Открытый урок по народно-сценическому танцу Калейдоскоп народной хореографии






















«Калейдоскоп народной хореографии»

Открытый урок по народно-сценическому танцу



МБУ ДО «Детская школа искусств №1» ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан



Е.Н. Калашникова, преподаватель, концертмейстер

14.05.2015



Цель урока: Соединение различных национальных культур в едином музыкально-хореографическом полотне, следуя лучшим примерам народно-сценической хореографии Государственного академического ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева.

Задачи урока: Отражение национальной сущности народов разных стран в образах народно-сценической хореографии.

План урока:
Часть 1. Магия танца И.А. Моисеева.
1.1. Народно-сценические танцы.
Часть 2. Характерные особенности танцев народов мира.
2.1. Русский народный танец.
2.2. Украинский народный танец.
2.3. Грузинский народный танец.
2.4. Испанский народный танец. Арагонская хота.
2.5. Греческий народный танец. Сиртаки.
2.6. Молдавский народный танец.
Часть 3. Хореографическая сюита по мотивам танцев народов мира.

"Танец - это пластический портрет народа,
немая поэзия, зримая песня, таящая в себе
часть народной души"
И.А. Моисеев.
Часть 1. Магия танца Игоря Моисеева.

Искусство танца, зародившееся еще на пороге эволюции человека, развивалось вместе с ним, оттачивалось и шлифовалось, приобретало характерные черты определенной народности. Народный танец, как и язык народа, имеет свои особенности, и может поведать нам о многом: об истории, быте, обычаях, традициях, обрядах, укладе жизни, темпераменте, доблести, чести, любви, то есть создать летопись своего народа с помощью пластики, выразительных движений, эмоций и чувств. Именно народные танцы впоследствии дали развитие всем видам хореографического искусства.
Жанр сценической хореографии народный танец приобрел благодаря выдающемуся художнику, артисту и балетмейстеру Игорю Александровичу Моисееву, который в 1937 году создал Театр народного танца. Это было настоящее открытие в мире искусства! Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира. Репертуар ансамбля, за свою концертную деятельность, которая продолжается более 75 лет, включает в себя около 300 хореографических произведений самых различных жанров: хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты танцев и одноактные балеты. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом, а хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном.
По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах. В Республике Башкортостан это Башкирский академический государственный ансамбль народного танца, созданный Файзи Гаскаровым, артистом ансамбля Игоря Моисеева.

Часть 2. Характерные особенности танцев народов мира.

По тематике в данное время все народно-сценические танцы схожи, в основном преобладают лирические и бытовые мотивы: о любви счастливой и несчастной, о выборе невесты, о ссорах между любимыми и о многом другом. Подобная схожесть, вероятно, была присуща танцевальной культуре народов и раньше, с той лишь разницей, что посвящены танцы были духам воды, неба, матери-земли, от которых ждали дождя, урожая и т.д. По количеству фигур танцы имеют вариации от двух до пяти-шести, музыкальный размер либо очень четкий - от 2/4 до 4/4, либо имеет переменный характер. Наиболее характерными являются следующие основные движения - волнообразные движения рук, мягкие переступания ног либо "топы", а также исполнение некоторых движений на полусогнутых коленях, с согнутыми в локтях руками, топтание на месте, повороты вокруг своей оси на 180o, 360o и более. Рисунок танца во многом произволен, за исключением сюжетных танцев, но с определенным набором движений. Основными линиями танца являются точка, линия, диагональ, полукруг и круг. Количество исполнителей в танцах варьируется.

2.1. Русский народный танец.
Русские народные танцы характеризуются молодецкой удалью и искрометным юмором. Широкие жесты, частые поклоны, гордо поднятый подбородок, ярко выраженное достоинство - вот основные элементы русского танца. Важно отметить, что этот танец требует энергичности, мужественности и резких движений от мужчин и мудрой величавости и плавности в каждом шаге от женщин. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру! Разнообразие русских народных танцев поражает своим количеством хореографических рисунков – не многие народы могут посоревноваться в этом плане с Россией. Наиболее ярок и разнообразен вид русского народного танца – русская пляска. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Темп русских плясок бывает медленный, быстрый, а также с постепенным ускорением.

2.2. Украинский народный танец.

Украинский народ, в силу постоянных бед, обрушившихся на него со всех сторон, по своему складу характера скорее драматичен, нежели весел. Особенно это заметно по песням и танцам женщин, в которых говорится о тяжелой женской доле, нелегком труде и одиночестве. Но с казачеством связаны тема борьбы и воли, непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, а также общепризнанный искрометный украинский юмор. Отсюда и танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел. Визитная карточка украинского танцевального фольклора – гопак (от украинского восклицания «гоп») - любимый танец украинских мужчин, в котором они проявляли свои умения, ловкость, гибкость, характер. Движения довольно трудные, требуют физической подготовки, однако исполняются непринужденно и с улыбкой. Девушки же танцуют весело, попеременно меняя шаловливое настроение на скромность, застенчивость. Музыкальный размер 2/4, темп умеренно-быстрый с переходом в быстрый.

2.3. Грузинский народный танец.

Танцы в Грузии разделяются на сольные, парные и групповые, также ярко представлены мужской и женский танец. Женщины двигаются грациозно, маленькими шажками. Мужчины демонстрируют свою воинственность, которая выражается в быстрых движениях, высоких прыжках и смелых пируэтах. Спина, как у мужчин, так и у женщин, всегда остается прямой и неподвижной.  Танцы отдельных регионов Грузии различаются по характеру, движениям. Танец «ачарули» отличается от других танцев своими яркими, красочными костюмами, игривостью и простотой движений; «картули» - это типичный свадебный грузинский танец, словно белая лебедь девушка плывет в танце, а мужчина, будто гордый орел, мчится за ней; мтиулури - самый отважный, эмоциональный и гордый танец горного населения Грузии. Музыкальный размер трехдольный, темп исполнения от медленного до стремительно-быстрого.

2.4. Испанский народный танец. Арагонская хота.
Хота – испанский народный танец в трехдольном размере. Классический тип хоты – Арагонская (по названию провинции Арагон) - является предметом национальной гордости. Танцуют хоту парами, с кастаньетами. Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный танец, сопровождаемый песней. Аккомпанирует ему инструментальный ансамбль «рондалья». В каждой провинции Испании есть своя хота, но мировую известность получила именно Арагонская хота, благодаря произведению русского композитора М.И. Глинки, которое носит название Арагонская хота («Блестящее каприччио»). Это колоритная картина из испанской народной жизни. Призывные торжественные фанфары вначале приглашают к хоте всех желающих. И когда все собрались, изящная трехдольная мелодия зажигает сердца и глаза, блестяще передает красочный мир народной Испании, южной природы и быта, огненную пылкость, стремительность испанского танца.

2.5. Греческий народный танец. Сиртаки.
Сиртаки (от греч. syrtaki – прикосновение, касание) популярный танец греческого происхождения. Изначально он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий старинного танца мясников. Долгое время он пребывал в тени, пока кинозвезды не включили его в свой фильм «Грек Зорбас», где главный герой исполняет сиртаки. После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции. Успех сиртаки - в чудесной мелодичной музыке Микиса Теодоракиса, положенной в основу танца. Сиртаки танцуют, стоя в линию или, встав в круг, и положив руки на плечи соседей. Размер танца четырехдольный в медленной и часто двудольный в быстрой. Сиртаки начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и  резкие, нередко включающие прыжки и скачки. Для того, чтобы дотанцевать танец, нужна большая практика и природная ловкость.


2.6. Молдавский народный танец.

К числу наиболее распространённых танцев Молдавии принадлежит хора (болгарское «хорo», от греческого «choros»). Хора - круговой массовый танец, в котором танцующие держатся за руки. Темп танца – умеренный, традиционный размер 3/8. В хоре нет определённого конца, её продолжительность зависит от изобретательности танцующих, существует множество вариантов этого танца. Еще один популярный молдавский танец - жок (от латинского «jocus» - игра, забава). В широком значении жок - народное гуляние, которое устраивала группа парней, своеобразный сельский бал. Они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок обычно длился с утра до позднего вечера. Нередко жок начинался общим танцем типа хоры, причём в каждом районе и даже селе, исполнялись свои, неповторимые по стилю и манере танцы. 

Часть 3. Хореографическая сюита по мотивам танцев народов мира.

Будучи большими поклонниками и почитателями таланта Игоря Александровича и творчества его легендарного коллектива, мы предлагаем вашему вниманию хореографическую сюиту по мотивам танцев народов мира, входящих в репертуар ансамбля Игоря Моисеева. В нашей сюите представлены фрагменты народных танцев шести стран: России, Украины, Грузии, Испании, Греции, Молдавии. Вы увидите и украинский гопак, и молдавскую хору, и русский хоровод, перепляс, и арагонскую хоту и сиртаки и грузинский картули. При этом мы постараемся показать и разнохарактерность, и примеры мужского и женского народного танца, и темповое и ритмическое разнообразие, и характерные черты этих танцев в непрерывном объединении упражнений у станка с экзерсисом на середине.
Таким образом, мы хотим проникнуть в самое сердце народной хореографии, создать яркий, переливающийся всеми цветами радуги фольклорный калейдоскоп, где свет каждой грани богат, прекрасен и неповторим и уникален.
Предлагаем вам, уважаемые гости, своеобразно поучаствовать в нашем действии. Мы подготовили для вас анкету всего с одним вопросом, скорее предложением, расставить по порядку танцы, которые вы увидите. Расставьте танцы, входящие в сюиту по очередности их исполнения: Арагонская хота, Молдавский танец, Украинский танец, Грузинский танец, Русский хоровод, Испанские выстукивания, Русский перепляс, Сиртаки.





Являясь искусством поистине общечеловеческим, доступным без какого-либо перевода людям всех рас и континентов, танец всегда несет в себе определенную национальную окраску. Проводя аналогию с музыкой, надо заметить, что подобно тому, как музыкальные интонации, рожденные на основе реалистически жизненных интонаций отражаемой исторической эпохи, носят ярко выраженный национальный характер, так и пластические танцевальные движения приобретают у того или иного народа национальную неповторимую характерность. Язык пластики в силу своей общечеловечности понятен и доступен в том “натуральном” виде, в каком его создает народ.
Перерастание национального в интернациональное в искусстве танца всегда связано с открытием новых хореографических миров, которые, являясь творческим продолжением познанного и достигнутого, расширяют горизонты искусства за счет выявления самобытных и сильных сторон, присущих каждой национальной культуре.
Народный танец - это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев, так и с точки зрения влияния его на воспитание академизма у учащихся. Костюмы и музыкальные инструменты народно-сценического танца также играют огромную роль при воспитании академизма у учащихся, являются источником при изучении материальной и духовной культуры.
Жизнь приносит в танец новые хореографические измерения, новые пластические интонации и каждый хореограф, если он хочет быть современным не только в смысле прочтения на сцене современной тематики, но и использования всех возможностей современного хореографического мышления, должен видеть и подмечать в самой действительности зарождение и развитие новых пластических «красок», пластических образных ресурсов. Танец-это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но,  в то же время, наделенный изобразительными правами балетной пластики. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца.

























13PAGE 15


13PAGE 14215




Украинский этюд_0001Грузинский этюд_0001Грузинский этюд_0002Арагонская хотаМолдавский этюд_0002Испанский этюд_0001 Заголовок 115