стопа после удара фиксируется на полу).
Разновидности:
- чередование ударов стопой и полупальцами: с одним ударом на ¾, с двумя ударами на ¾, с одним ударом на 2/4, с двумя ударами на 2/4,
- упражнение на выстукивание с шагом,
- упражнение на выстукивание с переносом стопы,
- упражнение на выстукивание с разворотом стопы
- «Прямая дробь» и «обратная дробь».
3.9 Pas tortilla («зигзаги» - развороты стопы) Pas tortilla – представляет одинарные и двойные развороты стопы, развивающие подвижность голеностопного и тазобедренного суставов, эластичность икроножных мышц.
Исходная позиция ног 5-ая.
Музыкальный размер 2/4,3/4.
Разновидности:
- Pas tortilla с одним разворотом,
- Pas tortilla с двойным разворотом,
- Pas tortilla с ударом.
Все виды Pas tortilla можно использовать с подъёмом на полупальцы или с прыжком в момент раскрытия рабочей ноги в сторону на 45гр.
3.10 Подготовка к «верёвочке» Подготовка к «верёвочке»- развивает выворотность ног в тазобедренном суставе, а также вырабатывает силу четырёхглавой мышцы бедра.
Исходная позиция ног 5-ая.
Музыкальный размер 2/4.
Варианты:
- Подготовка к «верёвочке» с резким demit plies на опорной ноге,
- Подготовка к «верёвочке» с подъёмом на полупальцы опорной ноги,
- Подготовка к «верёвочке» с поворотом стопы опорной ноги в не выворотное положение.
- Подготовка к «верёвочке» со скачком или прыжком на опорной ноге,
- Подготовка к «верёвочке» с проскоком
- «Верёвочка» (вперёд, назад, «косичка», с прыжком,)3.11 Battements fondues (низкие и высокие развороты ноги) Battements fondues – развивает эластичность ахилого сухожилия, подвижность коленного и тазобедренного суставов, активизирует работу мышц спины. Характер исполнения – плавный.
Музыкальный размер ¾.
Исходное положение – рабочая нога открывается на 45гр. В сторону.
Разновидности:
- Battements fondues – основная форма,
- Battements fondues на 90гр.,- Battements fondues tirbuchon/
Комбинируется со всеми видами battements fondues, с battements developers, растяжками, опусканием на колено.
3.12 Battements developers («развёртывания» ноги на 90 гр.) Развивает шаг, укрепляет мышцы ног и живота; повышает подвижность в тазобедренном и коленном суставах. Исполнение может быть как плавное , таки отрывистое.
Музыкальный размер4/4.
Исходная позиция ног 5-ая.
Разновидности:
- Battements developers – плавное,
- Battements developers – отрывистое,
- Battements developers с одним или двумя ударами пятки опорной ноги,
- Battements developers с проскоком вперёд или назад
- Battements developers с прыжком.
3.13 Grand battements jet’s (большие броски) Развивает шаг, укрепляет мышцы ног, живота и спины, активизирует работу корпуса.
Музыкальный размер 2/4,3/4,4/4.
Исходная позиция ног 5-ая.
Разновидности:
- Grand battements jet’s с demit plies (исполняется резко)
- Grand battements jet’s с подъёмом на полупальцы,
- Grand battements jet’s с увеличенным размахом,
- Grand battements jet’s с tom be,
- Grand battements jet’s с опусканием на колено.
Все виды Grand battements jet комбинируются между собой, а также с battements developers, подготовкой к «верёвочке», растяжками.
3.14 Port de bras (перегибы корпуса) Упражнения для рук и корпуса, развивает гибкость и пластичность корпуса. Сюда входят наклоны, повороты с различными движениями рук.
Музыкальный размер: ¾,4/4, 6/8.
Упражнения могут исполняться лицом к палке, а также держась одной рукой за палку: стоя на двух ногах или на одной; на всей ступне или на полупальцах; с вытянутыми коленями или в , demise plies, а также grand plies. Перегибы корпуса могут быть вперёд, назад, в сторону, кругом. Характерны для Port de bras различные позиции рук, а также их переходы из позиции в позицию.
3.15 Упражнения лицом к палке В основном – это движения мужского народного танца, включающие полные приседания или прыжки.
«Голубец в прыжке» (с одним, двумя ударами), «револьтад» ( подготовка к револьтаду с одой ноги, затем с другой, «flick- револьтад» все формы револьтада исполняются с трамплинным прыжком, активным разворотом корпуса, точным положением головы в быстром темпе.); «качалка»; присядки (полуприсядки, полные присядки):
- выталкивание ног на каблуки,
- полуприсядка с выносом ноги в сторону,
- разножка в стороны с разворотом бедра,
- полуприсядка с вскакиванием на ребро каблука рабочей ноги,
- присядка «мяч».
4 Экзерсис на середине танцзала. 4.1 Танцевальные ходы
Бег
Боковые ходы
«Гармошка»
Примеры танцевальных ходов. Различное сочетание шагов, исполненных в стиле, характере и манере национально танца с присущим ему ритмическим рисунком в сочетании с ударом, притопом, подскоком, перескоком, хлопком, поворотом.
Танцевальные ходы бывают четвертные, быстрые на 1/8, 1/16 (очень быстрые и мелкие)
Разновидности:
- простой шаг, можно исполнять с продвижением назад, на 1/16 движение исполняется по 1прямой позиции и, как правило, на полупальцах,
-шаг с каблука,
- переменный шаг (с полуприседнием, с ударом ребром каблука, с ударом всей ступней, с подъемом на relive, с каблука (со скользящим ударом каблука, с соскоком на всю ступню, переводя на неё тяжесть корпуса), с приставкой ноги),
- шаркающий ход (скользящий удар каблуком), можно исполнять на небольшом подскоке, дополнить ударом всей ступнёй по 11 прямой позиции.
Бег можно исполнять на месте и с продвижением вперёд, назад.
Разновидности:
- с соскоком,
- с подъёмом коленей (движение исполняется на месте и с продвижением), исходная - 1прямая позиция ног,
- с броском прямых ног, исходная - 1прямая позиция ног,
- шаг с подскоком (движение исполняется на месте и с продвижением), исходная - 1прямая позиция ног,
- с подскоком и переступанием, исходная - 1прямая позиция ног.
Припадание – основной вид, исходная – 3 открытая позиция ног.
Разновидности:
- с двойным ударом полупальцами, исходная – 3 открытая позиция ног.
- припадание – накрест, исходная – 3 открытая позиция ног.
- приставной ход (может исполнятся с полуприседанием, с ударом всей ступней при подставлении ноги, с двойным ударом, с чередованием ударов каблуком и полупальцами, а также начинаться с затакта), исходная - 1прямая,
- боковой ход с перескоком позиция ног 9исполнить 4-8 раз вправо, затем так же влево, далее усложнить хлопком, полуповоротом или полным поворотом после исполнения нескольких движений.),
- с каблука (для мужского класса), исходная – 3 открытая позиция ног.
- с подъемом на полупальцы, исходная – 3 открытая позиция ног.
- на перескоке с ноги на ногу, исходная – 3 открытая позиция ног.
«Гармошка» исполняется 4-8 раз с продвижением вправо, затем влево. В дальнейшем можно исполнить без паузы – две «гармошки» на один такт и, начиная из-за такта, - две «гармошки» на один такт. Можно исполнять с продвижением по кругу, а также дополнить движением рук, переводя их из одного положения в другое.
Варианты:
проучиваются как на месте и с продвижением,
- начиная из-за такта, соединять носки, оставаясь на прямых ногах и исполнять полуприседания в момент соединение пяток.
«Молоточки»
Белорусский танец «Лявониха» (основной ход)
- Белорусский танец «Крыжачок» (основной ход)
- Украинский танец «Бегунец» (основной ход)
- Осетинский танец «Симд» (основной ход)
- Эстонский танец «Йоску – полька» » (основной ход)
- Азербайджанский танец «Газахы» (мужской ход)
- Ход в танце «Молдавеняска- Украинский танец (боковой ход – «дорожка плетеная»)
- Молдавский танец (боковой ход)
- Татарский танец (мужской боковой ход с поворотом на пятке), (женский боковой ход с переступанием)
- Марийский танец (боковая «елочка»)
- Венгерский танец (боковой ход с приседанием)
- Польский танец (боковой ход «галоп»)
- Чувашский танец (боковой ход на переступаниях) ит.д.
4.2 «Верёвочка» Основной приём – подъём рабочей ноги вдоль опорной спереди и перевод её скольжением ступнёй по опорной назад («верёвочку» можно исполнять наоборот). Исполнитель, поочерёдно переводя одну, затем другую ногу назад, как бы плетёт «верёвочку». Исходная – 3 открытая позиция ног.
Музыкальный размер 2/4
Варианты:
- с ударом полупальцами- с переступанием на ребро каблука
- с ударом ступнёй- с «ковырялкой»
- с скользящим ударом ребром каблука от себя
- с переступанием на каблуках
- с прыжком («верёвочка – ножницы» для мужского класса)
4.3 Маятникообразные движения по типу «моталочки» Движения одной ногой по принципу маятника есть двух видов: продольные, исполняемые одной ногой назад – вперёд или поперечные, исполняемые влево – вправо с подскоком на опорной ноге. Исполнение маятникообразных движений возможно по производным направлениям, в сочетании со скользящими ударом полупальцами работающей ноги, с бегом, «молоточками», хлопком. Броски могут быть низкие, средние, высокие в зависимости от характера исполняемого танца.
Исходная – 1 прямая позиция ног.
Музыкальный размер 2/4
4.4 Движения на прыжковой подмене опорной ноги Подбивка. Исходная – 1 прямая позиция ног.
Музыкальный размер 2/4
Разновидности:
- с переступанием
- «подбивка – мятник».
Отбавка Исходная – 1 прямая позиция ног.
Музыкальный размер 2/4
Разновидности:
- с шагом
- с ударом.
«Голубец». Исходная – 1 прямая позиция ног.
Музыкальный размер 2/4
Разновидности:
- основной вид («низкий голубец)
- с шагом накрест
- с ударом и переступанием
- на полуприседании – «низкий голубец»
- с прыжком – «высокий голубец»
4.5 Дробные выстукивания У многих народов является основой танца. Приёмы исполнения дробных выстукиваний различны: они выполняются в разных темпах и ритмах, в такт и из-за такта музыкального сопровождения.
Удары всей ступнёй. Исходная – 1 прямая позиция ног. Музыкальный размер 2/4
Разновидности:
- одинарные
- с подскоком
- двойной удар
Удары ребром каблука.
Разновидности:
- поочерёдные
- с подскоком
- с перескоком
Сочетание ударов каблука и полупальцев.
Разновидности:
- каблуком
- каблуком и полупальцами4.6 Присядки.
Присядка «разножка».
Присядка в повороте
Присядка с выпадом на ногу
Присядка по 1 прямой позиции ног
Полные присядки Присядочные движения включаются в урок постепенно, так как требуют от исполнителей значительных физических усилий, тренированного суставно-связочного аппарата.
Исходная – 1 открытая позиция ног.
Музыкальный размер 2/4
- основной вид (варианты: работающую ногу поднять выше, работающую ногу - на крест опорной, дополнить ударом ладони по голенищу сапога)
- с подскоком
- с опусканием ноги на ребро каблука
- с ковырялочкой- со сгибанием ноги в колене
- с переходом на ребро каблука
- основной вид. Исходная – 1 открытая позиция ног.
Музыкальный размер 2/4.
Исходная – 1 открытая позиция ног.
-с переходом на полупальцы и ребро каблука
- с опорой на руку.
- Основной вид. Исходная – 3 открытая позиция ног.
Музыкальный размер 2/4
Исходная – 1 открытая позиция ног.
- с продвижением
- с опусканием на колено (движение можно начинать с небольшого подскока).
- Основной вид. Исходная – 1 открытая позиция ног.
Музыкальный размер 2/4.
- в повороте.
- основной вид. Исходная – 1 прямая позиция ног.
Музыкальный размер 2/4
- с ударом ступнёй
- с разворотом ступнёй
- с «разножкой»
-с проскальзыванием на полупальцах.
- присядка «мяч» по 1 открытой позиции ног. Может исполняться с поджатыми ногами и с разножкой.
- присядка «мяч» по 1 прямой позиции ног. Может исполняться с подворотом коленей, с подскоком, с подъёмом на полупальцы или на носки.
- «ползунок». Может исполняться с круговым движением рабочей ногой, с опорой на руки, с проскальзыванием на ребро каблука.
- «метёлочка»
- «закладка». Может исполняться с раскрытием ноги на ребро каблука.
- присядка «качалка». Может исполняться с броском ногой накрест
- присядка «подсечка». Может исполняться с опусканием на колено.
4.7 Хлопки и хлопушки Хлопки. Один или несколько хлопков в ладоши исполняются перед собой (согнутыми или вытянутыми в локтях руками), за спиной, наверху (поднятыми над головой руками), внизу, справа или слева, под коленом поднятой ноги и др. Хлопки встречаются при исполнении присядочных, прыжковых, дробных и других движений, но, как правило, только дополняют основное движение.
Хлопушки – комбинированные движения с ударами ладонями по корпусу и ногам, об пол. Исполнение хлопка может быть проходящее (скользящее) или фиксирующее, одинарные и двойные, в сочетании с шагом, ударом ногой, переступанием, подскоком, прыжком и т.д.4.8 Вращение. Вращение может исполнятся на месте и с продвижением. На середине повороты исполняется более динамично, чем у палки. Важен при этом и активный поворот головы. Увеличивая темп вращения, траектория движения исполняется с продвижением по диагонали или по кругу.
Разновидности:
- на полупальцах- на припадание- с подъёмам на полупальцы- на подскоках
- на беге
- на дробях
- на прыжке
- повороты в воздухе с вытянутыми ногами
- повороты в воздухе с поджатыми ногами.
4.9 Прыжковые движения (трюки) Движения исполняются на высоком прыжке. Прыжковые движения развивают технику мужского танца.
- с двумя поджатыми ногами
- с раскрыванием коленей в сторону «ястреб»
- с одной, согнутой в колене, ногой
- с поворотом коленей
- с наклоном корпуса вперёд «разножка», «щучка», «пистолет»,
- с перегибом корпуса назад.
5 Комбинации.
Заключение танцевальных движений и комбинаций Комбинация – необходимая часть занятия по народно-сценическому танцу. Именно в комбинации возможны активные перемещения по танцклассу. По принципу от простого к сложному разучивается рисунок танца от линии, диагонали к «змейке», «прочёс», «восьмёрка» и т.д. Развивается: ориентирование, техника, исполнительское мастерство в манере национальности. Язык танца не просто готовый арсенал движений и поз, а создание новых необычных комбинаций и движений, которые можно получить, используя ряд приемов, не по аналогии с музыкой, а как производное от нее, потому что у них разное восприятие. Звук более мелкий, чем движения тел. Все звучание не всегда можно передать телом.
Разновидности комбинаций:
1.Прямой - строится по законам развития от простого к сложному, имеет начало и завершение, и обратный, зеркальный, который идет с конца на начало.2. Прием переклички или повтор – это прием используется для одного движения, нескольких или комбинаций. Один исполнитель сделал движение, другой повторил. Пока не закончилось движение у одного исполнителя, другой не вступает. Может быть вариантный повтор.3. Прием сииквенции (лесенка) требует повтора не менее 3-х, 4-х раз. Например, первая группа, вторая, третья. И опять первая, вторая, третья, и так далее.4. Прием «Волна» – более быстрые сииквенции, повторяется один раз.5. Повторяющиеся движения - аккомпанирующие и солирующие. Повтор одного и того же движения, либо позы, либо комбинации. Например, солист танцует, а кордебалет повторяет.6. Прием полифонии состоит из элементов танца солистов, повторяющие кордебалетом. Повторы могут быть чистые, унисонные и комбинированные.7. Гомофонический прием – идет сольная партия, а кордебалет исполняет свою партию. Она не должна заглушать соло. Ее движения не должны браться из танца солистов.8. Увеличение-уменьшение – происходит наращивание исполнителей от одного до множества и наоборот.9. Расширение-сжатие – одно движение (комбинацию) исполняют несколько человек (не менее трех). Каждый делает в разных метроритмах. Один – медленно, второй – более быстро, третий – быстро и наоборот. В конце темп совпадает.10. Имитация – повторение темы другими исполнителями.11. Вариантная имитация – повторение хореографической темы другими исполнителями с некоторыми изменениями.12. Ракоходное развитие – законченная по мысли комбинация, состоящая из 3-х или более движений, исполняемая одним или несколькими участниками (по очереди). Вторым и третьими участниками комбинация может исполняться в обратном порядке (начиная с конца или с середины).13. Задержание или запоздание – запаздывание изложения хореографического материала на 1/4 или на 1/8 такта последующими исполнителями. Применяется чаще всего в коротких комбинациях, так как длинная комбинация с использованием данного приема не смотрится, создается ощущение «грязи».14. Канон – одна комбинация исполняется разными группами с последовательным вступлением (когда первая группа доходит до середины комбинации, вступает вторая группа, которая исполняет комбинацию сначала и так далее). Лексика у каждой группы должна быть единой. Заканчивать комбинацию все группы должны одновременно.15. Фуга (бег) по принципу похожа на канон, но гораздо сложнее. Может выступать как законченная танцевальная форма, в которой имеются три голоса (три отдельных исполнителя или три группы исполнителей). Фуга может строиться как на короткой комбинации, так и на длинной танцевальной фразе. У каждого исполнителя строится свой вариант основного движения и его разработка при условии единства материала. Исполнители вступают последовательно.16. Контрапункт – точка против точки. Тема должна быть построена на очень контрастном материале. Тема разбивается на несколько коротких частей, и каждая часть последовательно исполняется разными танцующими, затем они могут меняться частями в разном порядке. В заключении возможно исполнение участниками разных точек одновременно. Этот прием часто используется в переплясах.17. Увеличение и уменьшение танцевального пространства – комбинация исполняется на маленькой площадке, а затем исполнители стремительно занимают движением большое пространство.
1.Почти каждое движение или комбинация в народных танцах имеет заключение. Характер такого заключения зависит от исполняемого танца. Варианты : трипоп (простой, двойной), соскок, удар всей ступнёй, удар ребром каблука, опускание на колено, «ключ» (исполняется в танцах русских, марийских, венгерских народов)
На подготовительном этапе должны быть проучены следующие движения.
В разделе «подготовительная часть»
Русский поклон: а) простой поясной на месте (1 полугодие), б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 полугодие).
1.Основные позиции ног в народно-сценическом танце.
2.Основные позиции, положения рук в народно-сценическом танце
ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),
руки скрещены на груди,
одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец которой упирается в щёку,
положения рук в парах: а) держась за одну руку, б) за две, в) под руку, г) «воротца»,
положения рук в круге: а) держась за руки, б) «корзиночка», в) «звёздочка»,
движения рук: а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук, б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию), в) взмахи с платочком, г) хлопки в ладоши.
3.Положение, перестроение стопы в народно-сценическом танце.
4.Понятия «опорная нога» и «рабочая нога»
5.Понятие «исходное положение»
В разделе «разогрев»
Полностью должны, освоены упражнения на все группы мышц:
для улучшения гибкости шеи
для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов
для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья
для улучшения подвижности лучевых суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья
для улучшения подвижности суставов позвоночника
для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра
для улучшения подвижности коленных суставов
для улучшения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы
для растяжки и формирования танцевального шага
для исправления осанки
прыжки со скакалкой
В разделе «экзерсис у палки»
Preparation (подготовительное движение). Изучается как самостоятельное упражнение на 8 тактов 2/4, ¾ или 4 такта 4/4. Исполняется перед каждым упражнением
Demise plies.(полуприседания). Исполняется в медленном или умеренном темпе на музыкальный размер 2/4, ¾, 6/8, на 2 такта; 4/4 на 1 такт.
Grand plies (полные приседания). Исполняется в медленном или умеренном темпе на музыкальный размер 2/4, ¾, 6/8, на 2 такта; 4/4 на 1 такт. Отдельно проучить движение рабочей руки, которая предварительно открывается во 2-ю позицию.
Demise plies резкие. Исполнять резкие приседания с паузой после резкого сгибания и резкого втягивания ног на 2 такта 2/4.
Battements tendus (упражнения для стопы ). при музыкальном размере 4/4 движение занимает 1 такт. Возможно исполнение данного вида battements tendus на 1 такт 2/4,3/4. В этом случае скольжение и переносы выполняются на 1/8 такта.
Battements tendus с переводом стопы с носка на ребро каблука исполняется с demise plies. Рабочая рука раскрывается во 2 позицию, через 1-. Или 3-ю позицию закрывается в 4-ю позицию.
Battements tendus с ударом (без подъёма пятки опорной ноги)
Battements tendus в сторону с поворотом рабочей ноги в закрытое положение.
Battements tendus jet’s (малые броски). Изучается как аналогичное упражнение урока классического танца на высоту15 гр.
Battements tendus jet’s с сокращением стопы рабочей ноги.
Round des jamb (круги ногой по полу). Все элементы проучиваются отдельно. Preparation занимает 2 такта.
Подготовка к «голубцу» одной ногой с одним ударом
Подготовительное движение flick-flak.
Чередование ударов стопой и полупальцами
Pas tortilla с одним разворотом,
Pas tortilla с двойным разворотом.
Подготовка к «верёвочке» : подготовка к «верёвочке» с резким demit plies на опорной ноге, подготовка к «верёвочке» с подъёмом на полупальцы опорной ноги.
Battements developers – плавное. Изучается как аналогичное упражнение урока классического танца. Без подъёма на полупальцы.
Grand battements jet’s - большие броски исполняются резко.
В разделе «экзерсис на середине зала»
Простой шаг, шаг с продвижением назад, на 1/16 движение исполняется по 1прямой позиции и, как правило, на полупальцах.
Шаг с каблука.
Бег: с соскоком, с подъёмом коленей, с броском прямых ног, шаг с подскоком . движения проучиваются как на месте и с продвижением.
Боковые ходы – шаг галоп.
«Ёлочка» на прямых ногах, с полуприседанием. ).
Подготовка к «молоточки»: по 1 прямой позиции с задержкой ноги сзади, позже без задержки.
Подготовка к «моталочке»: по 1 прямой позиции с задержкой ноги сзади, впереди, позже «моталочка» в «чистом» виде.
«Ковырялочки»: простая, в пол, простая, с броском ноги на 45гр. и небольшим отскоком на опорной ноге, в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами
Подготовка к «верёвочке».
Основы дробных выстукиваний: простой притоп, двойной притоп, в чередовании с приседанием и без него, в чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками в ладоши (у мальчиков с хлопушкой), подготовка к двойной дроби, двойная дробь.
Хлопки и хлопушки для мальчиков: одинарные, двойные, тройные. Удары фиксирующие, скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог).
Подготовка к присядкам и присядки:
подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и 1 позициям),
покачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции,
«мячик» по 1 прямой и 1 позициям,
подскоки на двух ногах,
присядки на двух ногах,
присядки с выносом ноги на каблук.
Подготовка к вращениям на середине зала:
полуповороты по четвертям круга приемом plies. - releve,
полуповороты по четвертям круга приемам шаг - retere,
полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки,
припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а четвертое в повороте на 45гр.
подскоки по той же схеме,
«поджатые» прыжки по той же схеме,
подготовка к tours (мужское).
подготовка к вращениям по диагонали класса:
приемом шаг - retere по схеме: 2 шага - retere на месте, 2 - в повороте на 90гр; 2 шага retere на месте, 2 - в повороте на 180гр.; 5, 6 – фиксация, 7, 8 – пауза; поворот на 4 шага - retere на 180гр. Подскоки – разучиваются по той же схеме.
В разделе «композиция».
Построение композиций на основе русского, латышского, белорусского народного танца.
Деление танцкласса по точкам
Передвижение по : линии, колоне, диагонали (правая, левая), кругу, полукруг.
На базовом этапе должны быть проучены следующие движения.
В разделе «экзерсис у палки»
Demise plies, grand plies. (полуприседания и полные приседания).
Battements tendus (cкольжение стопой по полу).
Battements tendus jets (маленькие броски).
Рas tortillé (развороты стоп, одинарные и двойные).
Round des jamb (круговые скольжения по полу).
Flick-flak (мазок ногой к себе, от себя).
Маленькое каблучное.
Большое каблучное.
«Веревочка».
Подготовка к battements fondues.
Battements developers
Дробные выстукивания.
Grand battements jets (большие броски).
Движения, изучаемые лицом к станку
1. Relevé - plies (по 1 прямой, 1,2,5 позициям).
2. Relevé - plies (с оттяжкой от станка на каблучках назад по 1 прямой позиции). .
3. Подготовка к «качалочке» и позже «качалочка»: простая, в раскладке, с акцентом, в усложненных ритмических рисунках, с выведением ноги на каблук.
4. «Волна».
5. Подготовка к «штопору».
6. Port de bras в сторону, назад в сочетании с движениями рук и выносом ноги на каблук вперед и в сторону, на plies, с полурастяжками и растяжками.
7. Прыжковые «голубцы»: с двух ног на две ноги (исходное положение 1 прямая позиция), тот же прыжок с двойным ударом во время прыжка, низкий «голубец» с одной ноги на одну ногу в характере украинского танца, прыжок с двух ног на одну, открывая другую ногу на каблук в сторону
8. Подготовка к «сбивке».
9. Для мальчиков: а) подготовка к присядкам, б) присядки с выносом ноги на каблук вперед и в сторону, в) мячик боком к станку, г) с выведением ноги вперед.
10. Опускание на колено на расстоянии стопы из первой позиции, и с шага в сторону накрест опорной ноге.
11. Растяжка из первой позиции в полуприседании и в полном приседании. С выходом во вторую позицию широкую на каблуки. Позже присядка с выносом ноги на воздух на 45гр. и на 90гр. .Присядка с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук и на воздух 45гр. и 90гр.
13. «Моталочка» по первой прямой и по 5 позициям, первое полугодие с фиксацией на паузе после броска ноги вперед.
14. «Молоточки» по первой прямой и 5 позициям с фиксацией ноги сзади на паузе первое полугодие.
15. Раскладка движения «ножницы» (спиной к станку и лицом) на 30гр. , на 90гр. —позже
15. Прыжки: а) поджатые в сочетании с temps levé sauté, б) «итальянский» shangements de pieds. Отработка прыжка «бедуинский».
В разделе «экзерсис на середине зала»
1. Русский поклон: а) простой поясной с продвижением (подходом вперед и отходом назад с мягким одинарным притопом в конце); б) с работой рукой, платком (мягко, лирично, резко, бодро).
2. Основные положения и движения рук русского танца: а) переводы рук из одного основного положения в другое: из подготовительного положения в первое основное, из первого основного положения в третье, из первого основного во второе, из третьего положения в четвертое (женское), из третьего положения в первое, из подготовительного положения в четвертое; б) движение рук с платочком: взмахи в положении присогнутой руки в локтевом суставе перед собой (в сторону, вверх, в 4 позиции), то же самое из положения скрещенные руки на груди, работа руки из подготовительного положения в 1, 2 и 3 позиции, всевозможные взмахи и качания платочком, прищелкивания пальцами. Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочередно каждой рукой.
3. Положения рук в парах: под «крендель», накрест, для поворота в положении «окошечко», правая рука мальчика на талии, а левая за кисть руки девочки впереди, так же за локоть. Усложняются манипуляции с платочком:
платочек, натянутый за кончики, исполняются круговые движения,
полуокружности перед собой вправо и влево,
взмахи на вращениях из первой в третью позицию,
при использовании большой шали, выстраиваются рисунки (из развернутой, из свернутой пополам и вчетверо, треугольником шали), хороводного танца движения с шалью и платком обыгрываются в дуэтном танце, переплясе, кадрили,
4. Положение рук в рисунках танца: в тройке, в «цепочка», в линии и в колоне, «воротца», в диагональ и в круг, «карусель», «корзиночка», «прочесы».5. Ходы русского танца: простой переменный ход на полупальцах, тройной шаг на полупальцах с приседанием и без него на опорной ноге и приведением другой ноги на щиколотку или у колена, шаг-удар по 1 прямой позиции (вперед и боковой приставной с ударом), шаг-удар с небольшим приседанием одновременно, шаг-мазок каблуком через 1 прямую позицию, то же самое с подъемом на полупальцах, ход с каблучка с мазком каблуком, ход с каблучка простой, ход с каблучка с проведение рабочей ноги у щиколотки, или у икры, или через положение у колена все на пружинистом полуприседании, «бегущий» тройной ход на полупальцах, простой бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад, тройной акцентированный бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад, бег с высоким подъемом колена вперед по 1 прямой позиции, такой же бег с различными ритмическими акцентами, комбинации с использованием изученных ходов.
6. Припадания: — припадания по 5 позиции в продвижении в сторону, вперед, с отходом назад, по диагонали, с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.
7. «Веревочка»: подготовка к «веревочке» на высоких полупальцах, «косыночка», простая «веревочка», двойная «веревочка», двойная «веревочка» с выносом ноги на каблук. 8. «Молоточки» простые по 5 позиции.
9. «Моталочка» в сочетании с движениями рук.
10. Все виды движения «гармошка»: «лесенка», «елочка» в сочетании с plies полупальцами, с приставными шагами и припаданиями.
11. «Ковырялочка»: с отскоком и броском ноги на 30гр. , с броском на 60гр. , с неоднократным переводом ноги в положении носок-каблук, то же самое с переступаниями на опорной ноге. 12. Перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции: простые (до щиколотки), простые (до уровня колена), с ударом по 1 прямой позиции, двойные (до уровня колена с ударом), с продвижением в сторону.
13. Перескоки по 1 прямой позиции с поочередным выбрасыванием ног вперед на каблук: простые, с двойным перебором.
14. Дробные выстукивания: двойные притопы, тройные притопы, аналогично с прыжком и наклоном корпуса вперед, в сторону, притопы в продвижении, притопы вокруг себя, ритмические выстукивания в чередовании с хлопками, с использованием одинарных, двойных, тройных притопов и прихлопов, простая дробь полупальцами на месте, в повороте и в продвижении, простые переборы каблучками, переборы каблучками и полупальцами в ритмическом рисунке, переборы каблучками и полупальцами на месте, в повороте и продвижения с участием работы корпус, «трилистник» с притопом, двойная дробь с притопом, двойная дробь с притопом и поворотом корпуса на 45гр. , тройные притопы с акцентированным подъемом колена (в различных ритмических рисунках, темпах, в сочетании с мелкими переступаниями), «горошек мелкий» заключительный, с притопами в конце, перескок заключительный, «ключ» простой.
15. Полуприсядки:
простая с выносом ноги на каблук и работой рук в различных позициях и за голову,
с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук,
с выносом ноги на 45гр. ,
с выносом ноги вперед, и ударом рукой по колену,
с выходом на каблуки в широкую вторую позицию,
с выходом на каблуки и разворотом корпуса в сторону,
с выходом на каблуки, ноги раскрыты вперед-назад, аналогично с поворотом корпуса.
В разделе «композиция»
Даются танцевальные этюды на материале выше указанных движений. Изучаемые танцы: Русские танцы Украинские танцы Татарские танцы. Итальянские танцы.
Рисунок танца: «цепочка», «воротца», «карусель», «корзиночка», «прочесы».
На углубленном этапе должны быть проучены следующие движения.
В разделе «экзерсис у палки»
Demise plies, grand plies. (полуприседания и полные приседания).
Battements tendus (cкольжение стопой по полу).
Battements tendus jets (маленькие броски).
Рas tortillé (развороты стоп, одинарные и двойные).
Round des jamb (круговые скольжения по полу).
Flick-flak (мазок ногой к себе, от себя).
Маленькое каблучное.
Большое каблучное.
«Веревочка».
Подготовка к battements fondues.
Battements developers
Дробные выстукивания.
Grand battements jets (большие броски).
В разделе «экзерсис на середине зала»
1. «Глубокий поклон»: а) ниже пояса; б) все разновидности русского поклона в сочетании с ходами и движениями рук. «Праздничный поклон».
2. Простые шаги (направление вперед и назад в сочетании с движениями рук).
3. Хороводный ход в различных направлениях с работой рук.
4. Простой шаг с проскальзывающим притопом, с продвижением вперед.
5. Простой шаг с сочетанием шага на ребро каблука, в продвижении вперед и включением работы рук и корпуса.
6. Шаг на ребро каблука с притопом на месте, с продвижением вперед и работой рук.
7. Шаг на ребро каблука с разворотами корпуса, наклонами, со сменой ракурсов на притопе.
8. Шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом и продвижением вперед.
9. Шаг с притопом в продвижении вперед, отходом назад.
10. Шаг с «приступкой» (с приставкой).
11. Шаг с продвижением вперед (медленный, плавный). Для девушки с платочком в руке. 12. Шаг с переступанием («переступка», с продвижением вперед).
13. Шаг с переступанием с постепенным поворотом корпуса то вправо, то влево.
14. Перекрещивающийся шаг (с перекрещивающимися ногами, с продвижением вперед).
15. Ознакомление с ходами танца «Сибирский лирический».
16. Ознакомление с ходами танца «Смоленский гусачок».
17. Основные ходы танца «Матаня» Орловской области и сопуствующие им движения рук.
18. Припадания накрест (быстрое).
19. Ускоренная «гармошка» ( без plie) вокруг себя;
20. «гармошка» простая и двойная с поворотом на 360гр. в приседании на полупальцах и на вытянутых ногах;
21. Разучивание движений рук, положения корпуса, характерных этим областям.
22. «Веревочка» с переборами по 5 позиции на месте и с поворотами.
23. «Двойная веревочка» с поочередными переступаниями на месте и в повороте.
24. «Моталочка» на demi plie синкопированным акцентом на всей стопе и на полупальцах.
25. «Ковырялочка» с отскоками.
26. «Молоточки» в характере уральского танца «Шестера».
27. «Маятник» - «Моталочка» в поперечном движении. «Моталочка» с поворотом.
28. Дробные выстукивания: а) «ключ» дробный, сложный; б) «Ключ» дробный, сложный в повороте; в) «Ключ» хлопушечный; г) три дробные дорожки с заключительным ударом; д) поочередное выбрасывание ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу; е) «сбивка» с «ковырялочкой» в повороте; ж) «отбивка» с выбросом ноги вперед; з) дробь в продвижении с двойной «отбивкой» правой ногой и кругом с окончанием сзади, аналогично с левой ноги. Дробные выстукивания в повороте в соединении с шагом на каблук, выносом ноги на каблук, «ковырялочкой» с выбиванием ноги в сторону.
- Дроби в характере народных танцев Поволжья.
- Дробные выстукивания в характере танца «Матаня» и «хлопушки».
29. Трюки мужского характера: - «кольцо»; - «пистолет»; - «экскаватор»; - «циркуль»; - «Склепка»; - «голубцы» с поджатыми ногами с переходом на полупальцы. - «ползунок» (ноги вперед, в сторону и на воздух).
30. Хлопушки мужские: а) поочередные удары по голенищу спереди и сзади на подскоках; б) удары двумя руками по голенищу одной ноги; в) удар по голенищу вытянутой ноги; г) хлопушки на поворотах; д) «ключ» с хлопушкой.
31. Трюковые элементы (мужские): а) «разножка» в воздухе; б) «щучка» с согнутыми ногами; в) «крокодильчик»; г) «коза»; д) «бочонок».32. Вращения на середине зала
Вращения, усвоенные за предыдущие годы обучения, изучаются в национальном характере, а также в характере областных особенностей (plies каблучки, plies releve, , plies retere, шаг retere, подскоки, припадание, pirouettes).
Приемом plies releve (два на месте, третий – plie-подготовка, четвертый – вращение), двойное вращение за 4-м разом.
Приемом plies retere (аналогичная схема изучения).
Приемом каблучки (аналогичная схема изучения).
Приемом plies pirouettes (аналогичная схема изучения).
Разучивается «вкручивающаяся» на месте концовка вращений с выходом на полупальцы в финале.
Припадание мелкие, быстрые.
Вращения на середине зала:
Отскоки по 1 прямой позиции в повороте с выносом правой ноги на каблук.
Поворот plies retere с переступанием на полупальцах.
Вращение по 2 позиции невыворотно, стремительно.
Бег на месте со скоком в 1 прямую позицию на сильную музыкальную долю.
Вращения мужского характера в сочетании с изученными движениями народного танца.
7. Вращения на одной ноге, вторая на щиколотке невыворотно, с приходом во 2 позицию (невыворотно), без пауз, но в медленном темпе
То же самое вращение в нормальном темпе
Разучивается «вкручивающаяся» концовка приемом вращения на одной ноге через retere невыворотно, уходит в позицию. Концовка в plies или в полупальцы «Обертас» по 1 прямой позиции.
«Обертас» по 1 прямой позиции с ударом
«Обертас» с round на 45гр. – 1 полугодие, на 90гр.
.Разучивается окончание вращения приемом двойного shaine.
.Вращения для мальчиков: а) tours, б) pirouettes.
Поджатые прыжки в чередовании с другими приемами вращений на месте.
Вращения по диагонали класса:
Tour-pique в раскладке, с рукой в характере украинского танца, с рукой с платочком в русском характере.
Бег с выбрасыванием правой ноги вперед.
Бег по 1 прямой позиции (поворот за два бега), поворот за один бег
Большие «блинчики» в сочетании с бегом в различных ритмических рисунках
Большие «блинчики» в чередовании с маленькими «блинчиками», различных ритмических рисунках.
Большой «блинчик» в сочетании с shaine.
Маленький «блинчик» в сочетании с вращением шаг на «каблучок».
Дробные выстукивания в повороте в соединении с шагом на каблук, выносом ноги на каблук, «ковырялочкой» с выбиванием ноги в сторону.
Shaine: - Shaine в сочетании с вращением на мелких переступания в demit plies;
Shaine в сочетании с вращением на каблучок; с двойнымвращением;
Мужские вращения с использованием пройденного материала.
Вращение по кругу:
приемом шаг retere, вращение за один шаг.
подскоки, вращение за один шаг.
маленькие «блинчики», поворот за один шаг.
большие «блинчики», аналогично.
бег по 1 прямой позиции.
бег с выбрасыванием ноги вперед.
«шаг-каблучок», вращение за один шаг.
тour pique в раскладке с рукой за голову (украинское), с платочком (русское) в 3 позицию.
двойная дробь в повороте с переступанием через «ковырялочку».
В разделе «композиция»
Мужские трюковые вращения. Изучаемые танцы: Русские танцы. Танцы местной традиции Танцы народов Поволжья Итальянские танцы Испанские танцы Мексиканские танцы,
региональные танцы, танцы народов Севера, цыганский танец, польский танец, испанский танец, восточный танец, калмыцкие танцы, испанские танцы, венгерские танцы, болгарские.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец»
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
• балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
• наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в балетном классе;
• учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
• помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку);
• костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
• раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы "Народно-сценический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Критерии оценок .Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») методически правильное исполнение учебно- танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала, владение индивидуальной техникой вращений, трюков 4 («хорошо») возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, невладение трюковой и вращательной техникой 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• оценка на экзамене;
• другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
Методическое обеспечение учебного процесса
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения, как упражнения у станка, так и хореографической композиции, должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу.
Рабочая программа (учебно-тематический план)
1 год обучения
№ НАЗВАНИЕ ТЕМ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ВСЕГО ТЕОРИЯ ПРАКТИКА
1 Подготовительная часть 32 10 22
2 Позиции рук 25 5 20
3 Позиции ног 25 5 20
4 Наклоны и повороты торса 25 5 20
5 Уровни 27 5 22
6 Изоляция 25 5 20
7 Соединение движений в комбинацию 32 10 22
8 Кросс, перемещение в пространстве 25 5 20
ИТОГО: 216 50 166
Список рекомендуемой учебной литературы
Основная литература
1. Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка.- Орел, Труд, 1999
2. Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, «Труд», 1999,1 том; 2 том - Орел, 2004
3. Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец.- М., 1976
4. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981
5. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967
6. Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974
7.И.Э. Бриске Народно-сценический танец и методика его преподавания. «Экзерсис у палки»- Челябинск 2010г.
8.Г.П. Гусев Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине танцзала. Москва 2004г.
Дополнительная литература
1. Бурнаев А. Мордовский танец. Саранск, 2002
2. Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995
3. Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара: СГУ,1992
4. Гербек, Г. Характерный танец: настоящее и будущее. /
/ Советский балет, 1990: № 1
5. Корлева ЗХореографическое искусство Молдавии. - Кишинев, 1970
6. Курбет В., Ошурко Л. Молдавский танец. – Кишинев,1967
7. Ласмаке М. Латышские народные танцы. Рига, 1962
8. Мальми В. Народные танцы Карелии. – Петрозаводск, 1977
9. Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5
10. Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969
11. Уральская В. Поиски и решения.- М.: Искусство, 1974
12 Хворост И. Белорусские народные танцы.- Минск, 1976
13.Чурко Ю. Белорусский народный танец.- Минск, 1970
.